РОЛЕВАЯ ИГРА НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
статья на тему

Вашлаева Наталья Ивановна

Статья об использовании метода ролевой игры при изучении английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolevaya_igra.docx117.66 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЕВАЯ ИГРА НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

К ролевой игре методика преподавания иностранных языков проявляет интерес уже давно. Упражнения типа "Читайте по ролям", "Инсценируйте диалог" занимают прочное место в арсенале методических приемов. В настоящее время идея использования ролевого поведения получила широкое применение, т.к. внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников на всех этапах обучения иностранному языку, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.  Процесс организации ролевой игры включает три последовательных этапа: подготовку, проведение и подведение итогов. При этом особое значение имеет выбор адекватных для определенной возрастной группы учащихся форм ролевой игры.

Психологи отмечают, что для поведения детей младшего школьного возраста характерны высокая активность, подвижность. Дети этого возраста свободны, раскованны, с интересом относятся к игровым формам работы, любят исполнять различные роли людей, которых видят вокруг себя, роли сказочных персонажей. У школьников этой возрастной группы происходит интенсивное развитие воспроизводящего воображения, их фантазия становится способной оживлять то, что получено извне в форме описания, создавать яркие образы увиденного и услышанного. Именно эти возрастные особенности учащихся 7-11 лет позволяют наиболее успешно и интенсивно использовать ролевые игры и задания в младших классах.

Как правило, ролевые игры на начальной ступени обучения проводятся в режимах: ученик 1 ученик 2 , ученик - класс, ученик - группа.

Ученики охотно участвуют в ролевых играх, изображая любознательного Буратино, Алису, Тома, Мальвину, Незнайку, Мэри Поппинс, Карабаса  Барабаса, учителя, друга из Англии, т.е. расспрашивают друг друга в рамках создаваемых ситуаций общения, обмениваются мнениями, суждениями, выражают просьбу, совет и др.

Возрастной период младших школьников характеризуется интересом учащихся к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника (учебу, труд, досуг), воспроизводящих фрагменты его реального опыта.

Для младших школьников выделяются следующие сферы речевого общения: в школе, дома, на участках трудовой деятельности, которые можно создать с помощью различных средств обучения. Одним из средств, помогающих конструировать, моделировать весь учебный процесс и, в том числе, ролевую игру, является кукла. И в этом случае многие методисты, например, авторы учебника английского языка для второго класса Верещагина И.Н., Притыкина Н.А. предлагают использовать пальчиковые куклы. Другие учителя отдают предпочтение куклам, которые надеваются на руку. Благодаря подвижности такая кукла более выразительна. Создавая самим своим появлением атмосферу кукольного театра, она является прекрасным средством организации внимания на уроке.

Игра с куклой как одна из разновидностей ролевой игры обладает всеми ее свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности на уроке иностранного языка. Исполнение роли куклой способствует вовлечению в игру большего числа обучаемых, активизирует их речевую деятельность. Кукла может выступать в роли маски, когда не всегда удобно предложить человеку сыграть "отрицательную" роль, в частности избалованного, капризного, ленивого, боязливого, непонятливого ребенка. Например, тренируется употребление выражения принадлежности. Капризная кукла ничего не хочет делать и на любое утверждение: Ты должна..." отвечает: "Я не хочу...”. При этом тренируется употребление модальных глаголов.

Кукла может выступать и знаком ситуации, когда перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу - расспросу:

Who are you?

How old are you?

Where are you from? …и т.д.

За диалогом следует обобщение всего, что ученики узнали о кукле.

Ролевая игра с куклой разнообразит занятия, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует коммуникативной направленности урока в начальной школе.

Одной из функций этого средства общения является то, что кукла выступает в роли партнера, адресата речи. Игра с куклой - партнером психологически основана на человеческой способности полноценно общаться, особенно выраженной у детей.

Кукла - третье лицо, предмет разговора. В этом случае игра с куклой позволяет строить сюжетные цепочки заданий.

Таким образом, кукла выполняет три-четыре функции.

Многие педагоги считают, что кукла - это особый, "действующий", активный вид наглядности на уроке.

В течение многих лет я применяю ролевые игры на уроках английского языка в младших классах. Но прежде чем ввести данный прием работы в учебный процесс, необходимо провести большую подготовительную работу. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения. Следовательно, чтобы организовать общение в рамках ролевой игры, необходимо сформировать эти навыки в реальных условиях учебного процесса. Для этого я использую тренировочные упражнения, которые привожу ниже.

  1. Упражнение на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные утверждения. Они призваны развивать умение употреблять клишированные фразы, эквивалентные русским "Да", "Нет", "Разве?", "Неужели?" и т.д. Например:
  •  Carlson has come to us. He is a good boy. He likes to eat jam, doesn’t he?
  •  You are right. He likes to eat jam.
  •  Do you like to eat jam?
  •  Yes, of course.
  1. Упражнения на тренировку школьников в составлении микро диалогов в парах, в рамках предложенной ситуации:

Imagine, your friend has a birthday party today. What will you do?

  •  Hello.
  •  Hello, Ira. Happy birthday to you. Here is a present for you.
  •  Thank you. What is it? Oh! It is a doll. It’s very nice. I like to play with dolls.

Упражнения на тренировку выражений этикетного характера:

  •  Hello, Ira
  •  Hello, Lena
  •  How are you?
  •  I’m fine, and you?
  •  I’m fine too. Thank you.
  •  Good-bye, Lena.
  •  Bye.

Упражнения, направленные на развитие навыков ведения разговора по телефону. Например:

  •  Hello. This is Andrew. Is that Caroline?
  •  Hello, Andrew. Yes, it’s me.
  •  How are you?
  •  Fine, thanks. And you?
  •  I’m OK.
  1. Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работу над ним провожу поэтапно:

-        читаем диалог по ролям, обращая внимание на реплики, подлежащие освоению;

-        читаем диалог с целью восстановить пропущенные реплики;

-        имитируем диалог, воспроизводя реплики по ролям;

-        самостоятельно составляем аналогичный диалог, но в другой ситуации общения.

  1. Составление небольших полилогов.

Учащиеся работают в группах по 3- 4 человека, достигая при этом полного взаимодействия партнеров. На этом этапе работы я уже использую  ролевые игры.

В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение на позиции "Я - взрослый". Это время бурного роста и одновременно обостренного внимания к внешности - своей и сверстников; время высокой энергичности и быстрой утомляемости; внешней бравады и глубокой ранимости, повышенной тревожности. В это время появляется потребность в информации о своей личности, о своем положении среди сверстников, острая тяга к групповому общению.

Особенности подросткового восприятия мира проявляются и в выборе ими ролевых игр. В ролевых играх подростки стремятся к групповому сотрудничеству.

Подростки играют в более сложные и разнообразные ролевые игры по сравнению с младшими школьниками. Ролевые игры проводятся по следующим направлениям: в школе - на уроке, в кабинетах, в библиотеке, в спортзале; дома - в комнате школьника или в его рабочем уголке; в общественных местах - на улице, в магазине; в местах культурного досуга - в театре, в кинотеатре, в концертном зале, в картинной галерее; путешествие по англо-говорящим странам, по городам России и Англии и т.д.

Прием ролевой игры дает наиболее ощутимые результаты как средство развития умений и навыков устной речи, если его использовать в сочетании с функционально-семантическими опорами, которые позволяют стимулировать достаточно развернутые высказывания учащихся, ориентированные на употребление в речи конкретного языкового материала.

Такие упражнения полезны в системе подготовки учащихся к ГИА по английскому языку раздел «Говорение».

Для старшеклассников предлагаются такие ролевые игры, которые в основе своей имеют различные типы диалогов: обмен впечатлениями, суждениями - «Театралы», «Интервью», «Точки зрения».

В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту повышается значение игровых ситуаций; расширяющих представления учеников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли. Адекватной формой игрового общения у старшеклассников становится имитационная ролевая игра.

В такой игре соблюдаются правила имитируемой деятельности, общение должно быть организовано в соответствии с игровым заданием. Для этого необходимо определить цели игры, разработать сюжет, конкретизировать задачу каждого участника, уточнить состав и содержание речевых действий, объяснить правила игры, критерии оценки действий и, наконец, подвести итоги игры.

Имитационные ролевые игры являются не только средством подготовки учащихся к речевому общению, но и приемом, расширяющим возможности познавательной деятельности школьников, формированию нравственной позиции. Они позволяют имитировать ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Лингвистические игры на начальной ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе".

Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме. Значительная роль при обучении иностранным языкам, в ча...

Повторение на старшей ступени обучения иностранному языку.

Организация повторения усвоенного ранее на уроках ИЯ на старшей ступени....

Игра и игровая ситуация на начальной ступени обучения иностранным языкам

Использование игровых ситуаций на уроках для повышения интереса учащихся при изучении иностранного языка....

Формирование языковой компетенции в процессе реализации проектной технологии на старшей ступени обучения иностранному языку

Формирование языковой  компетенции в процессе реализации проектной технологии на старшей ступени обучения иностранному языку...