Повторение на старшей ступени обучения иностранному языку.
статья (английский язык) по теме
Организация повторения усвоенного ранее на уроках ИЯ на старшей ступени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_na_starshey_stupeni_obucheniya_inostrannomu_yazyku.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение на старшей ступени обучения иностранному языку.
Иностранный язык остается одним из самых популярных предметов у российских школьников. Высокий уровень мотивации, обусловленный разными факторами, вызывает и высокие требования обучаемых, а также их родителей к учебному процессу.
Рассмотрим проблему специальной организации повторения усвоенного ранее на уроках ИЯ на старшей ступени. Современные психологи утверждают: «Это иллюзия, что можно получить полноценные знания без повторения». Особенно важную роль повторение играет на старшей ступени. Это связано, во-первых, с необходимостью завершения школьного курса, обобщения и систематизации всего изученного материала, совершенствования механизмов коммуникативной компетенции; во-вторых, с возможностью старшеклассников осуществлять такую систематизацию, обобщение, обусловленное развитием у них абстрактного мышления и других психических процессов; в-третьих, с потребностями большинства из них:
1) успешно закончить школу и подготовиться к поступлению в вузы;
2) добиться положительных результатов в изучении ИЯ.
На старшей ступени усложняются содержание речи учащихся и воспринимаемых ими текстов, характер речевых задач; расширяется объем иноязычного материала. Это предполагает способность и готовность учеников быстро извлекать необходимые языковые средства из долговременной памяти и правильно их использовать в речевой деятельности на ИЯ, что требует не только сохранения эталонов слов, грамматических явлений, знаний, но и умения быстро, правильно и в соответствии с ситуацией и целями общении применить их. Поэтому в обучении ИЯ следует повторять не только сам языковой материал или факты о стране изучаемого языка, но и действия, операции с этим материалом.
Под повторением при обучении ИЯ мы понимаем комплекс специальных методических приемов, предполагающих организованную повторяемость языковых средств, тем/подтем, лингвистических и социокультурных знаний, речевых действий и операций с ними в новых условиях в целях:
-предупредить их деавтоматизацию, забывание;
-обобщить, систематизировать их;
-расширить опыт их использования в связи в новым и тем самым совершенствовать уровень развития коммуникативной компетенции и ее компонентов: лингвистического и социокультурного.
В современной методике проблема повторения решалась по-разному. Так, Г.А. Китайгородская выдвинула принцип поэтапно-концентрической организации обучения, одним из положений которого является выделение коммуникативного ядра лексики и грамматики, включающего основной, особо значимый для целей обучения материал. Это коммуникативное ядро далее проходит через различные этапы активизации, в различных сочетаниях на протяжении всего курса обучения. Благодаря этому снимается проблема специальной организации повторения.
Е.И. Пассов подробно проанализировал повторяемость языкового материала на этапе формирования навыков, последней стадией которого должно быть противопоставление, сталкивание нового и усвоенного ранее, когда и происходит повторение. На последующих этапах работы в цикле уроков осуществляется повторение без повторения, при котором ученик повторно использует какой-либо речевой материал каждый раз в новом контексте, в новой ситуации, в новых комбинациях. Такое повторение скрыто от учащихся.
Эти исследователи в большей степени уделяют внимание повторяемости языкового материала, неосознаваемой школьниками.
В одном из основных своих работ И.Л. Бим выдвинула свою идею построения учебного процесса по спирали, что, по нашему мнению, создает хорошие возможности для повторения. Необходимость обучения ИЯ по спирали обуславливается сложной, неоднородной иерархической структурой самой речевой деятельности, которой овладевают учащиеся, и особенностями формирования такой сложной деятельности. Как свидетельствуют исследования механизмов мышления и памяти, отдельную деятельность нельзя построить путем простого объединения ее компонентов. Важнейшими условиями ее формирования являются упорядочивание, категоризация этих компонентов, которые должны пройти через личную смысловую сферу, «пережить» отбор, сопоставление, в результате чего образуются новые интегральные образы. Усвоение происходит за счет включения преобразуемых новых знаний и умений в систему прежнего опыта.
Специфика старшей ступени заключается в том, что у старшеклассников уже имеется значительный опыт в осуществлении речевой деятельности как на родном, так и на иностранном языках, - опыт, состоящий из сформированных в различной степени навыков и умений, знаний и правил и социокультурных знаний о странах изучаемого языка, учебных умений. Дальнейшее развитие личности старшеклассников предполагает не просто количественное расширение и не только линейное прибавление элементов к их личному опыту, а целенаправленное формирование целостной, гибкой системы, синтезирование всех ее элементов путем их разнообразного комбинирования, обобщения, раскрытия закономерностей и взаимосвязей между ними. В результате достигается гармония между смысловыми, целевыми и исполнительскими компонентами действия, что является показателем его присвоения и обеспечивает определенную свободу обучаемого в выполнении деятельности. Именно в этом случае мы можем говорить о превращении ученика в субъект учебной деятельности, когда приобретаемая им свобода позволяет ему действовать применительно к новым ситуациям, легко перестраивать имеющийся опыт. Очевидно, что такая организация обучения требует от учащихся сознательных усилий по припоминанию, инвентаризации компонентов своего опыта, их анализа и сопоставления. Следовательно, на старшей ступени обучения и в упражнениях (когда мы скрыто подводим обучаемых к повторению изученного), но и осознанно рассматриваться ими как необходимый этап изучения ИЯ.
Психологи также утверждают, что усвоение зависит не только от количества повторений и от затраченного на это времени, но и от когнитивных усилий, их семантической интеграции в рамках уже существующих структур, знаний и от интенсивности отработки. Построение учебного процесса по спирали помогает сформировать у обучаемых общие принципы осуществления речевой деятельности, которые выявляются в процессе развития целого в мыслительных соотнесениях его с прошлым и будущим. Каждый последующий виток спирали, вбирающий в себя имеющийся опыт в процессе приобретения нового опыта, ведет к развитию самоконтроля на основе появления обобщенных эталонов в долговременной памяти учащихся. При такой комплексной переработке всего ранее усвоенного (recycling) преодолеваются забывание и раздробленность, обособленность отдельных циклов уроков; обеспечиваются преемственность и связанность учебного процесса.
Таким образом, повторение выступает как объективное условие прочного усвоения содержания учебного предмета и развития обучаемого. Его субъективную значимость мы видим в том, что ученики получают возможность оценить результаты своей учебной деятельности, проявить себя, не утратить то, чему ранее научились, обретают свободу в самовыражении. Без повторения обучение теряет смысл. Не имеет смысла и механическое, буквальное повторение, противоречащее творческому характеру речевой деятельности.
Согласно современным подходам к обучению ИЯ следует проводить повторение с помощью комплекса методических приемов, соблюдая ряд условий:
-цикличность: материал повторяется по окончании цикла уроков, в последующих циклах в связи с новым материалом, в конце учебного года и в начале всех последующих; происходит расширение витка спирали за счет «втягивания» в него усвоенного ранее и усваиваемого в данный момент;
-вариативность: изменяются способы, условия, задачи использования того, что отрабатывалось ранее; это закрепляет прежние связи, эталоны и формирует новые; обеспечивает возможности для языкового переноса и координации связей между долговременной и оперативной видами памяти;
-индивидуализация и дифференциация: учет потребностей и пробелов учащихся конкретного класса, особенностей их памяти и других психических процессов;
-активность каждого ученика в процессе повторения (речевая и мыслительная), вызываемая поставленной задачей, решение которой требует инвентаризации изученного ранее и его применения в новых условиях;
-контролируемость как со стороны учителя или другого ученика, так и самим субъектом, выполняющим действие.
Повторение на старшей ступени обучения ИЯ может осуществляться через организацию содержания обучения говорению; при введении в тему/проблему; в специальных тренировочных лексических упражнениях; во время грамматических разминок, в языковых упражнениях, в которых «сталкиваются» различные явления; в обобщающих опорах; в упражнениях, подготавливающих школьников к самостоятельным высказываниям; при работе с текстами; при выполнении «сквозных» ретроспективных заданий, когда требуется вспомнить ранее прочитанные тексты, выписать слова, факты, аргументы из них, сопоставить, обобщить, дополнить информацию из этих текстов, составить анкеты, викторины на их основе и т.п.; во время корректирующих и обобщающих уроков.
Рассмотрим некоторые из этих приемов. Содержание для обсуждения можно объединить в крупные блоки, включающие подтемы/проблемы, вытекающие из общей и связанные с теми подтемами/проблемами, которые отрабатывались в предшествующие годы. Анализ интересующих старшеклассников проблем, обсуждаемых ими и на родном языке, позволяет выделить в качестве базовых четыре таких блока: проблемы досуга; образования и профессиональной деятельности; все о себе и об окружающих людях; проблемы молодежи. Каждый блок изучается в течение полугода. Количество подтем/проблем внутри него зависит от количества часов и подготовленности класса.
Структура обсуждаемых содержательных тем для моделирования ситуаций может быть представлена следующих образом.
Что? | Кто? | Когда? | Где? |
Факты характеристики Мнения Оценки Причины Следствия | -одноклассники -друзья -молодежь -родители -учителя -старшее поколение -известные люди | -в детстве -в юношеские годы -через…лет | -дома -в школе -в городе -в общественных местах -«у нас» -«у них» |
При моделировании конкретных ситуаций составляются различные комбинации этих содержательных вех, относительно которых становится речевая задача. Так, в блоке «Проблемы досуга» выделяются: Как организован досуг в нашей школе/нашем городе? Как можно провести свободное время в Москве/Лондоне? Как проводили свое свободное время наши родители в детстве/юности? Как изменились мои интересы с детства? Изучение языка – хобби или профессия? Отношение моих одноклассников/родителей/учителей к различным формам досуга ( к спорту, радиовещанию, телевидению, чтению газет и т.д.). Список можно продолжить, ориентируясь на конкретных учащихся и учебное время, имеющееся в распоряжении учителя. В упражнениях ситуативного характера будут варьироваться речевые задачи и партнеры по общению. Речевые задачи формулируются на основе следующих действий: классификация, распределение ( например, слов по какому-либо принципу); подбор примеров, составление перечней, списков; определение причинно-следственных отношений (почему), объяснение; определение условий, обстоятельств; выделение главного и второстепенного; сравнение, сопоставление, поиск сходства и различий; объединение, комбинирование, суммирование; дополнение, восстановление полного образа по деталям; изменение, трансформация; выдвижение гипотез, отгадывание, предположение; аргументация, доказательство, выделение «за» и «против»; обобщение, выводы, сокращение; коррекция, исправление; поиск возможного решения, проектирование; планирование ; выражение оценки, отношения, ранжирование; рекомендация, совет; согласие/несогласие; фантазирование, представление нереальных условий.
Введение в тему/проблему предполагает не только семантизацию новых слов, но и обязательное припоминание знакомых слов.
Так, во вводной беседе на английском языке используется прием «мозгового штурма» лексики. Сразу же идет запись плана-конспекта с ключевыми словами в тетради.
Вот пример такой беседы по теме «Кем быть?» (проводится на ИЯ):
Учитель: Скоро вы закончите школу, и проблема «что делать, кем быть?» волнует каждого. Какие профессии сейчас популярны среди молодежи?
Ученики: Юриста, экономиста, врача…
Учитель: Что привлекает молодых людей в будущей профессии?
Ученики: Возможность зарабатывать, общаться с интересными людьми, найти работу за границей…
Учитель: Что не нравится молодежи в некоторых профессиях?
Ученики: Низкая зарплата, грязная работы, короткий отпуск…
Учитель: Что требуется что того, чтобы найти хорошую работу?
Ученики: Хорошее образование, компьютерные навыки, знании ИЯ, связи…
Если учащиеся не знают, как выразить мысль по-английски, учитель подсказывает им и записывает новое слово. В такой беседе от них требуются самостоятельные речемыслительные и мнемические усилия для припоминания, инвентаризации известных слов в связи с новой ситуацией применительно к новому содержанию, что развивает комбинаторные механизмы. Знакомые и новые слова проходят через различные анализаторы в тесной связи с их значением и функцией речи.
Особого внимания требует повторение не узкотематических слов, а слов широкого диапазона, используемых во многих ситуациях. Учителю полезно составить для себя список таких слов и стимулировать учеников к включению их в свою речь. Поскольку, по наблюдению психологов, быстрее забываются детали, следует регулярно повторять предлоги, типичные словосочетания с артиклями, словообразовательные элементы. Приводим примеры заданий для инвентаризации лексики:
-Распределение слов:
а) заполните табличку словами, которые сочетаются с предлогами: at, on, in, no preposition.
Monday/at 5 o’clock/winter/last year? Etc.
б) распределите слова по типу чтения/словообразования.
в) распределите слова по значению, например: качества людей, которые вас привлекают/отталкивают/не имеют для вас значения.
-Ранжирование:
а) Расположите предлагаемые хобби/профессии и т.п. в порядке, отражающем ваше отношение к ним, начав с самых привлекательных.
б) Составьте рейтинг музыкальных стилей, профессий и т.п., популярных в вашем классе.
-Кто лучше запомнит:
а) Посмотрите на слова на доске/прослушайте слова и запишите по памяти.
б) «Снежный ком»: закончите перечень слов, объединённых значением/перечень предложений о…, повторив сначала все предыдущие варианты. Например: каждый ученик предлагает одно предложение о положительном влиянии телепередач на людей. Затем все учащиеся записывают окончательный вариант в тетрадях по памяти.
Полезно регулярно проводить письменную самопроверку слов. Регулярное, специально организованное повторение грамматики представляется исключительно важным, так как, по нашим наблюдениям, 70 – 80 % ошибок в речи старшеклассников носят грамматический характер. Даже те явления, которые, казалось бы, были прочно усвоены учащимися ранее, вызывают у многих затруднения в неподготовленной речи и в текстах. Мы условно разделили методические мероприятия, необходимые для предотвращения деавтоматизации, на две группы:
- способы закрепления в памяти ориентировочной основы действия, когда повторяются ситуативные и формальные ориентиры речевого образца; это могут быть различные обобщающие опоры, схемы, таблицы, упражнения аналитического характера на основе текстов для чтения;
- способы организации грамматически направленной практики, куда входят подготовительные упражнения, предшествующие речевым, письменные упражнения, работа над ошибками, корректирующие уроки в начале учебного года и обобщающие уроки в конце года.
Повторение грамматики происходит и незаметно для учащихся, когда мы стараемся использовать всё новые слова в максимальном количестве известных речевых образцов. При этом не только закрепляются эталоны в долговременной памяти, но и сама она «начинает работать в режимах своей непосредственной координации с оперативной памятью, благодаря чему акты запоминания связываются с актами употребления».5 Отбор грамматических явлений для повторения зависит от уровня обученности школьников и, соответственно, их ошибок. В классах со слабо обученными учащимися иногда приходится работать и над такими простыми явлениями, как множественное число существительных, степени сравнения прилагательных и др. В общем целесообразно проводить повторение грамматики в комплексе, например Simple Present, Past Future; all Past Tenses; Active and Passive; The Present Perfect Tense and The Past Simple Tense.
Важным условием эффективного повторения является преодоление однообразия, монотонности в работе. Как указывают психологи, эти ощущения возникают при многократной повторяемости внешнего раздражителя, неизменном ритме и темпе работы, при непривлекательности для личности определённой ситуации, при её малой эмоциональной насыщенности. Преодолеть эти негативные моменты помогает использование на уроке различных режимов работы (парных, групповых, по кругу, индивидуальных), позволяющих совместить два важных фактора усвоения: повторяемость и новизну.
Подготовительный этап, цель которого повторить необходимые слова и речевые образцы: упражнения по кругу.
№ 1. Образуйте правильную форму прилагательного, данного в скобках: 1) Cross-country skiing is (easy) than down-hill skiing; 2) Of all domestic animals dogs are (clever); 3) Sewing is as (boring) as knitting. И т.д.
№ 2. Составьте вопросы к следующим ответам: 1) Yes, I enjoy dancing; 2) I work out once a week; 3) No, I have never collected stamps; 4) There are four discotheques in our town.
№ 3. Вставьте предлоги, где требуется: 1) My cousin is interested … computers; 2) I am not good … cooking; 3) Hobbies influence … our lifestyle. И т.д.
№ 4. Дополните столбик однокоренными словами:
|
|
|
№ 5. Образуйте отрицательную форму данных предложений: 1) My mom is fond of gardening; 2) Our teacher is singing an English song; 3) We enjoyed this film very much. И т.д.
№ 6. Измените время глаголов, используя указанные обстоятельства времени: 1) I collected stamps long ago (since my childhood); 2) My parents have already been abroad many times (now); 3) Does your sister play tennis well? (last year). И т.д.
Повторив таким образом необходимый материал, учащиеся переходят к обсуждению проблемы. Однако для достижения конечной цели (выражения мнения о различных вариантах досуга в развёрнутых, аргументированных, не подготовленных заранее высказываниях) снова предлагаем задания, при выполнении которых повторяется материал с различной речемыслительной задачей и в разных режимах работы. Примеры заданий:
Половина учеников класса (менее подготовленные) получают небольшие тексты-загадки о различных видах хобби. Ребята, работая в парах сменного состава, должны пересказать свой текст каждому ученику из другой половины класса так, чтобы тот смог догадаться, о чём идёт речь, и выразить своё мнение об этом хобби.
Работая в парах сменного состава, учащиеся расспрашивают друг друга об отношении к своему хобби (они у всех разные), а затем готовят анализ ответов.
Учащимся в двух группах предлагается составить анкету (5 вопросов) о занятиях одноклассников в свободное время. Затем ребята образуют пары (по одному ученику из каждой группы), проводят взаимное анкетирование, после чего объединяются в прежние группы и подводят итоги.
Я заметили, что, работая в парах сменного состава (даже когда приходится повторять один и тот же текст или вопросы), ученики реже заглядывают в карточку, внимательно смотрят на слушателя, его реакцию, стараются сделать свою речь более понятной. В свою очередь слушатели стремятся точнее понять каждое предложение, иногда задают уточняющие вопросы, делают записи. Затем следует фронтальная форма работы: ученики обсуждают ответы, сравнивают, составляют рейтинг, выделяют положительное и отрицательное, что они видят в различных вариантах хобби, и т.д. Домашнее задание предполагает письменное обобщение информации, которая обсуждалась на уроке, выражение своего мнения по проблеме или же подготовку обобщающих выводов по ней.
Таким образом осуществляется взаимосвязанность всех заданий, каждое из которых является звеном в цепи. Мы отказываемся от таких упражнений, которые не имеют перспективы развития, продолжения и не обеспечивают повторяемости в меняющихся условиях того, что было отработано ранее. Так разворачивается микроспираль внутри урока, которая включает материал предшествующих заданий и формирует новый опыт его применения. Связь усвоенного и изучаемого в данный момент становится не случайной, не гипотетической, а специально запланированной и организованной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы организации интерактивного чтения на старшей ступени обучения английскому языку.
Статья о применении некоторых приёмов интерактивного чтения на уроках английского языка....
Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку по УМК "Старлайт"
В статье «Развитие письменной речи учащихся на старшей ступени обучения английскому языку» рассказывается о применении технологии педагогических мастерских в обучении учащихся созданию различного вида...
Обобщение опыта работы по теме: "Формирование социокультурной компетентности учащихся старшей ступени обучения английскому языку"
Введение. Работа посвящена проблеме формирования социокультурной компетентности учащихся на уроках иностранного языка общеобразовательной школы....
Формирование языковой компетенции в процессе реализации проектной технологии на старшей ступени обучения иностранному языку.
Исследовательская работа...
Формирование языковой компетенции в процессе реализации проектной технологии на старшей ступени обучения иностранному языку
Формирование языковой компетенции в процессе реализации проектной технологии на старшей ступени обучения иностранному языку...
Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К
Аннотация: В статье «Развитие умений читать в технологии креативного обучения иноязычной культуре на средней и старшей ступени обучения английскому языку по УМК Барановой К.М. «Звездный английск...
Роль проектной работы в развитии коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся в урочное время на старшей ступени обучения английскому языку
Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, особый интерес для нас представляет проектное обучение, котор...