Технология ремонта одежды ручным и машинным способами
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме
Урок технологии, 7 класс, ФГОС. Урок комплексного применения знаний и умений.
Цель: способствовать формированию знаний и умений уч-ся о технологии ремонта одежды штопкой, накладной и декоративными заплатами ручным и машинным способами.
Задачи урока:
1) Личностные (воспитательные): содействовать воспитанию трудолюбия, воспитанию технологической грамотности, бережного отношения к одежде, заинтересованности в конечном результате.
2) Предметные (учебные): ознакомить учащихся с конструктивными особенностями и технологией выполнения ремонта одежды с помощью заплаты; развивать навыки наложения декоративной заплаты, учитывая технологические и физико-механические свойства материалов; закрепить навык выполнения ручных стежков и строчек.
3) Метапредметные (развивающие): способствовать развитию мышления, речи на основе устных ответов и знакомства с новыми понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_-remontodezhdy_fgos.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по технологии
7 класс
(2учебных часа)
Тема урока: Технология ремонта одежды ручным и машинным способами
Цель: способствовать формированию знаний и умений уч-ся о технологии ремонта одежды штопкой, накладной и декоративными заплатами ручным и машинным способами.
Задачи урока:
1) Личностные (воспитательные): содействовать воспитанию трудолюбия, воспитанию технологической грамотности, бережного отношения к одежде, заинтересованности в конечном результате.
2) Предметные (учебные): ознакомить учащихся с конструктивными особенностями и технологией выполнения ремонта одежды с помощью заплаты; развивать навыки наложения декоративной заплаты, учитывая технологические и физико-механические свойства материалов; закрепить навык выполнения ручных стежков и строчек.
3) Метапредметные (развивающие): способствовать развитию мышления, речи на основе устных ответов и знакомства с новыми понятиями;
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные результаты – навыки выполнения ручных стежков и строчек, владение информацией о свойствах тканей.
Основные методы обучения:
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Словесный
Самоконтроль
Наглядно-вербальный
Диалогический
Эврестический
Творческий
Материальное обеспечение урока:
Инструменты и приспособления для выполнения ручных работ, швейная машина, утюг и гладильная доска; образцы тканей, клеевых материалов.
Схемы, рисунки аппликации. Технологические карты №1, №2, №3. Таблица «Классификация ручных стежков» . Карточки по технике безопасности.
Наглядные пособия: одежда, требующая соответствующего ремонта.
Ход урока:
I этап:
Организационный момент:
Проверка отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Инструктирование по имеющимся на рабочих местах материалам для работы. Учащиеся подписывают карточки самооценивания.
II этап:
Актуализация знаний: Создание проблемной ситуации.
Поскольку все в школе знают, что на уроках технологии учатся хорошие мастерицы, то к нам обратились за помощью: попросили решить возникшую с одеждой проблему. Думаю, что многие из Вас тоже сталкиваются с такими ситуациями. Подойдите, пожалуйста, к демонстрационному столу. Посмотрите эти вещи. Что вы видите? Какие недостатки в этих вещах?
Предполагаемые ответы учащихся: дыра, порваны, распоровшийся шов, изношенная потертая ткань.
Но ведь сами вещи еще хорошие, качественные, их можно было бы носить. Неужели их придется выкинуть?
-Нет.
А что можно сделать?
Предполагаемые ответы учащихся: Отремонтировать, починить, заштопать, наложить заплату.
Правильно. И тем самым, мы сможем пролить срок службы вещей.
III этап:
Постановка цели и задач урока.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока…………….. «Технология ремонта одежды ручным и машинным способами».
А как вы думаете, все эти вещи мы будем ремонтировать одним и тем же способом? -Нет. Тогда как вы думаете, чему мы научимся сегодня на уроке?
Предполагаемые ответы учащихся: ремонтировать одежду различными способами, из разных тканей.
Возможно ли при ремонте одежды использовать швейную машину? – Да.
Значит, сегодня на уроке мы познакомимся с ручным и машинным способами ремонта одежды.
IV этап:
Воспроизводство и коррекция опорных знаний учащегося.
Ремонтируют одежду чаще всего в ручную.
????? -Какие виды ручных стежков вы знаете?
Предполагаемые ответы учащихся: прямой, косой, крестообразный, петлеобразный, петельный.
-Какие из этих стежков мы будем применять при ремонте одежды?
Предполагаемые ответы учащихся: Косой, петлеобразный, петельный.
-Назовите технические условия на выполнения этих стежков.
Предполагаемые ответы учащихся: косой обметочный стежок – 4-10 стежков в 1см., потайной подшивочный стежок - 2-5 стежков в 1см.; петлеобразный стежок (заменяет машинную строчку) – длина стежка 0,2-0,3см.; петельный стежок – 5-10 стежков в 1см.
И в редких случаях сегодня нам может потребоваться прямой стежок для наметывания деталей, и крестообразный – для нашивания деталей заплат на изделие.
Для того, что бы выполнить заплату потребуется дополнительные кусочки ткани. Давайте вспомним материаловедение.
????? - На какие группы можно разделить все свойства тканей?
Предполагаемые ответы учащихся: Гигиенические, физико-механические, технологические.
-На какие свойства тканей мы буем обращать внимание?
Предполагаемые ответы учащихся: физико-механические – плотность ткани, удлинение, фактура ткани, износостойкость. Технологические – осыпаемость, прорубаемость, скольжение, раздвижка нитей в швах, способность к ВТО.
Осыпаемость – свойство, когда нити свободно впадают из среза. Для заплатки подберем ткань с низкой осыпаемостью.
-Какие ткани наиболее износостойкие? (Синтетические.)
-А какова износостойкость джинсовой ткани? (Износостойкость невысокая, истираются участки шагового шва, низ брюк. Т.к. это натуральное х/б волокно).
Итак, мы будем подбирать ткани с учетом их свойств и фактуры.
Задание: Перед вами образцы тканей. Выберите те ткани, которые, по вашему мнению, подойдут для ремонта одежды из:
- джинсовой ткани,
- шелковой ткани,
- трикотажного полотна
V этап:
Систематизация знаний.
Т.к. дефекты на одежде различны, давайте попробуем разбить их на группы и в зависимости от этого подобрать соответствующий способ ремонта.
Возникшие дефекты:
дефект | Способ ремонта |
трещина, порез | Штопка косым стежком |
распоровшийся шов | штопка петлеобразным стежком (заменяет машинную строчку) |
изношенная ткань | штопка (ручная, машинная) |
разрыв на такни | штопка (ручная, машинная) |
дыра на такни | заплата |
VI этап:
Первичное закрепление навыков в знакомой ситуации.
Давайте попробуем выполнить простую штопку с помощью косых обметочных стежков.
Самостоятельная работа учащихся.
Технологическая карта №1. Выполнить штопку трещины, углового разрыва ткани.
Вводный инструктаж:
- Повторить с учащимися ТБ при выполнении ручных и машинных работ (Карточки).
- Инструктаж о ходе работы
- Распределить учащихся по рабочим местам.
Закрепление навыков в измененной ситуации.
Если на ткани края трещины или углового разрыва сильно осыпались, или на одежде образовалась дыра, то выполнить простую штопку невозможно. Необходим ремонт с помощью заплаты.
Самостоятельная работа учащихся.
Технологическая карта №2. Выполнить ремонт одежды с помощью накладной заплаты.
Вводный инструктаж:
- Инструктаж о ходе работы
В середине работы проводится гимнастика для глаз.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Круговые движения глазными яблоками с открытыми глазами(30 сек).
Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли (30 сек.).
Медленно переводить взгляд с пальцев вытянутых рук на кончик носа.
VII этап:
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
????? -А если ткань осыпается, или имеет рыхлую структуру возможно ли заштопать порез, разрыв? (-Нет.)
-Что можно сделать? (-Заклеить.)
Для этого нам потребуется специальные клеевые материалы. Ознакомьтесь с информацией о клеевых материалах самостоятельно (учебник «Технология 7кл.» стр…..) Найдите образцы клеевых материалов.
Заполните схему:
для заклеивания с изнаночной стороны для наклеивания деталей сверху
Однако, если такая штопка останется на одежде на видном месте, то носить такую вещь мы вряд ли сможем. И цель ремонта достигнута не будет. Что же придумать? Наложить сверху не просто заплату, а декоративную аппликацию, термоаппликацию.
Всегда ли возможно использование термоаппликации? В чем возникают затруднения? (В подборе соответствующего рисунка, следует учитывать плотность ткани и термоаппликации).
Для декоративной заплаты нужно подобрать соответствующий рисунок и соответствующую ткань с учетом вида изделия, месторасположения дефекта на одежде.
Самостоятельная работа учащихся.
Технологическая карта №3. Выполнение декоративной заплаты.
Вводный инструктаж:
- Повторить с учащимися ТБ при работе с утюгом. (Карточки).
- Инструктаж о ходе работы
- Распределить учащихся по рабочим местам.
Вам предлагаются варианты эскизов декоративных заплат. Выберете соответствующий эскиз в зависимости от вида изделия, места разрыва, возраста владельца одежды, его вкуса. Что бы в процессе эксплуатации детали не отклеивались и края деталей не осыпались, декоративную заплату нужно нашить на изделие ручными стежками или на швейной машине. Какие стежки вы будете использовать. (Косой стежок, петельный стежок).
VIII этап:
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Если для выполнения декоративной заплаты вы выбрали сложный рисунок, и ваша работа требует большого количества времени, закончить ее вы сможете дома.
Проверте свою одежду и одежду членов своей семьи. Если она нуждается в ремонте, то предложите оптимальный вариант. Обоснуйте свое решение.
IX этап:
Рефлексия (подведение итогов)
Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Карта самооценивания
№ задания | Выполнение задания | Оценка ученика | Оценка учителя |
Работа по позициям | Участвовала в обсуждении Отвечала на вопросы Записывала в тетради | ||
Практич. работа №1 | Качество работы Самостоятельность выполнения | ||
Практич. работа №2 | Качество работы Самостоятельность выполнения | ||
Практич. работа №3 | Качество работы Самостоятельность выполнения | ||
Итоговая оценка: |
Подвести итог проделанной работы на уроке.
Сегодня на уроке я узнала… , научилась…
было трудно…
меня удивило…
Что мне этот урок дал для жизни?
X этап:
Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок технологии "Ремонт одежды"
Тема: Ремонт одежды.Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием «фурнитура» и её видами; Научить выполнять ремонт одежды...
Презентация к уроку технологии "Ремонт одежды" 6 класс
Презентация "Фурнитура"...
Методический материал к уроку по теме "Технология ремонта одежды декоративными заплатами ручным и машинным способами" для учащихся 6 класса
Тема урока Технология ремонта одежды декоративными заплатами ручным и машинным способамиЦель: способствовать формированию знаний и умений уч-ся о технологии ремонта одежды декоративными заплатам...
Обработка буф ручным и машинным способом
В материале представлены схемы выполнения буф ручным способом, и краткое описание выполнения машинных буф....
Технологические карты к уроку "Технология ремонта одежды ручным и машинным способом"
Технологические карты: 1) выполнение штопки трещины и углового разрыва ткани ручным или машинным способом; 2) выполнение ремонта накладной заплатой; 3)технология ремонта одежды с помощью приклеен...
презентация урока "Технология ремонта одежды ручным и машинным способом".
Задачи урока. Повторение ранее изученного материала: классификация ручных стежков и свойства тканей. Возможные дефекты в изделии. Технологические карты выполнения штопки трещин и углового разрыва ткан...
Конспект урока по технологии "РЕМОНТ ОДЕЖДЫ И БЕЛЬЯ. СВЕДЕНИЯ О ПУГОВИЦАХ", 5 кл.
Конспект урока по технологии для обучающихся 5 класса коррекционной школы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....