ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья по теме
Ведущую роль в работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, особенно в старшем возрасте, играют трудовое воспитание и обучение, которые строятся с учетом индивидуальных психических и физических особенностей ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель: Дегтярева Анна Николаевна
ГБОУ школа № 432
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих (Г.М.Дульнев, С.Л.Мирский, Б.И.Пинский).
Вопрос обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в настоящее время весьма актуален, так как такие дети существуют, и тенденции к снижению их количества не наблюдается. Эти дети не способны к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке, однако при создании для них специальных условий они становятся частично трудоспособными и могут быть социально адаптированы.
Ведущую роль в работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, особенно в старшем возрасте, играют трудовое воспитание и обучение, которые строятся с учетом индивидуальных психических и физических особенностей ребенка. Роль уроков труда в учебно-воспитательном процессе значительна, т. к. наряду с общими задачами решаются еще и коррекционные, которые направлены на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательного интереса. При выполнении кропотливой ручной работы (эрготерапия) у детей формируются положительные личностные качества: усидчивость, терпение, внимание, усердие.
Интерес детей к труду повышается благодаря воспитанию уважения к его результатам, понимания его назначения. Дети должны знать, что их труд нужен школе, родителям, им самим, что своей работой они доставляют радость другим людям. Поэтому уроки часто бывают посвящены изготовлению поделок, служащих украшениями и подарками друзьям и близким. Такие занятия способствуют развитию творческих возможностей учащихся, улучшают их эмоциональное состояние.
Большое значение в определении трудовых возможностей и доступного ребенку профиля труда имеют его физическое развитие, состояние его общей и ручной моторики. В свою очередь, правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.
Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих умственно отсталым детям в трудовой и познавательной деятельности. Трудовое обучение строится с учетом умственных и физических возможностей учащихся, конечной целью которого является подготовка школьников к самостоятельному труду, самостоятельной жизни в обществе, развитие и воспитание личности.
Эта цель достигается решением целого ряда задач:
- коррекция недостатков в трудовой деятельности и повышение общего уровня развития учащихся;
- нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание учащихся;
- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
Достижение успехов в большей мере зависит от положительного, эмоционально окрашенного отношения учащихся к учебной и трудовой деятельности, к педагогам и коллективу товарищей.
Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, экспериментальное исследование показало, что у умственно отсталых учащихся в процессе трудового обучения наблюдается небольшой рост в формировании побудительных мотивов учения, а у детей включенных в систему целенаправленного трудового обучения, наблюдается значительная положительная динамика в формировании устойчивых побудительных мотивов обучения. При условии, что в своей работе педагог опирается на ряд теоретических принципов воспитания и обучения, и, в частности, на соответствие содержания и методов обучения психофизическим особенностям детей, на зону ближайшего развития.
Огромную роль играет рациональное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения, учитывающих индивидуальное и речевое развитие каждого ребенка. При этом у школьников отмечается положительное отношение к новому виду творчества. Постановка цели урока, обозначение значимости работы, которую школьники выполняют на уроке - стимулируют деятельность детей, знакомят с целями и смыслом деятельности учения. Обучение детей новому для них виду творчества, более доступного в понимании, обладает огромным воздействием на формирование личности. Это заметно повышает интерес детей к урокам трудового обучения, улучшает внимательность, желание трудиться. Проведение экскурсий способствует правильной оценке учащимися выполнения своей работы, исправлению недостатков, желания выполнять работу как можно лучше, приобщает детей к народному творчеству.
Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на уроках ручному труду уделено воспитанию у умственно отсталых учащихся привычки обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а так же соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.
Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как умственно отсталые учащиеся испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур осуществляются межпредметные связи с уроками математики.
Умственно отсталые школьники в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются у умственно отсталого школьника в мертвый груз, если специально не учить его пользоваться ими.
Большую роль в развитии личности умственно отсталых школьников играет труд.
В процессе труда у них формируются такие ценные черты личности, как коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность. В процессе труда, осуществляемого под руководством и направляющим воздействием учителя, у умственно отсталых школьников происходят значительные сдвиги в умственном развитии, в развитии познавательных, учебных, общественных потребностей и интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством уроков СБО
Предложена модель формирования социально-трудовых компетенций реализуемая через системный и деятельно-продуктивный подходы на уроках социально-бытовой ориентировки. приведены примеры исполь...
Выступление на методическом объединении на тему: «Воспитание инициативы и самостоятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через учебную и трудовую деятельность, как фактор социализации в современное общество».
Материал может быть использован педагогом-психологом для выступления на методическом объединении учителей трудового обучения, учителей-предметников и всех педагогов специальных (коррекционных) школ 8 ...
Дополнительная образовательная программа "Организация физкультурно-оздоровительной работы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Данная программа составлена на основе примерной программы Л.Н.Коданевой, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Моя программа адаптирована для учащихся 1-11 классов....
Профориентационная работа на уроках трудового обучения и СБО как один из путей формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. И уроки трудового обучения и СБО (социально-бытова...
Доклад: Организационно-оздоровительные функции процесса трудовой подготовки учащихся школы ОВЗ 8 вида
Основой трудовой профессиональной подготовке учащихся служит обучение с присущими ему функциями: образовательной и развивающей. Их содержание выходит за рамки данной статьи и раскрывается в специально...
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной ос...
Проект «Допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»
Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет остается проблема социальной адаптации и интеграции детей с различными видами физических и психических нарушений. В настоящее...