"Волонтёрство и добровольчество в современной школе"
методическая разработка по теме
Брошюра «Волонтёрство и добровольчество в современной школе» может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, ответственным за организацию ученического самоуправления в ГБОУ, учащимся старших классов, а так же всем тем, кто интересуется вопросами волонтёрства и добровольчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_tekst_itog_final.doc | 694 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное
учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи,
Центр диагностики и консультирования
Петроградского района Санкт-Петербурга
«Психолого-педагогический центр «Здоровье»
ВОЛОНТЁРСТВО И ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
РАЙОННАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА
2014
ППЦ «Здоровье»
Составители: Кривошеина О.А., Денисова А.В.
Редактор: Кочубей Н.И.
Брошюра «Волонтёрство и добровольчество в современной школе» может быть полезна социальным педагогам, классным руководителям, учителям, ответственным за организацию ученического самоуправления в ГБОУ, учащимся старших классов, а так же всем тем, кто интересуется вопросами волонтёрства и добровольчества.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
В истории человечества есть масса примеров добровольной и бескорыстной помощи, оказываемой человеком или группой людей нуждающимся в этом людям или обществу в целом. Она может иметь различные формы: от помощи бездомным животным отдельным человеком до усилий тысячи людей в преодолении стихийных бедствий и урегулирования конфликтных ситуаций. В любом своем проявлении помощь, не направленная на извлечение выгоды, гуманна по своим идеям.
В современной западной социологии «волонтёрство» (Volenteerism) применяется для обозначения добровольного труда как деятельности, осуществляемой людьми на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем общества.
Формировать чувство доброты и прививать желание взаимопомощи необходимо с самого раннего возраста. Для школьников же чрезвычайно важно создавать среду для возможности помочь нуждающимся.
Волонтёрство для школьника – это возможность быть вовлеченными в общество и влиять на это общество. Волонтёрство - мощный инструмент социальных перемен, культурного и экономического роста.
2. ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
3.5. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА О ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ И ВОЛОНТЁРСТВЕ
4.ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ РЭП
5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ
8. СПИСОК ВОЛОНТЁРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. ИСТОРИЯ ВОЛОНТЁРСТВА
Доброволец, волонтёр – (фр. volontaire – лат. Voluntarius –«желающий») - лицо, осуществляющее какую-либо деятельность добровольно. Добровольчество возникло тогда, когда возникло человечество. Необходимость выживать в трудных внешних условиях приводила первобытных людей к сплочению и готовности помогать. Примеры альтруизма – самопожертвования в интересах других людей - известны как из литературы (например, Данко - герой рассказа М. Горького, вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям), так и из современной истории - Александр Матросов своим телом закрыл дзот, откуда немецкие пулеметчики обстреливали советских солдат. Долгие годы понятие добровольчества было военным термином, т.к. являлось основным способом комплектования армий, что продолжалось вплоть до введения всеобщей военной повинности. В XVIII - XIX веках в Австро-Венгрии, Франции, Италии волонтёрские полки действовали как часть регулярной армии.
Развитие волонтёрства на Руси начинается вскоре после 988 года, с принятием христианства. В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Как в мирное, так и в военное время Церковь вдохновляла свою паству на бескорыстное служение, помощь и поддержку ближнего.
Российская история богата примерами добровольческого труда знаменитых и состоятельных россиян. Декабристы, высланные в Сибирь за восстание против царя, строили школы, преподавали, учили крестьян садоводству, открывали театры. Когда в конце 19 века было отменено крепостное право, стала развиваться сеть земских врачей, которые боролись за бесплатную медицинскую помощь для крестьян, и нередко сами работали бесплатно. Дети и молодежь активно вовлекались в добровольчество в советской России через молодежные движения октябрят, пионеров, комсомольцев. Во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг. тысячи жителей России ушли добровольцами на фронт. После войны в 50-х годах началось массовое движение по освоению земель Казахстана, Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Тысячи добровольцев со всей страны приняли участие в реализации этой задачи. В СССР действовало мощное движение добровольных доноров крови, и быть донором было крайне почетно. В современной истории России добровольчество играет колоссальную роль. Во время терактов в Норд-Осте, Беслане, Москве сотни тысяч людей сдавали деньги, кровь, оказывали поддержку пострадавшим. Добровольцы помогали семьям пострадавших во время взрывов в шахтах на Кузбассе. Добровольцы тушили лесные пожары и оказывали помощь пострадавших в природных катаклизмах. Они собирают мусор и учат людей жить экологично, защищают животных и дикую природу. Добровольцы помогают людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, навещают пожилых и воспитанников детских домов, пациентов больниц и людей с ограниченным возможностями. Добровольчество в настоящий момент переживает бурное развитие в России. Большинство добровольцев – молодые люди, учащиеся в образовательных учреждениях.
История добровольчества в России еще пишется, и каждый из нас может сделать мир лучше, выделив часть своего времени для работы добровольцем.
2. ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Принципы волонтёрской деятельности
- Добровольность – никто не может быть принужден к занятию волонтёрской деятельностью. Волонтёрская деятельность осуществляется по собственной инициативе волонтёра.
- Безвозмездность – волонтёрская деятельность не оплачивается и не является альтернативой оплачиваемой работе.
- Уважение – волонтёр уважает достоинство, личностные и культурные особенности людей.
- Ответственность – волонтёр несет ответственность за свою работу, ее качество и соблюдение установленных сроков.
- Самосовершенствование – Волонтёр всегда открыт для приобретения новых знаний и навыков.
- Здоровый образ жизни – волонтёр не курит, не употребляет алкогольные напитки и наркотические вещества, подавая пример другим членам общества.
- Нравственность – волонтёр соблюдает морально-этические принципы.
- Равенство - добровольцы признают равные возможности участия каждого в коллективной деятельности.
2.2. Права волонтёра
- Волонтёр имеет право выбора того вида деятельности, в котором он компетентен и который считает для себя наиболее интересной.
- Волонтёр имеет право на уважительное и доброжелательное отношение к себе других участников проекта.
- Волонтёр имеет право на признание и справедливую оценку его вклада, а также на учет времени, затраченного на волонтёрскую деятельность.
- Волонтёр имеет право на обеспечение его безопасности.
- Волонтёр имеет право ознакомления с критериями отбора для того или иного мероприятия.
- Волонтёр имеет право на предварительное обучение, если это необходимо для проведения мероприятия.
- Волонтёр имеет право на получение экипировки, если это предусмотрено условиями проведения мероприятия.
- Волонтёр имеет право на предоставление бесплатного питания, если работает в течение длительного времени.
- Волонтёр имеет право на транспортировку, если выполнение его обязанностей происходит в ночное время суток (с 22.00 до 06.00).
2.3. Обязанности волонтёра
- Волонтёр обязан соблюдать законодательство Российской Федерации.
- Волонтёр не имеет права вести политическую и/или религиозную пропаганду на мероприятиях, в которых принимает участие.
- Волонтёр обязан уважительно относиться к другим участникам мероприятия, в том числе к персоналу учреждений, с которыми ведется сотрудничество, а также к другим волонтёрам.
- Волонтёр не имеет права препятствовать подготовке и проведению мероприятия.
- Волонтёр обязан согласовывать все свои действия в рамках реализации мероприятия с координатором, ответственным за это мероприятие.
- Волонтёр не имеет права публично обсуждать и осуждать деятельность координаторов и/или организаторов мероприятия. Все возникающие вопросы обсуждаются наедине с координаторами и/или организаторами мероприятия.
- Волонтёр не имеет права распространять конфиденциальную информацию, которая стала известна ему в ходе подготовки и проведения мероприятия.
- Волонтёр обязан предоставлять отчет о своей деятельности (особенно финансовой, если для выполнения задания были затрачены материальные средства). Все виды финансовой деятельности должны обсуждаться.
2.4. Заповеди волонтёра
- Будь верен общему Делу.
- Цени важность своей роли. Нет маленьких ролей – есть общее дело.
- Понимай задачу, которую ты выполняешь.
- Сопоставляй свои интересы с потребностями окружающих и с задачей, которую выполняешь.
- Работай искренне и делись с другими новыми идеями о том, как сделать работу еще более эффективной.
- Дорожи командным духом, стремись к разрешению конфликтных ситуаций без вовлечения в них руководства.
- Открой себя возможностям развития сопереживания, уверенности в себе и ответственности.
- Развивай свою самооценку и готовность спрашивать.
- Гордись карьерой волонтёра. Она значительно увеличивает богатство души.
3. ВИДЫ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мы привыкли, что волонтёрство, как правило, затрагивает остросоциальные сферы нашей жизни — помощь людям с ограниченными возможностями, детским домам, одиноким пожилым людям, бездомным животным. Но острые социальные вопросы - не единственная сфера, где необходима помощь добровольцев, а охват волонтёрами различных областей жизни намного шире.
01 сентября 2014 года на основании Распоряжения администрации Петроградского района на базе Психолого-педагогического центра «Здоровье» начала свою работу Районная экспериментальная площадка по организации волонтёрского движения в Петроградском районе на основе взаимодействия государственных и общественных институтов по развитию общественной активности обучающихся образовательных учреждений в решении вопросов социальной значимости. ( РЭП).
Уже в сентябре 2014 года специалисты РЭП были приглашены на совещание для заместителей директоров по ВР «Организация добровольческой деятельности в образовательных учреждениях: перспективы практической работы в 2014-2015 учебном году», на котором было принято совместное решение начать работу с формирования пяти направлений волонтёрской деятельности в образовательных учреждениях Петроградского района.
- Социальное волонтёрство
- Экологическое волонтёрство
- Спортивное волонтёрство
- Культурное волонтёрство
- Гражданско-правовое волонтёрство
Добровольцы, выбравшие для себя это направление деятельности, отдают свое свободное время, оказывая помощь и поддержку пожилым людям, ветеранам Великой отечественной войны, детям блокадного Ленинграда, сиротам в домах ребенка и детских домах. Старики и дети – это самые незащищенные категории, которые больше всего нуждаются в духовной поддержке, милосердии, ласке и внимании. Персонал домов-интернатов для детей и пожилых людей при всем своем желании не имеет физической возможности уделять в достаточной мере внимания каждому проживающему в таком учреждении. Старики, как и дети, нуждаются в постоянной заботе, сочувствии и внимании и волонтёры своим участием помогают пожилым людям достойно встретить старость.
На базе образовательных учреждений также необходимо оказывать помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В младших классах часто требуется помощь в адаптации детей к школьной жизни, в усвоении учебного материала, помощь классным руководителям в организации игр на перемене и в подготовке к праздникам. Такую работу могут вести старшеклассники. В ряде образовательных учреждений Петроградского района учащиеся-волонтёры уже подключились к проведению тематических уроков для начальной школы, интересных мастер-классов для детей, спортивных праздников и экологических викторин.
Отдельно хотелось бы сказать о детях, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах и интернатах. Общеизвестно, что для нормального развития ребенка нужна полноценная социальная среда. Поэтому, дети, лишенные необходимого человеческого общения на ранних этапах своего развития, даже не имея проблем физического плана, развиваются с заметным отставанием от своих сверстников, воспитывающихся в семье. Активное участие добровольцев в социальной, психологической и интеллектуальной реабилитации детей-сирот помогает им стать полноценными членами нашего общества. В помощи нуждаются как дети с нормальным, так и с нарушенным развитием. В рамках этого направления осуществляется: репетиторство, проведение праздников, организация досуга и др. Одной из основных проблем детей с особенностями психического и физического развития является отсутствие возможностей для успешной адаптации к повседневной жизни в обществе. Контакт с волонтёрами противодействует социальной изолированности детей – инвалидов, ведет к усилению толерантности общества по отношению к ним.
Волонтёры-учащиеся также могут внести вклад в общее дело и показать пример ровесникам:
- организовать праздник, мастер-класс
- прибраться, помыть, почистить
- провести, указать дорогу, поддержать и просто почитать книгу, погулять, поиграть, скрасить досуг детей и взрослых, находящихся в сложных социальных условиях.
И многое другое, даря тем самым заботу и принося радость,
3.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
Одна из основных сфер волонтёрства – это природоохранная деятельность.
Волонтёры экологических организаций - это люди, которые на добровольной основе участвуют в экологической деятельности организаций вне зависимости от возраста, пола, национальности — главное желание жить в согласии с миром и неравнодушие к тому, что происходит на планете.
Волонтёры принимают активное участие в акциях по посадке деревьев, помогают на особо охраняемых природных территориях (ООПТ): уборка мусора, установление аншлагов и др.; участвуют в общественной городской инспекции (занимаются вопросами незаконной вырубки деревьев, строительством, уплотнительной застройкой, загрязнением воды, воздуха, почвы). Проводят встречи со школьниками на экологические темы, занимаются сбором информации, сбором подписей, участвуют в международных программах Гринпис и многое другое. Волонтёрство в общественной организации помогает людям найти единомышленников, друзей, получить опыт в природоохранной работе, внести свой вклад в сохранение природы Земли.
Волонтёры – школьники могут быть вовлечены в такие направления эко-волонтёрства, как:
- подготовка и реализация проектов по раздельной утилизации мусора;
- уборку парков, лесов, берегов водохранилищ;
- субботники;
- дни чистоты;
- посадка деревьев;
- помощь бездомным животным (устройство животных в приюты, поиск для животных новых хозяев);
- изготовление скворечников, подкормка птиц в зимний период.
3.3. СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
Спортивные волонтёры - это волонтёры, помогающие в проведении спортивных соревнований. Встреча делегаций, судейство соревнований, проведение спортивных праздников, освещение спортивных событий, мероприятия по формированию здорового образа жизни детей и взрослых - вот она «работа» спортивного волонтёра.
С середины 90-х годов отдельные российские организации - спортивно-концертные комплексы, музеи и т.п. – начали активно привлекать добровольцев в период проведения различных соревнований и культурных мероприятий. В качестве примера можно привести опыт работы Ледового дворца в Санкт-Петербурге, когда в 2000 г. (во время прохождения чемпионата мира по хоккею) более 50 добровольцев были привлечены для подготовки зала дворца к спортивным играм, организационной поддержки хоккейных команд, работы со зрителями на соревнованиях и т.д. При отборе к конкурсантам предъявлялись достаточно жесткие требования: владение иностранными языками (помимо английского, желателен был один из скандинавских), знание специфики хоккейных игр, хорошая физическая форма и др. С победителями конкурса заключались договоры, по условиям которых их труд не оплачивался. Но им предоставлялось право свободного посещения всех проводимых соревнований, бесплатное питание и спортивная форма.
Программа подготовки волонтёров – один из самых масштабных и инновационных проектов Оргкомитета «Сочи 2014», вовлекающий все российские регионы в подготовку к Играм. В подготовке Игр и их проведении приняли участие 25 тыс. волонтёров Оргкомитета «Сочи 2014». Кроме того, не менее 3 тыс. городских волонтёров, подготовленных городом Сочи, работали на городских объектах и площадках. В июле 2010 года, благодаря инициативе Оргкомитета «Сочи 2014», законодательством РФ было закреплено понятие «волонтёр Игр». Это позволило регулировать административные вопросы, связанные с работой добровольцев на крупных международных мероприятиях (страхование, организация питания и проезда, привлечение иностранных волонтёров). Появление в России инфраструктуры для подготовки волонтёров к крупным международным спортивным событиям – это исторический шанс в корне изменить сложившуюся в нашей стране ситуацию в добровольческом движении и один из важнейших элементов наследия Игр 2014 года.
3.4. КУЛЬТУРНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
Одним из интереснейших направлений волонтёрской деятельности является включение добровольцев в культурную жизнь. Это и:
- помощь в организации масштабных культурно-развлекательных мероприятий;
- рассадка гостей на различных мероприятиях;
- работа с музеями и галереями по взаимодействию с посетителями, по систематизации каталогов;
- перевод различных документов и так далее.
Как правило, работа волонтёров в музеях состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных образовательных и концертных мероприятий, сборе внешней информации и т. д. Волонтёры получают ряд преимуществ: приглашения на открытие выставок, бесплатный вход в музей, доступ к программам музея и другие привилегии. Во многих музеях вводится специальное Положение о волонтёрах, которое регламентирует требования к волонтёру (быть коммуникабельным, преимущественно знание нескольких иностранных языков, знание этики и этикета) и направления его деятельности (участие в социологических исследованиях, помощь в организации мероприятий, информационное обслуживание и т.д.). Волонтёр несет ответственность за свою деятельность. Так, взаимоотношения работодателя и добровольца могут быть сведены к трудовому договору. В случае нарушения волонтёром принятых на себя обязательств, музей имеет право отказаться от сотрудничества.
Наиболее ярким примером приглашения волонтёров в России может выступать Государственный Эрмитаж. Музей запустил волонтёрские проекты еще в 1996 году — в рамках Клуба друзей Эрмитажа.
Добровольцы помогали сориентироваться иностранным туристам, отвечали на вопросы и привлекали посетителей в Клуб друзей. Тогда работа волонтёров носила временный и нерегулярный характер. В 2003 году была создана Служба волонтёров для помощи в дни празднования юбилея Санкт-Петербурга. Начиная с этого момента добровольцы осуществляют ряд весомых для работы музея задач:
- организуют пресс-конференции, семинары и юбилейные мероприятия;
- систематизируют объекты хранения;
- помогают во внедрении информационных технологий;
- общаются с посетителями и спонсорами, ведут активную научную деятельность, участвуют в реставрации.
В настоящее время в Эрмитаже работают несколько десятков волонтёров из России, Швейцарии, США, Германии, Франции, Испании, Италии и других стран. В их числе представители различных профессий: искусствоведы, журналисты, менеджеры. Сотрудничество с профессионалами позволяет Службе волонтёров осуществлять очень интересные проекты. В то же время Служба волонтёров — это, в основном, молодежная организация. Большинство ее членов — школьники и студенты. Чтобы стать волонтёром в Эрмитаже, достаточно заполнить анкету и отправить ее по электронной почте, после чего нужно пройти собеседование, при обоюдном согласии подписать контракт и получить волонтёрскую книжку.
Активную политику в отношении привлечения волонтёров, как правило, ведут организаторы культурно-образовательной акции «Ночь музеев», которая за 6 лет получила распространение во многих городах России. В связи с увеличением числа музеев-участников, с каждым годом «Ночь музеев» приобретает все больший масштаб. Для реализации различных организационных и информационных задач приглашаются участники различных молодежных и волонтёрских проектов. По итогам проведенных мероприятий волонтёры получают благодарственные грамоты от Департамента культуры, а также необходимые рекомендации для последующего трудоустройства.
3.5. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ВОЛОНТЁРСТВО
Все мы являемся гражданами своей страны и обязаны исполнять долг по защите своих индивидуальных интересов, и интересов страны в целом.
Гражданско-правовое волонтёрство включает в себя:
- помощь в организации масштабных гражданско-правовых мероприятий (саммиты, форумы, дни голосования, встречи с политическими деятелями и т.д.). Волонтёры отвечают за рассадку, движение гостей на различных мероприятиях, взаимодействуют с администрацией, муниципальными округами и другими государственными и общественными организациями, которые занимаются гражданско-правовой проблематикой;
Как правило, работа волонтёров в тех общественных институтах, где занимаются правами человека, состоит в работе с посетителями, помощи в организации различных форумов, конференций, сборе внешней информации и т. д. В связи с этим волонтёры получают ряд преимуществ:
- приглашения на различные мероприятия;
- выступления с докладами;
- большая юридическая и правовая грамотность;
- работа со СМИ;
Примерами работы волонтёров в гражданско-правовом секторе могут быть:
- работа с общественной правозащитной организацией «Гражданский контроль»;
- работа волонтёров в дни голосования и т.д.
На данных мероприятиях добровольцы осуществляют ряд задач:
- встреча гостей форумов в аэропортах, железнодорожных вокзалах и т.д.
- сопровождение делегаций;
- работа с представителями СМИ;
- организация и контроль над тем, как будут доставлять членов делегации и журналистов на мероприятия и обратно;
- наблюдение за соблюдением прав избирателей и работой избирательных комиссий;
- организация пресс-конференций и семинаров;
- систематизация документации;
- помощь во внедрении информационных технологий;
- общение с избирателями, представителями власти;
- участие в конференциях и активную научную деятельность.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА О ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ И ВОЛОНТЁРСТВЕ
Практически все из нас слышали такие понятия, как «волонтёр» и «волонтёрство». Однако часто мы не знаем истинную смысловую нагрузку этих терминов. В октябре 2014 года Районной экспериментальной площадкой ППЦ «Здоровье» было проведено исследование в школах Петроградского района с целью выяснить уровень осведомленности учащихся по вопросам волонтёрства и добровольчества. Специалистами РЭП была создана анкета по основным понятиям волонтёрства, в которой школьников спросили об их готовности стать волонтёрами. Кроме этого, исследователей интересовал вопрос о наличии у обучающихся реального опыта волонтёрской и добровольческой деятельности. Опрос проводился до и после первой встречи с учащимися по основам волонтёрства в школе. Было опрошено около 200 школьников 7-11 классов ГБОУ Петроградского района. Результаты представлены на рисунке 1.
Цифрами 1,3,4,5 обозначены номера вопросов анкеты, буквами – варианты ответов на каждый вопрос. Результаты представлены в процентном соотношении, давших тот или иной вариант ответа от общего числа опрошенных.
Рисунок 1 По итогам опроса было выявлено, что в целом школьники имеют весьма посредственные и общие представления о том, кто такие волонтёры и добровольцы. Многие из обучающихся говорят о том, что волонтёры и добровольцы занимаются одним и тем же делом, однако часть подростков знакомы с историей данного вопроса и относят понятие доброволец в основном к военной службе. Большая часть школьников уверены, что добровольческая деятельность необходима в современном обществе. Однако около 20% считают, что волонтёрство носит принудительный характер. Менее 10% опрошенных принимали участие в реальных волонтёрских и добровольческих акциях.
Необходимо отметить, что отсутствие мотивации к волонтёрской и добровольческой деятельности чаще всего вызвано низким уровнем осведомлённости и фрагментарностью знаний об этом направлении общественной активности.
Результаты опроса показали, что уровень заинтересованности после информационных встреч с обучающимися ГБОУ «Волонтёрство в современной школе» повысился, многие школьники изменили представление о добровольчестве и волонтёрстве в положительную сторону, а главное смогли ответить на вопрос хотят ли они заниматься данным видом деятельности (Рисунок 2).
Рисунок 2
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ДО» И «ПОСЛЕ» ЗАНЯТИЯ
Анкета.
1.Волонтёры - это?
а) люди, которых рассматривают как бесплатную рабочую силу;
б) люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку;
в) люди только с лидерскими качествами очень активные и успешные.
г) свой вариант
2. Волонтёр и доброволец это одно и то же?
а) да а) нет в) не знаю
3. Выберите мнение, которое вы поддерживаете:
а) современному обществу не обойтись без волонтёрского движения;
б) волонтёрское движение существует, но часто носит обязательно-принудительный характер;
в) о каком добровольчестве речь? Сейчас каждый сам за себя, старается заработать деньги и добиться чего-то в жизни.
г) благотворительностью занимаются жены богатых мужей от нечего делать, остальные не могут себе этого позволить.
д) волонтёрство – это когда школьников и студентов сгоняют на какие-то разовые акции, взрослым людям это неинтересно.
е) добровольцами работают только абсолютно героические люди, которые готовы вкалывать каждый день бесплатно.
4. Что вы знаете о волонтёрском движении?
а) многое, могу рассказать другим;
б) кое-что слышал (-а);
в) это часто просто дань моде;
г) это пустая трата времени.
д) практически ничего не знаю.
5. Принимали ли вы участите в какой-либо волонтёрской акции, мероприятии ?
а) если да,
перечислите акции, мероприятия и в качестве кого
б) да, я слышал(-а) о некоторых, но никогда не участвовал (-а);
в) я ничего о них не знаю, не слышал(-а).
6. Хочешь ли ты стать волонтёром?
4. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ РЭП
Основное направление деятельности Районной экспериментальной площадки по организации волонтёрского движения в Петроградском районе строится на основе взаимодействия государственных и общественных институтов по развитию общественной активности обучающихся образовательных учреждений в решении вопросов социальной значимости. РЭП предполагает создание условий для развития добровольчества и волонтёрства среди обучающихся общеобразовательных учреждений Петроградского района.
Так специалистами РЭП для реализации различных организационных и информационных задач приглашаются участники различных молодежных и волонтёрских проектов. Проводятся семинары по обмену опытом, презентаций достижений молодежных программ, круглые столы по обсуждению взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации.
РЭП по организации волонтёрского движения также организует взаимодействие ГБОУ Петроградского района с общественными организациями (партнерами).
Деятельность РЭП предполагает проведение ежемесячных информационно-просветительских встреч для кураторов образовательных учреждений. Групповые встречи для обучающихся проходят два раза в месяц. Подобные встречи направленны на формирование команды волонтёров и развитие личностных качеств учащихся, необходимых для успешной реализации волонтёрских идей, формирование активной жизненной позиции детей и подростков.
ГБОУ Петроградского района участвуют в акциях, конкурсах и проектах РЭП в соответствии с избранным направлением волонтёрской деятельности.
В плане РЭП присутствуют экскурсии и мастер-классы на базе организаций-партнеров: БФ «Верность», радио «Зенит» целью которых является знакомство с деятельностью волонтёрской (добровольческой) организации. Представители организаций участвуют в сборах волонтёров-школьников, в соответствии с тематикой волонтёрской деятельности ГБОУ.
ГБОУ Петроградского района участвуют в городских, районных акциях, мероприятиях, конкурсах, фестивалях волонтёрской направленности с целью обмена опытом.
5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ
Труд волонтёров в России и волонтёрское движение, по сравнению с США и другими странами распространен крайне слабо. Для выполнения общественных работ или поддержки некоммерческих и государственных организаций он практически не применяется.
По данным исследования всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Российские Некоммерческие организации (НКО) являются каналом добровольческой мобилизации лишь для 1% граждан. При этом известность отдельных НКО и гражданских инициатив достаточно высокая, и достигает 52%. Однако, почти треть населения (32% респондентов) за последние 2-3 года несколько раз добровольно и безвозмездно трудилась на благо других людей, 9% россиян делали это постоянно и 7% - лишь однажды. Разница в цифрах объясняется тем, что чаще всего россияне реализуют свою добровольческую активность в одиночку. Об этом свидетельствуют ответы 37% опрошенных.
По месту своей работы этим занимаются 7% россиян. Примерно 4% опрошенных вовлекаются в добровольчество через государственные и муниципальные учреждения, а также через организации по месту жительства. Характерно, что лишь 4% россиян вовлечены в добровольчество через организации по месту жительства, а свои затраты времени за месяц на добровольную работу по месту жительства смогли назвать 21% россиян, что еще раз подтверждает неорганизованный характер добровольческого труда в нашей стране. Среди опрошенных у 40% временные затраты за месяц составили лишь 1-3 часа, у 25% - 4-10 часов.
При этом всегда остро стоит вопрос обучения волонтёров. И здесь, в первую очередь, есть потенциальное поле для тесного взаимодействия государственных и общественных структур.
Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в настоящее время разработан новый для российской практики механизм регистрации и учета волонтёров – «Личная книжка волонтёра» (ЛКВ). ЛКВ преимущественно содержит сведения о трудовом стаже своего обладателя, его поощрениях и дополнительной подготовке. В ЛКВ предусмотрено, что сведения вносит в книжку соответствующая организация, в которой работает или проходит обучение волонтёр и заверяет подписью ответственного лица и печатью данной организации.
Однако в своем большинстве активисты и руководители волонтёрских организаций пока занимают осторожную позицию. В первую очередь, это связано с непонятным для них статусом данного документа. Волонтёрам пока не ясно – что дает, чему служит, для чего вообще нужен этот «паспорт».
В ряде европейских стран, зафиксированная в «паспорте волонтёра» работа засчитывается работодателем как официальная практика в таких профессиях, как педагог, воспитатель, врач, медицинский работник и т.д. «Паспорт волонтёра» облегчает поступление в высшие учебные заведения и дает некоторые льготы при оплате обучения.
Также, в мировой практике, волонтёрство - это путь к оплачиваемой работе, возможность попробовать себя в разных сферах и таким образом выбрать будущую профессию. Запись в резюме и отзывы организаторов об участии в волонтёрском проекте воспринимается работодателем как серьезный аргумент в пользу кандидата на вакантную должность.
Во многих странах мира существуют волонтёрские движения, а добровольцы считаются важными и уважаемыми людьми. Развитие волонтёрства показывает осознанное стремление людей принимать активное участие в глобальном процессе – развитии гражданского общества.
Для каждого же отдельно взятого волонтёра добровольчество представляет возможность развития личности и реализацию таких потребностей, как:
- внутренняя психологическая потребность быть нужным;
- потребность в общении и уважении;
- развитие лидерских способностей;
- способ поделиться своим опытом;
- защита своих прав и интересов;
- возможность жить интересной и яркой жизнью;
- потребность в самореализации;
- потребность в профессиональном опыте и т.д.
Именно поэтому на сегодняшний день институт волонтёрства распространен практически во всех странах мира и становится с каждым днем все более значимым ресурсом развития общества. А в Петроградском районе особое внимание уделяется формированию волонтёрского движения среди обучающихся ГБОУ.
В рамках проектов РЭП ППЦ «Здоровье» сформированные волонтёрские отряды ГБОУ Петроградского района уже приняли активное участие в мероприятия районного и городского масштаба, оказав неоценимую помощь в становлении института волонтёрства и добровольчества в Санкт- Петербурге.
1. Федеральный закон от 11 августа 1995 г.(ред. От 05.05.2014) № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162618
2. Список волонтёрских движений Санкт-Петербурга
http://www.mir4you.ru/node/12930
3. Список благотворительных организаций Санкт-Петербурга.
4. Тематические материалы по волонтёрству («дети группы риска», работа с пожилыми людьми и пр.)
http://children.spb.ru/russian/volonter/volonter.htm
5. Сайт благотворительного фонда «Детские судьбы
http://admkrai.kuban.ru/news/region/200226/7057.html
6. Сайт РОФ «Доброе дело». Пилотный проект по дистанционному обучению сотрудников и волонтёров геронтологических некоммерческих организаций, которые непосредственно работают с пожилыми людьми
http://www.dobroedelo.ru/vrc/kurs/default.asp
8. СПИСОК ВОЛОНТЁРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. «Волонтёрская служба» - одно из крупнейших волонтёрских объединений Санкт-Петербурга.
2. «Гринпис России» - это независимая международная организация, цель которой сохранить природу и мир на планете.
http://www.greenpeace.org/russia/ru/
3. Санкт-Петербургское отделение «Российский красный крест-независимая, некоммерческая и неправительственная организация, направленная на оказание помощи нуждающимся в ней людям.
4. AIЕSEК – это международная организация молодых людей по всему миру, поддерживающая их в стремлении развить свой лидерский потенциал и сделать позитивный вклад в общество.
5. Общественное Движение «Петербургские родители». Волонтёры оказывают помощь детям-сиротам и отказникам в медицинских и сиротских учреждениях города.
6. Служба волонтёров Государственного Эрмитажа.
- Добровольческий труд: сущность, функции, специфика// Социологические исследования. - 2006, № 5, с.15-22.
- Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Академия, 2003.
- Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Методический семинар-тренинг «Теория и практика волонтёрского движения».
- Козлов А. А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. – М.,2001.
- Олчман М., Джордан П. Добровольцы - ценный источник. Университет Джона Хопкинса, 1997.
- Перцовский А.Н. Особенности подготовки волонтёров для работы в учреждениях соцзащиты.
- Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) / сост. И. И. Фришман, М. Р. Мирошкина. - М. : ГОУ ЦРСДОД 2004.
- Полатайко С. Волонтёры в нашей организации // От поддержки к партнерству, благотворительное общество «Невский ангел». – СПб. – Новгород, 1998.
- Слабжанин Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами. Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 2002.
- Федоренко Г. Центру помогают волонтёры [Текст] / Г. Федоренко // Социальное обеспечение. - 2002. - № 8. - С. 21-24.
- Фришман И.И. Мирошкина М.Р. Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта) // Приложение к Внешкольнику. 2004. №6.
- Матвиенко И. Волонтёрство - перспективное направление [Текст]: Прил. "Социономия" / И. Матвиенко // Социальная защита. - 2002. - № 1 - С. 34-36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
статья "Современной школе - современный учитель"
" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...
Выступление на тему "Современный урок в современной школе" на педагогических чтениях - 2012
В выступлении рассматривается актуальность данной темы на сегодняшний день, общие требования к современному уроку, основные пути совершенствования урока в современной школе....
Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).
Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....
Муниципальный марафон "Современной школе - современная библиотека"
"Комфортная образовательно - воспитательная среда школьной библиотеки"...
Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.
Современная школа - современный учитель. Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....