"Обучение", "преподавание" и "учение"
материал на тему

К главным категориям дидактики относятся обучение, преподавание и учение. Обучение - это метод организации образовательного процесса. Процесс обучения основывается на базе связи преподавания и учения. В качестве синонима понятию «процесс обучения» часто употребляется понятие «учебный процесс». Учебный процесс видится как совместная работа учителя и обучаемых, в ходе которой преподаватель нацеливает, сообщает, организует и инициирует работу обучающихся, корректирует и инспектирует ее, а обучаемый завладевает содержанием, обликами работы, в первую очередь предусмотренными в программах знаниями, умениями и навыками (В.И. Загвязинский).

Процесс изучения всякий раз считается двухсторонним, всякий раз имеет в собственной структуре две составляющих: работа учителя, педагога (преподавание) и работа студента, учащегося (учение). Не считая этого, все виды учебной деятельности предметны, ориентированы на освоение конкретной реальности, означает, несложно отметить и 3-ий элемент: факты,  явления, мнения, величины, законы. В процессе изучения уточняются сообразная связь и взаимозависимость между 3-мя выделенными элементами.

Преподавание – это работа учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной работы, стимулированию познавательного внимания, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений.

Учение – это работа по изучению, закреплению и использованию приобретенных познаний, умений и навыков; пониманию личного значения и общественной значимости культурных ценностей и человеческого навыка.

Обучение – целеустремленный, социально и персонально обусловленный и педагогически организованный процесс становления личности обучаемых, происходящий на базе овладения систематизированными научными познаниями и методами работы, всем богатством духовной и вещественной культуры человечества.

Преподавание и учение неразрывно связаны. Бесспорно, что тот, кто интересуется преподаванием, обязан представлять для себя, как происходит процесс учения. Считается, что учение наступает ещё до рождения и не прекращается до самой погибели. Учение подразумевает конкретные конфигурации в поведении или же дееспособность воплотить в жизнь эти конфигурации в будущем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_prepodavanie_i_uchenie.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Что общего и в чем сущностное различие понятий «обучение», «преподавание» и «учение»?

Содержание

Введение

1. Определение и характеристика понятий «обучение», «преподавание», «учение»

2. Главные составляющие процесса обучения – обучение (преподавание) и учение

Заключение

Список литературы

Введение

К главным категориям дидактики относятся обучение, преподавание и учение. Обучение - это метод организации образовательного процесса. Процесс обучения основывается на базе связи преподавания и учения. В качестве синонима понятию «процесс обучения» часто употребляется понятие «учебный процесс». Учебный процесс видится как совместная работа учителя и обучаемых, в ходе которой преподаватель нацеливает, сообщает, организует и инициирует работу обучающихся, корректирует и инспектирует ее, а обучаемый завладевает содержанием, обликами работы, в первую очередь предусмотренными в программах знаниями, умениями и навыками (В.И. Загвязинский).

Процесс изучения всякий раз считается двухсторонним, всякий раз имеет в собственной структуре две составляющих: работа учителя, педагога (преподавание) и работа студента, учащегося (учение). Не считая этого, все виды учебной деятельности предметны, ориентированы на освоение конкретной реальности, означает, несложно отметить и 3-ий элемент: факты,  явления, мнения, величины, законы. В процессе изучения уточняются сообразная связь и взаимозависимость между 3-мя выделенными элементами.

Преподавание – это работа учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной работы, стимулированию познавательного внимания, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений.

Учение – это работа по изучению, закреплению и использованию приобретенных познаний, умений и навыков; пониманию личного значения и общественной значимости культурных ценностей и человеческого навыка.

Обучение – целеустремленный, социально и персонально обусловленный и педагогически организованный процесс становления личности обучаемых, происходящий на базе овладения систематизированными научными познаниями и методами работы, всем богатством духовной и вещественной культуры человечества.

Преподавание и учение неразрывно связаны. Бесспорно, что тот, кто интересуется преподаванием, обязан представлять для себя, как происходит процесс учения. Считается, что учение наступает ещё до рождения и не прекращается до самой погибели. Учение подразумевает конкретные конфигурации в поведении или же дееспособность воплотить в жизнь эти конфигурации в будущем.

1. Определение и характеристика понятий «обучение», «преподавание», «учение»

 

     Обучение – определенное представление педагогического процесса, в ходе которого, под управлением специально выбранного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной связи с ее воспитанием и развитием.

Обучение – процесс конкретной передачи и приёма навыка поколений во содействии воспитателя и студента.

В начале XX века в понятие обучения стали подключать 2 ведущих компонента – преподавание и учение.

Преподавание – предоставление (трансформация) системы познаний, умений, навыка деятельности;

Учение – усвоение навыка через его восприятие, осмысление, переустройство и внедрение.

Есть точка зрения, что обучение – это черта педагогического процесса со стороны работы учителя, а учение – со стороны работы учащегося.

Обучение – определенное изображение педагогической работы, в которой появляются типичные отношения «учитель-ученик», итог данной работы – обогащение учащегося познаниями, достижениями культуры, умениями и способностями. В процессе изучения случается управляемое познание.

Современные запросы таковы, что среднее учебное заведение обязано мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном осознании для изучения свойственны надлежащие признаки:

двухсторонний характер;

совместная работа учащегося и учителя;

инструкция со стороны учителя;

особая организация и управление;

целостность и единство;

соотношение закономерностям возрастного становления учащихся;

управление развитием и воспитанием учащихся.

Обучение, преподавание, учение — главные категории дидактики.

Обучение — это метод организации образовательного процесса. Оно считается наиболее достоверным методом получения периодического образования. В основе всякого вида или же типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание — это работа учителя по:

- передаче информации;

- организации учебно-познавательной работы учащихся;

- предложению поддержке при затруднении в процессе учения;

- стимулированию внимания, самостоятельности и творчества учащихся;

- оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания считается организация действенного учения всякого учащегося в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения подразумевает еще взаимодействие с учащимися и совмещение как общей, так и самостоятельной работы.

Учение — это работа учащегося по:

- изучению, закреплению и использованию познаний, умений и навыков;

- самостимулированию к розыску, заключению учебных задач, самооценке учебных достижений;

- пониманию личного значения и общественной значительности культурных ценностей и человеческого навыка, процессов и явлений находящейся вокруг реальности. Целью учения считается познание, сбор и переработка информации об находящемся вокруг мире. Итоги учения выражаются в познаниях, умениях, способностях, системе отношений и общем развитии учащегося.

В прогрессивной российской педагогической литературе изучение рассматривается как социально-педагогический процесс целенаправленного взаимодействия педагога (преподавателя, учителя) и студентов, в ходе которого исполняются образовательное и личностное становление человека. Следует обозначить, что это понятие неоднозначно, например как дееспособность учиться принадлежит к числу базовых качеств всех живых систем. В ходе же общественного становления обучение делается отдельным, своеобразным видом социальной работы, преобразуется в средство передачи общественного навыка (знаний, способностей и умений) из поколения в поколение.

Содержание процесса обучения определяется его основными структурными элементами: целями и функциями, закономерностями и принципами, формами и методами, приемами и средствами педагогического взаимодействия обучающего и обучаемого.

 

 

 

 

 

 

   2. Главные составляющие процесса обучения – обучение (преподавание) и учение

В их единстве заключается его основная сущностная дидактическая характеристика. В элементарной форме соотношение «обучение – учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика, однако только к такому взаимодействию не сводится. Ученик в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. В этой двойственности функций проявляется активность учащегося как действующего субъекта. Объектом по отношению к ученику в данном случае является учебный материал, который учащийся должен усвоить. Деятельность ученика по его усвоению планируется, организуется и направляется обучающим. Вот почему во взаимодействии учителя и ученика управляющая роль принадлежит первому. Он воздействует на ученика, помогая становлению его как личности.

     В свою очередь преподавание рассматривается в педагогике лишь как управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых. В этом случае деятельность преподавателя включает в себя отбор, систематизацию, структурирование, восприятие, осознание и овладение учебной информацией и методами работы с нею учащихся, предъявление ее обучаемым, организацию рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого учащегося по овладению необходимой системой знаний, навыков и умений. Вследствие этого процесс преподавания рассматривается в сфере субъект-объектных  отношений. Субъектно-субъектное же взаимодействие, характерное для личностно-ориентированного обучения, существует внутри субъектно-объектного, им определяется и стимулируется. Это позволяет говорить о придании гуманистического характера современному обучению, в котором деятельность педагога (учителя, преподавателя) направлена на создание обучаемому соответствующих условий для овладения необходимой ему системой знаний, навыков и умений, а также формирования соответствующих личностных свойств и качеств. В связи с этим во многих образовательных учреждениях Российской Федерации в последние годы реализуется одна из моделей личностно-ориентированного обучения Н.И.Алексеева, признающая не только уникальность и самобытность учащегося, но и неповторимость педагогического творчества преподавателя.

О придании учебному процессу гуманистического характера свидетельствует стремление отечественных педагогов реализовать в нем следующие идеи:  

- изменить общий взгляд на обучение в направлении все более глубокого понимания его как культурного процесса, сущность которого проявляется в гуманистических ценностях и формах взаимодействия его участников;

- уточнить представление о личности учащегося, которая наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции деятельности в связи с чем меняется ее роль в учебном процессе;

- пересмотреть отношение к учащемуся как объекту педагогических воздействий и закрепить за ним статус субъекта обучения;

- сделать востребованными результаты новейших исследований психологических механизмов формирования и последовательного развития личностной сферы человека.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    Главные и определяющие источники обучения - текущие и перспективные потребности общества, его требования к личности. Эти требования получают воплощение в педагогически проработанном содержании образования, которое в отечественной педагогической традиции рассматривается в единстве с деятельностью, направленной на развитие личности.

Обучение – процесс конкретной передачи и приёма навыка поколений во содействии воспитателя и студента.

В начале XX века в понятие обучения стали подключать 2 ведущих компонента – преподавание и учение.

Преподавание – предоставление (трансформация) системы познаний, умений, навыка деятельности;

Учение – усвоение навыка через его восприятие, осмысление, переустройство и внедрение.

Есть точка зрения, что обучение – это черта педагогического процесса со стороны работы учителя, а учение – со стороны работы учащегося.

Преподавание и учение неразрывно связаны. Бесспорно, что тот, кто интересуется преподаванием, обязан представлять для себя, как происходит процесс учения. Считается, что учение наступает ещё до рождения и не прекращается до самой погибели. Учение подразумевает конкретные конфигурации в поведении или же дееспособность воплотить в жизнь эти конфигурации в будущем.

Список литературы

                         

1.     Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. уч. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992.-528 с., с.351-357.

2.     Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш. шк., 1990.

3.     Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. И.П. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с., с. 129-192.

4.     Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996. – 423 с., с. 199-224.

5.     Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с., с. 122-148.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....

Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....