Антикоррупционное воспитание детей и подростков
статья на тему
Антикоррупционное воспитание детей и подростков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antikorruptsioonoe_vospitanie_detey_i_podrostok.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Антикоррупционное воспитание детей и подростков
Введение
Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития.
Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности – это залог успешности.
Противостояние коррупции – дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития и важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.
Борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических, правовых, психологических, образовательных и воспитательных мер. Необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, и школьное образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.
Когда-то слово “коррупция” означало испорченность и моральный упадок. Сейчас она кратко характеризуется как злоупотребление общественной властью для получения личной выгоды.
Корру́пция - это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам.
Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции
Задачи антикоррупционного воспитания:
Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.
Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:
отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе
взаимодействия педагогов и учащихся;
педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);
способствовать реализации различных возможностей: общаться,
находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически
мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать расхождения и конфликты; принимать участие в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. д.
Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания в школе является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда — социальные дисциплины: обществознание, история, литература и т.п. Связь с упомянутыми предметами неминуемы и поэтому проблематика коррупции рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и экономических наук.
В рамках уроков обществознания и истории рассматриваются элементы по антикоррупционной проблематике.
Для учащихся также проводятся классные часы в форме дискуссий и
ролевых игр со следующей тематикой:
1. Быть честным. По законам справедливости.
2. Проблема «обходного» пути.
3. Откуда берутся запреты?
4. Быть представителем власти. Властные полномочия.
5. Когда все в твоих руках.
6. Что такое коррупция? Как решить проблему коррупции?
7. Закон и необходимость его соблюдения.
8. Государство и человек: конфликт интересов.
9. Требования к человеку, обличенному властью.
10. Зачем нужна дисциплина? Преимущество соблюдения законов.
Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке
человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то антикоррупционное воспитание может строиться на анализе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка. Это позволяет определить основную задачу антикоррупционного воспитания как формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с хранителями порядка.
Основные элементы системы антикоррупционного
воспитания отражены в табл. 1.
Возраст учащихся | Ведущая воспитательная задача | Основное содержание воспитательной деятельности | Основные формы воспитательной работы |
Учащиеся начальных классов | Формирование положительного отношения к хранителям порядка, стремление стать хранителем порядка | Хранители порядка: правила охраны порядка, отношения с хранителями | Беседы-убеждения, ролевые игры |
Учащиеся 5–7-х классов | Формирование навыков совместной организации порядка в классе и школе | Организаторы порядка | Коллективно- творческие дела, ролевые игры |
Учащиеся 8–9-х классов | Формирование компетентности в решении жизненных задач по существующим нормам и правилам | Успех без нарушений | Обучающие практикумы |
Учащиеся 10– 11-х классов | Формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения | Коррупция как особый вид правонарушения | Уроки, дискуссии |
Формы антикоррупционного воспитания в образовательных организациях
1Мероприятия, проводимые образовательными организациями самостоятельно
2 Мероприятия, проводимые совместно с другими организациями сферы образования, ОВД, правозащиты и др.
3. Мероприятия, проводимые совместно с общественными организациями
4. Функционирование специальной комиссии по работе с родителями и оказание им консультационной помощи в вопросах антикоррупционного воспитания.
Формы проведения профилактических работ в образовательных организациях
-для профилактической работы АВ необходимо иметь информационные стенды в школе
- проведение лекций, бесед, классных часов и т.д.
- проведение интерактивных уроков, просмотр фильмов и т.д.
При этом обязательно должна быть регулярность проф. работ с детьми по вопросам антикоррупционного воспитания.
Рекомендации органам государственной власти субъектов РФ в сфере образования
- Обеспечить регулярное проведение региональных практико-ориентированных научно-методических семинаров, конференций во взаимодействии со стажировочной площадкой по вопросам антикоррупционного воспитания
- Обеспечить методическую поддержку педагогов и ресурсного центра по вопросам организации и проведения мероприятий по вопросам антикоррупционного воспитания
Рекомендации органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования
- Обеспечить педагогам возможность пройти повышение квалификации (профессиональную подготовку) по программам, обеспечивающим овладение технологиями и компетенциями для реализации мероприятий с детьми по вопросам антикоррупционного воспитания
- Обеспечить регулярное проведение муниципальных практико-ориентированных научно- методических семинаров, конференций по вопросам антикоррупционного воспитания.
Рекомендации руководителям ОУ по распространению форм проведения профилактических работ
- Организовать в ОУ специальную комиссию по работе с родителями и оказанию им консультационной помощи в вопросах антикоррупционного воспитания
- Обеспечить регулярное практико-ориентированных, научно-методических встреч, мероприятий с обучающимися и их родителями по вопросам антикоррупционного воспитания
- Оформить договорные отношения с общественными организациями, с организациями сферы образования, ОВД, правозащиты для обеспечения работы с детьми по вопросам антикоррупционного воспитания.
- разработать план мероприятий посвященных антикоррупционному воспитанию, организовывать родительские собрания на эту тему, информировать участников ОГЭ, ЕГЭ и их родителей об организации и процедуре проведения итоговой аттестации, лектории, педсоветы, а также изучение нормативных документов антикоррупционной направленности, необходимо создать « ящик доверия»
- учителям-предметникам, классным руководителям вести работу с целью антикоррупционного образования и воспитания.
Примерный план, посвященный антикоррупционному воспитанию
Дата и место проведения | Наименование мероприятия | Количество участников мероприятия | Ответственный за организацию и проведение мероприятия |
Тематическая школьная выставка в школьной библиотеке «Вместе против коррупции!» | |||
Дискуссия «Честным быть модно и престижно» | |||
Конкурс сочинений «Что я знаю о коррупции» | |||
Конкурс рисунков и плакатов «Коррупции – нет!» | |||
Проведение дебатов на тему: «Как решить проблему коррупции в России?» | |||
Классные часы |
Размещение на общедоступных местах в школе и на школьном сайте:
- устава с целью ознакомления родителей с информацией о бесплатном образовании;
- адреса и телефоны органов, куда должны обращаться граждане в случае проявления коррупционных действий: фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции по внесению денежных средств.
Информирование родительской общественности о расходовании средств, поступивших в качестве добровольных пожертвований.
Размещение на школьном сайте информации о реализации планируемых мероприятий
Если же, в каждом ОУ будет проводиться такая работа, то можно в будущем ожидать такой результат:
Предвиденный результат — это сформированная личность, которая
наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая способна и желает устранить коррупцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей и подростков: состояние и перспективы.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культу...
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.
Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....
Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".
Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....
Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания
Выступление на педагогическом совете...
Буклет «Антикоррупционное воспитание детей и молодежи» (методические материалы для учителей образовательных учреждений)
Уважаемые коллеги, в рамках общей темы (по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи), я представляю буклет «Антикоррупционное воспитание школьников» (методические материалы для учителе...
Буклет «Антикоррупционное воспитание детей и молодежи» (методические материалы для учителей образовательных учреждений)
Уважаемые коллеги, в рамках общей темы (по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи), я представляю буклет «Антикоррупционное воспитание школьников» (методические материалы для учителе...