Антикоррупционное воспитание детей и подростков
статья на тему

Антикоррупционное воспитание детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antikorruptsioonoe_vospitanie_detey_i_podrostok.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

             Антикоррупционное воспитание детей и подростков

                         

Введение

  Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития.

  Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения. Прозрачность антикоррупционной деятельности – это залог успешности.

  Противостояние коррупции – дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития и важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.

  Борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических, правовых, психологических, образовательных и воспитательных мер. Необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий, и школьное образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.

 Когда-то слово “коррупция” означало испорченность и моральный упадок. Сейчас она кратко характеризуется как злоупотребление общественной властью для получения личной выгоды.

Корру́пция  - это  использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам.

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции

Задачи антикоррупционного воспитания:

 Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.

 Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.

 Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

 отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;

 антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;

 обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе

взаимодействия педагогов и учащихся;

 педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

 воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);

 способствовать реализации различных возможностей: общаться,

находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически

мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать расхождения и конфликты; принимать участие в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. д.

Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания в школе является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда — социальные дисциплины: обществознание, история, литература  и т.п. Связь с упомянутыми предметами неминуемы и поэтому проблематика коррупции рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и экономических наук.

В рамках уроков обществознания и истории рассматриваются элементы по антикоррупционной проблематике.

Для учащихся также проводятся классные часы в форме дискуссий и

ролевых игр со следующей тематикой:

1.   Быть честным. По законам справедливости.

2. Проблема «обходного» пути.

3. Откуда берутся запреты?

4.  Быть представителем власти. Властные полномочия.

5. Когда все в твоих руках.

6. Что такое коррупция? Как решить проблему коррупции?

7. Закон и необходимость его соблюдения.

8. Государство и человек: конфликт интересов.

9. Требования к человеку, обличенному властью.

10. Зачем нужна дисциплина? Преимущество соблюдения законов.

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке

человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то антикоррупционное воспитание может строиться на анализе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка. Это позволяет определить основную задачу антикоррупционного воспитания как формирование потребности в соблюдении правил в процессе взаимодействия с хранителями порядка.

Основные элементы системы антикоррупционного

воспитания отражены в табл. 1.

Возраст учащихся

Ведущая воспитательная задача

Основное содержание воспитательной деятельности

Основные формы воспитательной работы

Учащиеся начальных классов

Формирование

положительного отношения

к хранителям порядка,

стремление стать

хранителем порядка

Хранители порядка:

правила охраны

порядка, отношения

с хранителями

Беседы-убеждения,

ролевые игры

Учащиеся 5–7-х

классов

Формирование навыков

совместной организации

порядка в классе и школе

Организаторы

порядка

Коллективно-

творческие дела,

ролевые игры

Учащиеся 8–9-х

классов

Формирование

компетентности в решении

жизненных задач по

существующим нормам и правилам

Успех без

нарушений

Обучающие

практикумы

Учащиеся 10–

11-х классов

Формирование у учащихся

антикоррупционного

мировоззрения

Коррупция как

особый вид

правонарушения

Уроки,

дискуссии

Формы антикоррупционного воспитания в образовательных организациях  

1Мероприятия, проводимые образовательными организациями самостоятельно

2 Мероприятия, проводимые совместно с другими организациями сферы образования, ОВД, правозащиты и др.

3. Мероприятия, проводимые совместно с общественными организациями

4. Функционирование специальной комиссии по работе с родителями и оказание им консультационной помощи в вопросах антикоррупционного воспитания.

Формы проведения профилактических работ в образовательных организациях

-для профилактической работы АВ необходимо иметь информационные стенды в школе

- проведение лекций, бесед, классных   часов и т.д.

- проведение интерактивных уроков, просмотр фильмов и т.д.        

При этом обязательно должна быть регулярность проф. работ с детьми по вопросам антикоррупционного воспитания.

Рекомендации органам государственной власти субъектов РФ  в сфере образования

- Обеспечить регулярное  проведение региональных практико-ориентированных научно-методических семинаров, конференций во взаимодействии со стажировочной площадкой по вопросам антикоррупционного воспитания

- Обеспечить методическую поддержку педагогов и ресурсного центра по вопросам организации и проведения мероприятий по вопросам антикоррупционного воспитания

Рекомендации органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования

 - Обеспечить педагогам возможность пройти повышение квалификации (профессиональную подготовку) по программам, обеспечивающим овладение технологиями и компетенциями для реализации мероприятий с детьми по вопросам антикоррупционного воспитания

- Обеспечить регулярное проведение муниципальных практико-ориентированных научно- методических семинаров, конференций по вопросам антикоррупционного воспитания.

Рекомендации руководителям ОУ по распространению форм проведения профилактических работ

- Организовать в ОУ специальную комиссию по работе с родителями и оказанию им консультационной помощи в вопросах антикоррупционного воспитания

- Обеспечить регулярное практико-ориентированных, научно-методических встреч, мероприятий с обучающимися и их родителями по вопросам антикоррупционного воспитания

- Оформить договорные отношения с общественными организациями, с организациями сферы образования, ОВД, правозащиты для обеспечения работы с детьми по вопросам антикоррупционного воспитания.

- разработать план мероприятий посвященных антикоррупционному воспитанию, организовывать родительские собрания на эту тему, информировать участников ОГЭ, ЕГЭ  и их родителей об организации и процедуре проведения итоговой аттестации,  лектории, педсоветы, а также изучение нормативных документов антикоррупционной направленности, необходимо создать « ящик доверия»

- учителям-предметникам, классным руководителям вести работу с целью антикоррупционного образования и воспитания.

Примерный план, посвященный антикоррупционному воспитанию

Дата и место проведения

Наименование мероприятия

Количество участников мероприятия

Ответственный за организацию и проведение мероприятия

Тематическая школьная выставка в школьной библиотеке «Вместе против коррупции!»

Дискуссия «Честным быть модно и престижно»

Конкурс сочинений «Что я знаю о коррупции»

Конкурс рисунков и плакатов «Коррупции – нет!»

Проведение дебатов на тему: «Как решить проблему коррупции в России?»

Классные часы

        

Размещение на общедоступных местах в школе и на школьном сайте:

- устава с целью ознакомления родителей с информацией о бесплатном образовании; 
- адреса и телефоны органов, куда должны обращаться граждане в случае проявления коррупционных действий: фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции по внесению денежных средств.

Информирование родительской общественности о расходовании средств, поступивших в качестве добровольных пожертвований.

Размещение на школьном сайте информации о реализации планируемых мероприятий

Если же, в каждом ОУ будет проводиться такая работа, то можно в будущем ожидать такой результат:

Предвиденный результат — это сформированная личность, которая

наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая способна и желает устранить коррупцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей и подростков: состояние и перспективы.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культу...

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития.

Данный материал поможет понять смысл и применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития....

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Буклет «Антикоррупционное воспитание детей и молодежи» (методические материалы для учителей образовательных учреждений)

Уважаемые коллеги, в рамках общей темы (по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи), я представляю буклет «Антикоррупционное воспитание школьников» (методические материалы для учителе...

Буклет «Антикоррупционное воспитание детей и молодежи» (методические материалы для учителей образовательных учреждений)

Уважаемые коллеги, в рамках общей темы (по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи), я представляю буклет «Антикоррупционное воспитание школьников» (методические материалы для учителе...