Педагогический проект "Дифференцированный подход в обучении учащихся технологии"
проект на тему
Социально- реабилитационный центр является специализированным учреждением, созданным в системе социальных служб органов социальной защиты населения, пребывание детей носит временный характер. Зачастую процесс обучения проходит одновременно для детей смешанного возраста и уровня развития. Поэтому образовательно-воспитательный процесс целесообразно строить строго индивидуально, учитывая особенности каждого воспитанника, иначе говоря, дифференцировано. Включая воспитанников в разнообразную трудовую деятельность, позволяет формировать у них устойчивое психическое состояние, которое характеризуется положительным отношением к труду, положительной мотивацией труда, наличием системы определенных знаний, общетрудовых умений и навыков. Вследствии этого обозначенная тема исследования является актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 74.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Причал надежды» в г. Ульяновске»
Проект: «Дифференцированный подход в обучении учащихся технологии »
г. Ульяновск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение……………………………………………………………………..3
- Глава 1. Разработка авторских программ для дифференцированного обучения как педагогическая проблема. Сущность понятия «авторская программа для дифференцированного обучения»………………………………………………………………...5
1. 1.Сущность понятий «дифференциация», «дифференцированный подход»………………………………………………………………8
1.2.Классификация педагогических технологий ……………..…..9
1.3. Виды и формы дифференцированного обучения……………12
1.4. Методы реализации дифференцированного обучения………15
1.5. Учет психолого-педагогических и возрастных особенностей воспитанников социально-реабилитационного центра «Причал надежды»……………………………………………………………..17
1.6. Опыт коллег по реализации авторских программ по технологическому обучению…………………………………..……20
- Глава2. Опытно-экспериментальная работа по реализации дифференцированного технологического обучения воспитанников социально-реабилитационного центра «Причал надежды»………..23
2.1.Роль и место раздела «Рукоделие: Изонить. Бисероплетение» в технологическом образовании воспитанников…………….………23
2.3. Описание условий реализации в социально-реабилитационном центре «Причал надежды»…………………………………………..23
2.4. План-конспект урока «Особенности русской вышивки. История изонити» (1ч)………………………………………………………….27
2.5.Методика эксперимента………………………………………….30
4. Заключение………………………………………………………………...32
5. Список используемой литературы……………………………..……….34
Введение
Детская безнадзорность и беспризорность, как это ни парадоксально звучит в XXI веке, характеризует социальную ситуацию в России, являясь, с одной стороны, отражением тех социально-экономических сдвигов, которые произошли в стране на рубеже столетий, и с другой стороны, являет собой одну из острейших социально-экономических проблем, без решения которой трудно представить поступательное движение страны.
Сегодня много говорится и пишется о проблемах развития социальной компетентности детей-воспитанников реабилитационных центров, детских домов и школ-интернатов. Такие дети вырастают на полном государственном обеспечении, их окружает специфический, полуизолированный мир, соприкасающийся с реальностью только отдельными, порою странными нежелательными сторонами.
Включая воспитанников в разнообразную трудовую деятельность, мы формируем у них устойчивое психическое состояние, которое характеризуется положительным отношением к труду, положительной мотивацией труда, наличием системы определенных знаний, общетрудовых умений и навыков.
Поскольку социально-реабилитационный центр является специализированным учреждением, созданным в системе социальных служб органов социальной защиты населения, пребывание детей носит временный характер. Зачастую процесс обучения проходит одновременно для детей смешанного возраста и уровня развития. Поэтому образовательно-воспитательный процесс необходимо строить строго индивидуально, учитывая особенности каждого воспитанника, или дифференциально.
Важную роль в теоретическом осмыслении явления дифференциации сыграли работы Н.М. Шахмаева, в которых показана необходимость учета интересов детей, уровня развития знаний, их будущей проектируемой профессии. В работах Н.К. Гончарова, М.А. Мельникова, Н.М. Шахмаева обобщен опыт профильной дифференциации 60-х годов.
Дифференциация в историческом аспекте освещена в работах Р.Б. Вендровской, М.Вольтер, М.А. Кондратьевой, Е.А. Певцовой; с социально-педагогических позиций — в диссертационном исследовании М.Н. Фишера.
Исследование авторских работ по данному вопросу указывают на необходимость развития личностного потенциала учащихся в процессе учебно-трудовой деятельности.
Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс технологического обучения воспитанников социально-реабилитационного центра «Причал надежды» на примере раздела «Рукоделие: Изонить. Бисероплетение».
Предметом исследования является разработка авторской программы для дифференцированного технологического обучения воспитанников социально-реабилитационного центра «Причал надежды»
Цель моей работы – применение разработанной авторской программы для дифференцированного технологического обучения воспитанников социально-реабилитационного центра на практике.
Перечень задач
- Провести анализ педагогической и специальной литературы по теме исследования, учитывая дифференцированный подход при изучении;
- Показать свой опыт реализации разработанной авторской программы для дифференцированного технологического обучения воспитанников социально-реабилитационного центра на примере раздела «Рукоделие: Изонить. Бисероплетение»;.
- Сформулировать методические рекомендации своим коллегам по обозначенной проблеме.
Глава 1. Разработка авторских программ для дифференцированного обучения как педагогическая проблема. Сущность понятия «авторская программа для дифференцированного обучения»
В переводе с греческого слово «программа» означает «распоряжение, объявление». В законе «Об образовании» нет прямого определения образовательной программы, но им устанавливается место и значение ее в системе образования. Образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы. Образовательная программа-это -документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения;(3) -нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;(4) -индивидуальный образовательный маршрут учащегося, при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;(5) -совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;(6) -организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования;(7) -определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.(8) Проанализировав несколько определений, сделаем вывод, что образовательная программа- это тот нормативно-управленческий документ, в котором фиксируется и логически аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы,способы иметоды их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.(2) Современные тенденции развития школы предоставляют все больше прав и возможностей учителю в отношении путей и способов достижения образовательных целей, создают условия для реализации творческого потенциала педагогических коллективов, талантливых педагогов и руководителей. Поэтому многие учителя и коллективы идут на коррекцию, улучшение, доработку государственных программ, а иногда и коренную их переработку (включая целевые установки и концептуальные позиции). Такая переработка (модернизированная, модифицированная) программа может представлять собой уже авторскую модель. Авторская программа- -как нормативный ориентирующий документ творческой деятельности учителя, фиксирующий содержание учебного предмета и отражающий научные и мировоззренческие направления содержания знаний и умений; как динамичная по своему характеру концепция и описание содержания и технологии деятельности субъектов образовательного процесса (обучающихся и педагога) в определенной образовательной области, являющееся одновременно стратегическим направлением непрерывного образования и проектирования профессионально-жизнедеятельностного маршрута конкретной личности (педагога-автора учебной программы) (10) -это результат предварительных теоретических и практических изысканий педагога (группы педагогов), отражающий сформировавшиеся у него взгляды и убеждения, которые он в представляемой программе воплощает (11) -создаются на основе базисных и являются руководящим документом при реализации единого уровня общего среднего образования, поэтому прежде всего должны отвечать общеобразовательным стандартам. Программа отражает конкретный круг вопросов, последовательность их изучения, распределение по времени в рамках учебного предмета. Она составляется с учетом логики представляемой ею науки, дидактических принципов обучения (научности, доступности, последовательности, системности и др.) и возрастных особенностей учащихся (12) -это результат педагогического творчества автора или коллектива авторов, который должен удовлетворять критериям новизны и педагогической ценности. Она создается на основе государственного образовательного стандарта, определяющего содержание образования учебного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания, поэтому, прежде всего, она должна отвечать общеобразовательным стандартам (13) -спроектированный самим учителем (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных (повышенных) результатов (14) -стратегический план изучения предмета в целом, ориентированный на определенные цели и задачи обучения (15) Вопрос о признании программы авторской состоит в определении степени новизны и оригинальности, соответствия ее современным научным и практическим требованиям.(9) При стандартной организации процесса обучения одинаково для всех учащихся оказывается, что на практике эффективность совершенно различна. Среди учащихся разных возрастов имеются школьники с высоким, средним и низким уровнем развития как практического, так и словесно-логического компонентов продуктивного мышления, с относительным преобладанием интуитивно-логического мышления над словесно-логическим. Часть учеников, обладающие логическим мышлением хорошо усваивают предметы естественнонаучного цикла, но не испытывают склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. Есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, глубоко чувствующие, но «не любящие» точные науки. Дифференциация обучения дает возможность учесть особенности познавательной деятельности учащихся, тем самым, повышая результативность образовательного процесса. Дифференцированное обучение способствует раскрытию и развитию способностей каждого ученика, стимулирует процессы самопознания и самоопределения личности. 1. 1.Сущность понятий «дифференциация», «дифференцированный подход» Дифференциация происходит от латинского differentia- что в переводе означает-«различие, разделение». В педагогической энциклопедии понятие дифференциации трактуется следующим образом: дифференциация обучения- способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности). Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы различаются. Понятие дифференцированного обучения имеет более узкий смысл. Дифференцированное обучение- процесс обучения, организованный с учетом индивидуально-типологических особенностей учеников.(16) Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.(17) Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.(18) Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении)- это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.(19) Комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах
1.2.Классификация педагогических технологий
В зависимости от характера среды (или условий) обучения все известные технологические способы обучения можно разделить на три группы:
- технологические способы, которые можно использовать в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное обучение, развивающее обучение, игра и другие);
- технологические способы, которые требуют организационной перестройки работы школы (концентрированное обучение, коллективный способ обучения и другие);
- технологические способы, которые требуют изменения содержания образования («диалог культур», вероятностное образование и другие).
Г. К. Селевко, рассматривая педагогическую технологию и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, обобщая различные классификационные подходы, дает следующую классификацию педагогических технологий:
- По уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
- По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие технологии.
- По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии.
- По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие, суггестивные, нейролингвистические технологии.
- По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений, навыков), операционные (формирование способов умственных действий), эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности), эвристические (развитие творческих способностей), прикладные (формирование действенно-практической сферы) технологии.
- По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
- По организационным формам: классно-урочные и альтернативные, академические и клубные, индивидуальные и групповые, коллективные способ обучения, дифференцированное обучение.
- По типу организации и управления познавательной деятельностью (по В.П.Беспалько): классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное), обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное), система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное), обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа, система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) -групповые, дифференцированные способы обучения, компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное), система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение, «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа. Различают также комбинации этих «монодидактических» систем: традиционная классическая классно-урочная система Я.Л Коменского (лекционный способ + самостоятельная работа с книгой), современное традиционное обучения (классическая система + технические средства), групповые и дифференцированные способы обучения (система малых групп + репетитор), программированное обучение (программное управление с частичным использованием всех остальных видов).
- По подходу к ребенку: авторитарные, дидактоцентрические, личностно-ориентированные (антропоцентрические), гуманно-личностные, технологии сотрудничества, свободного воспитания, эзотерические технологии.
- По преобладающему (доминирующему) методу: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие информационные (компьютерные) и другие технологии.
- По категории обучающихся: массовая (традиционная школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика, технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и другие), технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.), виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика), технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
- По направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, на основе эффективности организации и управления процессом обучения, на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, природосообразные, альтернативные, целостные технологии авторских школ.
1.3. Виды и формы дифференцированного обучения.
Дифференцированное обучение осуществляется в различных организационных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях (частно-методическом, технологическом, общепедагогическом, социальном). В современной образовательной практике используется следующая классификация видов и форм дифференциации.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
— по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
— по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
— по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
— по уровню умственного развития (уровню достижений);
— по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту, социотипу и др.);
— по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:
— региональную по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
— внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
— в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);
— межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
— внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса). (21)
Внутриклассную дифференциацию называют еще "внутренней", в отличие от всех других видов "внешней" дифференциации.
К внутренней дифференциации иногда относят и деление класса на любые, даже разнородные группы, для которых применяется интегративная модель дифференцированного обучения. Примерами может служить разделение учащихся при групповых способах обучения, использование игровых методик, бригадно-лабораторного метода, метода проектов и т.п.
В особую дифференциальную группу может быть выделена любая группа, обучение в которой отличается какими-либо условиями или компонентами учебно-воспитательного процесса. По этим признакам отмечают следующие виды дифференцированных групп:
— по целям обучения: группы компенсирующего обучения (выравнивания, коррекции, педагогической поддержки), творческие, работы с одаренными, предвузовской подготовки, овладения специальностью и др.;
— по содержанию обучения: спецклассы (группы, школы) профильные, по направлениям, с углублением, с уклоном, раннего изучения предмета, специальных программ, группы профессионализации и специализации, дополнительных образовательных услуг и др.;
— по методам и технологиям: группы развивающего обучения, коллективного способа обучения, работающие по авторским методикам Шаталова, Волкова или других авторов; компьютерной технологии, социоигровой, вальдорфской педагогики, монтессори — методики, повышенного индивидуального внимания, компенсирующего обучения и др.;
— по уровню обучения: группы базового образовательного стандарта, продвинутого уровня (группы углубленного изучения предмета, факультативные, гимназические, лицейские), компенсирующего, адаптирующего уровня (выравнивания, коррекции, педагогической поддержки), специальные и др.;
— по темпу (времени) обучения: классы (группы) опережающего, ускоренного и замедленного обучения (трех-, четырех- и пятилетняя начальная школа, экстернат). (22)
В настоящее время наибольшее распространение получили два вида дифференциации по индивидуально-психологическим особенностям детей: по уровню умственного развития и по области интересов (профилю). Они организуются на различных возрастных ступенях: при поступлении в школу, при переходе из начальной ступени в среднюю и из средней — в старшую (23).
1.4. Методы реализации дифференцированного обучения.
Проблеме дифференцированного обучения посвящено значительное количество работ, в которых рассматриваются общие и частные аспекты данной проблемы.
При рассмотрении работы И.Э.Унта «Индивидуализация и дифференциация обучения», мы видим, что автор понимает дифференциацию как учет индивидуальных особенностей учеников в той форме, когда они группируются на основе каких-либо особенностей для отдельного обучения.(24) В своей работе И.Э.Унт выделила критерии отбора индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения, и определила сами особенности. Автор рассмотрела разнообразные приемы реализации дифференцированного обучения, в частности виды индивидуализированных заданий, организацию работы в стабильных и нестабильных группах.
Некоторые исследователи связывают дифференциацию обучения с формированием адекватной самооценки учеников, предлагая им самим выбирать объем и сложность выполняемых заданий. Методика обучения учащихся правильному выбору рассматривается в работах Е.Ю. Кирилловой и Н.В. Промотовой. Авторы отмечают, что учить ребят правильному выбору в данной ситуации совершенно необходимо, так как иначе возможен неадекватный выбор, когда слабые ученики переоценивают свои силы и выбирают сложные задания, а сильные ученики стремятся подстраховать себя и ограничиться заданиями менее сложными. (25)
Интересный вид дифференцированных заданий, предполагающих дозирование учебной помощи ученикам, рассматривает в своей работе Г.Д. Глейзер. Это – карточки-информаторы, которые наряду с заданием ученику включают элементы дозированной помощи, объем которой может варьироваться. (26) Например, на занятиях по технологии перед изучением какой-то большой и емкой темы учащимся предлагается рассмотреть карточки-информаторы, в которых приведены отдельные сведения по данной теме, например, историческая справка, отдельные технологические этапы выполнения практической работы по данной теме, информация о профессиях, связанных с этой темой и т.п Ученик может и не обращаться к карточке, если хорошо знает материал или взять лишь отдельные сведения из нее, а может и подробно изучить предложенную информацию.
Дифференциации обучения может реализовываться через элективные занятия-курсы. Т.е. когда ученикам предоставляется право выбора предмета (в число выбираемых не входят базовые дисциплины). Предметы по выбору могут расширять и углублять знания ученика в выбранной сфере познания: гуманитарной, естественнонаучной, математической. Как предметы по выбору могут преподаваться валеология, психология, история религий, история искусств.
В организации элективной дифференциации важно соблюсти условие обязательности выбора каждым учеником определенного количества вариативных предметов или спецкурсов.
Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне ученикам предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне - прочитать параграф, составить план и вопросы к нему, на самом сложном уровне - прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него. (27)
Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной направленности: задания, устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у учеников предварительные знания по теме.
Как метод реализации внутриклассной дифференциации рассмотрим дозирование помощи учителя ученикам. Которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части - порции), задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий), работы с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным рисунком, чертежом.
Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться, а может и не обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем % дозированной помощи определяет сам ученик.
1.5. Учет психолого-педагогических и возрастных особенностей воспитанников социально-реабилитационного центра «Причал надежды».
Для большинства наших воспитанников характерно искажение нравственного сознания, недостаточная сформированность потребности в основных видах деятельности (познании, труде, общении), а, следовательно, мало развиты учебные и трудовые навыки и умения. И, как следствие, они отчуждены от учебы и труда. Отсюда дефицит социальных связей, навыков общения, ограниченность или искаженность социального опыта, отсутствие отдаленных перспектив. Они живут сегодняшним днем, им присущ социальный инфантилизм, легко формирующийся в социальное иждивенчество.
Эти дети живут в асоциальных семьях, т.е. родители, как правило, не работают ведут аморальный образ жизни, жизнь протекает в антисанитарных условиях. Зачастую они попросту не знают, что бывает чистая постель, вкусно приготовленная еда, красиво накрытый стол. Культурно-гигиенические навыки либо вообще не сформированы, либо уровень их сводится к минимуму. Такая жизнь не вызывает у детей размышлений о перспективах будущего. Как и на что они будут жить дальше.
В силу отсутствия положительного опыта семейной жизни, они не задумываются над ее изменением и усовершенствованием. Большая часть поступающих детей, воспитанников Центра, являются социально-запущенными, а в последнее время и имеющими задержку нервно-психического развития, а это значит, что у них слабо сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, воображение, не развиты сенсорика и мелкая моторика. Речь их бедна, они затрудняются в общении, не уверены в себе, в своих способностях, самооценка у них часто занижена. Эмоционально-волевая сфера их незрелая, часто наблюдаются вспышки раздражения, агрессии, тревожности и уныния.
Занятия трудотерапией с такими детьми приносят ощутимые результаты в развитии и коррекции их личности, в адаптации их к жизни в современном обществе. Участие детей в труде вместе со сверстниками и взрослыми позволяет быстрее ликвидировать их отставание в интеллектуальном, эмоциональном, нравственном и физическом развитии. Постепенное усвоение навыков и умений стимулирует их познавательную и творческую активность. У них формируется наблюдательность, внимательность, организованность, самостоятельность, прилежность, добросовестность, постепенно развиваются волевые черты, активность и творческий потенциал. Ребенок из исполнителя вырастает в инициатора с перспективой в будущем быть организатором своей жизни.
Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают их потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурными, всесторонне развитыми. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.
Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь в начале контролем по результату или заданному образу, а затем - процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Особую линию в речевом развитии образует та, которая связана с соединением и взаимопроникновением мышления и речи.
В учении формируется общие интеллектуальные способности, особенно понятное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования пользоваться ими, рассуждать создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.
В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умения вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. (30)
1.6. Опыт коллег по реализации авторских программ по технологическому обучению.
Образовательная область “Технология” является одной из содержательных областей учебного плана общеобразовательных учреждений.
Образовательная область “Технология” обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию творческого мышления у каждого обучающегося. Но в рамках стандартного обучения иногда бывает невозможно добиться желаемых результатов.
Основная идея разработки авторских программ - применение традиционных методов обучения в новых нестандартных ситуациях. Новизна разработок отражается:
- в использовании регионального и валеологического компонентов обучения для развития практических навыков учащихся (5-й класс. Урок по теме "Фартук в национальном костюме. Снятие мерок для построения чертежа фартука". Брегадзе С.Ю.);
- в использовании компьютерной графики в различных разделах программы: Рукоделие, Культура дома, (MS Office Publisher на уроке технологии и во внеурочной деятельности Якушева Е.А; Paint и пэчворк Якушева Е.А., Windows. Культура оформления окон Зорина Г.Г., Дергачева Н.А.);
- в изучении интереснейших техник декоративно-прикладного искусства – технике кожаной пластики, изонить, вышивка лентами и т.п; (Авторская программа дополнительного образования детей "Художественная обработка кожи" Лахман Т.Н.; Авторская программа + презентация. "Народные промыслы. Изонить". 9-й класс Куличенко Е.В.);
- во включение школьников в различные виды деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных задач и ситуаций, способствует развитию творческого потенциала личности и т.д. (Анализ геометрической формы предмета Глазачева Е.Н.);
- в активном использовании межпредметных связей (Бинарный интегрированный урок (английский язык + технология) Пронина Н.П., Писарик Л.В.) и т.д. (31)
Учет положительных и отрицательных моментов при анализе работ коллег особенно актуален, когда мы говорим о воспитанниках специализированного социально-реабилитационного центра, где на занятиях по технологии необходимо объединить учащихся разных возрастов и уровней развития с целью формирования основных знаний, умений и навыков в области технологии.
Изучение передового педагогического опыта позволяет в собственную методику преподавания внести коррективы с учетом допущенных ошибок. Проанализировав опыт коллег, я приму во внимание такие аспекты преподавания, как:
- объединение детей в группы по интересам при изучении учебного материала способствует их сближению не только на уроке, но и за пределами классной комнаты;
- развитие у детей воображения путем специальных упражнений на развитие воображения («нелогичные связи» и др.), изготовление макетов, моделей будущих объектов проектирования. Постоянно обращаться к учащимся с вопросами и заданиями аналитического характера, рассчитанных на работу воображения: «представьте (вообразите)», «придумайте аналог» и т.п.
- преодоление «нелюбви» детей к часто применяемому методу усвоения материала через «зазубривание» путем вовлечения воспитанников в интересный познавательный процесс различными методами преподавания (уроки-игры, решение поставленных учебных задач объединением в группы по интересам и т.п.).
Глава2. Опытно-экспериментальная работа по реализации дифференцированного технологического обучения воспитанников социально-реабилитационного центра «Причал надежды».
2.1.Роль и место раздела «Рукоделие: Изонить. Бисероплетение» в технологическом образовании воспитанников.
Программой «Технология» предусмотрено изучение данного раздела в рамках модуля «Культура дома» с 5 по 9 класс. На изучении раздела «Рукоделие» отводится по 8-10 часов ежегодно. При изучении этого раздела решаются следующие задачи:
- Изучение истории развития народных ремесел (декоративно-прикладного творчества);
- Освоение простейших приемов и применение их на практике;
- Изучение основных понятий, используемых практически во всех видах рукоделия: композиция, орнамент, раппорт, цветоведение и т.п.;
- Воспитание усидчивости и аккуратности при выполнении работ;
- Развитие самоконтроля и самооценки;
- Знакомство с различными профессиями, присущими тому или и ному виду рукоделия.
2.3. Описание условий реализации в социально-реабилитационном центре «Причал надежды».
Материально-техническое оснащение кабинета (мастерской)
Успех в работе во многом зависит от организации рабочих мест инструктора и воспитанников.
Рабочее место – зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым для управления какими-то процессами при выполнении работ.
В учебных мастерских оборудуются рабочие места воспитанников индивидуального и коллективного пользования, рабочее место инструктора. Они должны обеспечивать возможность выполнения работ в соответствии с учебными программами, а также учитывать антропометрические данные учащихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики. Планирование мастерских, размещение в них рабочих мест, оборудования и мебели должны создавать благоприятные и безопасные условия при организации и проведении учебно-воспитательного процесса, контроля за действиями каждого учащегося.
Главным в организации рабочих мест является обеспечение условий, оптимизирующих трудовую деятельность инструктора и воспитанников.
Для рациональной организации рабочего места и эффективного воспитания культуры труда учащихся необходимо:
- рабочее место оборудовать тем, что требуется для выполнения задач, определенных учебным процессом;
- правильно спланировать рабочее место, чтобы имеющаяся площадь использовалась наиболее полно и эффективно;
- осуществлять механизацию некоторых видов работ, использовать приспособления и технические средства в период обучения, устраняя ненужные операции;
- рабочее место инструктора должно быть образцом для воспитанников
Учебно-воспитательный процесс по труду проводится на базе мастерских учебных заведений.
При планировке мастерской нужно:
- рационально размещать оборудование;
- соблюдать правила безопасности в работе;
- обеспечивать нормальную освещенность рабочих мест;
- создавать удобство пользованием оборудования;
- придерживаться существующих норм при расстановке оборудования мастерской.
При изучении нового материала для лучшего усвоения необходимо представлять учащимся наглядные примеры излагаемого материала. В этом отличным помощником учителю служит экспозиция, где по определенной системе выставлены различные наглядные пособия в мастерской.
Наглядный материал должен привлекать внимание оригинальностью оформления, актуальностью затрагиваемых тем, свежестью информации, доходчивостью изложения. При этом нужно учитывать, что не следует загромождать кабинет многочисленными стендами, витринами, таблицами и т.п., которые лишь рассеивают внимание воспитанников, снижая их работоспособность.
Экспозиция может быть размещена не только в мастерской, но и в прилегающем коридоре, холле, рекреации, установленная в определенной связи и последовательности.
Справочный раздел мастерской позволяет упорядочить подготовку учителя к занятиям, внеклассной работе, совершенствованию труда на основе НОТ. В его состав входят разные карточки по:
- учебно-методической литературе по разным разделам предмета;
- ТСО, таблицам, диафильмам, диапозитивам;
- инструктивным и технологическим картам изготовления деталей и изделий;
- разработкам проектов;
- самостоятельным и контрольным работам;
- разработкам внеклассной работы и творческому моделированию воспитанников;
- объектам труда по темам.
Раздел учета и планирования производит учет материальных ценностей, поддерживает в рабочем состоянии оборудование, планирует работу мастерской и перспективы ее развития. Заведующий мастерской ведет типовой санитарно-технический паспорт. (28)
Главной особенностью при изучении различных тем предмета технология является одновременное присутствие на занятии разновозрастных обучаемых с различным уровнем знаний, умений и навыков, а также различных по половому признаку, т.е. одновременное обучение и мальчиков, и девочек. Соответственно создаются дополнительные трудности в изложении и усвоении материала. Исходя из этих условий необходимо подбирать соответствующие темы для изучения и составлять практические работы с учетом объединения детей в группы по половому признаку, по уровню развития
2.4. План-конспект урока «Особенности русской вышивки. История изонити» (1ч).
Тема : «Особенности русской вышивки. История изонити»
Модуль: Культура дома
Раздел: Рукоделие
Цели:
- образовательная:
- способствовать формированию у учащихся знаний об особенностях русской вышивки;
- способствовать формированию представлений об истории такого направления вышивки, как изонить;
- ознакомление с теорией нитяной графики, изонити, ниточного дизайна.
- развивающая:
- способствовать развитию эстетического и художественного вкуса;
- способствовать развитию речи;
привитие навыков самостоятельности.
- воспитательная:
- способствовать воспитанию аккуратности;
- способствовать формированию правильного отношения к общечеловеческим ценностям
- профориентационная:
-ознакомление и приобщение к работе вышивальщицы.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения;
- инструменты, приспособления: рабочие тетради, бумага, карандаши
- материалы: ткань, нитки
Дидактическое обеспечение:
- Таблицы
- рисунки вышивок
- информационные карты
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная
Словарная работа:
Нитяная графика, изонить, ниточный дизайн
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока.
1.Организационный момент:
- приветствие
- проверка явки учащихся с помощью дежурных
- проверка готовности учащихся к уроку
- сообщение темы урока
2. Актуализация знаний:
Примерные вопросы:
- какие виды народных промыслов вы знаете?
- расскажите в каких областях нашей страны развиты народные ремесла? Какие именно?
-в каких видах декоративно-прикладного творчества используются нитки?
- Изложение нового материала.
Нитяная графика или как её еще называют - изонить широко распространена, с ее помощью можно создавать удивительно красивые кружевные изделия.
Данный вид ниточного дизайна впервые появился на туманном Альбионе, в Англии. Английские ткачи вбивали в твердое основание особые гвоздики и в определённой последовательности переплетали нитки. Получавшиеся в результате "нехитрого" переплетения ажурные картины использовались для украшения дома.
Для составления узоров используются различные геометрические фигуры, фигуры зверей, птиц, рыб, людей, растительные орнаменты.
Для ниточного дизайна (также встречается название изографика) могут использоваться обычные швейные, шерстяные нитки, ирис или мулине. Красиво смотрятся работы, выполненные тонкими шелковыми нитками.
С помощью изонити можно создавать прекрасные открытки, небольшие картины и панно.
Нитяная графика, изонить (изображение нитью), ниточный дизайн – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании.
4. Вводный инструктаж:
4.1 Практическая работа: Прослушивание и анализ докладов по теме: «История возникновения и развития изонити»
4.1 Цель практической работы – ознакомление детей с историей возникновения и развития такого вида народного искусства, как изонить через изложение материала самими учащимися.
4.3 Вид работы - фронтально-индивидуальный
4.4 Объект труда – доклады учащихся по теме «История возникновения и развития изонити».
4.5 Демонстрация и обсуждение уже выполненных проектов.
4.6 Критерии оценки:
- умение логически мыслить, выбирать из общего главное при анализе прослушанных докладов;
- грамотная постановка речи при ознакомлении с докладом;
- организация рабочего места;
- проявление творчества;
- норма времени.
5. Самостоятельная работа (конспектирование главных моментов прослушанных докладов)
6. Текущий инструктаж (проводится в случае возникновения каких-либо затруднений у учащихся)
7. Заключительный инструктаж:
- подведение итогов
- анализ допущенных ошибок
- выставление оценок
- 8. Инструктаж на выполнение домашнего задания
9. Уборка рабочих мест
10. Подведение итогов работы учителем.
Сегодня на уроке вы познакомились с историей художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Полученные знания послужат вам отправной точкой в нашей совместной работе по изучению этого интересного, красивого, занимательного вида творчества.
2.5.Методика эксперимента
Обучением воспитанников социально-реабилитационного центра «ПРИЧАЛ НАДЕЖДЫ» технологическому труду с дифференцированным подходом к учащимся я занимаюсь два года. В процессе обучения учитываю, что на занятиях присутствуют ученики разного возраста и уровня развития, поэтому подбираю изучаемый материал так, чтобы доступно и интересно было каждому. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Замечаю, что у них постоянно проявляется устойчивый интерес к технологическому творчеству, что способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Дети с интересом берутся за изучение того материала, что я предлагаю в рамках основной программы с поправкой на особенности центра. Материал легко усваивается, и учащиеся без особого труда применяют полученные теоретические знания на практике.
Очень помогает совместное изучение материала: те дети, у которых уровень развития имеющихся знаний и навыков выше, помогают более слабым товарищам. В результате достигаются очень высокие результаты усваиваемости пройденного материала без больших перегрузок воспитанников. К тому же такие моменты в процессе обучения способствуют сближению детей, что является важным аспектом в их непростой жизненной ситуации.
По данным опроса воспитанников нашего центра о дифференцированном подходе в обучении, можно выделить следующее:
- усваивать знания при индивидуальном подходе к каждому учащемуся гораздо легче, чем при фронтальном изучении материала;
- 56 % учащихся считает, что качество их знаний гораздо выше при индивидуальном подходе;
- 67 % считают, что отношения между воспитанниками становятся ближе, когда помощь в объяснение материала учитель доверяет сотоварищу;
- 3% отметили, что им неловко перед «одноклассником», пытающимся помочь, потому что чувствуют себя более «слабыми»;
- 42 % высказали свое мнение, что стали с большим интересом относится к учебе, когда учитель подбирает материал для изучения либо закрепления знаний непосредственно для каждого учащегося.
Грамотно организованная учебная деятельность в рамках дифференцированного подхода существенно влияет на процесс обучения, усвоения знаний и применения их на практике. Немаловажным является и опыт коллег в данном вопросе. Изучение работ учителей разных школ и даже городов привносит дополнительный стимул в организацию собственной работы. Объективно оценивая их труд, я извлекаю для себя много полезной информации и реализую ее в процессе обучения: это и интересные исторические сведения, и различные методы организации учебного процесса (урок-презентация, урок-игра, анализ работ учащихся в виде диспута и т.д.), и отрицательные аспекты (большая трудоемкость в подготовке материала для изучения по принципу дифференциации), и многое другое.
Тем не менее дифференциация важна как для учащегося, так и для учителя. И это неотъемлемая часть процесса обучения и воспитания детей и подростков, находящихся на попечении нашего социально-реабилитационного центра, где несомненно каждый ребенок – Личность. И должен таковым оставаться, не смотря на трудности. Заключение
Результаты эксперимента показали эффективность использования на практике разработанной авторской программы для дифференцированного технологического обучения воспитанников социально-реабилитационного центра «Причал надежды». Были достигнуты следующие положительные цели:
- в рамках основного стандарта в соответствии с общими целями образования, концепцией содержания образования образовательной области «Технология» удалось создать такие условия, которые позволили углубить знания и умения учащихся, расширить их кругозор, закрепить имеющиеся и вновь полученные умения и навыки;
- исследование передового педагогического опыта коллег по данной и схожим темам помогло найти верный подход к организации процесса обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей личностей воспитанников;
- как следствие из вышесказанного, у учащихся повысился интерес к преподаваемому предмету, повысился оценочный балл, и, несомненно, пройденный материал закрепился прочно;
- получила огромный запас идей для наиболее интересного и увлекательного изложения нового материала учащимся;
- общение воспитанников стало более тесным и дружелюбным.
Таким образом, можно сделать главный вывод проделанной работы: изучение учебного материала на базе социально-реабилитационного центра невозможно осуществлять по стандартным программам обучения, уравнивающим всех детей одной параллели возраста перед системой образования. Для достижения значительных положительных результатов необходимы разработки авторских программ обучения по всем преподаваемым предметам с учетом дифференциации в обучении.
Список используемой литературы
- Федеральный Закон «Об образовании»
- Лернер И.Я. «Процесс обучения и его закономерности» - М., 1980.
- «Стандартизация образования – одна из болевых точек образовательной политики» Е.Разумова. «Народное образование», №5, 2008
- Баранова С.П. Педагогика – М.; Просвещение, 1976.
- Поштаник М.М. Школа разноуровнего и разнонаправленного обучения.// Педагогика, 1995, №6.
- В.К. Шишмаренко. Дифференциация обучения как педагогическаяпроблема. – Челябинск, 1996.
- Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе – М.; Институт практической психологии; Воронеж: «Модек»,1998.
- http://www.iro.yar.ru/resource/distant/pedagogy/pedagogicheskii_eksperement/avt-prog/sekret/glava2.html
- http://center.edu.mhost.ru/avtor.htm. статья: Предложения по формированию перечня и примерных программ по дисциплинам, способствующим формированию инновационной культуры выпускников вузов.
- «О федеральных государственных стандартах третьего поколения» А.Бердашкевич, «Народное образование», №2, 2008
- Рогановский И. Дифференцированное обучение – как его осуществить?// Народное образование, 1991, №3.
- Методические разработки НИРО, 2005.
- Зотов Ю.Б. «Организация современного урока» - М., 1984.
- Чередов И.М. «Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе» - М., 1987.
- Педагогическая энциклопедия.
- http://old.ysu.ru/institut/pedinst/tecnology/files/gl3.html
- Шахмарев Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе. // Дидактика средней школы – М.; 1982.
- В.К. Шишмаренко. Дифференциация обучения как педагогическая проблема.
- Дьяченко В.К. «Организационная структура учебного процесса» - М., 1989.
- Харламов И.Ф. Педагогика – М.; Высшая школа, 1990
- Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В.Дифференциация обучения: Педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка. //Педагогика, 1992, №9-10.
- Антропова М.В., Манке Г.Г., Кузнецова Л.М., Бородкина Г.В.Дифференциация обучения: Педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка. //Педагогика, 1992, №9-10.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения – М.;Педагогика, 1990.
- Кирилова Е.Ю. Способ организации дифференцированного обученияна основе анализа внутренней позиции учащихся. // Новые исследования в педагогике, 1973, №8.
- Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе. /Под ред. Г.Д. Глейзера – М.; 1985.
- Вольтер М. Проблема дифференцированного обучения в советской педагогике – Минск, 1977
- охрана труда при оборудовании и эксплуатации учебных мастерских обслуживающего труда образовательных учреждений. Масленников М.М., Ульяновск, 2004
- Психология Венгер Л.А., Мухина В.С., «Просвещение», Москва, 1988
- Психологический справочник учителя. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. «Просвещение», Москва, 1991
- http://clck.yandex.ru/redir. Передовой опыт коллег в разработке авторских программ
- Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология I-IV, V-XI классы. – М.: Просвещение, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении учащихся немецкому языку.
Цель обучения ИЯ состоит в овладении коммуникативной компетенцией. Поэтому одна из закономерностей гласит: изучение ИЯ должно строиться на развитии у школьников слухомоторных связей в результате выпол...
Деятельностный подход в обучении учащихся хоровому пению
Совершенствование хорового воспитания на основе деятельностного метода обучения....
Квалификационная работа "Методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся 5 неделимых классов на уроках технологии"
Работа раскрывает особенности дифференциации и индивидуализации обучения учащихся 5 неделимых классов технологии. Предложен вариант творческого проекта. В работе представлена методика обучения учащихс...
Доклад «Технология дифференцированного (разноуровневого) подхода в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью»
Доклад «Технология дифференцированного (разноуровневого) подхода в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью»...
Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования.
Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточ...
Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования»
Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая до...