Дифференцированное обучение на уроках математики
статья на тему
Статья по теме:"Дифференцированное обучение на уроках математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дифференцированное обучение на уроках математики»
Если каждому отводить время,
соответствующее его личным
способностям,то можно обеспечить
гарантированное освоение базисного
ряда школьной программы.
З. И. Калмыкова, Дж. Кэрролл, Б. Блум
В последнее время многое изменилось в образовании. Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?
Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться результата в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению уровня качества знаний учебного материала, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
Поэтому перед нами встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню усвоения учебного материала, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.
Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.
Поэтому необходимо создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников. Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.
Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей. Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.
Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль.
Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке, т.е. цель дифференцированного обучения - это оказание психологической и методической помощи учащимся, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Достоинство данного способа обучения состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников - это позволяет снизить перегрузки, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства учащихся, повышает мотивацию обучения.
В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.
Чаще всего выделяются три группы учащихся.
Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно могут сделать задания в один–два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения. В этой группе могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам.
Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.
Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.
Знание уровня сформированности у школьников умений и навыков помогает учителю в подготовке к уроку, позволяет заранее спланировать все виды дифференцированных воздействий, подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой группы учащихся, ориентируясь на зону ближайшего развития.
Работа этих групп может проходить в рамках обычных уроков. Их можно также временно выделить для отдельных занятий.
Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
1. Опрос:
При письменном опросе можно использовать карточки различной степени сложности, тесты трех уровней. Можно использовать для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагать всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцировать количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.
Устная проверка знаний: первыми вызывать учащихся 1 и 2 групп, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Для этого даем задания учащимся 3 группы, найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности), или даем материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.
В конце изучения раздела проводим контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.
2. Объяснение нового материала:
При объяснении нового материала ставим проблемные вопросы, стараемся, чтобы на них отвечали сильные дети, детям 1 и 2 групп предлагаем ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых просим повторить за сильными. Детей из 1 группы иногда просим подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.).
3. Закрепление нового материала:
При закреплении нового материала дифференцируем вопросы на закрепление. Для детей 3 группы сразу же предлагаем выполнить практическое задание. Для детей 2 группы предлагаем работу с учебником. Со слабыми детьми повторяем основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. При закреплении нового материала проводим самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даем различное. Сильным детям сообщаем цель задания, а средним и слабым – задания описываем более подробно. Со временем задания во всех группах усложняем, что способствует развитию мыслительной деятельности.
Если материал сложный, то формируем пары, куда входит один из учеников 1или 2 групп и 3, и проводим работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.
При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираем задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.
Осуществляем дифференциацию и при проведении практических работ. Используем взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.
4. Домашнее задание:
Первой группе на дом предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам. Второй группе такие же задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для третьей группы задания из учебника дополняются задачами из различных пособий. При определении объема работы следует исходить из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженность школьников другими предметами.
Детей 3 группы, учим работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаем выступить, но для подготовки даем литературу или указываем источник. Для преодоления пробелов в знаниях детям 1 и 2 групп даем небольшие дополнительные упражнения.
Такие элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными за процесс обучения, приучаются к самоорганизации учебного труда. Дифференцированная форма учебной деятельности учащихся предусматривает их самостоятельную работу по дифференцированным заданиям. Дифференцированное задание должно быть построено с учетом особенностей группы учащихся, объединенной «одинаковым» уровнем знаний и умений по теме, разделу и уровнем их освоения.
В соответствии с группами при организации дифференцированных форм учебной деятельности разрабатываем варианты дифференцированных заданий. При этом можно использовать два вида дифференцированной формы учебной деятельности: групповую дифференцированную и индивидуальную дифференцированную работу учащихся. В первом случае учащиеся одной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно (по 3–4 человека), во втором – индивидуально. При групповой форме деятельности на уроке организуется отчет каждой группы, а при индивидуальной форме проверяется и оценивается работа каждого ученика
Применение дифференцированного обучения помогает учителю достичь следующих целей:
Для первой группы:
- Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными особенностями;
- Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
- Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы:
- Развивать устойчивый интерес к предмету;
- Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия;
- Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
- Сформировать умения самостоятельно работать над заданием;
- Развивать интеллектуальные умений учащихся
Для третьей группы:
- Развивать обобщенный интерес к предмету;
- Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности;
Итак, дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Этот метод обучения требует последовательности и систематизации. Только на основе этих факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала, достигнуть высокой эффективности работы над формированием познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями, развитие их творческой активности и самостоятельности.
И в заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни.
Литература:
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М,1996.
Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996. Журнал «Математика в Школе» 1999 – 2005 гг.
Зотов Ю.Б. Организация современного урока/ Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1984
. Индивидуально-дифференцированный подход к обучению и воспитанию школьников (проблемы, поиск, опыт): Сборник статей. Орехово-Зуево, 2003.
Коротяев Б.И. Обучение – процесс творческий: Из опыта работы. М.,1980. Научно-практический журнал «Завуч» 2004 – 2005 гг.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб.пособие для педагогических вузов. М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.
Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....
Дифференцированное обучение на уроках математики (из опыта работы)
В статье "Дифференцированное обучение на уроках математики" я делюсь опытом своей работы. Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников.Диффере...
доклад на тему: "Индивидуальная работа при дифференцированном обучении на уроках математики"
Индивидуальная работа при дифференцированном обучении на уроках математики. ...
Круглый стол на тему "Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики"
Данная тема представляется мне актуальной на сегодняшний день, так как она способствует решению задач, поставленных перед современной школой: повышению уровня обученности и воспитанности, развитию инд...
Применение технологии дифференцированного обучения на уроках математики
Отчет по теме самообразования...
Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся»
«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой» Как только возникает чувство недовольств...
Доклад на тему: «Дифференцированное обучение на уроках математики»
Применение уровневой дифференциации при обучении математике, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся, необходимо и возможно. Возможность применения уровневой дифференциации, а т...