Роль мастера ПО в процессе обучения и воспитания
статья на тему

Платонова Валентина Николаевна

Воспитание человека сложный и трудоемкий процесс. Трудность воспитания обусловлена сложностью психики человека, его создания. По своим психическим особенностям люди бесконечно разнообразны. Поэтому успех воспитательной работы зависит во многом от того, сумеет ли педагог определить индивидуальные особенности обучающегося. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_mastera_po.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль мастера ПО в процессе обучения и воспитания

«Дать детям радость труда,

радость успеха в учении,

побудить в их сердцах

чувство гордости, соб-

ственного достоинства –

эта первая заповедь

воспитания».

В.А.Сухомлинский

Воспитание человека сложный и трудоемкий процесс. Трудность воспитания обусловлена сложностью психики человека, его создания. По своим психическим особенностям люди бесконечно разнообразны. Поэтому успех воспитательной работы зависит во многом от того, сумеет ли педагог определить индивидуальные особенности обучающегося.

Юноши и девушки до прихода в техникум воспитывались в семье, школе, в общении с друзьями. У них сформированы многие качества, сложился определенный стереотип поведения, выработались привычки.

Основная деятельность обучающихся техникума – учеба, получение творческих знаний, практических профессиональных навыков. Очень важно, чтобы процесс обучения было связан с воспитанием, чтобы обучающиеся не только получали твердые знания, навыки и умения, но и воспитывались в духе преданности любимому делу, любви к профессии, чтобы правильно формировались их характеры, приобретались положительные привычки.

От качества работы мастера производственного обучения во многом зависит уровень воспитанности обучающихся – будущих рабочих. Сердцевина деятельности мастера – профессиональное воспитание обучающихся, включающая в себе важнейшие задачи:

• формирование интереса и любви к специальности;

• развитие у подростков технического и технологического мышления;

• формирование культуры труда в области профессиональной деятельности;

• правильное использование рабочего времени;

• воспитание ответственности, дисциплинированности и организованности.

Многие мастера профессионально грамотно обучают и воспитывают своих питомцев, умеют найти подход к каждому из них, зная, что человеческая личность неповторима. Неправильная оценка сегодняшних возможностей может вызвать у парня неверие в свои силы или даже приучить его отлынивать от выполнения заданий. Именно хорошие знания индивидуальных особенностей обучающихся и их учет в процессе обучения и воспитания помогают избежать ошибок и просчетов в практической деятельности мастера, вовремя оказать помощь тому, кто теряет веру в себя, и поправить того, кто начинает вести себя неправильно. В зависимости от индивидуальных различий обучающихся дифференцируются требования, предъявляемые к ним, темп овладевания знаниями, умениями, навыками, избираются критерии оценок процесса формирования личности.

Вот, что советовал воспитателям А.С.Макаренко: «Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором можно записывать наблюдения над воспитанниками, случаи, характеризующие лицо, беседы с ним, Этот дневник ни в коем случае не должен иметь характер официального журнала». Вот некоторые педагогические наблюдения за обучающимися моей группы:

Студент 1. Подвижный, общительный, чуткий, очень впечатлительный. Волевые качества развиты недостаточно. Не хватает усидчивости, часто отвлекается от дела. Физическое развитие хорошее, что помогает быстро овладевать производственными навыками.

Студент 2. Спокойный, молчаливый, особого усердия ни в чем не проявляет. Устойчивых интересов нет.

Студент 3. При всем его стремлении и желании теоретические знания ему даются нелегко. С помощью преподавателей и мастера п/о он стремится преодолеть трудности. Студент производственными навыками овладевает легко. Стремится повышать свою квалификацию. На своем опыте и опыте своих коллег я убедилась: индивидуальный подход приносит свои плоды.

«Умение есть могущественный орган воспитания, и воспитатель, лишенный этого органа, потеряет главнейшее и действеннейшее средство иметь влияние на воспитанников».

К.Д.Ушинский

Единство обучения и воспитания является важнейшей закономерностью учебного процесса.

Обучение и воспитание неразрывно. Нельзя обучать не воспитывая, нельзя воспитывать, не обучая чему-нибудь. Хорошо организованный урок, занятие в мастерских не только вооружает обучающихся знаниями, навыками и умениями, но и воспитывают у них трудолюбие, дисциплинированность, волю, правильные привычки, поведения, формируют другие качества и свойства личности. Н.Г.Чернышевский отмечал, что образование не только дает знания и развивает ум, но и воспитывает благородные чувства у человека.

Воспитывающий характер обучения осуществляется на основе единства целей, методов, форм и приемов воспитания, образования и обучения. Он должен быть обеспечен на каждом уроке, в преподавании каждого предмета, при изучении основ производства, во время практических занятий в мастерских, в период производственной практики, во всех видах учебно-производственной деятельности.

Важным условием, способствующим воспитанию обучающихся в процессе обучения, является сама организация занятий. Твердо установленный порядок, дисциплина, постоянная требовательность к обучающимся формирует у них сознательное отношение к своим обязанностям, чувство ответственности, организованность, твердый характер, волю и другие необходимые для жизни качества. В тех случаях, когда педагог снижает требования, слабо контролирует работу обучающихся допускает послабление в дисциплине, не продумывает тщательно организацию урока, у обучающихся порождается халатность, невнимательность, расхлябанность и другие отрицательные качества, которые влияют не только на усвоение знаний, но и формирование морального облика обучающихся. Прежде всего хороший настрой обучающегося зависит от отношения к нему педагога. Оно должно вызывать взаимопонимание, взаимное доверие, согласие и желание сотрудничества. Положительный настрой обучающегося во многом зависит от окружения, в котором он находится.. Необходимо всячески заботится о том, чтобы среда способствовала формированию у него положительных, общественно значимых стремлений и намерений, чтобы она вызывала потребность в совершенствовании.

Особенно огромные воспитательные возможности заложены в учебно-трудовом процессе. Во время производственной практики обучающиеся приобщаются к созданию материальных благ. В разных учебных группах техникума – разные уровни трудовой воспитанности. В одних проявляются трудовая активность, прилежность, добросовестность, глубокое осознание необходимости трудиться. В этих группах труд постепенно становится потребностью обучающихся. В других нередко наблюдаются пассивность, опоздания и пропуски занятий, недобросовестное отношение к выполнению производственных заданий и другие задержки.

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом»

А.С.Макаренко

Одним из наиболее специфических и активных факторов, в значительной степени определяющий характер и направление формирования личности подростка является семья. Влияние семьи на детей кроется, прежде всего в естественной потребности детей в родителях. К.Д.Ушинский: «Трудно выразить в словах… то особенно светлое нечто, что рождается в душе нашей, когда мы вспоминаем теплоту родимого семейного гнезда. До глубокой старости остаются в нас какие-то задушевные связи с той семьей, из которой мы вышли». Н.К.Крупская говорила, что мать является естественной воспитательницей детей. Сила влияния родителей на детей кроется в их глубокой любви к детям. Ни один педагог не может соперничать в этом с родителями. И.Г.Песталоцци писал, что мир и все в нем существующее не могут заменить ребенку отца и мать. Что любовь какого-нибудь чужого человека не может заменить чистой полной материнской любви. Богатство, широта, универсальность семейных отношений формируют у детей комплекс личностных качеств, имеющих большое жизненное значение. В лекциях о воспитанности детей А.С.Макаренко указывал, что в семье у детей воспитываются общественно-политическая активность, трудолюбие, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность к ориентировке, оперативная способность, уважение к женщине, навыки культурного поведения и многие другие качества. Воспитание детей и забота о них являются нравственное потребностью родителей, их долгом и делом чести. Большое влияние семьи на обучающихся требует от педагогических работников техникума повседневной связи и систематической работы с родителями. Систематическая работа с родителями предполагает:

• начинать работу с родителями с момента комплектования группы и вести ее непрерывно до выпуска обучающихся;

• с первых же дней занятий планировать работу с родителями и вести ее, опираясь на родительский актив;

• использовать в работе с родителями все доступные формы связи с ними (личные встречи, телефонную связь, письмо);

• регулярно проводить родительские собрания;

• знать условия воспитания обучающихся в семье, в необходимых условиях посещать на дому;

• постоянно информировать родителей об успеваемости и поведение их детей;

• регулярно работать с родительским активом.

В умении правильно подойти к родителям в каждом конкретном случае, вызывать их на откровенный разговор, убеждать в том, что техникум, как и семья, заинтересованы в правильном воспитании детей, - в этом и состоит сущность индивидуальной работы с родителями. Формы ее могут быть различными, но сущность – одна.

Из дневника педагогических наблюдений за моими учениками:

Студент 4. В семье единственный сын, материально хорошо обеспечены. Родители настолько сильно проявляют свою любовь и заботу, что студент всегда говорит то, что от него хотят услышать. На мои замечания на поведение сына, родители обижались. Студент совершил правонарушение, что заставило родителей по-другому взглянуть на сына. Теперь родители больше уделяют время своему сыну, интересуются часто его учебой, досугом, часто посещают техникум.

Студент 5. Мама одна воспитывает сына, трудное материальное положение в семье. Между матерью и сыном тесный душевный контакт. Мать всем сердцем переживает каждую удачу и неудачу сына. Сын, зная об этом, старается не огорчать свою мать.

Студент 6. Аморальное поведение и равнодушное отношение матери, отрицательно сказывается на сыне. Несмотря на то, что студент спокойный, немногословный молодой человек, часто пропускает занятия. Долго и упорно пришлось разъяснять маме о серьезных последствиях неправильного воспитания сына. Из-за тяжелого материального положения в семье до восемнадцатилетия студент был устроен в центр реабилитации».

Личный пример мастера - тоже своего рода метод воспитания. А.С.Макаренко отмечал, что лучше совсем не иметь воспитателя, чем иметь воспитателя, который сам не воспитан. Обучающиеся во всем стараются подражать своему мастеру. Они перенимают его привычки, отдельные выражения, манеру движения и т.д. Мастер должен быть для студентов всегда и во всем примером, достойным подражания. Мы должны помнить, что ребятам нравится, когда мастер знает и разделяет их интересы. Успех учебно-воспитательной работы во многом зависит от образованности мастера. Работу мастера нельзя оценивать по количеству проведенных мероприятий. Воспитанность обучающихся, их профессиональные знания и навыки – основной критерий оценки нашей работы. Правда, воспитательные мероприятия (экскурсии, туристические подходы, выпуск стенгазеты) необходимо в нашей работе, но они не должны быть самоцелью, они должны быть направлены на воспитание подрастающего поколения. В нашем техникуме созданы необходимые условия для успешной воспитательной работы: хорошая учебно-материальная база, высокий и культурный уровень педагогических кадров.

За годы существования техникума было подготовлено и выпущено тысячи квалифицированных молодых рабочих. Среди них есть и мои выпускники, которые трудятся на различных предприятиях нашего города. Некоторые продолжают учебу в высших учебных заведениях.

Студенты наши – гордость наша!

«Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала второй натурой. Приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои силы, вырабатывал из себя статного человека».

А.Дистерверг

Список используемой литературы:

1. С.Я.Батышев, С.А.Шапоринский – «Основы профессиональной педагогики»

2. М.П.Глушко – «Совместная работа педагогического коллектива и родителей по воспитанию обучащюихся».

3. Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина - «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования»

4. Н.М.Скородумов – «Личный пример мастера».

5. В.С.Филлипов – «Воспитательная работа в группе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.

Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...

Роль домашних заданий в процессе обучения литературе в старших классах.

Материал содержит практические рекомендации, типы и виды домашних заданий по литературе....

Роль дидактических игр в процессе обучения математики.

" Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений"...

«Роль наглядности в оптимизации процесса обучения географии России в 8 классе»

Принцип оптимизации обучения ориентирует учителей на творческое отношение к делу, на системный конкретный подход к методам обучения и соблюдению категории меры в педагогической деятельности. Под оптим...

Презентация к педсовету "Коммуникативные игры - их роль и место в процессе обучения и воспитания"

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в специальном образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности...