Презентация к педсовету "Коммуникативные игры - их роль и место в процессе обучения и воспитания"
учебно-методический материал на тему

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в специальном образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности ребёнка с ОВЗ, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Основные цели коммуникативных технологий: 1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга. 2. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. 3. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения. 4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию. Развитие коммуникативных способностей в игре. Наиболее важными функциями игры являются: • воспитательная; • развивающая; • межнациональной коммуникации; • коммуникативная; • диагностическая; • игротерапевтическая; • развлекательная.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коммуникативные игры- их роль и место в процессе обучения и воспитания Исаева Т.П. - учитель

Слайд 2

“ Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка ” В.А.Сухомлинский На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в специальном образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности ребёнка с ОВЗ, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве .

Слайд 3

Это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Что такое коммуникативные способности? Развитию коммуникативного навыка в большой степени способствует игра.

Слайд 4

Зигмунд Фрейд писал: «Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции». Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта

Слайд 5

Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимает опасность социально значимых последствий. значимых последствий. В игре ребенок учится выстаивать полноценные взаимоотношения между сверстниками. В игре есть правила, которым нужно подчиняться, ребенок учится контролировать свои эмоции, желания правилам игры. Появляется соподчинения мотивов: «хочу»; начинается подчиняться «нельзя», или «надо». Мы так же знаем, что самое важное и сложное в игре - общение.

Слайд 6

В игре можно научить общению: считаться с товарищами, доводить задуманное до конца, выполнять свою роль в предлагаемых обстоятельствах, эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера. Также формируются навыки взаимовыручки и чувство «локтя». « Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя че рез посредство других людей».

Слайд 7

Школьный коллектив класса – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В школьном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения. С возрастом отношения школьников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным.

Слайд 8

Важнейшие стороны развития личности, формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях: игротерапия, психологический игротренинг, сказкотерапия, изотерапия, ритмопластику, музыкальная терапия, ролевые игры, дидактические игры и т.д.. Основные цели коммуникативных технологий: 1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга. 2. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. 3. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения. 4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию.

Слайд 9

Развитие коммуникативных способностей в игре. Наиболее важными функциями игры являются: • воспитательная; • развивающая; • межнациональной коммуникации; • коммуникативная; • диагностическая; • игротерапевтическая; • развлекательная.

Слайд 10

Виды коммуникативных умений: Информационно-коммуникативные умения Регуляционно-коммуникативные умения Аффективно-коммуникативные умения

Слайд 11

Информационно- коммуникативные умения: 1. умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; 2. умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); 3. умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости.

Слайд 12

Регуляционно- коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; 2. умение помогать партнеру и самому принимать помощь; 3. умение решать конфликты адекватными способами.

Слайд 13

Аффективно- коммуникативные умения: умение понимать чувства и переживания – свои и партнера по общению; 2. умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера.

Слайд 14

Содержание работы по формированию коммуникативных умений детей с ОВЗ Формирование мотивационно-ценностного отношения к общению и развитие коммуникативных представлений. Усвоение стандартных приёмов поведения и доведение их применения до автоматизма. Перенос умений из одной ситуации в другую.

Слайд 15

Задача педагогов – развивать у детей с ОВЗ умения адаптироваться в социуме, владеть навыками общения. "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире" (В.А.Сухомлинский)



Предварительный просмотр:

ОГБОУ Смоленская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида

Развитие коммуникативных навыков

учащихся

2013г.

Модель формирования коммуникативных умений

Информационно- коммуникативные умения:

1. умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника;

2. умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров);

3. умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости.

Регуляционно- коммуникативные умения:

1. умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров;

2. умение помогать партнеру и самому принимать помощь;

3. умение решать конфликты адекватными способами.

Аффективно- коммуникативные умения:

1. умение понимать чувства  и переживания – свои и партнера по общению;

2. умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера.

Содержание работы по формированию коммуникативных умений детей дошкольного возраста

  • Формирование мотивационно-ценностного отношения к  общению и развитие коммуникативных представлений
  • Усвоение стандартных приёмов поведения и доведение их  применения до автоматизма
  • Перенос умений из одной ситуации в другую

Коммуникативные игры

Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации. Развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию. Создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им. Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. Воспитывают доверительные отношения друг другу. Развивают невербальное воображение, образное мышление.      

Игра, направленная на снижение мышечного и эмоционального напряжения.

« Сбрось усталость»

Подготовка: чтобы игра стала своеобразным ритуалом, помогающим детям снять усталость, напряжение, необходимо поговорить с ними о том, что такое усталость.

Содержание: Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их к коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперёд, назад…По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: « Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори ещё»

«Бабушка Маланья»

Содержание: В этой игре водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями.

Слова: « У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей ( движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой ( движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы).

Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки).

На неё глядели и делали вот так...( повторяют за  «Маланьей» любое смешное движение). Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос и т. д. Движение должно повторятся несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Игра, направленная на формирование уверенного поведения, повышения самооценки.

  «Король»

Подготовка: Ведущий спрашивает: « Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королём? Какие приемущества получает король? А какие неприятности? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? В этой игре вы можете побыть королём. Не навсегда, конечно, а только на время игры.»

Содержание: Один из детей становится королём. В се остальные становятся слугами и должны делать всё, что приказывает король. Король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть детей, но он может позволить себе многое, например, чтобы его носили на руках, кланялись, подавали питьё и т. д.

Игра, направленная на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом.

« Маленькое привидение»

Содержание: Взрослый говорит: « Ребята сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений .Нам захотелось немного похулиганить, и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете руками делать вот такое движение( взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом звук « У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко .Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить» Затем взрослый хлопает в ладоши.

Игра на развитие навыков волевой регуляции.

«Замри»

Содержание: Дети прыгают в такт музыки( ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор пока останется лишь один участник.

Игра, направленная на развитие умения различать эмоциональное состояния

«Зеркало»

Содержание: Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы зеркала, другая разные зверюшки. Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы, а зеркала должны точно отражать движения и эмоциональное состояние зверюшек.После игры взрослый обсуждает с детьми, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.

Игра направленная на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.

« Хор животных»

Содержание: Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: « Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям( родители, педагоги) поющими как котята: « Мяу-мяу-мяу!» Ведущий по очереди показывает на каждую из групп, она продолжает пение. Потом говорит: « Поём все вместе» и общий хор животных заканчивает песню.

«Радио»

Содержание:Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок( подробно описывает кого-нибудь из группы участников- цвет волос, глаз. Рост. Одежду...) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать  имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побыть каждый желающий.

« Цифры»

Содержание: Дети свободно двигаются под весёлую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединится между собой, соответственно названной цифре:. 2- парами, 3-тройками, 4-четвёрками. В конце игры ведущий произносит: « Все!». Дети встают в общий круг и берутся за руки.

Игры для  преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.

« Передай сигнал»

Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.

  «Солнышко»

Содержание: Ведущий ( взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!». Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг.  

«Комплименты»

Содержание: Правило не повторяться. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик( сердечко, солнышко, цветок) из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».    

«Щепки на реке»

Содержание: Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это – берега реки. Расстояние между ними должно быть больше вытянутой руки. Один из игроков становится «Щепкой», он должен проплыть по реке. Как она будет двигаться, быстро или медленно, крутиться или плыть прямо, с открытыми или закрытыми глазами, «Щепка» решает сама. «Берега» помогают движению «Щепки» ласковыми прикосновениями. Когда «Щепка» проплывает весь путь, она становится краешком берега и становится рядом с другими. В это время следующая «Щепка» начинает свой путь. Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе. После игры участники делятся своими чувствами, которые они испытывали во время плавания.

«Ладони – колени»

Содержание: Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую – на левое колено соседа слева, левую – на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка).

Речевая игра «Ёжик»

Цель: преодоление трудностей общения, присоединение к группе на равных правах, преодоление стеснительности и робости.

Процедура: Участники располагаются по кругу или иначе, но чтоб соблюдалась последовательность. Может игру начать тренер, тихим шепотом, еле слышно позвать: «Ёжик!», далее в строгой очередности участники тренинга должны незначительно повышая голос, причем каждый следующий должен сказать немного громче предыдущего, дойти до крика. Игра проходит несколькими кругами и длится до тех пор, пока тренер не решит, что громче участники уже не могут.

Закончить можно поделившись чувствами в виде короткого сообщения.

«Счет»

Содержание:: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиваться синхронности, участники не должны шуметь и совещаться.



Предварительный просмотр:

Коммуникативные игры делятся на  группы:

  • игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и поддерживать его вербально или с помощью прикосновений; способствующие формированию у детей умения любить окружающих,
  • игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
  • игры, обучающие умению сотрудничать.
  • упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать     окружающим

В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других — это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. В детях чувство эмпатии (понимания чувств другого, сопереживание) заложено изначально. Помните: дети чувствуют, кто их любит, и действительно редко ошибаются. Настроение мамы четко улавливается ребенком, правда, реагировать на тревогу он может совсем противоположным, на первый взгляд, поведением.

После проведенных игр полезно побеседовать с ребенком о том, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно. Желательно обсудить с ребенком важность жестов и мимики для выразительности речи. Можно побеседовать о тех людях, которые говорят слишком много (болтуны) и слишком мало (молчуны), для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко ранить словом.

При проведении с ребенком игр и упражнений из этого раздела надо показать, ему, что «язык тела» (мимика, жесты) не всегда совпадает с тем, что мы говорим словами. Например, говоря другому что-то хорошее, человек может непроизвольно сжимать кулаки, т. е. подсознательно выражать агрессию по отношению к своему собеседнику.

После игры желательно обсудить ее содержание, выяснить, что произошло, были ли у ребенка какие-либо трудности при выполнении заданий, что он чувствовал и что ему в этот момент хотелось, почему возникали в игре конфликтные ситуации (если они были).

КАРТОЧКА №1

 «Клубочек» 

Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут?», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Что ты любишь:», «Чего ты боишься?» и т. д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются. Замечание. Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.

КАРТОЧКА №2

«Ветер дует  на...» 

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

КАРТОЧКА №3

 « Найди друга» 

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

КАРТОЧКА №4

«Секрет»

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. Замечание. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

Сущноность игры в том, что в месте встречи соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!», а затем снова броситься к свободному месту.

Замечание. Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «гуся». Слова приветствия произносятся громко и отчетливо, а движения реверанса должны выполняться «не на бегу».

КАРТОЧКА №5

 «Рукавички» 

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Замечание. Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

Утка, утка... гусь (для детей с 4-х лет)

Участники игры встают в круг. Ведущий—внутри круга. Он ходит по кругу, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка... гусь». Гусь срывается с места, убегая в противоположную от ведущего сторону. Задача их обоих — быстрее занять освободившееся место.

КАРТОЧКА №6

«Сочиним историю» (для детей с 5 лет)

Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

КАРТОЧКА №7

 « Дракон» (для детей с 5 лет)

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник— «голова», последний—«хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться

до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в той и другой роли.

КАРТОЧКА №8

«Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»  (для детей с 5 лет)

Ведущий говорит: «Все мы — львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: "Рычи, лев, рычи!", пусть раздается самое громкое рычание».

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение» и все валятся на пол.

КАРТОЧКА №9

 « Дотронься до...» (для детей с 5 лет)

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел — ведущий.

Замечание. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

«Дружба начинается с улыбки...» (для детей с 4 лет)

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и по очереди дарят друг другу молча самую добрую, какая только может быть, улыбку.

КАРТОЧКА №10

 « Поварята» (для детей с 4 лет)

Все встают в круг — это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т. д.). Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя прыгает в середину круга, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в середине круга, игра продолжается. В результате получается вкусное красивое блюдо — просто объедение.

КАРТОЧКА №11

 «Доброе животное» (для детей с 3 лет)

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага

вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д.»

КАРТОЧКА №12

 «Комплименты» (для детей с 4 лет)

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Предупреждение

Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо
похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

КАРТОЧКА №13

 « На что похоже настроение?» (для детей с 5 лет)

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

КАРТОЧКА №14

 « Строим цифры» (для детей с 6 лет)

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д.)», — дети выполняют задание.

Замечание. Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

Строим ответ (для детей с 7 лет)

Вариант предыдущей игры. Ведущий усложняет задание: «Пока я буду считать до 10, вы сделаете в уме сложение или вычитание и построите из себя все вместе цифру-ответ. Например: 5 + 2, вы построите 7; 8 - 3, вы построите цифру 5».

с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»

Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка? Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли двери у норы? Есть ли хвост у петуха? Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?

КАРТОЧКА №15

«Ворона» (для детей с 4 лет)

Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

Ворона сидит на крыше, Ощипывает она свои крылышки. Сирлалала, сирлалала!

Затем очень быстро и неожиданно:

А кто раньше сядет? Затем:

А кто раньше встанет? Кто опоздал выполнить команду — выбывает из игры.

Есть или нет? (для детей с 5 лет)

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий — в центре. Он объясняет задание: если они согласны

КАРТОЧКА №16

«Тень»(для детей с 5 лет)

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

КАРТОЧКА №17

 « Живая скульптура» (для детей с 6 лет)

Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте,

КАРТОЧКА №18

 «Психологическая лепка» (авторская, для детей 5 лет)

В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: морскую звезду (можно лежа на ковре) — и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т. д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

 где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий. Взрослый выполняет роль скульптора в течение
всего упражнения. Следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа.


КАРТОЧКА №19

 «Гуляем по парку» (для детей с 6 лет)

Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями. Замечание

Скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать.

Взрослый — главный эксперт, ему нравятся все
скульптуры, и он их очень нахваливает.

КАРТОЧКА №20

 « Запрещенное движение»

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Замечание. Запрещенных движений может быть около

КАРТОЧКА №21

« Прогулка по ручью» (авторская, для детей с 5 лет)

На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну цепь, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

КАРТОЧКА №22

« Гнездышко» (для детей с 4 лет)

Дети присели в кругу взявшись за руки — это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!» Гнездо рассыпается, и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!» Опять приседают.

КАРТОЧКА №23

 «Передай мячик» (для детей с 4 лет)

Сидя или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мячик, не уронив. Можно в максимально быстром темпе бросать мячик соседям. Можно, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину, передавать мяч. Кто уронил — выбывает.

Замечание.  Усложнить упражнение можно, попросив детей закрыть глаза.

КАРТОЧКА №24

 «Зеркало» (для детей с 5 лет)

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные зверушки.

Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

КАРТОЧКА №25

 «Связующая нить» (Учим детей общению)

Цель: способствовать формированию чувства близости с другими людьми, способствовать принятию детьми друг друга, формировать чувство ценности других и самоценности.

Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.. Начинает взрослый. показывая тем самым пример. затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-либо сказать. Когда клубок вернётся к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.



Предварительный просмотр:

Коммуникативные игры - их роль и место в процессе обучения и воспитания

Исаева Т.П. – учитель надомного обучения, воспитатель.

“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных  задач   воспитания   личности  ребёнка ” 

                                                                                 В.А.Сухомлинский

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в специальном  образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности ребёнка с ОВЗ, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Что такое коммуникативные способности?

Это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Развитию коммуникативного навыка в большой степени способствует игра.

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта

Зигмунд Фрейд писал: «Нам следует искать в ребенкепервые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции».

Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимает опасность социально значимых последствий.

значимых последствий.

В игре ребенок учится выстаивать полноценные взаимоотношения между сверстниками. В игре есть правила, которым нужно подчиняться, ребенок учится контролировать свои эмоции, желания правилам игры. Появляется соподчинения мотивов: «хочу»; начинается подчиняться «нельзя», или «надо».

Мы так же знаем, что самое  важное и сложное в игре - общение.

« Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя че

рез посредство других людей».

В игре можно научить общению: считаться с товарищами, доводить задуманное до конца, выполнять свою роль в предлагаемых обстоятельствах, эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера. Также  формируются навыки взаимовыручки и чувство «локтя».

Школьный коллектив класса – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В школьном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения. С возрастом отношения школьников к сверстникам меняется, они  оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным.

Важнейшие стороны развития личности,  формирования коммуникативной культуры ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях: игротерапия, психологический игротренинг, сказкотерапия, изотерапия,  ритмопластику,  музыкальная терапия, ролевые игры, дидактические игры и т.д..

Основные цели коммуникативных  технологий:

1. Способствовать процессу самораскрытия и познания друг друга.

2. Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.

3. Развивать способность детей к рефлексии, волевой саморегуляции поведения.

4. Развивать эмоциональную сферу детей, способность к эмпатии, сопереживанию.

Развитие коммуникативных способностей в игре.

Наиболее важными функциями игры являются:

• воспитательная;

• развивающая;

• межнациональной коммуникации;

• коммуникативная;

• диагностическая;

• игротерапевтическая;

• развлекательная.

Виды коммуникативных умений: Информационно-коммуникативные  умения

Регуляционно-коммуникативные умения

Аффективно-коммуникативные умения

Информационно- коммуникативные умения:

1. умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника;

2. умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров);

3. умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости.

Регуляционно- коммуникативные умения:

  1. умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров;

2. умение помогать партнеру и самому принимать помощь;

3. умение решать конфликты адекватными способами.

Аффективно- коммуникативные умения:

  1. умение понимать чувства  и переживания – свои и партнера по общению;
  2. умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера.
  3. Содержание работы по  формированию коммуникативных умений детей с ОВЗ  
  • Формирование мотивационно-ценностного отношения к  общению и развитие коммуникативных представлений.
  • Усвоение стандартных приёмов поведения и доведение их  применения до автоматизма.
  • Перенос умений из одной ситуации в другую.
  •    Задача педагогов – развивать у детей с ОВЗ умения адаптироваться в социуме, владеть навыками общения.
  •     "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире"
  • (В.А.Сухомлинский

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.

Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...

Тема «Проверочный эксперимент, его роль и место в процессе познания»

Тип урока. Урок-конференция.Цель урока:Сформировать знания о научной схеме процесса познания.Обобщить представления о наблюдении и эксперименте.Развивать познавательный интерес учащихся, научный ...

Роль мастера ПО в процессе обучения и воспитания

Воспитание человека сложный и трудоемкий процесс. Трудность воспитания обусловлена сложностью психики человека, его создания. По своим психическим особенностям люди бесконечно разнообразны. Поэтому ус...

Роль и место чтения в обучении иностранным языкам.

Чтение как средство обучения иностранным языкам...

Место и роль игровых элементов в процессе обучения

Игра способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс....