Открытый урок по теме "Распиливание металла"
план-конспект урока (11 класс) на тему
Урок проводился в производственных мастерских и использованием педтехнологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Распиливание металла" | 88.74 КБ |
Предварительный просмотр:
П Л А Н
урока производственного обучения
Тема по программе: «Распиливание и припасовка».
Тема урока: «Распиливание металла».
Тип урока: Изучение трудовых приемов и операций.
Учебные цели урока:
Обучающая – научить учащихся правильным приемам распиливания металла.
Развивающая – использовать чертежи, развивать самостоятельность путем нахождения неисправностей на чертежах.
Воспитательная – воспитать у учащихся бережное отношение к режущему и мерительному инструменту, соблюдение требований безопасности труда.
Материально-техническое оснащение урока:
- Слесарный верстак с тисками;
- Стальная пластина;
- Чертилка, масштабная линейка;
- Зубило, слесарный молоток, напильник;
- Чертежи;
- Технологические карты;
- Схема оценивания выполненной работы (Приложение №1).
Спецтехнология:
Подбор заготовки.
Разметочные базы.
Обработочные базы.
Способы разметки.
Выбор напильников.
Технологическая последовательность.
Производственное обучение:
Разметка.
Сверление.
Рубка.
Опиливание плоских и криволинейных плоскостей.
Применение измерительного, поверочного и контрольного инструментов.
Допуски и технические измерения:
Точность обработки.
Шероховатость.
Контроль размеров с применением предельных калибров.
Допуски размеров.
Ход урока
1.Организационная часть ( 5 минут)
Рапорт старосты о наличии уч-ся. Проверка рабочей одежды и внешнего вида обучающихся.
II.Вводный инструктаж ( 45 минут)
- Сообщение темы и цели урока.
- Актуализация прежних знаний.
Обучающиеся отвечают на следующие вопросы:
- Назовите безопасные приемы труда при разметке, рубке и при опиливании.
- К чему ведет неаккуратность при разметке?
- Как проверить параллельность сторон?
- Как проверить готовность напильника к работе?
- Назначение лекальной линейки и угольника?
- Формирование новых понятий и способов действия:
Рассмотреть вопросы:
- Назначение распиливания металла.
- Объяснение характера и назначения предстоящей работы и порядка выполнения работы.
- Разбор чертежей.
- Ознакомление с плакатами по теме “ Распиливание и припасовка”.
- Ознакомление с технологической картой инструмента, применяемого при изучении темы “ Распиливание и припасовка”.
- Типичные ошибки при распиливании и способы их устранения.
- Показ способов рациональной организации рабочего места при распиливании.
- Продемонстрировать приемы распиливания.
- Рассмотрение правил ТБ при распиливании.
4. Закрепление материала вводного инструктажа:
- Воспроизвести правильные приемы при распиливании.
- Как проверить правильность выполнения работ.
- Способы проверок с помощью шаблонов и выработок.
- Отклонение от размера.
- Какова должна быть шероховатость обработки.
- Показать правильную организацию рабочего места
- Рассказать о возможных травмах при несоблюдении правил ТБ при распиливании
- Показать типичные ошибки при распиливании
- раскачивание корпуса вперед назад.
- Чересчур сильное нажатие на напильник
- Захватывание конца напильника пальцами левой руки
- Излишний разворот корпуса вправо.
- Отрыв напильника от паковки при обратном ходе.
III.Упражнение обучащихся и текущее инструктирование ( 5 часов)
- Распределение обучающихся по рабочим местам.
- Проведение упражнений учащимися. (Приложение №2 «Последовательность выполнения работ»)
- Разметка отверстий для последующего распиливания.
- Сверление.
- Вырубание.
- Распиливание.
3. Самостоятельная работа обучающихся под руководством мастера п/о.
4. Целевой обход рабочих мест обучающихся.
5. Текущее инструктирование:
а) При первом упражнении обращаем внимание на:
- Осознание каждым студентом цели урока.
- Правильности выполнения разметки.
- Формирование у обучающихся навыков аккуратности, эстетики и самостоятельности.
- Своевременную помощь студентам.
- ТБ разметочных работ.
б) При втором упражнении необходимо обратить внимание на:
- Правильность выполнения приемов рубки.
- Творческий подход учащихся к планированию рабочего времени при выполнении приемов рубки.
- Своевременную помощь обучающимся.
- Обеспечивать высокое качество работы.
- Обработать внимание на типичные ошибки при пользовании шаблонами и выработками.
- Каждому обучающемуся по группам используя металлическую пластину вырубить равнобедренный треугольник при помощи предельных шаблонов и выработок.
- Самоконтроль и взаимоконтроль.
в) При третьем упражнении необходимо обратить внимание:
- На правильность выполнения приемов опиливания.
- На творческий подход обучающихся к планированию рабочего времени при опиливании.
- На правильность постановки корпуса при опиливании.
- На своевременное оказание помощи отстающим обучающимся путем повторного объяснения и показа трудовых приемов.
- Проведение промежуточного инструктажа по истечении 45 минут каждого часа.
- На типичные ошибки.
- На правильность проверки шаблонами и выработками.
- На принципиальность и строгость в требованиях к выполнению правил ТБ.
- На самоконтроль и взаимоконтроль.
г) При оценивании своей работы необходимо проверить:
- Отклонение от размеров.
- Прямолинейность плоскости.
- Шероховатость обработки (класс точности).
IV.Заключительный инструктаж ( 10 мин.)
- Подведение итогов занятий, основываясь на таблице:
№ | Проверки | Критерии оценок | ||
«5» | «4» | «3» | ||
1 | Отклонение от размера | До 0,1 | До 0,2 | До 0,3 |
2 | Параллельность сторон | В пределах 0,1 | В пределах 0,2 | В пределах 0,3 |
3 | Прямолинейность плоскости (проверка лекальной линейкой) | Плотное прилегание, Просвет равномерный | Просвет равномерный | Просвет неравномерный, Незначительные завалы плоскости |
4 | Плавность перехода контура | Соответствие контуру шаблона | Незначительное отклонение контура от шаблона | значительное но не грубое отклонение контура от шаблона |
5 | Шероховатость обработки (класс) | 4 | 3 | 2 |
6 | Выполнение норм времени | Более 100% | 100% | Не менее 90% |
7 | Правильность пользования инструментами | Правильно пользуются инструментами | Допускает незначительные ошибки | |
8 | Организация рабочего места | Рационально, правильно | Допускает незначительные ошибки | |
9 | Самостоятельность выполнения | Самостоятельно, инициативно | Самостоятельно | Требуется помощь |
10 | Выполнение требований ТБ | Строго выполняет инструкции | выполняет инструкции | Допускает нарушения, нет твердых знаний |
- Отметить не менее пяти лучших работ.
- На основании худших работ показать типичные ошибки при распиливании.
- Провести оценку качества работы обучающихся. Провести беседу со студентами, чтобы они сами разобрались в своих ошибках, и нашли пути их предупреждения и устранения.
- Анализ самими обучающимися выполненных работ.
- Уборка и сдача рабочих мест.
- Задание на дом. В домашних условиях проанализировать основные правила опиливания металла.
V. Рефлексия.
При выходе из мастерской студенты приклеивают на плакат смайлики, определяя степень удовлетворённости уроком.
Урок понравился, приобрёл умения и навыки.
Урок не понравился, не доволен своей работой.
Затрудняюсь ответить.
Урок понравился, но я мог бы работать лучше.
САМОАНАЛИЗ
урока производственного обучения в группе №15 по теме:
«Распиливание металла».
Предложенный мною урок производственного обучения проводился на первом курсе в учебных мастерских. Студенты группы №15 обучаются по профессии «Машинист локомотива». В группе числится 27 человек, присутствовало 25 человек. По уровню учебных возможностей студентов можно разделить на:
- высокий уровень учебных возможностей – 50%;
- средний уровень – 50%.
Структура урока производственного обучения соответствует его типу, а именно это урок – по изучению трудовых приемов и операций. Цели урока направлены на развитие следующих качеств личности: умение работать индивидуально и с коллективом, быть ответственным за себя и других, умение видеть главное, анализировать и делать выводы. Все этапы урока были направлены на выполнение этих целей урока.
Каждый обучающийся группы был обеспечен всем необходимым: стальная пластина, чертилка, масштабная линейка, зубило, слесарный молоток, напильник, чертежи, технологические карты.
На уроке производственного обучения учтена логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока от простого к сложному. Каждый этап урока распределён по времени.
Организационный момент урока прошёл быстро, т. к. группа готовилась до урока. На втором этапе урока – вводного инструктажа обучающиеся по наличию инструментов совместно с преподавателем назвали тему урока и озвучили его цели. Затем был проведён фронтальный опрос обучающихся. При формировании новых понятий и способов действий работа проводилась с чертежами, плакатами, подробно был проведён инструктаж по технике безопасности, я продемонстрировал приёмы распиливания. Работа проходила в виде диалога, осуществлялась работа в парах, использовал приём «Найди ошибку». При практико–ориентированной работе ставятся вопросы и проблемы, а не вопросы на ответы. Поэтому совместно со студентами были рассмотрены типичные ошибки, с которыми они могут столкнуться, и способы их предупреждения и устранения. Вводный инструктаж завершился закреплением и проверкой усвоения обучающимися материала инструктирования в форме опроса студентов.
По окончании вводного инструктажа обучающиеся перешли к выполнению следующих видов работы:
- Распределение обучающихся по рабочим местам.
- Выдача практических заданий.
- Самостоятельная работа обучающихся под руководством и инструктированием мастера п /о.
При заключительном инструктаже я подвёл итоги занятий, основываясь на таблицу с критериями оценок. Отметил лучшие работы обучающихся, на основании худших работ совместно с обучающимися разобрал типичные ошибки при распиливании. Была проведена уборка и сдача рабочих мест.
Учебно-воспитательный момент на этапе объяснения домашнего задания был призван нацелить обучающихся на осознанное выполнение и усвоение тех вопросов, которые вызвали наибольшее затруднение в ходе урока производственного обучения (проанализировать и составить основные правила опиливания металла).
Во время рефлексии в конце урока студенты оценивали с помощью смайликов свою степень удовлетворённости уроком.
Структура урока была подчинена цели урока и содействовала достижению конечного результата. Каждый предшествующий момент урока был тесно связан с последующим. Все обучающиеся был включены в активную деятельность. На уроке было доброжелательная атмосфера.
Считаю, что цели урока производственного обучения достигнуты, план реализован, обучающиеся показали хорошие и прочные знания по теме «Распиливание металла».
Мастер производственного обучения П. В. Александров
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к открытому уроку химии "Самородные металлы". 8 класс.
Данная презентация сопровождает изучение учебного материала на уроке химии в 8 классе по теме: "Самородные металлы"....
открытый урок "Чеканка по металлу"
Данная работа включает в себя конспект урока и презентацию к нему...
Методическая разработка открытого урока тема: Резка металла
Методическая разработка открытого урока тема: Резка металла...
Открытый урок "Гибка тонколистового металла"
В соответствии с целями урока и содержанием учебного материала учитель выбрал комбинированный тип урока, формы выполнения практических работ и методы преподавания, активизирующие познавате...
Открытый урок по теме "Металлы- простые вещества" 8 класс.
Урок по теме "Металлы- простые вещества"-8 класс с элементами системно-деятельностного подхода. Инновационность данного урока заключается в отборе материала по принципу целостности ,практического знач...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ: «Металлы тоже воевали…» По дисциплине: «Химия»
Данная методическая разработка раскрывает методику проведения открытого урока по дисциплине «Химия», проведенного в форме комбинированного урока на тему «Металлы тоже воевали». Занятие рекомендова...
Открытый урок "Разметка тонколистового металла". 5 класс
Класс: 5 классТема: Разметка тонколистовой сталиПродолжительность занятия: 2 урока (90 минут). Цели: Сформировать первоначальные умения и навыки разметки. Воспитывать у учащих...