Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный компьютерщик» 4 класс.
рабочая программа на тему
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для 2-4 классов, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_kompyutershchik.doc | 208.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Заборьевская средняя
общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор школы
________ /Cизова Н.В./
«___»___________2015 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по информатике
«Юный компьютерщик»
4 «А,Б» класс.
Учитель Секачева Г.В.
2015 г.
Программа разработана с учётом требований ФГОС для 4 классов по УМК АВ Горячева.
Скачать:
Рабочая программа по информатике для 2-4 классов АВ Горячев ФГОС | 410 КБ |
Программу составила:
Учитель математики и информатики
Секачева Галина Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.В. Горячева «Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для 2-4 классов, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373. Каждый учебный предмет вносит свой специфический вклад в получение результата обучения в начальной школе, включающего личностные качества учащихся, освоенные универсальные учебные действия, опыт деятельности в предметных областях и систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной картины мира. Предмет «Информатика и ИКТ» предъявляет особые требования к развитию в начальной школе логических универсальных действий и освоению информационно-коммуникационных технологий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся. В соответствии со своими потребностями информатика предлагает и средства для целенаправленного развития умений выполнять универсальные логические действия и для освоения компьютерной и коммуникационной техники как инструмента в учебной и повседневной деятельности. Освоение информационно-коммуникационных технологий как инструмента образования предполагает личностное развитие школьников, придаёт смысл изучению ИКТ, способствует формированию этических и правовых норм при работе с информацией.
Пропедевтическое изучения информатики в начальной школе с использованием информационных и коммуникационных технологий является важным элементом формирования универсальных учебных действий, обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Таким образом, в курсе информатики и ИКТ для начальной школы наиболее целесообразно сконцентрировать основное внимание на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.
Срок реализации программы - 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
К основным результатам изучения информатики и ИКТ в средней общеобразовательной школе относятся:
- освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Особое значение пропедевтического изучения информатики в начальной школе связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий в начальном образовании является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Уроки, нацеленные на освоение работы на компьютере:
- требуют обязательного наличия компьютеров;
Уроки, нацеленные на развитие логического и алгоритмического мышления школьников:
- не требуют обязательного наличия компьютеров;
- проводятся учителем начальных классов, учителем технологии или учителем информатики.
Технологический компонент
Освоение информационных и коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:
- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к авторским правам;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:
- начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Внутренняя структура задач освоения информационных и коммуникационных технологий допускает модульную организацию программы.
Предлагается следующий набор учебных модулей:
- Знакомство с компьютером.
- Создание рисунков.
- Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги).
- Создание текстов.
- Поиск информации.
Следует отметить, что при недостаточном количестве часов, отводимых в конкретной школе на изучение информационных технологий, методист или учитель принимает решение о выборе изучаемых модулей.
Учебные модули не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор программы осуществляет учитель.
Логико-алгоритмический компонент
Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:
- развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»;
- алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
- создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Описание места учебного предмета в учебном плане
1. Технологический компонент
Изучение технологического компонента возможно на уроках «Информатики и ИКТ» в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках по основным предметам начальной школы, проводимых с использованием компьютерной техники. При наиболее распространённом варианте организации размещения компьютерной техники – в компьютерных классах – освоение информационных и коммуникационных технологий может проходить во время компьютерных уроков.
2. Логико-алгоритмический компонент
Логико-алгоритмический компонент относится к предметной области «Математика и информатика» и предназначен для изучения в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках математики.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
1. Технологический компонент
Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций.
2. Логико-алгоритмический компонент
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
1. Технологический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
- подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
2. Логико-алгоритмический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
1. Технологический компонент
Модуль «Знакомство с компьютером».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны:
знать
- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- для чего нужны основные устройства компьютера;
уметь
- пользоваться мышью и клавиатурой;
- запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
Модуль «Создание рисунков».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны:
знать
- что такое полное имя файла;
уметь
- создавать папки (каталоги);
- удалять файлы и папки (каталоги);
- копировать файлы и папки (каталоги);
- перемещать файлы и папки (каталоги).
Модуль «Создание текстов».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- набирать текст на родном языке, набирать текст на английском языке, уметь переводить раскладку клавиатуры;
- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
Модуль «Поиск информации».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
- искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.
Содержание учебного предмета
1. Технологический компонент
Модуль «Знакомство с компьютером». Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы.
Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)». Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). Примеры программ для выполнения действий с файлами и папками (каталогами).
Модуль «Создание рисунков». Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции.
Модуль «Создание текстов». Компьютерное письмо. Клавиатурные тренажёры. Текстовые редакторы. Примеры клавиатурных тренажеров и текстовых редакторов. Правила клавиатурного письма. Основные операции при создании текстов: набор текста, перемещение курсора, ввод прописных букв, ввод букв английского алфавита, сохранение текстового документа, открытие документа, создание нового документа, выделение текста, вырезание, копирование и вставка текста. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Выравнивание абзацев.
Модуль «Поиск информации». Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
2. Логико-алгоритмический компонент
План действий и его описание. Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Отличительные признаки и составные части предметов. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов.
Логические рассуждения. Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Вложенные множества. Построение отрицания высказываний.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Модуль «Знакомство с компьютером» | ||
Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Правила поведения в компьютерном классе. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Файлы. Папки (каталоги). Имя файла. Размер файла. Сменные носители. Полное имя файла. Операции над файлами и папками (каталогами): создание папок (каталогов), копирование файлов и папок (каталогов), перемещение файлов и папок (каталогов), удаление файлов и папок (каталогов). | 22 | Искать сходство и различия в материальных и информационных технологиях. Рассуждать об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера. Сводить в таблицу устройства для ввода и вывода информации разного вида.Выполнять заданные действия с мышью и клавиатурой. Запускать программы, выполнять в них действия и завершатьработу программ. Создавать папки (каталоги). Удалять, копировать и перемещать файлы и папки. |
Модуль «Создание рисунков» | ||
Компьютерная графика. Примеры графических редакторов. Панель инструментов графического редактора. Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. | 4 | Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою. Сравнивать панель инструментов программы на компьютере с примером панели инструментов в учебнике. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, рисование точек, прямых и кривых линий, фигур, стирание, заливка цветом, сохранение и редактирование рисунков). Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. |
Модуль «Поиск информации» | ||
Источники информации для компьютерного поиска: компакт-диски CD («си-ди») или DVD («ди-ви-ди»), сеть Интернет, постоянная память компьютера. Способы компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, использование специальных поисковых систем. Поисковые системы. Примеры программ для локального поиска. Поисковые системы в сети Интернет. Поисковые запросы. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. | 8 | Выбирать жизненную ситуацию для выполнения итоговой творческой работы или придумывать свою. Выполнять операции на компьютере, относящиеся к изучаемой технологии (например, выполнение запросов по ключевым словам, выбор подходящей информации из результатов поиска, сохранение найденных и выбранных текстов и изображений). Создавать проект (эскиз или план) итоговой творческой работы. Выполнять итоговую творческую работу, используя освоенные операции. |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
- Компьютер
Учащиеся должны:
- знать общую функциональную схему компьютера;
- знать назначение и основные характеристики
устройств компьютера;
- уметь работать с файлами;
- уметь работать с носителями информации;
- уметь вводить и выводить данные;
- уметь перечислять состав и назначение
программного обеспечения;
- соблюдать правила техники безопасности.
- Информационные технологии.
Технология обработки текста и графики
Учащиеся должны:
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования текстов;
- уметь применять графический редактор для создания редактирования изображений.
Календарно-тематическое планирование
учебного материала.
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Номера уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки прохождения |
Модуль «Знакомство с компьютером» (22 часа). | |||
1. | Правила поведения и санитарные нормы в компьютерном классе | ||
2 | Знакомство с компьютером. Компьютеры вокруг нас. | ||
3 | Применение ЭВМ и история их развития | ||
4 | Типы персональных компьютеров | ||
5 | Основные устройства компьютера. | ||
6 | Архитектура компьютера. | ||
7 | Системный блок компьютера | ||
8 | Процессор и оперативная память. Внешняя память. | ||
9 | Жесткий диск. Видео карта. Звуковая карта. | ||
10 | Питание компьютера. Система охлаждения. | ||
11 | Устройства ввода и вывода информации | ||
12 | Способы подключения устройств. | ||
13 | Компьютерные программы. БИОС. | ||
14 | Загрузка ОС. Драйвера. | ||
15 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | ||
16 | Рабочий стол на экране компьютера. | ||
17 | Логическая структура дисков | ||
18 | Компьютерная мышь. Клавиатура. | ||
19 | Компьютерный калькулятор. | ||
20 | Включение и выключение компьютера. | ||
21 | Запуск программ. Завершение выполнения программы. | ||
22 | Файлы и папки (каталоги). Полное имя файла. Операции над файлами и папками. | ||
Модуль «Создание рисунков» (4 часа) | |||
23 | Растровые и векторные редакторы. | ||
24 | Создание и редактирование изображений в Paint. | ||
25 | Создание и редактирование изображений в Word. | ||
26 | Основные операции при рисовании. | ||
Модуль «Поиск информации» (7 часов) | |||
27 | Понятие «информация» и её свойства. Хранение информации | ||
28 | Понятие «кодирование и декодирование» информации. | ||
29 | Поиск информации. Источники информации для компьютерного поиска. | ||
30 | Поисковые системы. Поисковые запросы. | ||
31 | Сохранение результатов поиска. | ||
32 | Поиск изображений. Сохранение найденных изображений. | ||
33, 34 | Итоговое занятие. |
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Учебно-методический комплект
1. Авторская программа А.В. Горячева
http://www.school2100.ru/uroki/osn_programma/inform_ikt_programma.rtf
2. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2007.
3. Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 4 класса. – М.: Баласс, 2007.
4. Информатика в играх и задачах. 2 класс: Учебник в 2-х частях. А.В.Горячев, К.И. Горина, Н.И. Суворова. М.: Баласс, 2011.
2. Интернет - ресурс
1. http://school-collection.edu.ru/
2. http://www.metod-kopilka.ru/
3. http://www.uroki.net/docinf.htm
3. Технические средства обучения
1. Компьютер
2. Проектор
3. Принтер
4. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
5. Сканер
«Согласовано»
Протокол № 1 заседания методического объединения учителей информатики .
28.08.2015
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________/Исакова Т.С./
29.08. 2015 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик
Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...
Программа внеурочной деятельности по информатике "Юный программист" 8 класс
Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности ученика. Веб-сайт — наиболее популярное и дос...
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 2-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике 2-4 классы по Матвеевой Н.В....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (5-6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (5-6 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (5-6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (5-6 класс) p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для 5 классов
Основой содержания курса информатики в 5 классе является развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинн...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическая информатика» 10-11 класс
Программа внеурочной деятельности «Практическая информатика» ориентирована на систематизацию знаний и умений по предмету «Информатика» для подготовки к сдаче единого государств...