Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")
рабочая программа на тему
Данная рабочая программа по ОРКСЭ расчитана на учащихся 4 класса, 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.38 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОРКСЭ
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Пояснительная записка
Важнейшей задачей для современной российской школы является формирование патриотизма как основы толерантности, которая в условиях многонационального государства выступает гарантом межнациональной стабильности и комфортности. Особую роль для достижения данной стратегической задачи выполняет комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Содержание комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) сопряжено с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, существенной характеристикой которого являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, обеспечивающим готовность каждого школьника к успешной социальной, жизненной, профессиональной самореализации и социализации в будущем.
Рабочая программа по курсу разработана на основе нормативно – правовых и инструктивно-методических документов Минобразования и науки РФ:
- Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)
- РаспоряжениеПредседателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
- Распоряжение Правительства РФ от 29.10.09 г. № 1578-р.
Основная цель комплексного учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» заключается в формировании у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Он направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значение в жизни современного общества и своей сопричастности к ним. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Основные задачи курса:
- знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
▪ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
▪ формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
▪ адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
▪ умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
▪ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
▪ овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
▪ готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
▪ определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Курс ОРКСЭ рассчитан на 34 учебных часа и носит культурологическую направленность, его преподавание не предусматривает обучения религии, в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» речь идет о знакомстве школьников с нравственно-культурологическими основами традиционных для России религий. Учитывая поликультурный и поликонфессиональный характер российского общества, учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» имеет комплексный характер и включает шесть модулей:
1) основы православной культуры;
2) основы исламской культуры;
3) основы буддийской культуры;
4) основы иудейской культуры;
5) основы мировых религиозных культур;
6) основы светской этики.
Эта модульная конструкция учебного курса позволяет удовлетворить образовательные запросы социума - в первую очередь, родителей школьников.
Все модули нового предмета имеют светский, культурологический характер. Родители совместно с детьми сами выбрали, какой из модулей будет изучаться в рамках комплексного учебного предмета.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Содержание учебного модуля «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Календарно-тематическое планирование модуля «Основы мировых религиозных культур» (34 часа)
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания (основные термины и понятия) | Вид контроля на уроке | Информаци-онное сопровождение | Дата | |||
План | Факт | ||||||||
1 | Россия – наша Родина | Урок изучения нового материала | Россия. Родина. Отечество. Патриот. Государственные символы. Духовный мир. Культурные традиции. | Творческая работа: составление предложений со словами Россия, Отеччество, патриот. Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, муз.центр, таблицы «Гос.символы России» | ||||
2 | Культура и религия | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Культура. Религия. Ритуалы. Традиционные и национальные религии. | Творческая работа: составление предложений со словами Культура, религия. | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
3 | Культура и религия | Урок закрепления материала | Культура. Религия. Ритуалы. Традиционные и национальные религии. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
4 | Возникновение религий. Древнейшие верования | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Пантеон. Многобожие. Завет. Возникновение иудаизма. Скрижали. Заповеди. Храм. | Составить тестовые вопросы по теме урока | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, карточки | ||||
5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | Урок закрепления материала | Мессия (Христос). Христианство. Ислам. Нирвана. Ступы. Буддизм. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, карточки | ||||
6 | Священные книги религий мира | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Веды, Авеста, Типитака | Составить кроссворд по теме | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
7 | Священные книги религий мира | Урок закрепления материала | Канон. Тора, Библия, Коран. Пророки | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, энциклопедия по искусству | ||||
8 | Хранители предания в религиях мира | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. Лама. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, энциклопедия по искусству | ||||
9 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. Традиция. | Творческая работа: «Написать мини-сочинение на тему: «Что такое Добро и зло?» | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния | Урок закрепления материала | Грех. Грехопадение. Покаяние. Добро. Зло. Традиция. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
11 | Человек в религиозных традициях мира | Урок изучения нового материала | Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная культура. | Творческая работа: «Продолжить предложение «Молитва – это…» | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
12 | Священные сооружения | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска. | Творческая работа: «Допиши недостающее слово» | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
13 | Священные сооружения | Урок закрепления материала | Мечеть. Минарет. Ступа. Пагода. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, таблицы с изображением культовых сооружений | ||||
14 | Искусство в религиозной культуре | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Икона. Каллиграфия. Арабески. | Задание: «Угадай, что это?» | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
15 | Искусство в религиозной культуре | Урок закрепления материала | Семисвечник. Способы изображения Будды. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
16 | Творческие работы учащихся | Урок систематизации полученных знаний | Все понятия, изученные ранее | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы | Учебник, энциклопедии, словари, таблицы с изображением культовых сооружений | ||||
17 | Презентация творческих работ | Урок закрепления материала | Все понятия, изученные ранее | Презентация творческих работ (выступление, демонстрация наглядного материала) | Учебник, энциклопедии, словари, таблицы с изображением культовых сооружений | ||||
18 | История религий в России | Урок изучения нового материала | Христианство. Митрополит. Патриарх. Синод. Протестанты. | Составить кроссворд по теме | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
19 | История религий в России | Урок закрепления материала | Православие. Католицизм. Армянская апостольская церковь. Ислам. Иудаизм. Буддизм. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
20 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Урок изучения нового материала | Обряды. Ритуалы. Таинства (Евхаристия, Крещение, Брак) | Задание: «Дополни предложение» | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Урок закрепления материала | Намаз. Шаббат. Мантра. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
22 | Паломничества и святыни | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Паломничество. Святая Земля. Реликвия. Мекка. Хадж. Кааба. Накхор. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, Интернет | ||||
23 | Праздники и календари | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Пасха. Суккот. Ханука. Рождество. Вознесение. Троица. Крещение. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
24 | Праздники и календари | Урок закрепления материала | Курбан-байрам. Ураза-байрам. Мавлид. Дончод. Сагаалган. | Задание : «Разгадай кроссворд» | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
25 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Урок изучения и первичного закрепления нового материала | Заповеди иудаизма и христиантва | Творческое задание: «Написать мини-сочинение на тему «Зачем человеку заповеди?» | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Урок закрепления материала | Нравственные учения ислама и буддизма | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | Урок изучения нового материала | Милосердие. Притчи. | Творческое задание: «Придумай окончание притче»» | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
28 | Семья | Урок изучения нового материала | Семья. Церковь. Взгляд на семью в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, фотографии | ||||
29 | Долг, свобода, ответственность, труд | Урок изучения и первичного закрепления | Свобода. Долг. Ответственность. Труд. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор | ||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству | Урок изучения и первичного закрепления | Россия. Родина. Отечество. Патриот. | Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку | Учебник, CD-диск, мультимедиа-проектор, таблицы «Гос.символы России», муз.центр | ||||
31-32 | Подготовка творческих проектов | Урок систематизации полученных знаний | Все понятия, изученные ранее | Самостоятельная работа учащихся по составлению плана и подготовке творческой работы | Учебник, энциклопедии, словари, таблицы по темам уроков | ||||
33-34 | Презентация творческих проектов | Урок закрепления и обобщения материала | Все понятия, изученные ранее | Презентация творческих работ (выступление, демонстрация наглядного материала) | Учебник, энциклопедии, словари, таблицы |
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
- Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
Для учителя:
- Данилюк А.Я. основы религиозных культур и светсвкой этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2011.
- Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразоват. Учреждений / Б.Х.Бгажноков, О.В.Воскресенский, А.В.глоцер и др.- М.: просвещение, 2011
Для родителей:
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКСЭ модуль ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.
ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРОГРАММУ ПО КУРСУ ОРКСЭ ОПК...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль- Основы православной культуры) 4 кл.
Рабочая программа составлена к модулю Основы православной культуры для 4 класса....

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование НОО по ОРКСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование ОРКСЭ "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс
Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...