Развитие памяти и внимания на уроках математики в 5 классе. Задания для проведения устного счета.
статья (5 класс) на тему
Устный счет является незаменимым упражнением для развития памяти и внимания. Приводятся наиболее интересные виды устного счета: рациональное выполнение действий с числами с использованием арфметических законов действий или иных способов: сложение чисел с перестановкой слагаемых, сложение с "округлением", сложение суммы и разности, вычитание суммы, "округление" при умножении, отработка сочетательного и распределительного закона, а также отработка умножения на 5, 25, 125 и 11.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_schet.docx | 29.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Носова Е.И.
Развитие памяти и внимания на уроках математики в 5 классе.
Задания для проведения устного счета
Очевидно, что лучшее начало дня - это физическая зарядка.
Зарядка - разминка для всех мышц и опорно-двигательного аппарата. Зарядка настраивает наш организм на дальнейшую работу, снимает вялость, поднимает настроение.
Бесспорно, что и урок надо начинать также с зарядки - разминки для ума. Математическая зарядка настраивает, организовывает ребят на восприятие урочного материала, повышает внимание и интерес к уроку. Лучшим упражнением для математической разминки является устный счёт.
Значение устного счёта для развития учащихся безгранично. Навыки устных вычислений пригодятся им на всю жизнь. Поиск наиболее лёгкого, правильного способа решения развивает самостоятельность, уверенность в себе, умение сделать выбор. В конечном счете, повышается самооценка личности.
Кроме того, тестирование учащихся на индивидуальные способности показывает, что большинство ребят не обладают вниманием и памятью на должном уровне. Они не могут сосредотачивать и поддерживать внимание длительное время или сразу на нескольких моментах, не удерживают в памяти необходимый материал. Всё это приводит к снижению работоспособности ребят, понижению интереса к урокам математики.
Устный счёт является незаменимым упражнением для развития внимания и памяти, вызывает интерес, повышает культуру математических вычислений.
Если учитель, проводя устный счёт, диктует пример или задачу, то у учащихся развивается слуховая память. Чтобы развить зрительную память, учитель должен проводить устные вычисления молча, записывая задания на доске или используя соответствующие наглядные пособия. Краткие словесные указания или жесты учителя о том, что ученик должен делать, имеют важное значение для воспитания у учащихся внимания.
Одним из наиболее интересных видов устного счёта, имеющих большое практическое значение, является рациональное выполнение действий с числами с использованием законов действий или особых приёмов.
Ниже прилагается подборка упражнений на отработку различных приёмов. Причём, самостоятельный разбор образцов учащимися имеет тот же эффект, как если бы они додумались до этого приёма сами.
- Сложение чисел с перестановкой слагаемых.
179 + 236 + 421 =(179 + 421)+ 236 = 600 + 236 = 836
118 + 249 + 482 + 151 (1000) 524 + 37 + 176 + 263 + 41 (1041)
471 + 354 +29 + 146 (1000) 456 + 522 + 327 +73 + 278 (1656)
- Сложение с округлением
497 + 328 = 500 - 3 + 328 = 500 + 328 - 3 = 828 - 3 = 825
574 + 209 = 574 + 200 + 9 = 774 + 9= 783
299 + 436 (735) 572 + 407 (979) 296 + 519 (815) 706 + 289 (995) 495 + 319 (814) 854 + 208 (1062) 698 + 175 (873) 792 + 238 (1030)
- Прибавление суммы.
346 + (238 + 154) = 346 + 238 + 154 = (346 + 154) + 238 = 500 + 238 =738
135 + (486 + 265) (886) 643 + (198 + 157) (998)
437 + (152 +236) (852) 216 + (325 + 184) (725)
- Прибавление разности.
165 + (326 - 65) = 165 + 326 - 65 = (165 - 65) + 326 = 100 + 326 = 426
228 + (417 - 128) (517) 387 + (243 - 187) (443)
351+ (415-241) (525) 682 + (219 - 172) (729)
- Вычитание суммы.
359 - (159 + 75) = 359 - 159 - 75 = (359 - 159) - 75 = 200 - 75 = 125
276 - (764 - 189) (11) 643 - (326 + 243) (74)
564 -(364 + 97) (103) 483 - (183 + 258) (42)
- Вычитание разности.
384 - (247 - 16) = 384 - 247 + 16 = (384 + 16) - 247 = 153
472 -(367 -28) (133) 143 - (915 - 857) (85)
514-(479 - 86) (12) 739 - (658 - 261) (342)
- Сочетательный закон.
725 - 237 - 163 = 725 - (237 +163) = 725 - 400 = 325
432-279-21 (32) 1000-420 -130-280 -170 (0)
748-362-238 (148) 1215 -340-260- 190 -410 (15)
- Округление при умножении.
198 • 4 = ( 200 - 2 ) • 4 = 200 • 4 - 2 • 4 = 800 - 8 = 792
106 • 8 = (100 + 6) • 8 = 100 • 8 + 6 • 8 = 800 + 48 = 848
99 • 5 (495) 207 • 3 (621)
98 * 6 (588) 302 * 2 (1208)
198 * 5 (990) 805* 2 (1610)
295 * 4 (1180) 508 * 6 (3048)
9. Распределительный закон.
78 • 7 - 78 • 5 = 78 • (7 - 5) = 78 • 2 = 156
84 • 7 + 16 • 7 = 7 • (84 + 16) = 7 • 100 = 700
45 *8 (180) 51 *9 + 49*9 (900)
318 • 6 - 318 • 4 (636) 187* 3 + 113* 3 (900)
415 • 10-415 • 5-415 • 4 (415) 91* 6+ 109 *6 (1200)
97* 8- 77* 8 (160) 273* 8 + 127*8 (3200)
196 : 7 + 504 : 7 = (196 + 504) : 7 = 700 : 7 = 100
396 : 6 - 324 : 6 = (396 - 324): 6 = 72 : 6 = 12
168:7+112:7 (40) 948:12-804:12 (12)
158 : 9 + 112 : 9 (30) 1008 : 9 - 828 : 9 (20)
10. Сочетательный закон с умножением и делением.
69* 2*5 = 69* 10 = 690
940 : 5 : 2 = 940 : ( 5 * 2 ) = 940 : 10 = 94
47*5 • 2 (470) 670 :2 :5 (67)
345 -4 (680) 420:5:4 (21)
12 -25 - 4 (1200) 800:25:4 (8)
8 - 25 - 8 (1600) 1300:25:4 (13)
11. Умножение на 5.
36 • 5 = 36 • (10 : 2) = 36 *10:2 = 360 : 2 = 180
36 • 5 = 36 • (10 : 2) = 36 : 2 *10 = 18 • 10 = 180
56 * 5 (280) 49 *5 (245)
74 * 5 (370) 83* 5 (415)
- Умножение на 25.
24* 25 = 24 * 100 : 4 = (24 • 100) :4 = 2400 : 4 = 600
24 * 25 = 24 * 100:4=(24:4)* 100 = 6 * 100 = 600
28 *25 (700) 18 * 25 (450)
64 * 25 (1600) 26 * 25 (650)
- Умножение на 125.
32 *125 = 32 * ( 1000 : 8 ) = 32 : 8 *1000 = 4000
24 * 125 (3000) 64 * 125 (8000)
56* 125 (7000) 88 * 125 (11000)
14. Умножение на 11. | |||
45 • 11 =45•(10+1)= | 450 + 45 =495 | ||
24 • 1 1 (264) | 79 • | 11 | (869) |
43 • 11 (473) | 29* | 11 | (319) |
54* 11 (594) | 68* | 11 | (748) |
63 * 11 (693) | 84* | 11 | (924) |
В зависимости от изучаемого материала большинство примеров легко переделываются на примеры для отработки текущего материала, (например, действия с обыкновенными дробями или с десятичными дробями).
В курсе алгебры на устном счёте хорошо отрабатывается тема
«Формулы сокращенного умножения».
1012 = (100 + 1)2= 10000 + 200 + 1 = 10200
362 - 35= (36 - 35) * (36 + 35) = 1*71 =71
1992 (39601) 422- 402 (164)
312 (841) 372 - ЗЗ2 (280)
Ребята встречались с подобными заданиями при прохождении соответствующего материала. Но, прошли и забыли, а необходимо, чтобы выполнение вычислений было доведено до автоматизма. Для этого надо систематически отрабатывать навыки устного счёта.
Ниже предлагаются таблицы для отработки и закрепления полученных навыков
Умножение каждого из предлагаемых чисел на 25 | ||||||||||
80 | 36 | 76 | 92 | 20 | ||||||
88 |
| 24 |
| 48 | ||||||
64 | 16 | *25 | 28 | 52 | ||||||
56 |
| 40 |
| 32 | ||||||
60 | 44 | 48 | 12 | 68 | ||||||
Найти недостающее число такое, чтобы сумма всех чисел равнялась 1000 | ||||||||||
47 | 80 | 11 | 120 | 19 | ||||||
88 | ? | |||||||||
34 | = 1000 | 15 | ||||||||
14 | 66 | |||||||||
81 | 89 | 86 | 112 | 53 | ||||||
Найти недостающее число такое, чтобы сумма всех чисел равнялась 1000 | ||||||||||
25 | ||||||||||
33 | ||||||||||
12 | ||||||||||
21 | 54 | 13 | =1000 | ? | 46 | 90 | ||||
88 | ||||||||||
67 | ||||||||||
75 | ||||||||||
Вычислить произведение всех чисел | ||||||||||
| 4 |
|
| 8 |
| |||||
|
|
|
| |||||||
|
|
|
| |||||||
5 |
|
|
|
| 2 | |||||
|
|
|
|
|
| |||||
25 |
|
| 125 | |||||||
|
|
|
| |||||||
| 3 |
|
| 10 |
| |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития памяти и внимания на уроках иностранного языка
Очень часто приходиться слышать от учащихся, что у них плохая память. Однако нередко они просто не умеют запоминать, не знают приёмов успешного запоминания. Данная презентация поможет учителю использо...
Материалы для проведения устного счета на уроках математики «Физкультминутка»
Материалы для проведения устного счета на уроках математики «Физкультминутка»...
Упражнения, направленные на развитие памяти и внимания на уроках русского языка и литературы
Упражнения, развивающие память и внимание на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах, а также алгоритм работы с ними...
Упражнения по коррекции памяти и внимания на уроках математики у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этой статье я сделала подборку упражнений по математике в разных классах, способствующих развитию и укреплению памяти у детей, испытывающих затруднения с запоминанием учебного материала в связи с ос...
«Создание условий для развития памяти и мышления на уроках истории в классах коррекционно-развивающего обучения»
Формирование условий для развития памяти и мышления на уроках истории у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Конечно, необходимо знание фактов, явле...
Развитие памяти и внимания на уроках математики в основной школе: система тренировочных упражнений ( 5-6 класс презентация)
Система тренировочных упражнений...
Развитие памяти и внимания на уроках английского языка
Ни один психологический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой...