Из опыта проведения Декады Наук и проектов в школе
статья на тему
В нашей школе с 2007 года действует программа «Одаренные дети» в рамках которой школьникам созданы условия для развития и реализации потенциальных возможностей, одаренных детей через различные формы работы на уроках и внеурочной деятельности.
Ребята нашей школы участвуют в традиционных формах внеклассной работы, как предметные декады, олимпиады, конкурсы, соревнования.
Итоговой, традиционной и самой массовой формой работы НОУ «ШАНС» в нашей школе является Декада Наук и проектов. Каждый год она имеет свою тематику, в этом году проведена VI Декада наук под общей темой «Чтение – путь к познанию мира» в рамках проведения в 2015 году в Российской Федерации Года литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_provedeniya_dekady_nauk_v_shkole.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта проведения Декады Наук и проектов в школе
Любой ребенок талантлив в той или иной области: он может быть музыкально, художественно, математически одаренным, иметь особые физические способности, поэтический дар и т.д., но его одаренность еще надо увидеть, отметить и развить. Очень много детей так и остаются для учителей “тайной за семью печатями”, а способности, которые не были во время выявлены, угасают. Одна из основных задач любой школы выявить и развить способности у школьников.
В нашей школе с 2007 года действует программа «Одаренные дети» в рамках которой школьникам созданы условия для развития и реализации потенциальных возможностей, одаренных детей через различные формы работы на уроках и внеурочной деятельности.
Ребята нашей школы участвуют в традиционных формах внеклассной работы, как предметные декады, олимпиады, конкурсы, соревнования. Например, декады по предметам – это целый комплекс мероприятий проводимых во время уроков и организация игр и праздников после занятий. Таким образом, у детей формируется мотивация к изучению этих наук.
Для ребят, стремящихся совершенствовать свои знания в разных областях наук и приобретать умения и навыки исследовательской деятельности, в 2009 году создано научное общество учащихся «ШАНС». Ребят, проявивших склонности к исследовательской деятельности и обладающих навыками письменной и устной речи, объединяет школьная научно-практическая конференция. Обучающиеся с 3 по 7 классы в процессе работы над своими проектами и исследованиями в рамках курсов «Проектная деятельность» приобщаются к научной деятельности, учатся работать со специальной литературой, что способствует их интеллектуальному росту, а старшеклассникам – профессиональному самоопределению.
Итоговой, традиционной и самой массовой формой работы НОУ «ШАНС» в нашей школе является Декада Наук и проектов. Каждый год она имеет свою тематику, в этом году проведена VI Декада наук под общей темой «Чтение – путь к познанию мира» в рамках проведения в 2015 году в Российской Федерации Года литературы.
Открытие декады прошло в торжественной обстановке в актовом зале школы. Было подготовлено театрализованное представление силами учеников 9В класса, присутствовали ученики школы с 5 по 10 классы, призеры научно-практических конференций различного уровня, участники конкурсов, победители олимпиад, учителя, руководители секций научного общества. Слушателям была представлена информация о плане проведения декады, об основных мероприятиях.
На следующий день был объявлен «Свободный микрофон», т.е. на переменах ученики выступали с презентациями и сообщениями в вестибюле школы о юбилейных датах в Год литературы.
Например, ученицы 11 класса вместе с учителем русского языка и литературы Пак О.А. подготовили и представили презентацию о биографии и творчестве писателя Пастернака Б.Л., посвященную 125-летию писателя. Девочки читали стихи, рассказывали о жизни в России и в изгнании Бориса Пастернака, выступление сопровождалось презентацией, музыкой и было интересным, содержательным и торжественным.
А ученики 9 класса совместно с учителем МХК Малаховой О.А. подготовили сообщение и презентацию о 120 летнем юбилее Сергея Есенина. Ребята наизусть читали стихотворный коллаж и делали это красиво, с чувством, с удовольствием.
В третий день состоялась встреча учеников 9-11 классов с заместителем декана факультета Управления ЮРИУ РАНХ и ГС А.С. Ароян и представителями Студенческого совета на тему "Перспективы организации сетевого образования в школе" в формате дискуссионного клуба «TALK с ТОЛКОМ» или приглашение к разговору о современных формах получения знаний. В ходе работы клуба обсуждались вопросы применения Интернета в образовательных целях. Ученики 10 класса Ткаченко М., Маслова Д., Пипченко Д., Разников А. и другие обсудили со студентами проблемы пребывания подростков в социальных сетях, использования его ресурсов для обучения и получения образования. На встрече были представлены сетевые образовательные модули, разработанные педагогами школы. Студенты представили возможности сетевого взаимодействия школьников с преподавателями института, прорекламировали свой ВУЗ и пригласили всех желающих на День открытых дверей.
Следующий был «День нестандартных уроков» - это один из любимых дней Декады Наук. Все уроки по расписанию учителя проводят в нестандартной форме.
Пятый и шестой дни - школьная научно-практическая конференция, на которой подводятся итоги исследовательской работы учащихся 7-11 классов.
В этом году на конференции были представлены все секции НОУ, всего 26 работ. Все они были разделены на три направления: филология и искусство, естественнонаучное и математическое, обществоведческое.
Для каждого ученика школы выступление на заседании научно-практической конференции очень престижно, попасть в число выступающих на такой конференции - значит уже победить. И очень почетно по итогам конференции получить Диплом. Следует отметить, что одной из задач школьного научного общества является всестороннее развитие личности ребенка. Поэтому в осуществлении проектной и исследовательской деятельности школы должны быть заинтересованы все: ученики и их родители, педагоги и ученые.
При оценке защиты учитывалось: содержательная часть (изложение сущности вопроса); степень владения материалом в устной речи (выступление предполагает «живой» рассказ, а не чтение доклада с листа или с презентации); ответы на вопросы, показывающие степень владения материалом.
Если выступление сопровождается презентацией, то она должна лишь иллюстрировать выступление учащегося (содержать рисунки, схемы и др., план изложения материала и т.п.), а не повторять в точности текст представленной работы. Запрещалось читать выступление с презентации.
Так, в каждой секции были определены работы достойные того чтобы представлять школу на городской научно-практической конференции и все ученики получили дипломы образовательного учреждения.
Запомнились такие яркие работы, как, например, «Бессмертная классика и ее отражение в современной музыке» ученицы 10 класса Кирей Александры, ее выступление сопровождалось яркой презентацией, красивой музыкой. Девочки 10 класса Кирей А. и Рыжкова А. представили проект «Психические расстройства в литературе» под руководством Пак О.А. в котором была раскрыта тонкая грань между гениальностью и безумством поэтов и писателей. Ученица 9В класса Фастунова Анна под руководством Подгайко Е.Н. подготовила исследовательскую работу на тему «Символы, которые нас окружают». Зрителям были раскрыты значения многих символов, окружающих нас в жизни и в том числе те, которые присутствуют в нашем городе, мы узнали много нового.
Участники конференции показали свои знания по музыке и литературе, экологии и географии, математике и информатике, биологии и химии, истории и краеведению. Все ребята провели защиту в форме презентации. Выступающие чувствовали себя комфортно и уверенно, так как зал слушал сосредоточенно и с интересом.
Одной из новых традиций школы мы считаем проведение в рамках Декады науки Фестиваля первых открытий для учащихся начальных классов. Это также очень интересное мероприятие, на котором ученики 3-4-х классов выступают со своими первыми открытиями, опытами, исследованиями.
С большим интересом одаренные мальчишки и девчонки, участвовали в самых разных исследовательских направлениях. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространились на все сферы жизнедеятельности. Темы рефератов у них были «детскими», но занимательными и интересными.
Хочется отметить хорошую подготовку и интересное представление проекта «Рыбы» учениками 4А класса, видно, что им было интересно, они старались рассказать и показать подробно все этапы работы над проектом, продемонстрировали видео, где ребята вместе с родителями выпускают рыб в водоем.
Интересный проект был представлен группой учеников 3Б класса - «Правильное питание – залог здоровья», их выступление сопровождалось презентацией и демонстрацией большого количества рисунков-плакатов о правильном питании (участвовал весь класс), которые было рекомендовано разместить в школьной столовой для обновления экспозиции о правильном питании.
Ученики 3А Самсонов Денис и 3В Демидов Степан, Мишота Мирослав, Борисова Анастасия представляли проекты «Что мы знаем о простуде» и «Его величество уголь». Ребята подготовили сообщения и презентации, но немного не справились с волнением и поэтому выступили несколько неуверенно, но при этом смогли раскрыть тему и этапы работы над проектом, вышла заминка с выводами по работе.
Кстати, темы дети выбирали для себя сами. Вообще исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Любая тема, навязанная в этом случае, какой бы важной она ни казалась, не даст должного эффекта. Каждый ученик защищал свой проект по-особому, с изюминкой. После защиты участникам задавали вопросы члены заседавшей комиссии и слушатели из зала.
Отдельно у нас в школе проходит малая школьная научно-практическая конференция для учеников 5-7 классов. В этом году в работе конференции приняли участие 68 обучающихся школы и педагоги – руководители проектов в рамках курсов «Проектная деятельность». Было представлено 39 проектных и реферативных работ разнообразной тематики. Ребята очень волновались, но, несмотря на это необходимо отметить, что выступления были содержательные, четкие и выдержанные по всем правилам защиты проекта.
Особенно приятно и интересно было слушать выступления пятиклассников, среди них были и коллективные, и долгосрочные, и индивидуальные работы, ребята получили заслуженные аплодисменты аудитории. Проекты учеников 5Б класса – руководитель Аникина Э.Ю. были посвящены безопасности пищевых продуктов, например «Вред и польза майонеза», «Чем вредны газированные напитки», «В чем польза и вред йогуртов» и др. Проекты учеников 5АВ класса – руководитель Михайлова Н.Н. имели биологическую направленность, например «В мире тюльпанов», «Моя любимая яблонька», «Символика роз» и др.
Больше всего проектов было представлено учениками 7-х классов(20 проектов участвовали 34 человека). Очень разнообразны были темы и предметные области, в которых выполнены исследовательские и реферативные работы. Руководителями проектов выступили такие учителя как Павлова О.В., Аникина Э.Ю., Вчерашнева Н.А., Лосева Н.И., Золотарева Н.А., Иванкова К.И., Кочубей Г.Я.
Ребята проделали достойную работу, в проектах присутствовал элемент исследования, они проводили социологические опросы при этом сами составляли опросник и сами обрабатывали результаты, представленные на различных диаграммах в презентации.
Хочется отметить лучших участников второго этапа декады Науки. По ИЗО это Милехина Карина и Машкина Юлия (7Б) – «Искусство яичной скорлупы» и «Масляная живопись». По иностранному языку Шпакова София, Светова Мария, Митител Светлана (7Б) – «Сравнительный анализ фразеологизмов в русском, английском, немецком, французском языках». По математике Милёхина Карина, Машкина Юлия, Ефанова Полина и Светова Мария (7Б) – «Отец алгебры Ф. Виет», «Старинные задачи и способы их решения», «Происхождение числовых суеверий». По экологии Тодорова Александра Ефанова Полина, Бурлакова Мария, Милехина Карина (7Б) – «Влияние мобильных телефонов на организм человека» и «Состояние воды в водоемах города Гуково». По биологии Семичаевская Юлия, Мишутина Мария, Михайлова Светлана (7А) – «Группы крови и питание», Площанский Антон, Сорокин Данил, Шкодин Андрей (7А) – «Вред и польза газировки», Шкондина Мария, Агаева Егане, Семиволос Илья, Байбекова Екатерина, Хомюк Дарья (7В) – «Ландшафтный дизайн внутреннего дворика» и «Вред и польза пыли».
Всех участников объединяли творческий задор и желание стать победителем. Для некоторых это было первое испытание, на котором пришлось доказывать свою точку зрения, убеждать членов жюри в своей правоте. Я уверена, что участие в Декаде помогло выявить и оценить интеллектуальный потенциал каждого из участников, помогло ребятам сравнить свои способности со способностями своих сверстников.
В последний день на общешкольной линейке были подведены итоги Декады науки и проектов, вручены грамоты победителям интеллектуальных игр, всем участникам малой школьной и школьной конференций вручены дипломы и высказаны пожелания о дальнейших успехах в работе над проектами и исследованиями, а участникам городской конференции все пожелали удачи при защите своих работ на муниципальном уровне.
На мой взгляд, научное общество учащихся – это деловая игра, выполняя правила которой обучающиеся раскрывают свои интересы и склонности, реализуют творческий потенциал, повышают грамотность, общую культуру, совершенствуют навыки учебной работы, обогащается социальный опыт, а следовательно, развивается личность ученика, формируется системность и глубина знаний, воспитывается уверенность в своих силах.
Психологи утверждают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности.
Таким образом, организация исследовательской деятельности способствует развитию социально-активной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по проведению декады науки и творчества
С 19 ноября по 03 декабря в Сухо-Сарматской СОШ проводилась декада Науки и Творчества, опорной идеёй стала история создания Нобелевской премии, а также рассмотрение достижений её лауреатов....
Технологическая карта проведения Декады социально-гуманитарных наук и искусств
Технологическая картапроведения Декады социально-гуманитарных наук и искусств «Сергий Радонежский – подвижник земли русской»( к 700-летию со дня ро...
Описание опыта проведения декады правовых знаний
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе, поэтому ежегодно в декабре в рамках Дня права человека в Учреждени...
Проведение декады физики и астрономии в школе.
Проведение декады физики и астрономии в школе....
Проведения декады математики и информатики в школе.
Проведения декады математики и информатики в школе....
Отчет о проведении декады математики и информатики в школе.
Отчет о проведении декады математики и информатики в школе пенитенциарной системы среди учащихся 8-11 классов...
Статья "Из опыта проведения Декады по математике в старших классах"
Данная статья посвящена проведению Декады по математике в старших классах и содержит некоторые рекомендации для успешной ее подготовки. Также в ней приведены примеры тем эссе, которые пишут дети, расс...