Педагог наставник и воспитатель нравственных качеств
статья
Статья , посвященная моему взгляду на преподавание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nsportal.docx | 16.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моя педагогическая философия»
Вселенная, Природа, Человек – сложный мир. И я, учитель физики, - маленькая частица мира, которого волнуют многие вопросы: как возник этот сложный мир, каков он? Всегда ли существовал и был таким, а если не всегда, то, что было вначале; будет ли он существовать вечно? И если да, то, каким он будет в будущем? И какое место займет в нем ЧЕЛОВЕК?
Все мы, жители нашей планеты Земля, - дети Природы, Вселенной, и с рождения наша жизнь развивается по законам природы, и чем старше мы становимся, тем больше наша жизнь подчиняется законам общества, в котором мы живем. Законы Природы – всюду, они рядом, ими пронизано время, и физика раскрывает все проявления жизни, помогает понять законы Природы. Но не многим дано их видеть. Счастлив тот, кому эти законы будут открыты, кто научится распознавать маленькие тайны Вселенной. Я – учитель, у меня как у педагога здесь своя роль. Я знакомлю детей с жизнью во Вселенной в разных ее проявлениях. Человеческая жизнь – это в первую очередь сознание, которое начинается с общения, у всех людей Земли общение начинается с языков. Элементарная частица языка есть слово. Слово – это средство общения и средство ориентации в окружающем нас мире. Урок немыслим без слова – ведь это возможность общаться с ребятами. Я всматриваюсь в их глаза: сколько в них чувств, переживаний! Глаза – это состояние души, в которой можно узнать многое. Чтобы узнать больше о ребенке, сердце учителя должно быть не только добрым, но и зрячим. Ведь сердце – инструмент учителя, познания не только самого себя, жизни, а в первую очередь души ребенка. Говоря о своих учениках – говоришь «мои дети», ведь приходят они полные надежд, открытые для познания и общения. Нам уготован недолгий срок общения, далее они переходят на новый уровень образования, и тем более приятно, когда они, повзрослевшие, встречают тебя и говорят СПАСИБО!
Образовательный процесс – это сотрудничество, а сотрудничество может быть только при взаимном доверии. Каждый ученик имеет право на признание его Личностью, и должен ощущать себя Личностью. Быть любимым и уважаемым, и не только потому, что он круглый отличник, а потому, что он есть. И эта работа, зачастую незаметная, состоящая из мельчайших деталей, идет постоянно – как между уроками и после, так и на самом уроке.
Прежде всего – улыбка. Какие бы заботы и печали не были на душе, на лице должна быть приветливая улыбка. Встретились глазами – улыбнись, ибо ты действительно рад этой встрече. Затем - имена. Не обезличенное «здрасьте», проходя по коридору, а «здравствуй, Саша!», привет, Марина! Как дела?». И, не соблюдая каноны этикета, можно поздороваться первым, если увидел их первым, потому что ты их действительно видишь, а не просто замечаешь, признаешь их ценность. Две-три фразы при случайной встрече – совсем хорошо, так как они – дети – тебе интересны. И, конечно же – добрый юмор, шутка, словечко, сказанное искусно. Все это сиюминутно, многое можно успеть на перемене, но как важны эти мелочи в нашей жизни. На уроке – право на ошибку («Ирина Викторовна, я не успела сделать домашнее задание, так как ухаживала за больной бабушкой». – «Раз так, ничего страшного» - поскольку я уверена, что она обязательно наверстает упущенное), и право на свое мнение, чтоб ученик работал расковано, легко и радостно, удивлял своими догадками и предложениями. Только так можно превратить урок в общение, а это главное для творческого развития. И обязательно искренне изумиться стоящему ответу, поаплодировать ему. Обычно, по окончании каждого проведенного урока, я говорю ребятам: «Всем спасибо, до свиданья!» - это не какой-то специально используемый элемент педагогической практики, это является неосознанной естественной человеческой благодарностью за результативно проведенный урок. И как приятно бывает услышать от них в ответ: «Это Вам Спасибо!». И как горят при этом их глаза, такие уроки проходят на одном дыхании, не замечая, что прошло 45 минут.
Одним из элементов в образовательном процессе это – умения и навыки, а также обязательно интерес к предмету. Чтобы было стремление к предмету, интересным должен быть сам учитель, можно сказать, он должен быть артистом. Настоящий учитель – это мастер слова, жеста, мимики, пауз.
А еще интерес – в успехах, в собственных ученических удачах: «Сделал! Сумел! Получилось!» Пусть вначале только на уровне умений и навыков, но ведь творчество – это не только результат, но и сам процесс, а при удачном процессе будет и результат. Еще один важный элемент этого уровня – игра, позволяющая развивать творческие задатки ребят, их находчивость, инициативность, неуемную изобретательность и технические способности. И вот уже формируется команда творчески думающих мастеров, способных генерировать различные идеи, применять разнообразные подходы при решении проблем, придавать завершенный вид продуктам мышления.
Как трудно быть учителем, но трудно быть и учеником. Звучит вроде бы смешно. А если поставить вопрос так, как часто я спрашиваю себя: «Думаю ли я о детях?» И если нет на него ответа, то нет учителя. Любовь и доброта – лучшие качества учителя в общении с детьми и с Природой. Ведь у каждого есть потребность не только в общении, но и в эмоциональном контакте. Я не боюсь говорить детям, что у них сегодня на уроке все получается, и часто произношу «молодец», «умница», «я рада за тебя» даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Очень важно помочь ребятам обрести уверенность в собственные возможности. Ведь это воспитывает у них уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твердым, испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к знаниям. Если учитель стремится только давать знания, не интересуется внутренним миром своих учеников, их эмоциями, то учащиеся не смогут понимать своего учителя. Бывает так, что я говорю ребятам неприятные вещи, могу быть строгой и требовательной, но если ученик чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, остаться хранительницей его тайн, которые он мне доверил, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность.
Мы живем в замечательное время, которое можно назвать веком знаний, скоростей и возможностей и я уверена, что будущее надежно в их руках.
Я – учитель физики. Каждый день я открываю дверь кабинета и прихожу в класс. Звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, верящие, осторожные, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я, маленькая частичка Вселенной, дарю им счастье познания и общения, ведь я – человек, учитель, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть и честь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных качеств через сотрудничество и взаимодействие педагога и воспитанников
Описание опыта работы воспитателя Поповой Светланы Николаевны...
Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»
Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...
Доклад на ШМО воспитателей на тему «Воспитание и развитие нравственных качеств обучающихся»
Доклад на ШМО воспитателей на тему «Воспитание и развитие нравственных качеств обучающихся»...
Приказ - объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"
Приказ Клуб "Наставник"...
Приложение к приказу объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"
Приложение к приказу объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"...
Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья, как средство развития нравственных качеств личности».
Тема патриотизма – всегда очень важная, в данное время особенно актуальна. Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, но его над...
Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...