Рабочая программа по литературе 11 класс для специальной школы
рабочая программа (11 класс) на тему

Валишева Бибисара Халимовна

Представлена рабочая программа   по литературе  11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодёжной политики ХМАО-Югры

Филиал КОУ « Специальная школа № 1» в ИК-15 города Нижневартовска

        Рассмотрена и                                                                                            Утверждаю:

        рекомендована к                                                                                        директор филиала Игнатенко А. И.

        утверждению.                                                                                        ______________________________

        Председатель МО:                                                                                        Приказ № ______

        ________________________                                                                         «______» _____________2015 г.

         Протокол № _____

        «____» __________ 2015 год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

11 КЛАСС

(базовый уровень)

                                                                                                                                  Разработана   Валишевой Б.Х,                                                                                                                           учителем русского языка и литературы

первой квалификационной категории

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе в  11 классе (базовое изучение предмета) составлена в соответствии с   нормативными документами:

  • Закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
    «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», на 2014-2015 учебный год»
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года, № 253»
  • Приказа  Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013года № 1015 (ред. от 30.08.2013г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и  среднего общего образования»
  • Учебного плана филиала КОУ «Специальная школа № 1» в ИК - 15  на 2015-2016 учебный год

            Содержание курса «Литература» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» (утверждена приказом Минобразования России от 19.08.2013 № 1384).

Место  и значение учебного предмета «Литература»

Планирование курса «Литература»  в соответствии с учебным планом филиала и годовым графиком работы на 2015 – 2016 учебный год рассчитано на 105 часов (3 часа  в неделю).

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как  предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Программа по литературе  реализует основные идеи ФГОС .

  • сформированность представлений о роли литературы  в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
  • способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
  • свободное использование словарного запаса;
  • сформированность умений написания текстов по различным темам на русском языке по изученной проблематике , в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.

Цели программы:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Основные задачи программы:

-  сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

   -осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

   - освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

   - овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  - воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  - использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Содержание  учебного курса

 Введение (1 ч)  Литература начала XX века                                                                                              

 Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

        Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Творчество Ф.М.Достоевского (15 ч)

Жизнь и творчество Достоевского. Роман «Преступление и наказание». Мир петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова.

Творчество Л.Н.Толстого (21ч)

Родовое гнездо. Молодость на Кавказе. «Война и мир». Народ и толпа, Наполеон и Кутузов. Жизненные искания героев. Религиозно-этические взгляды Л.Н.Толстого.

Творчество А.П.Чехова (13 ч)

Жизнь и творчество Чехова. Путешествие на остров Сахалин. Рассказы и повести писателя. Комедия Чехова «Вишнёвый сад»

         Писатели-реалисты начала XX века

         И. А.  Бунин (8 ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

            Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).

          Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

           Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Александр Иванович Куприн (6ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

           Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

А. М. Горький (6 ч). Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Л. А.  Андреев (2 ч)

Серебряный век русской поэзии ( 5 ч)

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Бу дем как солнце»,  «Только любовь»,  «Семицветник».

Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев).

Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок (8 ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (1ч).  (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Поэзия  И.Ф. Анненского (1 ч)

Сергей Александрович Есенин (7 ч). Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).

«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)

  Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина

Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной

ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Новаторство  литературы (2 ч)

Современный русский рассказ (1ч)

Зарубежная литература (6 ч)

Шарль Бодлер «Цветы зла»

Артюр Рембо «Пьяный корабль»

Поль Верлен «Романсы без слов»

Контроль (2ч)

Результаты изучения предмета «Литература»  (по  ФГОС)

Личностными результатами обучающихся, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

 • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

 • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии и др.).

Метапредметные результаты  изучения предмета «Литература»  проявляются в:

 • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

 • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты обучающихся  состоят в следующем:

1) в познавательной сфере: 

• понимание ключевых проблем изученных произведений  литературы XIX—XX вв., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; 

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере: 

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; 

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;  

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере

:• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере

:• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; 

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Требования  к уровню подготовки обучающихся:

В результате  изучения  литературы  обучающиеся  должны:

Знать/ понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков;

- основные  закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные  теоретико-литературные понятия.

Владеть:

- навыками  коммуникативной,  языковедческой и культуроведческой компетенциями;

- навыками  создания  устного и  письменного  высказывания;

- навыками  аргументированно  формулировать  свое  отношение   к  прочитанному  произведению.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя  сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных  произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы: соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произведения;

- аргументированно  формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные  произведения и сочинения разных  жанров на литературные темы.

Программа предусматривает формирование  у обучающихся умений и навыков, универсальных способов  деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для  учебного  предмета «Литература»  являются:

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное  выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в жатом  или развернутом  виде;

- осознанное беглое  чтение, использование различных видов  чтения ( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств  языка, составление плана, тезиса, конспектов;

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности,  владение навыками контроля и оценки  своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:

  • Контрольные работы.
  • Самостоятельные работы.
  • Тестирование.
  • Устный опрос.
  • Практические работы.

Для реализации рабочий программы используется учебно- методический комплект (УМК):

  1. Литература. 11  класс. Учебник  для  общеобразовательных  учреждений  в  2-х  частях, часть  II,  автор-составитель Ю.В. Лебедев; под  ред.. Ю.В. Лебедева -  М.: Просвещение , 2013.
  2. Литература  11 класс. Учебник  для общеобразовательных  учреждений  в 2-х  частях,  часть I, авторы-составители В. А. Чалмаев,  С. А. Зинин – М.: Русское  слово, 2011
  3. Т.Г. Кучина, А.В.Леденев. Контрольные  и проверочные работы  по литературе. 9-11 класс. Метод. пособие, 6-е изд.- М.: Дрофа, 2011.
  4. Карнаух  Н.Л., Щербина И.В.Письменные  работы  по литературе: 9-11 класс. – М.: Дрофа, 2013.
  5. Н.В. Егорова, И.В. Золотарева. Поурочные   разработки  по литературе . 11 класс. –М.: ВАКО, 2013.
  6. Универсальные  поурочные  разработки  по  литературе. 11  класс. – М.; ВАКО, 2013.

Календарно-тематическое планирование  

п/п

Дата

Коррекция

Тема раздела, тема урока

Тип урока

Формирование учебных и

практических умений

Домашнее задание

1

3.09

Введение. Общая характеристика литературы 70-х, 80-х годов 19 века

Урок изучения нового материала

Знать общую характеристику литературы 70-х, 80-х годов 19 века.

Уметь характеризовать литературный процесс

Стр 312-323

2

4.09

Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество

Комбинированный урок

Знать жизнь и творчество  Ф.М. Достоевского. Уметь анализировать мировоззрение писателя

Стр 236-246

3

4.09

Художественный мир  Ф. М. Достоевского

Урок изучения нового материала

Знать художественный мир писателя Ф. М. Достоевского.

Уметь  работать со  справочной  литературой

Стр 236-246

4

10.09

Роман Ф. М. Достоевского  «Преступление и наказание».

Комбинированный урок

Знать авторский замысел романа

Ф. М. Достоевского  «Преступление и наказание».

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

Стр 246-249

5

11.09

Сложность  социально-психологического конфликта в 11.09романе  

Комбинированный  урок

Знать сложность  социально-психологического конфликта в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Уметь формировать и  определять основы  авторской позиции

Стр 249-252

6

11.09

Петербург Достоевского. Пейзаж в романе

Урок обобщения.

Знать описание  Петербурга  и пейзажа в романе.

Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки информации.

Стр.247-248

7

17.09

Суровая правда  о жизни обездоленных людей

Комбинированный  урок

Знать суровую правду в изображении безысходности жизни обездоленных людей.

Уметь анализировать произведение

Стр 257-258

8

18.09

Трагедия   Раскольникова.

Закон «я» и закон совести

Комбинированный урок

Знать теорию Раскольникова, закон «я» и закон совести.

Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания романа и авторскую оценку герою.

Стр 257-258

9

18.09

Тема страданий в романе. Семья Мармеладовых

Комбинированный урок

Знать  тему страданий в романе, семью Мармеладовых.

Уметь обосновывать свое мнение о герое.

Стр 252-253

10

24.09

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Урок закрепления знаний.

Знать  социальные и философские истоки бунта Раскольникова.

Уметь определять идейно-художественную роль в произведении, элементов сюжета, композиция системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

Стр 252

11

25.09

Двойники  и антиподы Раскольникова

Комбинированный урок

Знать двойников   и антиподы Раскольникова. Уметь формировать и   выделять главное

Стр 258-259

12

25.09

Сны в романе и их значения

Комбинированный урок

Знать содержание снов в романе и их значения. Уметь  аргументировать выбор эпизода для пересказа.

Стр 246-247

13

1.10

«Разоблачение идеи «одно зло и сто добрых дел»

Комбинированный урок

Знать героев  в романе

Уметь характеризовать героя

Стр 259

14

2.10

Нравственные уроки романа «Преступление и наказание»

Урок закрепления знаний

Знать нравственные уроки романа «Преступление и наказание».

Уметь рассуждать на заданную тему. Уметь обобщать. Уметь составлять развернутый  план.

Стр 258-259

15

2.10

Р. р. Сочинение  по роману  «Преступление  и наказание»

Урок развития речи

Знать  роман Ф.М.  Достоевского  «Преступление  и наказание».

Уметь писать сочинение по роману

Ф. М. Достоевского  «Преступление  и наказание».

Стр 246-259

16

8.10

Р. р. Написание сочинения по роману

«Преступление  и наказание»

Урок развития речи

Знать  роман Ф.М.  Достоевского  «Преступление  и наказание».

Уметь писать сочинение по роману Ф. Достоевского  «Преступление  и наказание».

Стр 246-259

17

9.10

Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни.

Урок изучения нового материала

Знать  страницы  жизни  писателя Л.Н. Толстого.

Уметь составлять доклад (по нескольким источникам)

Стр 194-200

18

9.10

Своеобразие художественного мира

Л. Н. Толстого  

Комбинированный урок

Знать  своеобразие художественного мира Л. Н. Толстого (по изученным произведениям).

Уметь работать со справочной литературой

Стр 194-200

19

15.10

«Севастопольские рассказы» в творческом становлении писателя

Урок закрепления знаний

Знать «Севастопольские рассказы» в творческом становлении писателя .

Уметь рассказывать с учетом жанровой специфики.

Стр 201-203

20

16.10

Роман-эпопея «Война и мир»  

Комбинированный урок

Знать роман-эпопея «Война и мир» (история создания авторский замысел).

Уметь работать со справочной литературой.

Стр 206-208

21

16.10

Лучшие эпизоды романа

Комбинированный урок

Знать лучшие эпизоды.

Уметь выразитель читать отрывки произведения.

Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки информации.

Стр 206-208

22

22.10

Принципы изображения судеб героев в салоне А.П. Шерер

Комбинированный урок

Знать принципы изображения судеб героев в салоне А.П. Шерер.

Уметь передать в рассказе особенности описания и повествования.

Стр 207-208

23

23.10

Нравственные истоки подвига Тушина и Тимохина  

Комбинированный урок

Знать   нравственные истоки подвига Тушина и Тимохина как толстовский идеал человека и солдата

Уметь рассуждать.

Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки информации.

Стр 215-216

24

23.10

Философия истории в романе

Комбинированный урок

Знать философию истории в романе.

Уметь сравнивать героев. Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки информации.

Стр 209-212

25

29.10

Мысль народная и воля  в романе-эпопее «Война и мир»

Комбинированный урок

Знать мысль народную  и волю в романе-эпопее «Война и мир».

Уметь делать доклад на литературную тему (по нескольким источникам).

Стр 208-209

26

30.10

Кутузов  и Наполеон

Комбинированный урок

Знать героев:   Кутузов  и Наполеон .

Уметь делать доклад на литературную тему (по нескольким источникам).

Стр 209-212

27

30.10

Путь исканий А.Болконского

Урок закрепления  знаний

Знать путь исканий А.Болконского.

Уметь передавать в исполнении нравственную оценку поступку героя.

Стр 212-224

28

6.11

Пьер Безухов – нравственный идеал

Л. Н. Толстого

Урок закрепления  знаний

Знать  героя Пьера Безухова.

Уметь художественно рассказывать.

Стр 212-224

29

6.11

Наташа  Ростова и княжна   Марья -  идеал  женщины    в понимании  Л. Н. Толстого

Урок закрепления  знаний

Знать  героев Наташу  Ростову и княжну   Марью -  идеал  женщины    в понимании  Толстого.

Уметь художественно рассказывать.

Стр 224-228

30

12.11

Роль  портретных  деталей  и  внутренних  монологов

Комбинированный урок

Знать диалектику души. Роль  портретных  деталей  и  внутренних  монологов.

Уметь  работать над  деталью и внутренних диалогов

Стр 217-221

31

13.11

Истинная любовь и красота в понимании Л. Н. Толстого

Комбинированный урок

Знать истинную  любовь и красота в понимании Л.Н. Толстого.

Уметь сравнивать героев.

Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки информации.

Стр 227-228

32

13.11

Диалектика  души в понимании Л. Н. Толстого

 Комбинированный урок

Знать изученный материал.

Уметь рассуждать

Стр 212-224

33

19.11

Правдивое изображение «мира»

Комбинированный урок

Знать  правдивое изображение «мира».

Уметь  интерпретировать литературное  произведение

Стр 208-209

34

20.11

Мысль народная как художественное открытие Л. Н. Толстого

Урок закрепления знаний

Знать мысль народную как художественное открытие Л. Н. Толстого.

Уметь отстаивать собственную интерпретацию текста

Стр 206-207

35

20.11

Художественные особенности романа

Урок обобщения.

Знать художественные особенности романа

Уметь определять изобразительно-выразительные средства языка.

Стр 211-228

36

26.11

Р. р. Сочинение по  роману Л. Н. Толстого «Война  и мир»

Урок развития речи

Знать  роман Л.Н. Толстого «Война  и мир».

Умение писать сочинение  по роману  Л.Н. Толстого «Война  и мир».

Стр 212-224

37

27.11

 Р.р. Написание сочинения по роману  Л. Н. Толстого  «Война  и мир»

Урок развития речи

Знать  роман Л.Толстого «Война  и мир».

Умение писать сочинение Л. Н. Толстого «Война  и мир».

Стр 208-209

38

27.11

А.П. Чехов. Личность и судьба писателя

Урок изучения нового материала

Знать личность и судьбу писателя  А.П. Чехова. Уметь работать с дополнительной литературой.

Стр 332-333,345-346

39

3.12

Мир  А. П. Чехова. Новаторство Чехова

Комбинированный урок

Знать мир Чехова. Новаторство Чехова

 Уметь выделять главное.

Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки информации.

Стр 335-338

40

4.12

Рассказ «Ионыч». Крушение доктора Старцева

Комбинированный урок

Знать рассказ «Ионыч», крушение доктора Старцева.

Уметь делать отзыв, составлять рецензию.

Стр 356-357

41

4.12

«Ионыч» как рассказ- объяснение

Комбинированный урок

Знать рассказ «Ионыч».

Уметь характеризовать индивидуальный стиль писателя.

Стр 356-357

42

10.12

Художественные особенности  рассказа «Ионыч»

Комбинированный урок

Знать художественные особенности  рассказа «Ионыч».

Уметь характеризовать индивидуальный стиль писателя

Стр  356-358

43

11.12

«Вишневый сад». Чехов и театр

Комбинированный урок

Знать изученный материал.

Уметь выполнять контрольную работу.

Стр 358-360

44

11.12

Родина  в  «Вишневом  саде»

Комбинированный урок

Знать  описание Родины в «Вишневом саде».

Уметь выполнять исследовательскую работу

Стр.374-376

45

17.12

Образ «вишневого сада» как гибель дворянского гнезда

Комбинированный урок

Знать  героев: Раневскую  и Гаева.  

Уметь выразительно читать пьесу.

Стр 368-369

46

18.12

«Вишневый сад» - прощание с прошлым

Комбинированный урок

Знать «Вишневый сад».

Уметь аргументировать свое мнение. Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки информации.

Стр 370-371

47

18.12

Тема отцов и детей в пьесе. Молодое поколение в пьесе

Комбинированный урок

Знать тему отцов и детей в пьесе. Молодое поколение в пьесе.

Уметь соотносить театральную интерпретацию с авторской мыслью произведения.

Стр 372-373

48

24.12

Текущая аттестация

Урок контроля знаний

Проверить звания, умения, навыки

Стр 362

49

25.12

Наследие Чехова в мировой культуре

Комбинированный урок

Знать творчество  Чехова.

Уметь определять своеобразие стиля писателя. Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки информации.

Стр 360-362

50

25.12

Р. р. Сочинение по рассказам  А.П. Чехова

Урок развития речи

Знать рассказы  А.П. Чехова.

Уметь писать сочинение-рассуждение на литературную тему.

Стр.354-356

51

31.12

Р. р. Написание  сочинения по рассказам  А.П. Чехова

Урок развития речи

Знать  рассказы  А.П. Чехова.

Уметь писать сочинение-рассуждение по произведениям  А.П. Чехова.

Стр. 346-349

52

14.01

Современный русский рассказ

Комбинированный   урок

Знать современный русский рассказ.

Уметь анализировать. Уметь высказывать свое суждение и аргументировано их отстаивать. Пользоваться справочной литературой.

Рассказ

В. Токаревой

53

15.01

Рассказ Мопассана «Пышка»

Урок изучения нового материала

Знать Рассказ Мопассана «Пышка».

Уметь рассуждать, составлять план лекции учителя.

Стр. 1-18

54

15.01

Правда  жизни  в  рассказе  Мопассана  «Пышка»

Комбинированный   урок

Знать правду  жизни  в  рассказе  Мопассана  «Пышка».

Уметь   сравнивать  героев

Стр.1-18

55

21.01

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры

Комбинированный урок

Знать  русскую  литературу ХХ в. в контексте мировой культуры.

Уметь соотносить процесс развития русской литературы с литературой других стран, с мировой культурой.

Стр.341-348.

Ч .I

56

22.01

Литературный процесс  

к.XIX – н. XX  в.  Новаторство литературы  

Комбинированный урок

Знать литературный процесс рубежа веков – конца 19в. – начала 20в, новаторство литературы в начале 20в.

Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа.

Стр.8-12

57

22.01

И.А. Бунин. Жизнь и творчество

Урок изучения  нового материала

Знать  жизнь и творчество И.А. Бунина.

Уметь выступать с устными сообщениями, уметь выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественном тексте

Стр.32-38

58

28.01

Лирика  И. А. Бунина. Основные мотивы

Комбинированный урок

Знать  лирику  И. А. Бунина, основные мотивы.

Уметь  работать  со  справочной литературой

Стр.39

59

29.01

И.А. Бунин «Господин из

Сан-Франциско». Сюжет, композиция

Урок изучения  нового  материала

Знать  рассказ  И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: сюжет, композиция, проблематика, смысл названия, символика.

Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры.

Стр. 45-46

60

29.01

 Проблематика, смысл названия, символика рассказа

Урок изучения  нового  материала

Знать проблематику, смысл названия, символику И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».

Уметь выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры.

Стр. 45-46

61

4.02

Сюжет и композиция

Урок изучения  нового  материала

Знать  сюжет  и композицию

Уметь  определять  сюжет и композицию

Стр.45-46

62

5.02

Система образов в  рассказе

Комбинированный урок

Знать систему образов в рассказе  И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Уметь характеризовать  литературного  героя

Стр45-46

63

5.02

И.А. Бунин «Чистый понедельник»

Урок изучения  нового  материала

Знать  рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник».

Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Стр.53-55

64

11.02

Проблематика рассказа  

Комбинированный урок

Знать  проблематику рассказа  И.А. Бунина «Чистый понедельник».

Уметь  рассуждать  на заданную  тему

Стр.53-55

65

12.02

А.И. Куприн. Жизнь и творчество

Урок изучения нового материала

Знать  жизнь и творчество А. И Куприна.

Уметь обосновать в устной и письменной форме свое отношение к произведению.

Стр.56

66

12.02

Философская проблематика произведений А.И. Куприна

Комбинированный урок

Знать философскую  проблематику произведений А.И. Куприна.

Уметь анализировать  произведение

Стр.57-59

67

18.02

Нравственная  проблематика произведений А.И. Куприна

Комбинированный урок

Знать нравственную проблематику произведений А.И. Куприна.

Уметь анализировать  произведение

Стр.57-59

68

19.02

А.И. Куприн.  «Гранатовый браслет»

Урок изучения нового материала

Знать  рассказ А.И. Куприна.«Гранатовый браслет».

Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки информации.

Стр. 65-66

69

19.02

Трагическая  история  любви Желткова

Комбинированный урок

Знать трагическую  историю любви Желткова.

Уметь  выразительно  читать

Стр.65-66

70

25.02

Поэтика  рассказа А.И. Куприна  «Гранатовый   браслет»

Комбинированный урок

Знать изученный материал

Уметь выполнять задания

Стр. 65-55

71

26.02

Философия жизни в рассказе  А. М. Горького «Старуха Изергиль»

 Урок изучения нового материала

Знать философию жизни в рассказа А. М. Горького «Старуха Изергиль».

Уметь выделять изобразительные  средства языка и определять их роль в художественном тексте

Стр.164-168

72

26.02

Три правды в пьесе «На  дне» и  их  трагическое   столкновение

Комбинированный урок

Знать пьесу «На дне».

Уметь выразительно  читать  монолог  Сатина

Стр 173

73

3.03

Философский спор о назначении  человека

Урок закрепления материала

Знать  философский спор о назначении  человека.

Уметь вести дискуссию. Уметь проследить развитие конфликта в драме. Уметь работать с различными источниками информации.

Стр. 174

74

4.04

Новаторство М. Горького-драматурга

Урок  закрепления  знаний

Знать творчество  М. Горького  как новатора-драматурга.

Уметь работать над изобразительными средствами языка. Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки информации.

Стр.175

75

4.03

Р. р. Сочинение  по пьесе  

М. Горького «На  дне»

Урок развития речи

Знать  пьесу М. Горького «На дне»

Уметь писать сочинение по пьесе  М. Горького «На дне».

Стр.172-175

76

11.03

 Р. р.  Написание сочинения по  пьесе  М. Горького «На  дне»

Урок развития речи

Знать  пьесу М. Горького «На дне»

Уметь писать сочинение по пьесе  М. Горького «На дне».

Стр. 172-175

77

11.03

Л. А. Андреев  «Рассказ о семи повешенных»

Комбинированный   урок

Знать «Рассказ о семи повешенных» Л. А.Андреева.

Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения.

Стр. 61-69,

72-79

78

17.03

Нравственная проблематика рассказа Л. А. Андреева  

Комбинированный   урок

Знать нравственную проблематику рассказа Л. А.Андреев «Рассказ о семи повешенных».

Уметь анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения.

Стр. 61-69,

72-79

79

18.03

Символизм в Европе в нач.XX века

Комбинированный урок

Знать гуманистическую  направленность произведений зарубежной литературы  конца 19в. начала 20в, символизм в Европе.

Уметь соотносить творчество зарубежных писателей с творчеством российских писателей.

Стр. 323

80

18.03

Шарль Бодлер «Цветы зла»

Урок изучения нового материала

Знать  произведение Шарля Бодлера «Цветы зла».

Уметь анализировать поэтическое произведения, выделяя его художественные особенности.

Стр. 324

81

24.03

 Артур Рембо «Пьяный корабль»

Комбинированный урок

Знать  произведение Артюра Рембо «Пьяный корабль».

Уметь работать над  выразительными средствами  языка

Стр. 326-327

82

25.03

Поль Верлен «Романсы без слов»

Комбинированный урок

Знать  произведение Поля Верлена «Романсы без слов».

Уметь работать  над импрессионистической  лирикой

Стр.325-326

83

25.03

Обзор русской поэзии  

конца  XIX в -  начала XX в.

Комбинированный урок

Знать русскую  поэзию конца XIX.- начала XX в.

Уметь находить информацию в источниках разного типа.

Стр. 20-27

84

7.04

Символизм как литературно-художественное направление.

Урок изучения нового материала

Знать  символизм как литературно-художественное направление.

Уметь находить информацию в источниках разного типа.

Стр.22-24

85

8.04

Творчество поэтов-символистов К.Бальмонта и А.Белого

Урок обобщения

Знать  творчество поэтов-символистов К.Бальмонта и А.Белого.

Уметь выразительно читать.

Стр. 127-128, 133

86

8.04

Акмеизм. Жизненный и творческий путь Н.С. Гумилева

Комбинированный урок

Знать жизненный и творческий путь Н.С. Гумилева.

Уметь находить информацию в источниках разного типа.19  века

Стр. 24,

137-141

87

14.04

Футуризм.  Жизнь и творчество

И. Северянина

Комбинированный урок

Знать  жизнь и творчество  

И. Северянина. Уметь находить информацию в источниках разного типа.

Стр.143-145

88

15.04

Жизнь и творчество Н.А. Клюева

Комбинированный урок

Знать жизнь и творчество Н.А. Клюева.

Уметь выделять изобразительные  средства языка и определять их роль в художественном тексте.

Стр.212-218

89

15.04

Поэзия  И.Ф. Анненского

Комбинированный урок

Знать поэзию, творение внелитературных течений, смысл поэзии И.Ф. Анненского.

Уметь  находить эмоциональный мотив лирического произведения.

Стр.135-137

90

21.04

Жизнь  и творчества А.А. Блока. Блок и символизм

Комбинированный урок

Знать очерк жизни и творчества Блока,  Блока и символизм.

Уметь конспектировать лекцию

Стр. 185-189

91

22.04

Романтический мир раннего А.А. Блока.  

Комбинированный урок

Знать романтический мир раннего Блока. Высокие идеалы и предчувствие перемен.

Уметь передать чувство героя и автора в выразительном чтении.

Стр. 185-189

92

22.04

Глубокое, проникновенное чувство Родины

Комбинированный урок

Знать романтический мир раннего Блока. Высокие идеалы и предчувствие перемен.

Уметь передать чувство героя и автора в выразительном чтении.

Стр. 185-189

93

28.04

Лирика любви. Художественное своеобразие стихов Блока

Комбинированный урок

Знать  лирику любви, художественное своеобразие стихов Блока.

Уметь выразительно читать лирическое стихотворение.

Стр.186-188

94

29.04

Поэма  Блока «Двенадцать»  

Урок изучения нового  материала

Знать поэму  Блока «Двенадцать» - как произведение, отражающие события революции.

Уметь составлять сложный план.

Стр. 204-205

95

29.04

Сюжет  поэмы  и ее герои

Урок закрепления  новых знаний

Знать сюжет  поэмы  и ее героев.

Уметь  характеризовать  литературного героя

Стр.206-207

96

5.05

Финал в поэме «Вечные»  образы  в поэме

Комбинированный урок

Знать  финал  в поэмы  «Вечные», образы в поэме.

Уметь выделять выразительные средства языка.

Стр.207-208

97

6.05

Блок и революция

Урок обобщения

Знать изученный материал.

Уметь обобщать пройденное.

 Стр.185-208

98

6.05

Творчество С. А. Есенина. Ранняя лирика

Комбинированный урок

Знать раннюю лирику С. А. Есенина.

Умение выразительно читать стихи С. А. Есенина.

Стр. 243-244

99

12.05

 Лики  Родины в поэзии Есенина

Комбинированный урок

Знать  описание  Родины  в поэзии

 С. А. Есенина.

Умение работать со справочной литературы

Стр.268-270

100

13.05

Любовная лирика Есенина

Комбинированный урок

Знать любовную лирику  С. А. Есенина.

Умение  выразительно  читать любовную  лирику

Стр. 258-260

101

13.05

Поэма «Анна  Снегина»

Комбинированный урок

Знать поэму о судьбе человека и Родины.

Уметь определять лирическое и эпическое в поэме

Стр.245-247

102

19.05

Художественное своеобразие лирики  С.А. Есенина

Комбинированный урок

Знать  художественное  своеобразие  лирики

  С. А. Есенина.

Умение  выразительно  читать лирику

Стр.261-268

103

20.05

Р. р. Сочинение по   лирике   С. А. Есенина

Урок  развития речи

Знать  лирику  С.А. Есенина.

Уметь писать сочинение по  лирике  С. А.  Есенина

Стр261-278

104

20.05

Р. р. Написание сочинения по лирике  

С.А.  Есенина

Урок  развития речи

Знать  лирику  С.А. Есенина.

Уметь писать сочинение по  лирике  С. Есенина

Стр261-278

105

26.05

Промежуточная аттестация

Урок контроля знаний

Знать изученный материал

Уметь использовать изученный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

«Математические тесты» составлена для учащихся 9-го класса коррекционной (специальной) школы VIII вида.

Презентация «Математические тесты» составлена для учащихся 9-го класса коррекционной (специальной) школы VIII вида....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Программа по природоведению для 5 класса коррекционной (специальной) школы по учебнику Хлебосоловой О. А.

Учебная программа по природоведению для 5 класса вспомогательной школы...

Рабочая программа по правилам дорожного движения для обучающихся 1-11 классов МКОУ "Специальная школа № 80"

Программа составлена для обучающихся специальной школы по пдд с учетом возрастных особенностей...