Конспект урока по ИКБ "Исторические песни и предания" 6 класс
план-конспект урока (6 класс) на тему
Конспект урока по ИКБ "Исторические песни и предания" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskie_pesni_i_predaniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №____
Исторические песни и предания
Культура Башкортостана (6 класс)
Учебник: Культура Башкортостана С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова, Л.Н. Попова
Цели:
• Понятия «песня», «предание» сходства и различия;
• Познакомить учащихся с высказываниями писателей и ученых-исследователей о роли песен и преданий;
• Развивать внимание и логику;
• Воспитывать уважительное отношение к песенной культуре края.
Оборудование: ММУ
Ход урока:
Организационный момент, проверка домашнего задания
5 человек работают с карточками, сдают карточку и лист с Фамилией и вариантами своих ответов
Карточка к уроку
Прочтите определения и вставьте недостающие слова.
• Материальная культура – производство __________ ценностей в процессе деятельности человека.
• Духовная культура – производство ___________ __________ в процессе __________ деятельности человека.
• Художественная культура – культура объединяющая все виды ___________.
• Художественная культура – культура объединяющая все виды _________.
• Культура – совокупность материальных и духовных ___________.
• _________ – предметы материальной духовной культуры, к которым обращается человек
7-8 человек рассказывают о государственной символике Республики Башкортостан. Учитель корректирует ответы.
Оценки получают 13-14 человек
Основная часть:
Объяснение нового материала
Тему сегодняшнего урока мы определим после того, как прочтем высказывания известных русских и башкирских писателей, ученых, исследователей. Откроем учебники на странице 3.
Учащиеся читают высказывания
И. И. Лепехин:
«Он (старик-певец) пел про славные дела своих пред¬ков, которых они батырами называют, между которыми Алдар, Карасакал, Кильмят, Кучим и другие были первы¬ми. Певец наш припевал не только об их жизни, но голо¬сом и телодвижениями выражал их действия, как они подбадривали своих товарищей, как выступали в бой, как поражали противников, как раненые ослабевали и умирали. Все это так живо выражал старик, что многие из собеседников плакали. Но вдруг печаль переменилась на радость, когда старик, приняв веселый вид, запел песню, называемую «Кара юрга». Песня у них за самую веселую считается» (1770).
В. И. Даль:
«Нынешние башкирские песни состоят из четверостиший, в которых обыкновенно два первых стиха заключают в себе картину, а два последние — применение, сравнение с сущнос¬тью... Напевы тоскливы, унылы, протяжны и дики, но приятны и певучи» (1841).
Р. Г. Игнатьев:
«Башкир импровизирует (создает) свои песни и мотивы, когда одинок, всего более в дороге. Едет мимо леса — поет про лес, мимо горы — про гору, мимо реки — про реку и т. д. Дерево он сравнивает с красавицей, полевые цветы — с ее глазами, с цветом ее платья. Мотивы башкирских песен по большей части грустные, но мелодичные. У башкир много таких мотивов, что им позавидовал бы любой композитор» (1875).
Л. Н. Лебединский:
«Сказы и легенды объясняют многое недосказанное в поэтических текстах песен. Они дают более развернутую характеристику действующего лица, воссоздают некоторые факты бытовой, а иногда конкретно-исторической обстановки его деятельности и обычно заканчиваются словами: «при этом он (она) запел (запела)», или «он попросил сложить об этом песню», или «об этом сложили песню». Сказы-легенды не только разъясняют содержание песни, но и эмоционально подготавливают слушателей, как бы вводят в ее настроение. Благодаря этому песня, исполняемая вслед за сказом, воспринимается слушателями гораздо более глубоко и ярко» (1950).
С. А. Галин:
«С древнейших времен в народе воспитывалось чувство уважения не только к песням, но и к певцам и кураистам. Судя по многочисленным фольклорным источникам, в прошлом часто устраивались публичные состязания лучших исполнителей народных песен. Певцы и кураисты, подобно сэсэнам, выступали не только как исполнители, но и как живые носители героической истории народа. Так, многие песни, особенно протяжные (узун кюй), сохранились в памяти многих поколений в единстве не только поэтического текста и мелодии, но и истории-предания (йыр тарихы) об обстоятельствах возникновения данной песни. Неразделимое единство этих трех компонентов — поэзии, музыки и истории — одна из основных особенностей песенного жанра башкир» (1967).
После прочтения отвечаем на вопросы
1. Как исполнялись песни в прошлом?
2. В каких условиях башкиры создавали свои песни? Какую особенность песен отмечали ученые и писатели? Чем можно объяснить характер народных песен?
3. Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Формулируем и записываем в тетради тему урока
Исторические песни и предания
Из высказываний ученых, писателей, краеведов мы узнали многое о башкирских народных песнях, которые занимали и занимают большое место в духовной культуре народа. Песни очень близки к повседневной жизни людей. Если, например, сказка требует от сказочника, чтобы у него был хоть один слушатель, а пословицы и поговорки произносятся при удобном случае в разговоре с собесед¬ником для подкрепления высказанной мысли, то песни живут в душе каждого. Песню, грустную или веселую. в зависимости от настроения можно петь или напевать где угодно, даже и для себя, без слушателей. Эта особенность песни сделала ее одним из самых распространенных жанров башкирского фольклора.
С древнейших времен в народе воспитывалось чувство уважения не только к песням, но и к певцам и кураистам. В прошлом часто устраивались состязания лучших исполнителей народных песен — кураистов и певцов. Эти традиции сохранились и в наше время. Так, у нас в республике проводятся конкурсы на приз всемирно известного кураиста Юмабая Исянбаева, который еще в 1926 году своей игрой изумил Париж. Популярностью пользуются
также конкурсы на приз имени Газиза Альмухаметова, ежегодные конкурсы «Мелодии Ирандыка» в г. Сибае и «Мелодии дружбы» в г. Нефтекамске, «Праздник курая» в городе Октябрьский.
По характеру мелодии башкирские народные песни делятся на протяжные песни — узун кюй («Урал», «Ямаликай», «Буранбай», «Странник Гайса»), умеренные песни — халмак кюй («Салават», «Кагарман-кантон», «Порт-Артур»), короткие песни — кыска кюй («Кара юрга», «Любизар», «Черемуха»).
По содержанию и тематике башкирские народные песни делятся на исторические и семейно-бытовые.
Физкультминутка
На доске и в тетрадях зарисовываем схему (см. презентацию)
Во время заполнения схемы прослушиваем песню «Кара Юрга»
В башкирских исторических песнях отразились самые крупные события в жизни народа: присоединение башкир к Русскому государству, башкирские восстания XVIII века против колонизации края и захвата башкирских земель, в том числе крестьянского восстания 1773—1775 гг. под руководством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева, Отечественная война 1812 года, военные походы участием башкир, русско-японская война.
Выпишите в тетради события и личности, встречающиеся в башкирских песнях. Самостоятельная работа по учебнику.
Завершающая часть:
Обобщение проводится в форме беседы
Домашнее задание:
Первого уровня:
С. 6 – выполните задание, с. 10 ответьте на вопрос 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "История одной песни" 5 кл.
Аннотация. Тема урока: История одной песни.Урок проводился 16.09.2011 года в день освобождения города Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков. Это очень значимое событие в жизни города и ...
План-конспект урока по английскому языку во 2 классе. «Forward». Английский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; под ред. проф. М. В. Вербицкой. Тема урока: «Сафари-парк». Урок №2 по теме.
Развернутый план-конспект с указанием приемов и методов....
Конспект урока по литературе "Песнь о вещем Олеге", 6 класс
Формирование навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания. Учащиеся учатся делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать свою...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
Конспект урока по литературе "Песнь про купца Калашникова..."
Конспект урока по литературе "Песнь про купца Калашникова..."...