Конспект урока по ИКБ "Исторические песни и предания" 6 класс
план-конспект урока (6 класс) на тему

Тамилина Светлана Германовна

Конспект урока по ИКБ "Исторические песни и предания" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoricheskie_pesni_i_predaniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №____

Исторические песни и предания

Культура Башкортостана (6 класс)

Учебник: Культура Башкортостана С.А. Галин, Г.С. Галина, Ф.Т. Кузбеков, Р.А. Кузбекова, Л.Н. Попова

Цели:

 • Понятия «песня», «предание» сходства и различия;

 • Познакомить учащихся с высказываниями писателей и ученых-исследователей о роли песен и преданий;

 • Развивать внимание и логику;

 • Воспитывать уважительное отношение к песенной культуре края.

 Оборудование: ММУ

 Ход урока:

 Организационный момент, проверка домашнего задания

 5 человек работают с карточками, сдают карточку и лист с Фамилией и вариантами своих ответов

 Карточка к уроку

 Прочтите определения и вставьте недостающие слова.

 • Материальная культура – производство __________ ценностей в процессе деятельности человека.

 • Духовная культура – производство ___________ __________ в процессе __________ деятельности человека.

 • Художественная культура – культура объединяющая все виды ___________.

 • Художественная культура – культура объединяющая все виды _________.

 • Культура – совокупность материальных и духовных ___________.

 • _________ – предметы материальной духовной культуры, к которым обращается человек

 7-8 человек рассказывают о государственной символике Республики Башкортостан. Учитель корректирует ответы.

 Оценки получают 13-14 человек

Основная часть:

Объяснение нового материала

 Тему сегодняшнего урока мы определим после того, как прочтем высказывания известных русских и башкирских писателей, ученых, исследователей. Откроем учебники на странице 3.

 Учащиеся читают высказывания

 И. И. Лепехин:

 «Он (старик-певец) пел про славные дела своих пред¬ков, которых они батырами называют, между которыми Алдар, Карасакал, Кильмят, Кучим и другие были первы¬ми. Певец наш припевал не только об их жизни, но голо¬сом и телодвижениями выражал их действия, как они подбадривали своих товарищей, как выступали в бой, как поражали противников, как раненые ослабевали и умирали. Все это так живо выражал старик, что многие из собеседников плакали. Но вдруг печаль переменилась на радость, когда старик, приняв веселый вид, запел песню, называемую «Кара юрга». Песня у них за самую веселую считается» (1770).

 В. И. Даль:

 «Нынешние башкирские песни состоят из четверостиший, в которых обыкновенно два первых стиха заключают в себе картину, а два последние — применение, сравнение с сущнос¬тью... Напевы тоскливы, унылы, протяжны и дики, но приятны и певучи» (1841).

 Р. Г. Игнатьев:

 «Башкир импровизирует (создает) свои песни и мотивы, когда одинок, всего более в дороге. Едет мимо леса — поет про лес, мимо горы — про гору, мимо реки — про реку и т. д. Дерево он сравнивает с красавицей, полевые цветы — с ее глазами, с цветом ее платья. Мотивы башкирских песен по большей части грустные, но мелодичные. У башкир много таких мотивов, что им позавидовал бы любой композитор» (1875).

 Л. Н. Лебединский:

 «Сказы и легенды объясняют многое недосказанное в поэтических текстах песен. Они дают более развернутую характеристику действующего лица, воссоздают некоторые факты бытовой, а иногда конкретно-исторической обстановки его деятельности и обычно заканчиваются словами: «при этом он (она) запел (запела)», или «он попросил сложить об этом песню», или «об этом сложили песню». Сказы-легенды не только разъясняют содержание песни, но и эмоционально подготавливают слушателей, как бы вводят в ее настроение. Благодаря этому песня, исполняемая вслед за сказом, воспринимается слушателями гораздо более глубоко и ярко» (1950).

 С. А. Галин:

 «С древнейших времен в народе воспитывалось чувство уважения не только к песням, но и к певцам и кураистам. Судя по многочисленным фольклорным источникам, в прошлом часто устраивались публичные состязания лучших исполнителей народных песен. Певцы и кураисты, подобно сэсэнам, выступали не только как исполнители, но и как живые носители героической истории народа. Так, многие песни, особенно протяжные (узун кюй), сохранились в памяти многих поколений в единстве не только поэтического текста и мелодии, но и истории-предания (йыр тарихы) об обстоятельствах возникновения данной песни. Неразделимое единство этих трех компонентов — поэзии, музыки и истории — одна из основных особенностей песенного жанра башкир» (1967).

 После прочтения отвечаем на вопросы

 1. Как исполнялись песни в прошлом?

 2. В каких условиях башкиры создавали свои песни? Какую особенность песен отмечали ученые и писатели? Чем можно объяснить характер народных песен?

 3. Как вы думаете, какова тема нашего урока?

 Формулируем и записываем в тетради тему урока

 Исторические песни и предания

 Из высказываний ученых, писателей, краеведов мы узнали многое о башкирских народных песнях, которые занимали и занимают большое место в духовной культуре народа. Песни очень близки к повседневной жизни людей. Если, например, сказка требует от сказочника, чтобы у него был хоть один слушатель, а пословицы и поговорки произносятся при удобном случае в разговоре с собесед¬ником для подкрепления высказанной мысли, то песни живут в душе каждого. Песню, грустную или веселую. в зависимости от настроения можно петь или напевать где угодно, даже и для себя, без слушателей. Эта особенность песни сделала ее одним из самых распространенных жанров башкирского фольклора.

 С древнейших времен в народе воспитывалось чувство уважения не только к песням, но и к певцам и кураистам. В прошлом часто устраивались состязания лучших исполнителей народных песен — кураистов и певцов. Эти традиции сохранились и в наше время. Так, у нас в республике проводятся конкурсы на приз всемирно известного кураиста Юмабая Исянбаева, который еще в 1926 году своей игрой изумил Париж. Популярностью пользуются

 также конкурсы на приз имени Газиза Альмухаметова, ежегодные конкурсы «Мелодии Ирандыка» в г. Сибае и «Мелодии дружбы» в г. Нефтекамске, «Праздник курая» в городе Октябрьский.

 По характеру мелодии башкирские народные песни делятся на протяжные песни — узун кюй («Урал», «Ямаликай», «Буранбай», «Странник Гайса»), умеренные песни — халмак кюй («Салават», «Кагарман-кантон», «Порт-Артур»), короткие песни — кыска кюй («Кара юрга», «Любизар», «Черемуха»).

 По содержанию и тематике башкирские народные песни делятся на исторические и семейно-бытовые.

 Физкультминутка

 На доске и в тетрадях зарисовываем схему (см. презентацию)

 Во время заполнения схемы прослушиваем песню «Кара Юрга»

 В башкирских исторических песнях отразились самые крупные события в жизни народа: присоединение башкир к Русскому государству, башкирские восстания XVIII века против колонизации края и захвата башкирских земель, в том числе крестьянского восстания 1773—1775 гг. под руководством Емельяна Пугачева и Салавата Юлаева, Отечественная война 1812 года, военные походы участием башкир, русско-японская война.

 Выпишите в тетради события и личности, встречающиеся в башкирских песнях. Самостоятельная работа по учебнику.

Завершающая часть:

Обобщение проводится в форме беседы

Домашнее задание:

Первого уровня:

С. 6 – выполните задание, с. 10 ответьте на вопрос 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "История одной песни" 5 кл.

Аннотация. Тема урока: История одной песни.Урок проводился 16.09.2011 года в день освобождения города Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков. Это очень значимое событие в жизни города и ...

Конспект урока по литературе "Песнь о вещем Олеге", 6 класс

Формирование навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания. Учащиеся учатся делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать  свою...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

Конспект урока по литературе "Песнь про купца Калашникова..."

Конспект урока по литературе "Песнь про купца Калашникова..."...