МБОУ СОШ № 11 г. Невинномысска Педагогический совет «Культура школы как фактор социализации учащихся» (ноябрь, 2013 года)
статья на тему
Цель: выявить пути и способы формирования и развития культуры школы как важнейшего фактора социализации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_kultura_shkoly.docx | 93.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 11 г. Невинномысска
Педагогический совет
«Культура школы как фактор социализации учащихся» (ноябрь, 2013 года)
Организаторы: директор школы Г.И. Рябова, заместитель директора по УВР Р.Ш. Остроумова, заместитель директора по ВР В.М. Пушкова
Цель: выявить пути и способы формирования и развития культуры школы как важнейшего фактора социализации учащихся.
Задачи:
- ознакомить педагогов школы с сущностью и структурой культуры школы и возможностями ее влияния на процесс развития личности ребенка;
- определить резервы и возможности их использования в дальнейшем развитии культуры образовательного учреждения.
План педагогического совета:
- Вступительная часть. Краткое вступление о целях и форме проведения педагогического совета.
- Информационно-теоретическая часть – доклад заместителя директора по ВР.
- Проектная часть. Работа в микрогруппах.
- Заключительная часть. Принятие решения.
Форма проведения:
«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.»
В.А. Сухомлинский
«Понятие о культуре очень широко – от умывания лица до последних высот человеческой мысли.»
М.И. Калинин
В разные времена и в разных странах было написано много книг о культуре поведения, и целые своды правил предназначались людям разных социальных сословий. Одной из таких книг была книга «Юности честное зерцало…», изданная еще при Петре I.
В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач. Так по мнению профессора Е.В.Бондаревскеой: Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка. В.П. Караковский считает, что содержание воспитания определяют общечеловеческие ценности, в том числе культура. Н.Е. Щуркова в содержании воспитания выделяет человека как носителя культуры. Так что же такое культура?
Слово «КУЛЬТУРА» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание.
Различают ВНУТРЕННЮЮ КУЛЬТУРУ и ВНЕШНЮЮ КУЛЬТУРУ. Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношении к окружающей действительности, к людям, результатам их труда. По характеру этого отношения судят о воспитанности, культуре каждого из нас.
Если рассматривать внутреннюю культуру, то следует сказать о тех качествах личности, от которых зависит поведение человека. Это прежде всего:
- вежливость
- тактичность
- деликатность
- корректность
- достоинство
- аккуратность
- обязательность
- скромность и др.
(анализ анкет – диаграмма «Личные качества»)
Внешняя же культура, или культуру поведения – это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время. Внешняя культура определяется и поддерживается сложившимися нормами и правилами культурного поведения.
Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми.
(анализ анкет – поведение на урока, внеурочных мероприятиях, в общественных местах)
Существует еще одно понятие – это понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ». Что же такое культура школы, из каких элементов она состоит, какое влияние оказывает на учащихся нам предстоит выяснить.
Понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении. (М.М.Поташник, А.М.Моисеев)
Культура школы существует в любом образовательном учреждении, независимо от того: осознается она членами школьного сообщества или нет.
Известный исследователь проблем педагогического менеджмента К.М.Ушаков изобразил структуру культуры школы в виде уровневой модели. Организационная культура школы, по его мнению, включает такие элементы, как:
- Символы учебного заведения
- Герои школьного сообщества
- Язык организации
- Разделяемые убеждения в среде детей и взрослых
- Профессиональные и общечеловеческие ценности
По мнению В.П.Симонова, организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Когда говорят об организационной культуре школы, имеют в виду ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом ее классе.
По мнению В.И.Петрушина, уровень организационной культуры школы и его влияние на членов школьного сообщества на практике раскрывается в следующих предложениях:
- Какую общественную миссию выполняет данная школа и в чем ее отличие от других? Каково ее положение (рейтинг) в ряду других школ?
- Какие ценности и нормы лежат в основе работы школы(справедливость, красота, истинность, сила)? Как они сохраняются и передаются7
- Какие в школе существуют традиции?
- Отличаются ли учащиеся школы своим внешним видом от учащихся других школ?
- Какова культура речи в учебном заведении?
- Как принимаются важные решения в жизни школы – сверху или снизу?
- Существует ли обратная связь между учителями и учащимися?
- Привлекателен ли интерьер школьного помещения? (его дизайн, комфортность, чистота)
- Что и как едят учителя и учащиеся?
- Как строятся взаимоотношения между учителями и учениками?
- Какими эстетическими переживаниями наполнена жизнь школы?
- Как оцениваются достижения в учебе и во внеклассных мероприятиях?
- Какова общая удовлетворенность детей своим пребыванием в школе?
(анализ анкет)
Динамика удовлетворенности школьной жизнью
Опрошено всего: 251 учащийся
Из них:
Люблю свою школу | 52 | 20,7% |
Уважаю | 138 | 54,9% |
Не люблю | 20 | 7,9% |
Не ответили | 41 | 16,3% |
Исходя из вышесказанного можно построить модель системы внутришкольной культуры.
Система внутришкольной культуры в МБОУ СОШ № 11
Миссия школы Возможность удовлетворить образовательную потребность населения. |
Цель Формирование и развитие свободной, организованной, культурной, нравственно и физически развитой личности, готовой к дальнейшему самосовершенствованию и самоопределению. |
Общая педагогическая политика школы. Прогрессивность, активность, созидательность, аналитический научный подход к формированию личности, совершенствующие технологии обучения и воспитания. |
Кодекс поведения педагогов.
|
Кодекс внутришкольного менеджмента
|
Система принципов управления школой. Уважение и доверие к человеку, принцип целостного взгляда на человека, принцип сотрудничества, социальной справедливости, индивидуального подхода. |
Взгляд на урок. Урок – средство формирования и развития личности ребенка |
Методы обучения. Методы не только на развитие новых знаний, но и на развитие личности в целом. |
Идеология воспитания. Четыре подхода: - отношенческий - деятельностный - личностный - комплексный |
Практически все ученые обращают внимание на влияние культуры школы на процесс социального становления личности школьника, на его интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие.
(анализ анкет родителей)
Кач-во личности | Практически нет | В незначительной степени | На достаточном уровне | В значительной степени | В полной мере |
Аккуратность | 1 | 10 | 7 | 7 | 9 |
Дисциплинированность | 1 | 8 | 6 | 14 | 6 |
Ответственность | 2 | 7 | 4 | 10 | 9 |
Воля | 4 | 8 | 8 | 10 | 3 |
Хороши манеры | 3 | 6 | 5 | 12 | 5 |
Жизнерадостность | 3 | 8 | 4 | 8 | 10 |
Образованность | 2 | 8 | 9 | 7 | 7 |
Ум | 1 | 8 | 9 | 8 | 8 |
Высокие жизненные запросы | 3 | 7 | 5 | 12 | 4 |
Самостоятельность | 2 | 4 | 6 | 12 | 10 |
Честность | 2 | 6 | 5 | 9 | 13 |
Доброта | 1 | 7 | 5 | 9 | 11 |
Чуткость | 2 | 7 | 8 | 7 | 9 |
Справедливость | 1 | 8 | 4 | 12 | 7 |
Терпимость | 3 | 7 | 8 | 9 | 5 |
Отсюда очевидна важность работы, направленной на повышение уровня культуры образовательного учреждения.
Для развития культуры учебного заведения необходимо следующее:
- Наличие у администрации и учителей школы теоретических знаний о культуре школы, ее содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения культурного потенциала.
- Отчетливое осознание того, что культура школы существует объективно, что она достаточно устойчива.
- Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующей культуры образовательного учреждения. Важно выяснить:
А) преобладающие ценностные ориентации в детском и взрослом сообществах;
Б) кто является носителем ценностей, имеющих высокий ранг в иерархии ценностных ориентаций школьного коллектива;
В) как (положительно или отрицательно) влияют доминирующие ценностные ориентации на процесс развития личности ребенка и на нравственно-психологический климат в коллективе;
Г) какие ценности будут содействовать осуществлению инновационного замысла, а какие из них могут стать препятствием в данном процессе.
- Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности. Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в школьном коллективе.
- Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической и детской среде.
- Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентаций. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного творчества.
- Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения.
Процесс сохранения и развития культурного потенциала школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно-воспитателдьного пространства урока и внеклассного мероприятия.
Таким образом, культуру школы нужно рассматривать, во-первых, как систему коллективных ценностей, норм и традиций уклада совместной жизнедеятельности детей и взрослых; во-вторых, как интегральную характеристику индивидуальности школьного сообщества; в-третьих, как важнейший фактор социализации учащихся.
Проектная часть педсовета.
Организуется работа пяти микрогрупп. Каждая микрогруппа в течении 10-15 минут рассматривает свой аспект рассматриваемой проблемы, а затем информирует всех участников заседания о результатах групповой мыслительной деятельности.
- Культура речи и общения.
- Нравственно-правовая культура и культура здорового образа жизни
- Культура урока.
- Организационная культура школы.
- Эстетическая культура школьного пространства.
Задание группам: Предложить возможные формы и методы работы по решению поставленной проблемы. Ответить на вопросы: В чем заключается проблема? Есть ли она в нашей школе? Как ее решать с точки зрения администрации, учителя, учащегося? Как решение этой проблемы скажется на культуре школы? Какие формы и методы работы с учителями и учащимися вы можете предложить? и др.
Решение:
- Провести в конце учебного года диагностическое исследование основных компонентов культуры учебного заведения и сопоставить полученные результаты с параметрами, характеризующими культурный потенциал школы в настоящее время.
- Учесть предложения участников педсовета при составлении плана работы школы на следующий год.
- Продолжить работу среди педагогов, учащихся и их родителей по повышению культуры школы.
- Учителям уделить особое внимание совершенствованию культуры урока и внеклассных мероприятий, педагогического общения и взаимодействия с учащимися.
Используемая литература:
- Культура современного урока/ Под.ред.Н.Е.Щурковой.Смоленск, 1997
- Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой. М., 1997
- Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: Теория, технология, практика. Псков, 1998
- Н.И. Болдырев Классный руководитель, М. Просвещение
- И.И. Казимирская Учись быть культурным, Минск.
- Н.А.Цимболенко Азбука быта и поведения, Челябинск
- Богданова О.С., Калинина О.Д Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М., Просвещение, 1992.
- Богданова О.С.. Калинине О.Д, Рубцова М.Б Этические беседы с подростками, М.. Просвещение. 1987.
- Бушелева ЕВ. Поговорим о воспитанности. М., Просвещение, 1988.
- Дорохов А. Это стоит запомнить, М„ Детская литература. 1992.
- Курочкина И.Н Современный этикет. Калуга, 1993.
- Николаева Т., Илларионов С. Этикет и мы, М, Советский спорт, 1993.
- Воспитание культуры поведения учащихся. М., 1986.
- Справочник. Правила этикета. М.. Дельта-лекс, 1992.
- Школа этикета. Екатеринбург, 1998.
- Энциклопедия этикета. Петербург. 1996.
- Эстетика поведения. М„ Искусство, 1983.
Словарь основных терминов.
Педагогический менеджмент – это научно организованное управление со своеобразной иерархией: руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых.
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Культура школы - совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении.
Внутренняя культура - Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы.
Внешняя культура - культуру поведения, умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время.
Культурный человек – тот, кто впитал духовные ценности общества(язык, искусство, науку, моральные нормы, правила поведения), развил в себе способность понимать состояние других людей и поступать таким образом, чтобы окружающие испытывали радость от общения с ним.
Культура поведения – это действенное выражение нравственных черт личности.
Организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ III-IV ВИДА
Еретина Н.А учитель - дефектолог о развитии коммуникативных способностей у детей....
Педагогический совет: «Культура школы как фактор социализации учащихся»
«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо.»...
Фото отчёт о посещении музея "Мир камня" 1 ноября 2013 года.
1 ноября 2013 года мы с классом посетили музей "Мир Камня" в г. Барнауле. Детям экскурсия очень понравилась и в результате они создали вот такой вот небольшой фотоотчет....
Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся.
Основные задачи социализации в школе: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых, формировать активную гражданской позиции....
Этнокультурное образование как фактор социализации учащихся
Социализация личности младших школьников, основанная на традициях народной педагогики, есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на формирование субъективно-значи...