Внеклассное мероприятие. "Конституция РФ"
план-конспект занятия (10 класс) на тему

Варфоломеева Валентина Анатольевна

Внеклассное мероприятие " Конституция РФ" предназначено для учащихся 9 - 11 классов. Цель - формирование у школьников российской гражданской идентичности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие  « Конституция РФ»

Форма занятия: проблемно -  познавательная игра.

Для учащихся 9 – 11 классов.

Автор: Варфоломеева Валентина Анатольевна(учитель истории и обществознания). Актуальность:

Обращение к этой теме имеет огромное значение для подрастающего поколения и способствует формированию политико-правовой культуры, гражданственности, патриотическому воспитанию.

Цель  проблемно-познавательной игры  – формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.

Задачи :

- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;

- развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;

- - способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;

Оборудование : ПК, мультимедийный проектор, цитаты из Конституции, гос. символы, сборники с текстом Конституции РФ.

Эпиграф:

1) Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными! (Марк Тулий Цицерон)

Подготовка участников игры начинается заранее и заключается в следующем:

- Создание команд 9 - 10 классов из 5 человек

- Команды занимают места за отдельными столами (болельщики рассаживаются отдельно).

-Представление команд (название, капитаны).

План внеклассного мероприятия:

  1. Вступление (актуальность, обоснование).
  2. Основные этапы игры: «Блиц - турнир», «Закончи предложение», «Восстанови истину», «Вставь нужное слово». « Конкурс капитанов»
  3. Подведение итогов.

Ход мероприятия

I. Орг. момент

Вступление .

Говорят, много стран есть не хуже ее,
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить? С нею сердце моё,
И она для меня несравнима.

Только вдумайтесь, вслушайтесь,
В слово Россия
В нём и росы и синь, и сиянье и сила!

Видеоролик « Моя Россия» песня о России

Велика и прекрасна наша Родина - Россия. Каждое государство, каким бы оно малым не было, как, например, крошечные Бельгия или Люксембург, или такое большое и молодое как Россия, - живут по определенным законам, их граждане имеют определенные права и обязанности, которые регламентируют их жизнь

II. Актуализация ранее полученных знаний:

-Что такое конституция?

(  Термин  «конституция» произошел от латинского слова  «конституция что обозначает  устройство, постановление. Конституция – это основной  закон государства, определяющий его общественное и государственное  устройство, порядок  и принципы образования представительных органов                 власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.)

Учитель: Почему Конституцию называют основой текущего законодательства?        

(    Конституция – это основа всего текущего законодательства,  

т.к. все законы и правовые акты, принимаемые в нашей стране, должны ориентироваться на  нее, не могут ей противоречить.)

Когда  и как был принят основной закон нашего государства. (Верно, 12 декабря 1993 г., всенародным голосованием, что уже подчеркивает

                                               демократический ее характер)

Учитель: В чем основное  предназначение Конституции?

(  Истинный смысл и предназначение Конституции состоит в том, чтобы  обеспечить необходимое ограничение власти,  закрепить неотъемлемые   права граждан, сбалансировать интересы всех слоев общества.)

    А теперь заслушаем краткую историческую справку.

   уч-ся:  

В Росси  до 1918г. не было Конституции. Первые попытки создать ее принадлежат декабристам Павлу Пестелю и Никите Муравьеву.Их горькую судьбу вы, конечно помните: крепостная Россия в начале XIX века не была еще готова к переходу от господства царского самодержавия к власти   права и закона. Примером может служить один трагикомический факт. Очевидцы утверждали , что метежные солдаты, пришедшие, в декабре 1825г. на Сенатскую площадь Петербурга, кричали: « Да здравствует Константин и его  жена Конституция!»  Не слишком понимая тонкости права и престолонаследия, они полагали, что Конституция – это жена великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата – умершего императора Александра I.

Но с середины XIX в. в России все же начинается  медленный ,  трудный процесс вызревания первых ростков конституционно строя. Александр II, годы его правления не случайно принято называть эпохой великих реформ,  сделал три великих шага на пути установления  Конституции:  отменил крепостное право, провел Земскую реформу, в результате которой сложилось автономное муниципальное самоуправление, хотя не по всей  России, провел судебную реформу, создав относительно независимую, демократическую судебную систему.

Уже в наши дни, оценивая эти реформы с высоты исторического опыта, специалисты приходят к выводу, что эти шаги резко ускорили демократические процессы в России  причем именно так, как требуется по высоким меркам цивилизации, - через право, закон, суд.

Следующий крупный шаг был сделан  17 октября 1905г. Император Никола II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». В нем царь  «даровал» своим подданным политические права и свободы, а также  законодательный орган – Государственную думу, избираемую на основе народного представительства. Этот документ фактически принято считать  первой русской конституцией, а Думу – первым русским парламентом.

Потом были четыре советские Конституции – 1918года, 1924года, 1936 г ода и 1977года. По мнению ученых – правоведов, эти Конституции выполняли в основном политико –пропагандистические функции. За годы советской власти  система права, законов и право-судия была деформирована. Положение стало только меняться  в середине 80-х годов и особенно после путча 1991 года, когда в стране начались коренные преобразования. После долгой, порой мучительной работы многих и многих специалистов правоведов и юристов была разработана  Конституция Российской Федерации – первая демократическая Конституция в истории России.

Учитель: Ну а сейчас мы с вами переходим к познавательной игре «Конституции РФ»,  где вы покажете нам свои школьные знания об основном законе страны.

Разрешите представить многоуважаемое жюри, которое будет вас сегодня оценивать:

Капитан каждой команды представляет свою команду: название, имена всех участников.

       I  этап игры. Блиц – турнир.

 Каждой команде задается по вопросу. (  стоимость  вопроса 1 балл) Ответ давать нужно быстро, в случае заминки с ответом, вопрос переходит к команде противника.

Вопросы:

(задаются  поочередно каждой команде)

1.Сколько разделов в Конституции РФ? (2)

2. Сколько глав в Конституции РФ?(9глав)

3. Президент РФ избирается на сколько лет ?(на 6 лет)

4.Во сколько лет можно стать Президентом РФ?(не моложе  35)

5. На какие  II палаты  делится Федеральное Собрание РФ?

(Совет Федерации и Гос. Дума)

6. Какую власть осуществляет Правительство РФ?(исполнительную

7. Сколько лет нужно достичь, чтобы стать судьей?(25)

8. Чтобы стать депутатом Гос Думы, сколько  должно быть лет

    гражданину РФ?(21 г.)

9. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации?(многонациональный народ

10. Кто является главой Российской Федерации согласно Конституции?  (Президент)

 11. С какого возраста гражданин РФ может в полном объеме осуществлять  свои права и обязанности?(с 18 лет)

12. Что, по Конституции РФ является высшей ценностью?

(человек, его права, и свободы)

  1. Как называется независимость и самостоятельность государства во внешней политике? (Суверенитет)
  2. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основании, каких ветвей власти? (Законодательная, судебная, исполнительная)

II этап «Закончи предложение»  

Каждая команда получает лист с написанными незаконченными предложениями из Конституции РФ. Задача ребят - закончить эти предложения. Звучит песня «Дороги России».

1 команда

1.Статья 2. Человек, его прав и свободы являются … (высшей ценностью)

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны … (перед законом)

3. Статья 19. Все равны перед законом и … (судом)

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется … (государством)

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)

6. Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту … (своей чести и доброго имени)

7. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и … (слова).

2 команда

8. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)

9.Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и … (свобод)

10. Статья 58. Каждый обязан сохранить природу и окружающую среду, бережно относиться к … (природным богатствам)

11. Статья 60 Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с … (18 лет) .

12. Статья 91. Президент РФ обладает … (неприкосновенностью).

13. Статья 95. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и … (Государственной Думы)

14. Статья 118. Правосудие в РФ осуществляется только … (судом)

 

III этап. Восстановить истину.

Командам раздается лист с неправильным текстом статей Конституции. Задача ребят – написать рядом правильный текст. Видеоролик « Моя Россия»

  1. РФ – Россия есть тоталитарное государство с монархической формой правления.

(Демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления)

  1. Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством. (Достоинство личности охраняется государством)
  2. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов. (До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов)
  3. Граждане РФ не имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. (Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования)
  4. Право частной собственности охраняется гражданином. (Право частной собственности охраняется законом)
  5. Гражданин РФ может быть выслан за пределы РФ и может быть выдан другому государству.(Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или  выдан другому государству)
  6. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, имеет обратную силу. (Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет)
  7. Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность. (Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность)
  8. В РФ признается идеологическое единство. (В РФ признается идеологическое многообразие)
  9. Совет Федерации и Государственная Дума заседают совместно. (Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно)

IV  этап «Вставь нужное слово

На этом этапе учащимся предлагается статья из Конституции РФ с пропущенными словами. Учащимся необходимо вставить пропущенные слова. Звучит песня «Россия».

Статья 102. К ведению Совета Федерации относится:

1. а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Статья 103. К ведению Государственной Думы относятся:

1.а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

V  этап «Конкурс капитанов»

Ситуация 1.

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ИДН.

Ситуация 2.

Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны? Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

Учитель: Вот и подошли мы к концу нашего мероприятия. Пока жюри подводит итоги мы немного поиграем ( слайды)

  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
  2. . Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено

 его право на неприкосновенность жилища?

  1. . В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
  2. В какой сказке нарушено право о том,что каждый человек, где бы он не находился,  должен быть защищен законом.
  3. В какой сказке было нарушено право,  вступать  в брак и создавать семью независимо от своей расы,  национальности и религии? 

2 задание

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил

 её право на… (личную неприкосновенность)

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа

Карло надеялся, что Буратино воспользуется

своим правом на…(получение бесплатного образования)

    3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него

Было право на…(пользоваться учреждениями культуры)

4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса

пытались отнять у него деньги, что является

покушением на право Буратино…(иметь имущество в собственности)

5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло,

нарушили его право на… (неприкосновенность жилища)

6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились

в Страну Дураков, они воспользовались правом на…(свободы передвижения)

Вот и закончилась наша игра. Давайте подведем итоги.

Слово предоставляется жюри.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Конституция России – основной закон нашей страны"

Материал содержит разработку внеклассного мероприятия по Конституции страны и презентацию. Парламентский урок посвящен теме «Конституции Российской Федерации -19 лет!». Проведение урока призвано актуа...

Внеклассное мероприятие "Конституция России"

Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать раз...

Презентация к мероприятию "Конституция России - 20 лет"

Презентация была создана для открытого мероприятия, посвященного 20-летию принятия Конституции  России. Она содержит информацию об истории создания основного закона страны. Даны основные положени...

Сценарий внеклассного мероприятия «Конституция Российской Федерации»

Данный материал занял второе место в краевом этапе Всероссийского конкурса, посвященного 20-летию Конституции РФ. Материал может быть использован на классных часах, внеклассных мероприятиях....

Воспитательное мероприятие "Конституция - основной закон нашей страны"

Учащиеся в доступной форме знакомятся с основными положениями Конституции России....

Мероприятие "Конституция - основной закон страны"

- Формирование у обучающихся понимания значения Конституции, государственных символов Российской Федерации, формирование (укрепление) гражданской позиции, национально-нравственных устоев обучающихся.-...

Конспект внеклассного мероприятия «Конституция Российской Федерации»

Цель мероприятия: Обобщение теоретического и практического материала по теме Конституция   Российской Федерации.Задачи мероприятия:способствовать осознанию ценности Конституции Российской Фе...