Сценарий внеклассного мероприятия «Конституция Российской Федерации»
методическая разработка (8 класс) на тему

Коновалова Ольга Леонидовна

Данный материал занял второе место в краевом этапе Всероссийского конкурса, посвященного 20-летию Конституции РФ. Материал может быть использован на классных часах, внеклассных мероприятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_20_letiyu_konstitutsii_rf.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРМСКИЙ КРАЙ ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН

МБОУ «ЗУЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Краевой этап Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации

Сценарий внеклассного мероприятия «Конституция Российской Федерации»

Автор: учитель истории и обществознания

Коновалова Ольга Леонидовна

2013 г.

Пояснительная записка

        Сценарий данного мероприятия может быть использован не только в качестве внеклассного мероприятия, но и на уроках обществознания, классных часах в 8-9 классах. Материалы авторские, ранее нигде не публиковались.

Организационная карта мероприятия

Тема

Конституция Российской Федерации.

Класс

8-9

Цели

Помочь осознать учащимся социальную, практическую и личностную значимость главного закона нашей страны;

Помочь осознать ценность деятельности в группах;

Содействовать развитию умений ставить цели, анализировать материал Конституции, работать с картой, словарями, участвовать в коллективном обсуждении, структурировать информацию.

Оборудование

Тексты Конституции РФ. Административная карта РФ. Толковые словари разных авторов. Раздаточный материал: приложения № 1- 4.

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Приветствие, положительный настрой.

Актуализация знаний.

Вопрос: о чем идет речь в следующей загадке:

Она молода. Вскоре ей исполнится 20 лет.

Её День рождения празднует вся Россия.

Её день рождения 12 декабря 1993 года.

Её имя в переводе с латинского языка означает «устанавливаю», «учреждаю».

Кто она? Назовите её имя.

Отгадывают загадку.

Целеполагание.

Беседа:   что такое Конституция? Что вы ещё знаете о Конституции? Хорошо ли вы знаете Конституцию? Нужно ли подробно знакомиться со статьями Конституции? Зачем? Умеете ли вы в жизни применять статьи Конституции для защиты своих прав? Сформулируйте цель нашего занятия, посвященного Конституции РФ. Что должен знать и уметь каждый гражданин России?

Отвечают на вопросы, формулируют цель занятия:

знать и понимать основные положения Конституции,  Конституции, научиться применять их в жизни, чтобы  защитить свои права и не нарушать права других людей.

1. Анализ структуры Конституции.

Работа со статьями Конституции, беседа:

Конституция имеет преамбулу. Найдите её. Прочитайте. Как вы поняли, что такое преамбула?

Из скольких разделов состоит Конституция? Какое количество глав содержит первый раздел? Сколько положений содержит второй раздел?

Учащиеся работают с текстом Конституции, анализируют её структуру, отвечают на вопросы учителя.

2. Работа  с  главой 1 раздела 1 Конституции РФ.

Задание: работая в группах, пользуясь текстом статьи 1 раздела 1 Конституции РФ, исправьте ошибки в предложенном тексте. Приложение № 1.

Работают в группах. Находят ошибки, исправляют их в соответствии с Конституцией РФ.

Задание: работая в группах, пользуясь словарями, объясните значение понятий. Приложение № 2.

Работают в группах. Объясняют понятия.

3. Работа  с  главой 2 раздела 1 Конституции РФ.

Задание: работая в группах, проанализируйте предложенные ситуации с точки зрения Конституции. Укажите, какие статьи Конституции нарушены. Приложение № 3

Работают в группах. Анализируют жизненные ситуации.

4. Работа  с  главой 3 раздела 1 Конституции РФ  и административной картой РФ.

Задание: познакомьтесь со статьей 65 главы 3 раздела 1. Сколько всего субъектов входит в состав России?

Пользуясь административной картой,  отгадайте загадки:

Учащиеся работают с текстом статьи 65, административной картой, разгадывают загадки.

Город федерального значения,

Там, где Балтика, река Нева.

Красотой своею вызывает восхищение,

Город с именем Великого Петра.

Санкт - Петербург

На границе с Дагестаном

Есть республика в степях.

Её столица город славный

Под названием Элиста.

Калмыкия

Область России на Дальнем Востоке

Граничит с Китаем она.

Река здесь большая, здесь в водном потоке

Тонули недавно дома.

Амурская область

На берегу Каспийского моря город Махачкала,

Столица кавказской республики она.

Дагестан

Алтайский край и Казахстан

Граничат с этой областью России.

Суровый климат ей природой дан

Великой Западной Сибири.

Новосибирская область

Скорее назови

Старинный город-крепость

Столица он Чечни

Здесь ценят дружбу, верность.

Грозный

Люблю тебя мой солнечный Кавказ!

Столицу Ингушетии – славный город…

Магас

На границе с областью Свердловской,

И республикой Башкортостан

Есть древний край с красой неброской,

Где над рекою Камой стелется туман.

Пермский край

Во времена советские старинный город

Орджоникидзе стали называть

Сегодня он - столица Северной Осетии - Алании

И прежнее название ему решили дать.

Владикавказ

Город в полукруге гор,

Город с минеральными ключами.

Альпинистам здесь простор-

В столице Кабардино-Балкарии.

Нальчик

Самый крупный регион России,

Там, где тундра, там, где мерзлота.

На его просторах уместится

Пять французских государств.

Республика Саха (Якутия).

На правом берегу реки Кубань

Столица Карачаево-Черкесии

Здесь много христиан и мусульман

Здесь зажигательные танцы, песни!

Черкесск

Зеленый город -

Столица Адыгеи

Здесь нефть нашли,

Здесь фрукты зреют.

Майкоп

5. Анализ структуры власти в России.

Задание: работая в группах, пользуясь главами 3-8, заполните схему «Органы власти в России». Приложение № 4

Работают в группах, заполняют схему.

6. Рефлексия.

Беседа:

Чему вы учились и чему научились на занятии?

Пригодятся ли полученные знания и умения на занятии  в вашей жизни? Какие трудности вы испытали на занятии? Остались ли у вас вопросы? Как вы думаете, можно ли на одном занятии разобраться во всех вопросах, связанных с основным законом нашей страны? Почему? Нужны ли еще занятия по вопросам, связанным с Конституцией? К кому можно обратиться в случае, если ваши права нарушены? Люди каких профессий помогают гражданам России разобраться в вопросах своих прав и свобод, определенных Конституцией?  Как вы считаете, работа в группах помогала вам  или мешала? Если вам было некомфортно работать в группе, подумайте почему? Что бы вы предпочли в дальнейшем: получать знания, учиться новому самостоятельно или с товарищами в группе. Почему?

Анализируют свою деятельность на занятии, определяют, достигли ли поставленной цели в процессе занятия.

Приложение № 1

Задание: работая в группах, пользуясь текстом статьи 1 раздела 1 Конституции РФ, исправьте ошибки в предложенном тексте:

Россия – есть демократическое унитарное государство с монархической формой правления.

Президент, депутаты, их права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность самого гражданина.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является президент.

Суверенитет России распространяется на города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург.

Россия состоит из республик, земель, краев, княжеств, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Гражданин России может быть лишен гражданства  в любое время без добровольного на то его согласия.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточены в руках Президента.

Россия – религиозное государство. Официальной религией является православное христианство.

Приложение № 2

Задание: работая в группах, пользуясь словарями, объясните значение понятий:

  1. Демократия
  2. Правовое государство
  3. Федерация
  4. Республика
  5. Суверенитет
  6. Референдум
  7. Светское государство
  8. Идеологическое многообразие

Приложение № 3        

Задание: работая в группах, проанализируйте предложенные ситуации с точки зрения Конституции. Укажите, какие статьи Конституции нарушены:

  1. Ученики 8 класса решили организовать кружок любителей японской поэзии хайку. Какая статья Конституции даёт им такое право?
  2. Сергей и Валерия – молодожены. Валерия до замужества имела свой частный бизнес. С первого дня семейной жизни Сергей запретил Валерии работать, мотивируя это тем, что она должна вести домашнее хозяйство, а он сам сможет обеспечить семью материально. Имеет ли право муж запретить жене работать? Какая статья Конституции может дать нам разъяснение по этому вопросу?
  3. Марина заболела. Родные вызвали «Скорую помощь». Врачи прибыли вовремя и оказали необходимые медицинские услуги девушке, за которые потребовали заплатить определенную сумму, объясняя это тем, что они работают сверхурочно. Правы ли врачи? Свой ответ поясните, опираясь на конкретную статью Конституции.
  4. Максим пришел  в музей в шортах. Работница музея запретила юноше пройти в зал с экспонатами, объяснив ему, что в музей в таком виде не ходят. Нарушила ли женщина права Максима?
  5. Кирилл, закончив мед. академию, открыл частный кабинет ультразвуковой диагностики. Нарушил ли Кирилл закон?
  6. Родители Ирины развелись. Отец исправно выплачивал семье алименты до 18 - летия Ирины. Когда отец состарился и заболел, он попросил Ирину выплачивать ему ежемесячную материальную помощь на лекарства. Имел ли отец право требовать от взрослой дочери, которую он не воспитывал в детстве, денег?
  7. Вера и Игорь в браке приобрели квартиру, оформив её в совместную собственность. Вскоре супруги развелись. Вера потребовала, чтобы Игорь съехал с квартиры. Игорь не согласился и продолжал жить в квартире. Кто из супругов прав, а кто нет?
  8. Руслан вырос в семье, где мать русская, а отец татарин. Во время переписи населения отец потребовал от сына, чтобы тот записал себя как татарин. Мать настаивала, чтобы сын сообщил переписчикам, что он русский. Как должен поступить Руслан? Кто должен определить его национальную принадлежность?
  9. Двадцатилетний Илья торопился на экзамен в университет. Тут его задержал полицейский. Илья оказался внешне очень похожим на разыскиваемого преступника. Илью задержали на трое суток. Были ли нарушены права Ильи?
  10. Виктория устроилась на работу в очень известную фирму. Прошел год. Виктория написала заявление на оплачиваемый отпуск. Но директор частной фирмы отказался оплачивать отпуск. Какую статью Конституции он нарушил?
  11. Катя пишет стихи и публикует их в районной газете. Диана скопировала стихи Кати и, подписав их своим именем, отправила в детский журнал. Какую статью Конституции нарушила Диана?
  12. Восьмиклассник Вася решил, что тех знаний, которые он получил,  ему хватит,  и что в школу он больше не пойдет. Имеет ли право Вася не ходить больше в школу?
  13. Елена зарегистрировалась в социальной сети. Её подруга Света подобрала пароль к её странице и прочитала переписку Елены с друзьями. Нарушила ли Света закон?
  14. Татьяне и Александру исполнилось 18 лет и они решили пожениться. Но родители Татьяны высказали протест против их свадьбы, объясняя это тем, что молодые люди еще студенты и им рано создавать семью. Накануне регистрации в органах ЗАГС мать Татьяны спрятала паспорт дочери. Имеют ли родители право запретить их совершеннолетнему ребенку вступать в брак?
  15. Фотограф Владимир проник на территорию дачи известной актрисы и сделал снимки её участка, которые затем опубликовал в Интернете. Какие статьи Конституции нарушил Владимир?
  16. Артем и Инна – супружеская пара. Во время отпуска Инна решила поехать к родителям в соседний город. Артем в это время был занят на работе, поехать с Инной он не мог. Артем запретил Инне ехать одной без него. Нарушил ли Артем права Инны?

Приложение № 4

Задание: работая в группах, пользуясь главами Конституции 3-8, заполните схему «Органы власти в России»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Внеклассное мероприятие "20 лет Конституции Российской Федерации."

20 лет Конституции Российской Федерации.Контингент: учащиеся с ОВЗ (7-11 классы)Цель: гражданско-патриотическое воспитание, знакомство с понятиями гражданин, Конституция, государственные символы....

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса, посвященное Конституции Российской Федерации ( в форме заседания клуба «ЗАКОНное ПРАВО»)

Учащимся  предоставляется  прекрасная возможность расширить свой кругозор, узнать много нового и интересного о том, что обязан знать каждый гражданин великой России. Всё заседание посвящено ...

«Всероссийский урок Конституции Российской Федерации» «Мы - граждане Российской Федерации».

Главная цель Всероссийского урока - формирование у школьников  российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России. Задачи Всероссийского урока:- формировать пра...

Внеклассное мероприятие: "Символы Российской Федерации"

      Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, над орлом - три исторические короны Петра Великого, в лапах орла - скипет...

Внеклассное мероприятие "Символика Российской Федерации

Внеклассное мероприятие «Символика Российской Федерации» ориентирована на формирование у детей общечеловеческих ценностей: воспитание любви и уважения к своей Родине, уважения к государств...

Конспект внеклассного мероприятия «Конституция Российской Федерации»

Цель мероприятия: Обобщение теоретического и практического материала по теме Конституция   Российской Федерации.Задачи мероприятия:способствовать осознанию ценности Конституции Российской Фе...