конспект занятия "Дорогою добра"
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanjatie.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательское занятие на тему:
«Дорогою добра».
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
- Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
- Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.
Ход занятия
Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящено наше занятие (Дети слушают аудиозапись песни «Дорогою добра» (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков)
- Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о друзьях…..)
- Как вы думаете, чему же будет посвящено наше занятие? (Доброте)
- Итак, тема нашего занятия «Дорогою добра»
(слайд 1 )
- Что значит слово «Доброта» (Это все хорошее……)
- В толковом словаре можно прочесть следующее определение (подготовленный ученик читает определение из словаря).
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Послушайте, замечательное стихотворение о доброте
(читает подготовленный ученик).
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
- Как вы понимаете слово «доброта»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово? (заслушиваются ответы детей)
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие. А чтобы нам не сбиться с пути, возьмём в дорогу карту
(слайд 2).
На чём можно путешествовать? (самолёт, автомобиль, велосипед, пешком….). Чтобы узнать, на чём мы будем путешествовать, отгадайте загадку:
На море, в реке и озёрах
Я плаваю проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей.
(катер)
(слайд 3)
- Ребята, а какого человека мы называем добрым?
(того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым).
- Молодцы. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение?
(Солнышко всех озаряет своими лучами).
- И что же от этих лучей мы ощущаем? (теплоту)
- Итак, мы отправляемся в путешествие. Перед вами лежит карта нашего маршрута. Что же первым встретилось нам на пути? (Остров пословиц)
( слайд 4)
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
(На каждую парту выдаются рассыпанные пословицы:)
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
Вам нужно из словосочетаний собрать пословицу, обсудить , в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение.
(Дети собирают пословицы, проверяют по компьютеру, объясняют смысл этих пословиц)
При щелчке слайда 5 соединяются части пословиц.
- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
- Но не только народ сочинят пословицы о доброте. Тему доброты затрагивали и известные во всём мире люди. Автора вы ещё можете не знать, но послушайте, какие высказывания они посвящали доброте
(слайд 6)
Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен |
Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. Эмерсон |
Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. Александр Поуп |
Творческое задание «Доброе дело»
Учитель раздаёт карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья.
Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.
Первый шаг к доброте – это доброе слово, или волшебное слово. Поэтому наше путешествие продолжается, мы отправляемся в Город вежливости
(Слайд 7).
- А какие вежливые, волшебные слова вы знаете? (ответы)
- Я вам буду читать начало стихотворение, а вы его закончите.
Я, признаться, удивлен,
Расскажу вам вот о чем.
Встретил шуструю Настенку
Я на улице сейчас,
Настя добрая девчонка –
Она ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти
Я не слышу слово… (здравствуйте).
Дед на внучку осерчал –
Экая досада:
Он портфель ей подарил,
Думал, будет рада,
Но зачем молчать как рыба,
Ну сказала бы…(спасибо).
Встретил Витю, я соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но напрасно я от Вити
Ждал лишь слова…(извините)
- А теперь послушайте рассказ и ,где нужно, вставляйте подходящие слова:
«Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.
На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: «Садитесь …(пожалуйста)
Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: …(спасибо).
Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините).
Мужчина улыбнулся и тихо произнес: «Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?»
- Волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила? Сейчас мы посмотрим сценку, а потом попробуем ответить на этот вопрос.
Дети показывают инсценировку стихотворения З.Бядули “Петрусь”
Обещал отцу Петрусь:
Я за вежливость возьмусь,
Буду всех благодарить,
Первым “здравствуй” говорить
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке:
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром, дед Федот! –
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Яринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Яринка, стой!
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нес знакомый стопку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи!
- Извините, добрый вечер!
- Ты, – знакомый закричал, –
- И невежа, и нахал!-
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
- Как выдумаете, вежлив ли на самом деле Петрусь? Почему поступки мальчика нельзя назвать вежливыми?
- Так отчего же зависит сила волшебных слов? (ответы детей)
- Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными. Недаром в народе говорят “Самолюб никому не люб”.
- Молодцы, хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их чаще.
А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Пожалуйста»
Я буду называть действия, а вы будете их выполнять в том случае, если услышите слово «Пожалуйста» (Физкультминутка)
- Непросто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную долину
(Слайд 8). Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук( Слайд 9). Вам нужно догадаться, о ком или о чём идёт речь.
Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)(При нажатии мышки на слайде 9 появляются иллюстрации)
Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах).
Эта собачка была неразлучным другом девочки, которая помогла Страшиле, Железному дровосеку и Трусливому Льву обрести то, чего им не хватало в жизни (Татошка).
Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?) (Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
А теперь послушайте новую сказку и скажите, как она связана с нашей темой?
Даром ни одно доброе дело не пропадает . А.Неелова
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
- Так как же эта сказка связана с нашей темой? Какова её основная мысль? (ответы детей)
- Молодцы.
Итак, ребята, наш кораблик причалил к последней пристани под названием «Добрая земля»
(Слайд 10).
Но посмотрите, земля пустынна, она покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Как вы думаете, что должно быть на земле, чтоб туман ушёл, а земля стала Доброй? (должно быть солнышко, жить животные, петь птицы, цвести сады) (При нажатии на мышь, на слайде 11 появляются названные детьми предметы).
- А как вы думаете, люди должны быть на Доброй земле? (почти все дети отвечают «да»)
- Конечно, ведь весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут.
- Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась.
Кого же мы называем добрым человеком? (ответы детей)
- Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
А что полезного, нужного для себя с занятия вы возьмете, шагая по Доброй земле?
- Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, мысли, за творческое отношение к работе.
(Слайд 12)
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
А закончить наше занятие я предлагаю песенкой кота Леопольда «Если добрый ты», споем ее вместе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ. Конспект урока "Добро и зло"
Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ преследует цель формирования навыка (мотивации) морального поведения на основе представления о добре и зле. Предваряет да...
План -конспект урока"Добро пожаловать в Воронеж"
План -конспект урока для учеников 9-11 класса. Может быть проведен в рамках регионального компонентапрезентации о Воронежекарточки к уроку...
конспект урока Добро пожаловать в зоопарк
полная разработка конспекта урока "Животные в нашей жизни" для 6 класса по программе Биболетовой М.З. " Enjoy English"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ « ДОБРЫМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕ ПРОСТО »
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ« ДОБРЫМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕ ПРОСТО » ЦЕЛЬ: Развитие нравственных качеств Обобщить понят...
Конспект урока "Добро и зло"
Конспект урока "Добро и зло"...
Конспект урока "Добро пожаловать в Лондон"
Вашему вниманию представлен конспект урока по проектной деятельности в соответствии с ФГОС. Тема урока - "Добро пожаловать в Лондон"...
Конспект занятия «ДОБРО»
На примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»....