Конспект урока " Выборы.Избирательное право"
методическая разработка (6 класс) на тему
о выборах об избирательное праве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Выборы. Избирательное право" | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-конференция «Конституция РФ- основной закон страны».
( МОУ СОШ №3 учитель истории-обществознания Косых Марина Викторовна)
Цели урока:
Обучающие:
- Обобщить и углубить представления учащихся о Конституции РФ 1993г., её основных положений на основе имеющихся знаний,
- Продолжить обсуждение роли и места Конституции РФ в жизни государства, граждан РФ, отношения к ней учащихся как граждан и губернатора Челябинской области как должностного лица и гражданина
Развивающие:
- Создать условия для развития умений классифицировать основные права и свободы человека и гражданина РФ по группам прав ( гражданские, политические…), сравнивать федеральные и региональные государственные органы и их полномочия.
Воспитательные:
- Обеспечить условия для формирования правовой культуры учащихся, чувства патриотизма, правосознания, уважения к ценностям и нормам демократического правового государства.
Тип урока: нетрадиционный
Форма урока: урок-конференция
Оборудование:
- Конституция РФ, государственный флаг РФ, гимн РФ (фонограмма)
- Плакаты: изображения Конституции, государственные символы России, портрет Президента В. В. Путина, карта РФ, Челябинской области
- Компьютерные слайды «Основы правовых знаний»: «Основные черты Конституции», «Права и свободы человека» и др.
- Стенд (или доска с темой и планом урока).
План урока.
Беседа учителя с учениками о Конституции РФ | 10 минут |
Выступление групп с презентацией своей работы | 30 минут |
Подведение итогов урока учителем | 1-2 минуты |
- Начало урока(10 минут)
Вводная беседа:
УЧИТЕЛЬ:
- Со времени принятия Конституции России прошло 20 лет.
Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении перед Федеральным Собранием сказал, что «демократия- это такая форма правления, которая не является абсолютно одинаковой для всех. Необходимо найти оптимальный путь, при котором Конституция не будет простой декларацией, а будет реальным документом, на который можно опираться, строя правовое государство». Мы хотим накануне государственного праздника «Дня Конституции РФ», чтобы наш урок сегодня был живым разговором.
- Какие вопросы вы хотели бы вынести на наше обсуждение?
- Вспомните, что означает в переводе на русский язык «конституция»?
УЧЕНИКИ:
Слово «конституция» от лат. – «устройство, установление, учреждение».
УЧИТЕЛЬ:
- Да, верно. Конституция является актом основополагающего характера: закрепляет основы государственного строя, определяет форму государства, систему высших органов власти, т.е. фактически «учреждает» государство.
- Российское государство существовало много веков. К действующей Конституции Россия пришла не сразу. Об этапах конституционного развития России расскажет (сообщение ученика 3 минуты)
УЧИТЕЛЬ:
- инцислайд и объясним, как мы понимаем эти положения.
(учитель демонстрирует слайд «Основы правовых знаний»)
- верховенство
- устойчивость и стабильность
- прямое и непосредственное действие
- законность
Учащиеся объясняют, что Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляет основы государственного строя, при отсутствии закона граждане могут в суде ссылаться на положения Конституции…
УЧИТЕЛЬ:
Ребята! Вы получили задание поработать в группах.
- Этап урока(30 минут)
Выступление по результатам групповой работы.
1 группа должна была проанализировать основополагающие принципы, на которых базируется Конституция РФ.
УЧЕНИКИ:
Учащиеся показывают свой презентационный слайд и дают комментарии по основополагающим принципам Конституции РФ: права и свободы человека, гражданский мир и согласие, равноправие и самоопределение народов, целостность и единство страны , суверенитет и демократическая основа.
УЧИТЕЛЬ:
2 группа: должна была проанализировать основы конституционного строя Росси
УЧЕНИКИ:
Учащиеся показывают свой презентационный слайд и дают комментарии.
УЧИТЕЛЬ:
3 группа: должна была классифицировать права человека по трем группам прав (гражданские, политические, социально - экономические права человека), привести примеры и прокомментировать.
УЧЕНИКИ:
Учащиеся показывают слайды и комментируют.
УЧИТЕЛЬ:
4 группа: должна составить схему « Органы государственной власти в РФ» по Конституции РФ, назвать и объяснить основные полномочия федеральных органов государственной власти.
На урок можно пригласить представителей власти и тогда 3 этапа урока превратится в брифинг
Примерные вопросы для брифинга:
- Мы знаем, что Президент РФ объявил о реформе региональной власти РФ? Как Вы относитесь к вопросу о назначении губернаторов Президентом? Не противоречит ли это Конституции РФ?
- Почему хотят отказаться одномандатных округов?
- Мы слышали, что вопрос о помиловании, который раньше был в компетенции Президента, хотят передать в компетенцию губернаторов. Так ли это? Как вы к этому относитесь?
- Нет ли противоречий между функциями губернатора и представителя Президента по Уральскому округу? Как юридически разрешается эти коллизии? Чьи решения имеют высшую силу?
- Имеет ли губернатор право и по каким вопросам вмешиваться в работу местных органов самоуправления, хотя они не входят в систему органов государственной власти? В каком печатном издании публикуются законы, издаваемые в Челябинской области?
- Петр Иванович! Нас как выпускников очень волнует вопрос о бесплатном образовании. Как вы думаете, сможем ли мы сохранить бесплатное образование или в этом вопросе мы будем следовать западным тенденциям?
- Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя
Итак, давайте подведем итоги нашего урока.
Значение Конституции РФ огромно как для государства, так и для каждого гражданина. Оно заключается в том, что все, без исключения, должны соблюдать Основной закон страны.
Главное, думается, мы осознали.
Мы осознали, что путь к демократии труден , и главное на это пути - наша правовая культура, знания различных законов, главный из которых – это Конституция РФ.
Звучит гимн Челябинской области.
Конспект урока в 9 классе по теме « Выборы. Избирательное право».
( МОУ СОШ №3 учитель истории-обществознания Косых Марина Викторовна)
Цель:
- Познакомить учащихся с основным конституционным правом гражданина РФ, принципами избирательного права, как проводят выборы,
- Формировать активную гражданскую позицию,
- Умение работать в группах и с компьютерными технологиями.
План урока:
- Блиц-игра - подготовка к восприятию нового материала.
- Что изучает избирательное право?
- Работа в группах:
- Источники избирательного права,
- Принципы выборов,
- Как проводятся выборы,
- Основные понятия темы: избиратель, кандидат, депутат, избирательный ценз, избирательные системы.
Литература:
- Володина, Полиевктова др. Основные правовые знания ,8-9 класс - РФПР кн.1, п.,25.,
- ЭУП №2 « Основы правовых знаний» РФПР
- Избирательное право: избирательный процесс, раб тетр. Шаг за Шагом, 2010
Блиц - турнир, Игра «Мяч».
- Какой политический институт (орган власти) был центральным в Афинах в V веке до н.э.?
- Какого 1 царя на Руси выбирали на Земском соборе?
- В какой стране впервые появился парламент?
- Что такое демократия?
- Когда в истории появились выборы?
- Отгадайте загадку
- он гражданин РФ
- ему не меньше 18 лет,
- он не сумасшедший, не наркоман,
- он не страдает слабоумием, не находится в местах лишения свободы,
- от него зависит будущее страны и демократии?
О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Да, конечно вы догадались: о выборах, демократии, об избирательном праве.
Как вы думаете, что включает в себя понятие «избирательное право»?
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – это подотрасль конституционного права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов.
Ребята, чего вы ждете сегодня от этого урока?
Я жду от вас хорошего внимания, активной работы в группах и индивидуально.
2 этап урока – работа в группах с использованием презентации (15-20 мин.)
1 группа: Составьте список источников избирательного права и дайте краткую характеристику каждому из них.
Для работы используйте учебник.
2 группа: Найдите в учебнике основные принципы выборов, составьте схему и объясните ее классу.
3 группа: Найдите в учебнике информацию о том, как проводятся выборы, напишите этапы и кратко расскажите о них классу.
4 группа: Найдите в законах и учебнике основные понятия: избиратель, кандидат, депутат, избирательный ценз, составьте кластер (схему) понятию «Избиратель».
3 этап урока: Выступления групп (по 3 мин) – 12 мин.
4 этап урока: 1 половина класса решает задачи после параграфа в учебнике, 2 половина класса тестируется по учебнику.
Домашнее задание: синквейн на темы «Выборы».
Закрепление:
Проверочная работа по теме «Избирательное право» - 9 класс.
1. Каких представителей власти мы выбираем?
а) Генпрокурора РФ,
б) депутатов Госдумы РФ,
в) Президента РФ,
г) членов Конституционного суда,
д) губернаторов,
е) министров.
2. Почему в зале для голосования предусмотрены две двери: вход и выход?
а) для проветривания помещения,
б) для рассредоточения избирателей,
в) для того, чтобы при входе и выходе в одну и ту же дверь не было
возможного влияния одних избирателей на других.
3. Не имеют права избирать депутатов Государственной Думы:
а) военнослужащие,
б) судьи,
в) граждане свыше 80 лет,
г) граждане моложе 18 лет,
д) граждане, имеющие гражданство другого государства,
е) граждане, находящиеся в местах лишения свободы поддержка приговору суда.
4. Запрещается вносить изменения в списки избирателей:
а) после начала подсчета голосов,
б) после начала голосования на избирательном участке,
в) за 12 часов до начала голосования.
5. Избиратель может голосовать:
а) только лично,
б) за члена своей семьи с предъявлением его паспорта,
в) за члена своей семьи с предоставлением доверенности и его паспорта.
6. Агитация за кандидатов прекращается за день (дней) до выборов.
7. Избиратель – это гражданин РФ, .
8. В каждом округе большинством голосов избирается один депутат. Это характерно для избирательной системы.
9. В России существует избирательная система.
10. Какое положение верно:
а) понятие «человек» и «гражданин» являются синонимами,
б) понятие «гражданин» имеет широкий смысл, чем понятие «человек»,
в) понятие «человек» имеет более широкий смысл, чем «гражданин».
11. Задача: Представители гражданина А.Ю. Быстрова, выдвинутого в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области, выпустили в местной типографии тираж агитационных листовок, содержащих портрет, его краткую биографию, основные тезисы политической программы кандидата, объем прав и дату выпуска тиража листовок. Избирательная комиссия приняла решение об обращении в суд с требованием лишить гражданина А.Ю. Быстрова права участия в выборах депутатов Законодательного Собрания.
Оцените действия сторон данного правоотношения, укажите основные ошибки, совершенные ими (или одной из сторон).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами
Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....
Савинова Л.М. Конспект урока английского языка "Правила дорожного движения в России" в 6 классе по УМК Spotlight
Урок из модуля 3 УМК Spotlight 6 имеет цель научить учащихся формулировать правила дорожного движения в родной стране и иллюстрировать их, используя ИКТ - создание проекта в программе Power Point....
Конспект урока по теме "Права ребенка"
Урок обществознания по теме "Права ребенка"...
План-конспект урока на тему "Правила приема и приглашения гостей.
Правила приема и приглашения гостей....
План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."
Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...
План-конспект урока "Строгание древесины. Правила безопасной работы."
Ознакомление с процессом строгания рубанком и другими инструментами. План-конспект урока предназначен для учителей работающих в 5-х классах....
презентация к уроку: " Выборы. Избирательные системы"
Данная презентация может быть использована на уроках обществознания...