КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В БАСКЕТБОЛЕ
методическая разработка на тему
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В БАСКЕТБОЛЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_otsenki_ped_kontrolya_v_basketbole.docx | 229.17 КБ |
Предварительный просмотр:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В БАСКЕТБОЛЕ
Основные формы и методы педагогического контроля
Под педагогическим контролем следует понимать систему получения информации о состоянии спортсмена, о ходе тренировочного процесса и исполнении планов подготовки команд и спортсменов.
Основная задача контроля заключается не столько в том, чтобы отмечать фактическое положение дел, те или иные недостатки, сколько в умении на основе полученной информации своевременно внести соответствующие коррективы, чтобы повысить результативность процесса подготовки. Педагогический контроль можно осуществлять как в процессе тренировочных занятий, так и в процессе соревнований.
Педагогический контроль в процессе тренировочных занятий осуществляется по следующим основным формам: отношение занимающихся к тренировочному процессу; эффективность применяемых средств тренировки; состояние тренированности.
Контроль за отношением спортсменов к занятиям осуществляется по данным учета посещаемости, по оценке поведения и деятельности занимающихся на занятиях. Критерием оценки служат данные о регулярности посещения занятий, степень проявления занимающимися в процессе занятий активности и самостоятельности, трудолюбия и настойчивости, сосредоточенности внимания и дисциплинированности.
Применяемые средства тренировки контролируются записями в журнале тренировочных занятий. Критерием оценки является степень соответствия содержания тренировочного занятия плановому. Тренировочные нагрузки контролируются по трем направлениям: объему, интенсивности и переносимости нагрузок занимающимися. При контроле за объемом тренировочных нагрузок регистрируются длительность каждого занятия и время, затрачиваемое на 'отдельные упражнения и разделы подготовки. Интенсивность тренировочных нагрузок проверяется при помощи условного определения интенсивности каждого упражнения и каждого тренировочного занятия (максимальная, средняя, малая).
Контроль за эффективностью применяемых средств тренировки ведется по разделам подготовки. Работа по физической (общей и специальной) и технической подготовке проверяется контрольными упражнениями и систематическими визуальными наблюдениями за качеством выполнения движений. Критерий оценки - соответствие показанных результатов в контрольных упражнениях плановым индивидуальным заданиям. Контроль за тактической подготовкой заключается в вынесении периодических оценок в упражнениях и играх. Критерий оценки - степень эффективности выполнения игровых действий в защите и нападении с учетом выполняемых игроками функций. Психологическая подготовка контролируется периодическими оценками, выставляемыми игрокам за проявление ими: целеустремленности, смелости и решительности в игровых действиях в защите и нападении; игровой выдержки и самообладания, воли в борьбе с утомлением при больших тренировочных нагрузках, чувства товарищества. Критерий оценки - степень проявления указанных качеств. Контроль за теоретической подготовкой проводится на зачетах и собеседованиях по заданным темам. Степень знаний занимающихся является в данном случае критерием оценки.
Контроль за степенью тренированности производится выполнением контрольных упражнений и фиксацией показателей самоконтроля (вес, сон, аппетит, самочувствие). Критерием оценки можно считать сопоставление результатов, показанных игроками в контрольных упражнениях, а также сравнение данных самоконтроля с основными показателями и данными врачебного контроля.
Педагогический контроль в процессе соревнований осуществляется по следующим разделам: отношение участников к соревнованиям; выполнение отдельными игроками и командой тактического плана игры и эффективность их действий; технические показатели игроков и команды; переносимость игроками соревновательных нагрузок.
Отношение игроков к соревнованиям проверяется при помощи оценки поведения игроков до начала соревнований, в ходе игры и после, ее окончания. Критерием оценки служит степень проявления игроками дисциплинированности и инициативы во всех игровых действиях, игровой выдержки и самообладания, воли к победе.
Контроль за выполнением отдельными игроками и командой в целом тактического плана игры и контроль за их действиями проводится выставлением оценок игрокам и команде за творческое претворение в игре индивидуальных, групповых и командных заданий и за успешность их действий в нападении и защите. Критерий оценки - степень выполнения игроками и командой тактического плана игры и степень успешности их действий в нападении и защите.
Технические показатели команды в целом и отдельных игроков контролируются с помощью основных технических показателей: бросков (с игры и штрафных), взятия мяча, отскакивающего от своего щита и щита противника, потерь мяча, результативных передач и т.п. Критерий оценки - соответствие показанных результатов плановым индивидуальным и командным заданиям.
Переносимость соревновательных нагрузок определяется по внешним признакам, по жалобам на усталость, по снижению результативности игровых действий (особенно при выполнении бросков и при действиях в защите), по ухудшению поведения игрока (потеря выдержки и самообладания, раздражительность и т.п.). Общая оценка за игру складывается из оценок, полученных баскетболистом по всем разделам контроля, вносится в журнал или дневник тренера. Педагогический контроль осуществляется не только в процессе тренировочных занятий и соревнований. Он должен по возможности охватывать многогранную деятельность спортсмена. Важно знать, в какой мере воспитываемые на занятиях и соревнованиях качества и навыки переносятся в производственную деятельность, учебу, быт.
Методы педагогического контроля:
1) педагогическое наблюдение;
2) объективная и экспертная (субъективная) оценка результатов тренировочного процесса и соревнований;
3) анализ и синтез данных педагогического, врачебного контроля, учета и самоконтроля;
4) беседы, опрос, проверка, зачет, изучение поведения занимающихся в быту, на работе, в учебе.
Метод педагогического наблюдения используется в процессе занятий и соревнований. В поле зрения тренера - поведение задающихся, активность, эмоциональное состояние, дисциплина выполнения ими упражнений и заданий, а также то, как они переносят тренировочные и соревновательные нагрузки.
Метод объективной оценки применяется для оценки качественных сдвигов у занимающихся. Он осуществляется с помощью различных регистрирующих приборов и приспособлений, киносъемки и видеомагнитофонной записи, системы контрольных упражнений по видам подготовки и системы контрольных заданий по технико-тактическим показателям в соревнованиях.
Метод экспертных оценок служит для оценки тех показателей, которые не подвергаются объективной оценке (например, оценка качества овладения заслонами, переключениями, проявление инициативы, решительности), а также для комплексной (суммарной) оценки подготовленности игроков по видам подготовки (физической, технической, тактической, психологической) и для оценки их участия в тренировочных занятиях и в соревнованиях. При комплексной оценке определяют компоненты, входящие в комплексную оценку, потом дают оценку по каждому компоненту, а затем в зависимости от частных оценок выводят общую оценку. Для применения экспертных оценок разрабатывается шкала оценок. Обычно применяется пятибалльная система оценок (5 - «отлично», 4 - «хорошо», 3 - «удовлетворительно», 2 - «плохо»). Например, нужно оценить качество выступления баскетболиста в контрольной или календарной встрече. Предположим, что для оценки были взяты следующие моменты: 1) отношение к игре, 2) активность и эффективность действий в нападении, 3) активность и эффективность действий в защите, 4) самообладание и воля к победе. По каждому из перечисленных компонентов игрок получил следующие оценки: 5, 3, 4, 4. Складываем эти оценки, получаем сумму 16 баллов. Полученную сумму делим на количество компонентов (16:4 = 4).В нашем примере игрок получает за выступление в данной встрече 4 балла, т.е. «хорошо».
Метод анализа и синтеза - основной метод педагогического контроля. Целесообразность и эффективность направляемой тренером деятельности прямо пропорциональна точности анализа педагогических наблюдений и учета. Недооценка анализа или синтеза отрицательно сказывается на результатах тренировки. Применение этого метода дает возможность непрерывно совершенствовать план подготовки. Например, годовой план подготовки при применении этого метода корректируется столько раз в году, сколько имеется рабочих планов, так как анализ осуществления предыдущего рабочего плана дает возможность внести соответствующие коррективы при составлении очередного рабочего плана.
Значение и виды педагогического учета в спортивной деятельности
Одним из важнейших условий получения своевременной, полной и точной информации о ходе подготовки игроков и команды является хорошо организованный учет. Учету подлежат: весь процесс подготовки, выполнение планов тренировочных занятий, выступления команд в соревнованиях, данные педагогического и медицинского контроля.
Применяется три вида учета: текущий, этапный, итоговый.
1) Текущий учет - основной. Отражает всю учебно-воспитательную работу, проведенную за день. Сюда входят регистрации посещаемости, учет отношения занимающихся к тренировкам и соревнованиям, учет тренировочных нагрузок, учет изученного материала и качества его усвоения, результатов соревновании, культурно-массовых и политико-воспитательных мероприятий, основных данных врачебного контроля.
2) Этапный учет проводится с целью подведения итогов тренировочной и воспитательной работы за срок действия рабочих планов, т.е. за этап (месяц) или период тренировки. Ведется по разделам, соответствующим разделам рабочих планов, и дополняется суммарными данными по основным разделам педагогического контроля.
3) В итоговом учете подводятся итоги тренировочной, соревновательной и воспитательной работы за срок действия текущих и перспективных планов, т.е. за зимний или летний тренировочный цикл, за год. Командный итоговый учет ведется соответственно разделам текущих и перспективных планов, а индивидуальный - разделам индивидуальных планов. Документами для учета являются журнал, дневник тренера и дневник спортсмена.
Журнал необходим в каждой группе или команде, предназначен для ведения текущего учета.
Основные разделы журнала:
1) списочный состав и личные данные о занимающихся (год рождения, рост, национальность, образование, место работы или учебы, спортивный разряд, домашний адрес);
2)учет посещаемости;
3) учет пройденного материала;
4) учет успеваемости (результаты выполнения контрольных упражнений, нормативов);
5) учет результатов участия в соревнованиях.
Дневник тренера - комплексный документ, отражающий все виды планирования и учета тренировочной и воспитательной работы.
Основные разделы дневника тренера:
- списочный состав и личные данные о занимающихся;
- учет посещаемости;
- перспективный план подготовки;
- годовые планы подготовки;
- рабочие планы подготовки;
- учет пройденного материала;
- учет результатов контрольных заданий и контрольных испытаний;
- учет результатов участия в соревнованиях;
- учет выполнения рабочих планов;
- учет выполнения годовых планов.
Ведение дневника спортсмена способствует более сознательному отношению к процессу тренировки и участию в соревнованиях, а также к советам тренера и врача.
Дневник спортсмена содержит следующие разделы:
- личные данные спортсмена;
- характеристики физической, технической, тактической и теоретической подготовки;
- перспективный план подготовки;
- годовые планы подготовки;
- этапные (рабочие) планы подготовки;
- контрольные задания и результаты их выполнения;
- результаты участия в соревнованиях;
- ежедневные записи по каждому занятию и соревнованию с критическим анализом выполнения индивидуальных заданий и записью данных самоконтроля (пульс, вес, самочувствие);
- учет выполнения этапных планов подготовки;
- учет выполнения годовых планов подготовки;
- учет выполнения перспективного плана подготовки;
- данные врачебных осмотров.
Как бы хорошо ни был спланирован учебный материал, нельзя абсолютно точно заранее предсказать, каков будет результат его педагогических воздействий, сколько и конкретно кто из учеников освоит, допустим, технику броска одной рукой от плеча, а кто не справится с этой задачей в течение отведенного времени. Значит, нужно постоянно контролировать учебный процесс, своевременно проверять и оценивать уровень знаний, двигательных умений, навыков, степень физической подготовленности занимающихся. Это позволит определить их сильные и слабые стороны и внести необходимые коррективы в проведение занятий. Правильная, систематическая оценка успеваемости выполняет не только контрольную, но и воспитывающую функцию. При подготовке и непосредственно в ходе контрольных испытаний углубляются теоретические знания, закрепляются разучиваемые двигательные навыки, растет уровень развития двигательных качеств.
Какие же стороны подготовленности учащихся следует оценивать на уроках баскетбола? Регулярной проверке и оценке успеваемости подлежат:
— техника изучаемых двигательных действий;
— уровень развития быстроты, скоростно-силовых качеств и прыжковой выносливости;
— знание правил, теории и методики игры.
Для оценки техники движений в практике физического воспитания обычно используют экспертную оценку качества выполнения технического приема и педагогические контрольные испытания. В первом случае учитель, наблюдая за выполнением определенного приема тем или иным учеником, выявляет различные неточности в движениях и в зависимости от их количества оценивает техническую подготовленность:
— отлично—отсутствие ошибок или незначительное отклонение в подготовительной и заключительной фазах;
— хорошо — одна-две мелкие ошибки в основной фазе или до двух существенных в подготовительной и заключительной;
— удовлетворительно — одна грубая ошибка в основной фазе приема и несколько существенных искажений в остальных фазах;
— неудовлетворительно — ряд грубых ошибок в различных частях двигательного действия, резко нарушающих его форму.
Таким способом оценивают технику, в основном на начальных стадиях освоения двигательного навыка. На этапе закрепления и совершенствования предпочтение отдают более объективному методу — педагогическим контрольным испытаниям (тестам). Суть тестирования заключается в том, что ученики пытаются добиться наивысшей для себя результативности, многократно выполняя в специально созданных стандартных условиях тот или иной технический прием. При тестировании техники перемещения приставными шагами в защитной стойке они будут стремиться преодолеть дистанцию за минимальное время, при оценке навыков броска попытаются как можно большее число раз попасть в корзину и т. д.
Технология обучения игровым приемам
В процессе обучения отдельным игровым приемам выделяют несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов, в ходе которых с помощью специфических методов и средств решаются конкретные дидактические задачи.
1. Ознакомление с приемом.
Задача: создать четкое представление об изучаемом элементе техники.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Средства обучения:
- сообщение сведений о приеме, его месте и значении в игре;
- показ правильной техники выполнения приема;
- демонстрация плакатов, схем, кино-, фото- и видеоматериалов.
2. Изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях.
Задача: освоить основную структуру игрового приема.
Методы обучения: практический (целостного и расчлененного упражнений).
Средства обучения:
- подводящие упражнения, базирующиеся на последовательном по фазном воспроизведении исходного положения, основных звеньев и деталей техники приема, включая фиксацию «граничных поз» (расположения звеньев тела в момент смены подготовительной, основной и завершающей фаз движения);
- выполнение приема при искусственном ограничении степеней свободы и амплитуды движения (например, при обучении броскам одной рукой с места учитель может с помощью картонной или фанерной планшетки принуждать занимающегося выполнять разгибательное движение бросающей рукой в одной плоскости т. е. исключить грубую ошибку, связанную с отклонением локтя в сторону);
- выполнение приема на контролируемой скорости.
3. Углубленное разучивание приема.
Задача: освоить детали техники выполнения приема.
Методы обучения: практический (целостного упражнения с избирательной отработкой деталей техники); игровой и соревновательный.
Средства обучения:
- целостное выполнение разновидностей приема на соревновательной скорости;
- упражнения в усложненных условиях (без зрительного контроля, с пространственно-временными ограничениями, в условиях условного противодействия);
- воспроизведение приема в сочетании с другими игровыми действиями; соревнования на быстроту и точность выполнения.
4. Целостное формирование двигательного навыка.
Задача: взаимосвязано совершенствовать технику и развивать специфические физические качества, необходимые для эффективной реализации данного игрового приема.
Методы обучения: сопряженных воздействий, круговой тренировки, игровой.
Средства обучения:
- упражнения сопряженного характера (например, серийное выполнение передачи одной рукой от плеча набивным мячом);
- чередование упражнений на технику и на развитие физических способностей (например, ведение мяча на месте с элементами жонглирования, далее — серия рывков без мяча); игровые задания комплексного характера;
эстафеты и подвижны игры, предполагающие максимальную реализацию физического потенциала и качественное выполнение приема.
5. Ситуационное изучение приема.
Задача: совершенствовать технику в условиях, приближенны к игровым.
Методы обучения: практический (целостного упражнения); моделирования ситуаций игрового противоборства.
Средства обучения:
- упражнения с воспроизведением конкретного приема в заданных ситуациях или с его вариативным применением в ответ на изменение обстановки (зрительный, звуковой сигнал);
- выполнение приема в ситуациях безусловного (активного) противодействия; взаимодействие с партнером в условиях, моделирующих игровые.
6. Закрепление приема в игре.
Задача: развивать способность максимально воспроизводить свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства.
Методы обучения: игровой, соревновательный.
Средства обучения:
- упражнения соревновательного характера;
- подвижные, подготовительные и учебные двусторонние игры, включая игры с целевым изменением правил (например, для акцентированного совершенствования передачи мяча одной рукой вводится запрет на все другие способы передач);
- участие в соревнованиях; выполнение заданий, требующих скоростного и качественного применения приема в обстановке состязания при внезапно возникающем противодействии или при неожиданной смене игровых ситуаций.
Контрольные упражнения на физическую подготовленность игроков
Для оценки развития качеств силы, скорости, силовой выносливости, уровня работоспособности и спортивной формы мы использовали батареи тестов.
№ п/п | Физические качества | Описание тестов | Кол-во попыток | Примечание |
1. | Скоростно-силовые качества | 1. Каждое упражнение из своего исходного положения выполняется на скорость в течение 10 сек., отдых между упражнениями 30 секунд. | 5 | Единицы измерения: |
2. Все пять упражнений выполняются поточно. Каждое упражнение выполняется в течение 10 сек. Общее время 50 сек. | 1
|
| ||
3. Прыжок в длину с места | 3 | см | ||
4. Бросание ядра (4 кг) | 3 | м | ||
5. Бег 30 м | 1 | сек | ||
2. | Силовая выносливость | 1. Каждое упражнение выполняется в течение 30 секунд, отдых между упражнениями 60 секунд. | 5 | Тесты для учащихся студентов, занимающихся по индивидуальному плану |
2. Каждое упражнение выполняется в течение 30 секунд, отдых между упражнениями 30 секунд. | 5
| Тест для студентов спецгруппы со слабой физической подготовкой. | ||
3. Три первых упражнения выполняются в течение 60 сек., каждое приседание на левой и правой ноге – по 30 секунд, отдых между упражнениями 60 секунд. | 5
| Тест для учащихся и студентов с СС патологией с удовлетворительной физической подготовкой. | ||
4. Три первых упражнения выполняются по 60 секунд каждое приседание на левой и правой ноге по 30 секунд и все 5 упражнений по 60 секунд. Общее время 4-5 минут. | 1 | Тесты выполняют учащиеся и студенты с хорошей физической подготовкой без отклонений в состоянии здоровья. | ||
3. | Уровень работоспособности | 1. Каждое упражнение выполняется из своего исходного положения в оптимальном темпе и напряжении без нарушения техники выполнения до появления дискомфортных ощущений (до отказа), отдых между упражнениями 2-3 минуты. | 5 | Данные тесты в 3-х режимах работы выполняются после одного месяца занятий физическими упражнениями. |
4. | Общая выносливость | 1. Бег 5000, 8000, 10000 км со скоростью 2-2,5 м/сек.
| 1 | Минуты. Данный тест или тесты выполняются не ранее, чем через 3, 5, 6 месяцев после начала практических занятий. |
2. Бег 20 км и 42 км 195 м в оптимальном для себя или доступном темпе со скоростью 2,3,5 м/сек. | 1 | Тест выполняется после 8-10 месяцев тренировочных занятий. | ||
5. | Спортивная форма | 1. Каждый тест выполняется из своего исходного положения поточно: | 1
| Минуты. Данный тест или тесты выполняются не ранее, чем через 3,5,6 месяцев после начала практических занятий |
а) 50 сек. (5*10) + 2-3 мин. отдыха | 1
| Тест выполняется после 8-10 месяцев тренировочных занятий.
| ||
2,3,4,5 упражнения то же самое | 5 | Данный комбинированный стандартный тест выполняют спортсмены – разрядники и мастера спорта, занимающиеся различными видами единоборства |
Контрольные упражнения на техническую подготовленность игроков
Описание тестов
- Передвижение в защитной стойке.
Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра испытуемый перемещается спиной в защитной стойке, после каждого ориентира изменяет направление. От центральной линии выполняет рывок лицом вперёд к лицевой линии на исходную позицию. Фиксируется общее время (с). Для всех групп одинаковое задание. Тренеру обратить внимание не только на время прохождения дистанции, но и на положение ног и технику их передвижения (низкая стойка шире плеч, во время передвижения скрещивание ног категорически не допускается, руки раздвинуты в стороны и согнуты в локтях, ладони развёрнуты вперёд)
Инвентарь: 3 стойки (примерное расстояние, которое должен пройти игрок равно 32-35 м)
- Скоростное ведение
Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра учащийся-спортсмен начинает ведение левой рукой в направлении первых ворот ( две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на правую руку перед воротами, затем проходит внутри ворот и т.д. Каждый раз проходя ворота, игрок должен выполнить перевод мяча и менять руку. Преодолев последние, пятые ворота, игрок выполняет ведение правой рукой и бросок в движение на 2-х шагах (правой рукой). После броска игрок подбирает мяч под кольцом и начинает движение в обратном направлении, только ведёт правой рукой, а в конце, преодолев последние ворота, выполняет ведение левой рукой и бросок в движении на 2-х шагах левой рукой. Тренеру обратить внимание не только на время прохождения дистанции, но и на технику выполнения упражнения. Не должно быть ошибок во время ведения таких как пробежка, дв. ведение, потеря мяча во время ведения, соблюдение баскетбольной стойки (ноги полусогнуты, голова поднята и смотрит вперёд)!
Инвентарь: 10 стоек, 1 баскетбольный мяч для стандартного зала. Для зала уменьшенных размеров нужно 6 стоек, 1 баскетбольный мяч.
Общие методические указания
для ГНП
-перевод выполняется с руки на руку перед собой
-задание выполняется 3 дистанции (6 бросков) для малого зала и 2 дистанции (4 броска) для стандартного зала. (26х14)
2) для УТГ
-перевод выполняется с руки на руку под ногой
-задание выполняется 4 дистанции (8 бросков) для малого зала и 3 дистанции (6 бросков) для стандартного зала.
Фиксируется общее время и общее количество заброшенных мячей. В протокол записывается время, за каждый забитый мяч отнимается 1с.
Схема передвижения игрока в стандартном зале (26х14)
- Передачи мяча
Игрок стоит лицом к центральному кольцу. Выполняет передачу в щит, подбирает мяч в высшей точке под кольцом и передаёт его помощнику №1 и начинает движение к противоположному кольцу, получает обратно мяч и передаёт его помощнику №2 и т. д. После передачи от помощника №3 игрок должен выполнить атаку в кольцо. Подбирает мяч и повторяет тот же путь к противоположному кольцу. Тренеру обратить внимание не только на время прохождения дистанции но и на технику выполнения упражнения. Не должно быть ошибок во время ведения и передач: (пробежки, дв. ведение, потери мяча во время ведения и передач). Передачи должны быть точными и чёткими. Важен выбор помощников для выполнения упражнения!
ОМУ:
для ГНП
-передачи выполняются одной рукой от плеча или двумя руками от груди по воздуху.
-задание выполняется 3 дистанции (6 бросков) для малого зала и 2 дистанции (4 броска) для стандартного зала.
2) для УТГ
-передачи выполняются одной рукой от плеча или двумя руками от груди об пол
-задание выполняются 4дистанции (8 бросков) ) для малого зала и 3 дистанции (6 бросков) для стандартного зала.
Фиксируется общее время выполнения и количество попаданий.
В протокол записывается время, за каждый забитый мяч отнимается 1 с.
Инвентарь: 1 баскетбольный мяч и три помощник для стандартного зала (26х14). Для зала уменьшенных размеров 1 баскетбольный мяч и два помощника.
- Броски с дистанции
Для ГНП
Игрок выполняет 10 бросков с 5-ти указанных точек 2 раза – туда и обратно.
Фиксируется количества попаданий.
Для УТГ
Игрок выполняет по 2 броска с 5 точек. С каждой точки: первый – в трёхочковой зоне, второй – в двухочковой. На выполнение задания даётся 2 мин. Игрок после броска сам подбирает и ведёт мяч к указанным точкам. Тренер должен следить за тем чтобы игрок не допускал технических ошибок во время подбора и ведения мяча (пробежка, дв. ведение и т.д.) Если баскетбольная площадка в спортивном зале меньших размеров, то броски из-за линии дальних бросков не делаются, а делаются по два броска с 3,4 или 5 метров от кольца в зависимости от размеров зала с пяти указанных точек.
Фиксируется количество бросков и очков.
Схема расположения точек, с которых игрок осуществляет броски
- Штрафные броски
Для УТГ
Игрок выполняет 10 зачётных штрафных бросков с места предназначенного для пробития штрафных бросков. На каждый штрафной бросок отводится 5 секунд. Для выполнения упражнения потребуется помощник, который подбирает мячи под кольцом и подаёт их обратно в зону штрафных бросков.
(Стандартное расстояние от кольца до линии штрафного броска 4.2 м)
Рекомендуемая методика обработки результатов тестирования и критерии оценки
Индивидуальные результаты тестирования по физической и технической подготовки заносятся в отчётные протоколы. С помощью таблиц нормативных оценок по физической и технической подготовки распределяются по уровням готовности, которым соответствует
определённое количество баллов.
Уровень готовности | ||||
Высокий | Выше среднего | Средний | Ниже среднего | Низкий |
5 баллов и выше | От 4.5 баллов до 5 баллов | От 3 баллов до 4.5 баллов | 2.5 баллов до 3 баллов | 2.5 балла и ниже |
Уровень готовности баскетболиста определяется путём вычисления среднеарифмети-
ческого значения суммы полученных баллов. Групповой уровень определяют путём суммирования средних баллов и последующего деления полученной суммы на число участников тестирования
Подведение итогов
Тестирование проводится два раза в год. В начале учебного года тренер-преподаватель на основание данных тестирования планирует учебно-тренировочный процесс. В конце года после повторного тестирования делается вывод о динамике показателей физической и технической готовности спортсменов. Эффективности работы, разрабатывают план работы на следующий год, индивидуальной летней работы.
По итогам тестирования готовится текстовая справка, диаграмма итоговая таблица.
Уровень готовности | Характеристика уровня |
Высокий | Должный уровень подготовки спортсмена |
Выше среднего | Базовый уровень, хорошее развитие |
Средний | Базовый уровень, достаточное развитие |
Ниже среднего | Базовый уровень, недостаточное развитие, корректировка планирования |
Низкий | Низкое развитие, повторное прохождение программы, коррекционные занятия в группах ОФП и ЛФК |
Учебно-тренировочный процесс в группе подлежит корректировке, если 15% учащихся-спортсменов показали уровень готовности ниже среднего. Те же действия осуществляются тренером-преподавателем, если уровень ниже среднего выявлен по одному из качеств
Оценка и контроль соревновательной деятельности баскетболистов
Контроль соревновательной деятельности ведется на основе оценки соревновательной нагрузки и эффективности технико-тактических действий. В баскетболе наиболее простым способом соревновательная нагрузка определяется количеством соревнований количеством игр и временем, затраченным на их проведение.
Из-за высоких физической и психической нагрузок объем официальных матчей баскетболистов в детско-юношеском футболе – определяется двумя часами. Во время, затраченное на игру, входят подготовка к матчу, разминка перед матчем, время матча и время перерывов.
Оценка эффективности соревновательной деятельности проводится на основе педагогических наблюдений за технико-тактическими действиями звеньев команды и каждого игрока, по экспериментально-обоснованной методике.
Таблица соревновательной нагрузки
Группа/учащийся-спортсмен | Количество соревнований | Количество игр | Часов затраченных на игру | Показатель от утверждённого кал. плана |
Оценка и контроль тренировочной деятельности
Контроль тренировочной деятельности ведется на основе оценки тренировочной нагрузки и эффективности тренировочной деятельности.
Нагрузка оценивается по показателям объема и интенсивности, при этом за показатель объема принимается суммарное количество выполненной тренировочной работы в часах, а за показатель интенсивности - ее напряженность (в баллах), которая определяется количеством технико-тактических действий, выполняемых в единицу времени, скоростью, темпом и др.
К показателям объема следует отнести количество:
• тренировочных дней;
• тренировочных занятий;
• часов, затраченных на тренировочные занятия.
Таблица объёмов тренировочной нагрузки
Группа/учащийся-спортсмен | Тренировочные дни Кол. в уч. году | Тренировочные занятия Кол. в уч. году | Часы затраченные на занятия Кол. в уч. году | Показатель от запланированного объёма |
Для более объективной оценки тренировочной нагрузки необходимо определение ее частных объемов по видам подготовки (физической, технической, тактической и игровой), по характеру и направленности.
Эффективность тренировочного процесса определяется по степени выполнения тренировочных заданий в занятиях, по динамике контрольных показателей технико-тактической и физической подготовленности, по результатам официальных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценок контроля успеваемости учащихся
Приведены основные критерии контроля успеваемости учащихся с помощью традиционной пятибалльной шкалы оценок, указаны основные условия, при которых оценка служит стимуляции интереса детей к занятиям му...
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка» (с учетом видов деятельности и программных требований) Слушание музыки Освоение и систематизация знаний о ...
«Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки».
«Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки»....
«ЕГЭ, ГИА и другие формы мониторинга, итогового контроля. Критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку и литературе»
Важным фактором, определяющим конкурентоспособность образовательной системы, является качество образования. При изменении характера и задач образования, при переходе на новые образовательные стандарты...
Аппарат контроля. Критерии оценки знаний и навыков учащихся по теме: «Хохломская роспись».
Блок уроков росписи по дереву. Хохломская роспись.Критерии оценки знаний и навыков учащихся по теме: «Хохломская роспись».Тест по изобразительному искусству...
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
критерии оценивания учащихся на уроке музыки...
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка» (с учетом видов деятельности и программных требований)
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка» (с учетом видов деятельности и программных требований). Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением...