КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В БАСКЕТБОЛЕ
методическая разработка на тему

Попов Владимир Владимирович

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В БАСКЕТБОЛЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_otsenki_ped_kontrolya_v_basketbole.docx229.17 КБ

Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В БАСКЕТБОЛЕ

Основные формы и методы педагогического контроля


         Под
педагогическим контролем следует понимать систему получения информации о состоянии спортсмена, о ходе тренировочного процесса и исполнении планов подготовки команд и спортсменов.

          Основная задача контроля заключается не столько в том, чтобы отмечать фактическое положение дел, те или иные недостатки, сколько в умении на основе полученной информации своевременно внести соответствующие коррективы, чтобы повысить результативность процесса подготовки. Педагогический контроль можно осуществлять как в процессе тренировочных занятий, так и в процессе соревнований.
         Педагогический контроль в процессе тренировочных занятий осуществляется по следующим основным формам: отношение занимающихся к тренировочному процессу; эффективность применяемых средств тренировки; состояние тренированности.
         Контроль за отношением спортсменов к занятиям осуществляется по данным учета посещаемости, по оценке поведения и деятельности занимающихся на занятиях. Критерием оценки служат данные о регулярности посещения занятий, степень проявления занимающимися в процессе занятий активности и самостоятельности, трудолюбия и настойчивости, сосредоточенности внимания и дисциплинированности.
Применяемые средства тренировки контролируются записями в журнале тренировочных занятий. Критерием оценки является степень соответствия содержания тренировочного занятия плановому. Тренировочные нагрузки контролируются по трем направлениям: объему, интенсивности и переносимости нагрузок занимающимися. При контроле за объемом тренировочных нагрузок регистрируются длительность каждого занятия и время, затрачиваемое на 'отдельные упражнения и разделы подготовки. Интенсивность тренировочных нагрузок проверяется при помощи условного определения интенсивности каждого упражнения и каждого тренировочного занятия (максимальная, средняя, малая).
       
Контроль за эффективностью применяемых средств тренировки ведется по разделам подготовки. Работа по физической (общей и специальной) и технической подготовке проверяется контрольными упражнениями и систематическими визуальными наблюдениями за качеством выполнения движений. Критерий оценки - соответствие показанных результатов в контрольных упражнениях плановым индивидуальным заданиям. Контроль за тактической подготовкой заключается в вынесении периодических оценок в упражнениях и играх. Критерий оценки - степень эффективности выполнения игровых действий в защите и нападении с учетом выполняемых игроками функций. Психологическая подготовка контролируется периодическими оценками, выставляемыми игрокам за проявление ими: целеустремленности, смелости и решительности в игровых действиях в защите и нападении; игровой выдержки и самообладания, воли в борьбе с утомлением при больших тренировочных нагрузках, чувства товарищества. Критерий оценки - степень проявления указанных качеств. Контроль за теоретической подготовкой проводится на зачетах и собеседованиях по заданным темам. Степень знаний занимающихся является в данном случае критерием оценки.

         Контроль за степенью тренированности производится выполнением контрольных упражнений и фиксацией показателей самоконтроля (вес, сон, аппетит, самочувствие). Критерием оценки можно считать сопоставление результатов, показанных игроками в контрольных упражнениях, а также сравнение данных самоконтроля с основными показателями и данными врачебного контроля.
       
Педагогический контроль в процессе соревнований осуществляется по следующим разделам: отношение участников к соревнованиям; выполнение отдельными игроками и командой тактического плана игры и эффективность их действий; технические показатели игроков и команды; переносимость игроками соревновательных нагрузок.
       
Отношение игроков к соревнованиям проверяется при помощи оценки поведения игроков до начала соревнований, в ходе игры и после, ее окончания. Критерием оценки служит степень проявления игроками дисциплинированности и инициативы во всех игровых действиях, игровой выдержки и самообладания, воли к победе.
       
Контроль за выполнением отдельными игроками и командой в целом тактического плана игры и контроль за их действиями проводится выставлением оценок игрокам и команде за творческое претворение в игре индивидуальных, групповых и командных заданий и за успешность их действий в нападении и защите. Критерий оценки - степень выполнения игроками и командой тактического плана игры и степень успешности их действий в нападении и защите.
       
Технические показатели команды в целом и отдельных игроков контролируются с помощью основных технических показателей: бросков (с игры и штрафных), взятия мяча, отскакивающего от своего щита и щита противника, потерь мяча, результативных передач и т.п. Критерий оценки - соответствие показанных результатов плановым индивидуальным и командным заданиям.
         
Переносимость соревновательных нагрузок определяется по внешним признакам, по жалобам на усталость, по снижению результативности игровых действий (особенно при выполнении бросков и при действиях в защите), по ухудшению поведения игрока (потеря выдержки и самообладания, раздражительность и т.п.). Общая оценка за игру складывается из оценок, полученных баскетболистом по всем разделам контроля, вносится в журнал или дневник тренера. Педагогический контроль осуществляется не только в процессе тренировочных занятий и соревнований. Он должен по возможности охватывать многогранную деятельность спортсмена. Важно знать, в какой мере воспитываемые на занятиях и соревнованиях качества и навыки переносятся в производственную деятельность, учебу, быт.
         
Методы педагогического контроля:

1) педагогическое наблюдение;

2) объективная и экспертная (субъективная) оценка результатов тренировочного процесса и соревнований;

3) анализ и синтез данных педагогического, врачебного контроля, учета и самоконтроля;
4) беседы, опрос, проверка, зачет, изучение поведения занимающихся в быту, на работе, в учебе.
         
Метод педагогического наблюдения используется в процессе занятий и соревнований. В поле зрения тренера - поведение задающихся, активность, эмоциональное состояние, дисциплина выполнения ими упражнений и заданий, а также то, как они переносят тренировочные и соревновательные нагрузки.
         
Метод объективной оценки применяется для оценки качественных сдвигов у занимающихся. Он осуществляется с помощью различных регистрирующих приборов и приспособлений, киносъемки и видеомагнитофонной записи, системы контрольных упражнений по видам подготовки и системы контрольных заданий по технико-тактическим показателям в соревнованиях.
         
Метод экспертных оценок служит для оценки тех показателей, которые не подвергаются объективной оценке (например, оценка качества овладения заслонами, переключениями, проявление инициативы, решительности), а также для комплексной (суммарной) оценки подготовленности игроков по видам подготовки (физической, технической, тактической, психологической) и для оценки их участия в тренировочных занятиях и в соревнованиях. При комплексной оценке определяют компоненты, входящие в комплексную оценку, потом дают оценку по каждому компоненту, а затем в зависимости от частных оценок выводят общую оценку. Для применения экспертных оценок разрабатывается шкала оценок. Обычно применяется пятибалльная система оценок (5 - «отлично», 4 - «хорошо», 3 - «удовлетворительно», 2 - «плохо»). Например, нужно оценить качество выступления баскетболиста в контрольной или календарной встрече. Предположим, что для оценки были взяты следующие моменты: 1) отношение к игре, 2) активность и эффективность действий в нападении, 3) активность и эффективность действий в защите, 4) самообладание и воля к победе. По каждому из перечисленных компонентов игрок получил следующие оценки: 5, 3, 4, 4. Складываем эти оценки, получаем сумму 16 баллов. Полученную сумму делим на количество компонентов (16:4 = 4).В нашем примере игрок получает за выступление в данной встрече 4 балла, т.е. «хорошо».
         
Метод анализа и синтеза - основной метод педагогического контроля. Целесообразность и эффективность направляемой тренером деятельности прямо пропорциональна точности анализа педагогических наблюдений и учета. Недооценка анализа или синтеза отрицательно сказывается на результатах тренировки. Применение этого метода дает возможность непрерывно совершенствовать план подготовки. Например, годовой план подготовки при применении этого метода корректируется столько раз в году, сколько имеется рабочих планов, так как анализ осуществления предыдущего рабочего плана дает возможность внести соответствующие коррективы при составлении очередного рабочего плана.

Значение и виды педагогического учета в спортивной деятельности

Одним из важнейших условий получения своевременной, полной и точной информации о ходе подготовки игроков и команды является хорошо организованный учет. Учету подлежат: весь процесс подготовки, выполнение планов тренировочных занятий, выступления команд в соревнованиях, данные педагогического и медицинского контроля.              

           Применяется три вида учета: текущий, этапный, итоговый.
1)
Текущий учет - основной. Отражает всю учебно-воспитательную работу, проведенную за день. Сюда входят регистрации посещаемости, учет отношения занимающихся к тренировкам и соревнованиям, учет тренировочных нагрузок, учет изученного материала и качества его усвоения, результатов соревновании, культурно-массовых и политико-воспитательных мероприятий, основных данных врачебного контроля.
2)
Этапный учет проводится с целью подведения итогов тренировочной и воспитательной работы за срок действия рабочих планов, т.е. за этап (месяц) или период тренировки. Ведется по разделам, соответствующим разделам рабочих планов, и дополняется суммарными данными по основным разделам педагогического контроля.

3)
В итоговом учете подводятся итоги тренировочной, соревновательной и воспитательной работы за срок действия текущих и перспективных планов, т.е. за зимний или летний тренировочный цикл, за год. Командный итоговый учет ведется соответственно разделам текущих и перспективных планов, а индивидуальный - разделам индивидуальных планов. Документами для учета являются журнал, дневник тренера и дневник спортсмена.
         
Журнал необходим в каждой группе или команде, предназначен для ведения текущего учета.
         Основные разделы журнала:
1) списочный состав и личные данные о занимающихся (год рождения, рост, национальность, образование, место работы или учебы, спортивный разряд, домашний адрес);

2)учет посещаемости;
3) учет пройденного материала;

4) учет успеваемости (результаты выполнения контрольных упражнений, нормативов);

5) учет результатов участия в соревнованиях.

          Дневник тренера - комплексный документ, отражающий все виды планирования и учета тренировочной и воспитательной работы.
         Основные разделы дневника тренера:

  1. списочный состав и личные данные о занимающихся;
  2. учет посещаемости;
  3. перспективный план подготовки;
  4. годовые планы подготовки;
  5. рабочие планы подготовки;
  6. учет пройденного материала;
  7. учет результатов контрольных заданий и контрольных испытаний;
  8. учет результатов участия в соревнованиях;
  9.  учет выполнения рабочих планов;
  10.  учет выполнения годовых планов.

Ведение дневника спортсмена способствует более сознательному отношению к процессу тренировки и участию в соревнованиях, а также к советам тренера и врача.
Дневник спортсмена содержит следующие разделы:

  1. личные данные спортсмена;
  2. характеристики физической, технической, тактической и теоретической подготовки;
  3. перспективный план подготовки;
  4. годовые планы подготовки;
  5. этапные (рабочие) планы подготовки;
  6. контрольные задания и результаты их выполнения;
  7. результаты участия в соревнованиях;
  8. ежедневные записи по каждому занятию и соревнованию с критическим анализом выполнения индивидуальных заданий и записью данных самоконтроля (пульс, вес, самочувствие);
  9. учет выполнения этапных планов подготовки;
  1. учет выполнения годовых планов подготовки;
  2. учет выполнения перспективного плана подготовки;
  3. данные врачебных осмотров.

          Как бы хорошо ни был спланирован учебный материал, нельзя абсолютно точно заранее предсказать, каков будет результат его педагогических воздействий, сколько и конкретно кто из учеников освоит, допустим, технику броска одной рукой от плеча, а кто не справится с этой задачей в течение отведенного времени. Значит, нужно постоянно контролировать учебный процесс, своевременно проверять и оценивать уровень знаний, двигательных умений, навыков, степень физической подготовленности занимающихся. Это позволит определить их сильные и слабые стороны и внести необходимые коррективы в проведение занятий. Правильная, систематическая оценка успеваемости выполняет не только контрольную, но и воспитывающую функцию. При подготовке и непосредственно в ходе контрольных испытаний углубляются теоретические знания, закрепляются разучиваемые двигательные навыки, растет уровень развития двигательных качеств.

          Какие же стороны подготовленности учащихся следует оценивать на уроках баскетбола? Регулярной проверке и оценке успеваемости подлежат:

— техника изучаемых двигательных действий;

— уровень развития быстроты, скоростно-силовых качеств и прыжковой выносливости;

— знание правил, теории и методики игры.

          Для оценки техники движений в практике физического воспитания обычно используют экспертную оценку качества выполнения технического приема и педагогические контрольные испытания. В первом случае учитель, наблюдая за выполнением определенного приема тем или иным учеником, выявляет различные неточности в движениях и в зависимости от их количества оценивает техническую подготовленность:

— отлично—отсутствие ошибок или незначительное отклонение в подготовительной и заключительной фазах;

— хорошо — одна-две мелкие ошибки в основной фазе или до двух существенных в подготовительной и заключительной;

— удовлетворительно — одна грубая ошибка в основной фазе приема и несколько существенных искажений в остальных фазах;

— неудовлетворительно — ряд грубых ошибок в различных частях двигательного действия, резко нарушающих его форму.

          Таким способом оценивают технику, в основном на начальных стадиях освоения двигательного навыка. На этапе закрепления и совершенствования предпочтение отдают более объективному методу — педагогическим контрольным испытаниям (тестам). Суть тестирования заключается в том, что ученики пытаются добиться наивысшей для себя результативности, многократно выполняя в специально созданных стандартных условиях тот или иной технический прием. При тестировании техники перемещения приставными шагами в защитной стойке они будут стремиться преодолеть дистанцию за минимальное время, при оценке навыков броска попытаются как можно большее число раз попасть в корзину и т. д.

Технология обучения игровым приемам

В процессе обучения отдельным игровым приемам выделяют несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов, в ходе которых с помощью специфических методов и средств решаются конкретные дидактические задачи.

1. Ознакомление с приемом.

Задача: создать четкое представление об изучаемом элементе техники.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Средства обучения:

  • сообщение сведений о приеме, его месте и значении в игре;
  • показ правильной техники выполнения приема;
  • демонстрация плакатов, схем, кино-, фото- и видеоматериалов.  

2. Изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях.

Задача: освоить основную структуру игрового приема.

Методы обучения: практический   (целостного  и  расчлененного  упражнений).

Средства обучения:

  • подводящие упражнения, базирующиеся на последовательном по фазном воспроизведении исходного положения, основных звеньев и деталей техники приема, включая фиксацию «граничных поз» (расположения звеньев тела в момент смены подготовительной, основной и завершающей фаз движения);
  • выполнение приема при искусственном ограничении степеней свободы и амплитуды движения (например, при обучении броскам одной рукой с места учитель может с помощью картонной или фанерной планшетки принуждать занимающегося выполнять разгибательное движение бросающей рукой в одной плоскости т. е. исключить грубую ошибку, связанную с отклонением локтя в сторону);
  • выполнение приема на контролируемой скорости.

3. Углубленное разучивание приема.

Задача: освоить детали техники выполнения приема.

Методы обучения: практический (целостного упражнения с избирательной отработкой деталей техники); игровой и соревновательный.

Средства обучения:

  • целостное выполнение разновидностей приема на соревновательной скорости;
  • упражнения в усложненных условиях (без зрительного контроля, с пространственно-временными ограничениями, в условиях условного противодействия);
  • воспроизведение приема в сочетании с другими игровыми действиями; соревнования на быстроту и точность выполнения.

4. Целостное формирование двигательного навыка.

Задача: взаимосвязано совершенствовать технику и развивать специфические физические качества, необходимые для эффективной реализации данного игрового приема.

Методы обучения: сопряженных воздействий, круговой тренировки, игровой.

Средства обучения:

  • упражнения сопряженного характера (например, серийное выполнение передачи одной рукой от плеча набивным мячом);
  • чередование упражнений на технику и на развитие физических способностей (например, ведение мяча на месте с элементами жонглирования, далее — серия рывков без мяча); игровые задания комплексного характера;

эстафеты и подвижны игры, предполагающие максимальную реализацию физического потенциала и качественное выполнение приема.

5. Ситуационное изучение приема.

Задача: совершенствовать технику в условиях, приближенны к игровым.

Методы обучения: практический (целостного упражнения); моделирования ситуаций игрового противоборства.

Средства обучения:

  • упражнения с воспроизведением конкретного приема в заданных ситуациях или с его вариативным применением в ответ на изменение обстановки (зрительный, звуковой сигнал);
  • выполнение приема в ситуациях безусловного (активного) противодействия; взаимодействие с партнером в условиях, моделирующих игровые.

6. Закрепление приема в игре.

Задача: развивать способность максимально воспроизводить свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства.

Методы обучения: игровой, соревновательный.

Средства обучения:

  • упражнения соревновательного характера;
  • подвижные, подготовительные и учебные двусторонние игры, включая игры с целевым изменением правил (например, для акцентированного совершенствования передачи мяча одной рукой вводится запрет на все другие способы передач);
  • участие в соревнованиях; выполнение заданий, требующих скоростного и качественного применения приема в обстановке состязания при внезапно возникающем противодействии или при неожиданной смене игровых ситуаций.

Контрольные упражнения на физическую подготовленность игроков

          Для оценки развития качеств силы, скорости, силовой выносливости, уровня работоспособности и спортивной формы мы использовали батареи тестов.

№ п/п 

Физические качества

Описание тестов

Кол-во попыток

Примечание

1.

Скоростно-силовые качества

1. Каждое упражнение из своего исходного положения выполняется на скорость в течение 10 сек., отдых между упражнениями 30 секунд.

5

Единицы измерения:
1. Кол-во повторений;
2. Частота сердечных сокращений;
3. А/Д

2. Все пять упражнений выполняются поточно. Каждое упражнение выполняется в течение 10 сек. Общее время 50 сек. 

1

 

 

3. Прыжок в длину с места

3

см

4. Бросание ядра (4 кг)

3

м

5. Бег 30 м

1

сек

2.

Силовая выносливость

1. Каждое упражнение выполняется в течение 30 секунд, отдых между упражнениями 60 секунд.

5

Тесты для учащихся  студентов, занимающихся по индивидуальному плану

2. Каждое упражнение выполняется в течение 30 секунд, отдых между упражнениями 30 секунд.

5

 

Тест для студентов спецгруппы со слабой физической подготовкой. 

3. Три первых упражнения выполняются в течение 60 сек., каждое приседание на левой и правой ноге – по 30 секунд, отдых между упражнениями 60 секунд.

5

 

Тест для учащихся и студентов с СС патологией с удовлетворительной физической подготовкой.

4. Три первых упражнения выполняются по 60 секунд каждое приседание на левой и правой ноге по 30 секунд и все 5 упражнений по 60 секунд. Общее время 4-5 минут.

1

Тесты выполняют учащиеся и студенты с хорошей физической подготовкой без отклонений в состоянии здоровья.

3.

Уровень работоспособности

1. Каждое упражнение выполняется из своего исходного положения в оптимальном темпе и напряжении без нарушения техники выполнения до появления дискомфортных ощущений (до отказа), отдых между упражнениями 2-3 минуты.

5

Данные тесты в 3-х режимах работы выполняются после одного месяца занятий физическими упражнениями.

4.

Общая выносливость

1. Бег 5000, 8000, 10000 км со скоростью 2-2,5 м/сек. 

 

 

1

Минуты. Данный тест или тесты выполняются не ранее, чем через 3, 5, 6 месяцев после начала практических занятий.

2. Бег 20 км и 42 км 195 м в оптимальном для себя или доступном темпе со скоростью 2,3,5 м/сек.

1

Тест выполняется после 8-10 месяцев тренировочных занятий.

5.

Спортивная форма

1. Каждый тест выполняется из своего исходного положения поточно:

1

 

 

Минуты. Данный тест или тесты выполняются не ранее, чем через 3,5,6 месяцев после начала практических занятий

а) 50 сек. (5*10) + 2-3 мин. отдыха
б) 5 мин. (5*60) + 2-3 мин. отдыха
в) 1 упр. – 20 повторений + 20 мин. отдыха

1

 

Тест выполняется после 8-10 месяцев тренировочных занятий.

 

2,3,4,5 упражнения то же самое

5

Данный комбинированный стандартный тест выполняют спортсмены – разрядники и мастера спорта, занимающиеся различными видами единоборства

Контрольные упражнения на техническую подготовленность игроков

Описание тестов

  1. Передвижение в защитной стойке.

Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра испытуемый перемещается спиной в защитной стойке, после каждого ориентира изменяет направление. От центральной линии выполняет рывок лицом вперёд к лицевой линии на исходную позицию. Фиксируется общее время (с). Для всех групп одинаковое задание. Тренеру обратить внимание не только на время прохождения дистанции, но и  на положение ног и технику их передвижения (низкая стойка шире плеч, во время передвижения скрещивание ног категорически не допускается,  руки раздвинуты в стороны и согнуты в локтях, ладони развёрнуты вперёд)

Инвентарь: 3 стойки (примерное расстояние, которое должен пройти игрок равно 32-35 м)

  1. Скоростное ведение

Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра учащийся-спортсмен начинает ведение левой рукой в направлении первых ворот ( две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на правую руку перед воротами, затем проходит внутри ворот и т.д. Каждый раз проходя ворота, игрок должен выполнить перевод мяча и менять руку. Преодолев последние, пятые ворота, игрок выполняет ведение правой рукой и бросок в движение на 2-х шагах (правой рукой). После броска игрок подбирает мяч под кольцом и начинает движение в обратном направлении, только ведёт правой рукой, а в конце, преодолев последние ворота, выполняет ведение левой рукой и бросок в движении на 2-х шагах левой рукой. Тренеру обратить внимание не только на время прохождения дистанции, но и на технику выполнения упражнения.  Не должно быть ошибок во время ведения таких как пробежка, дв. ведение, потеря мяча во время ведения, соблюдение баскетбольной стойки (ноги полусогнуты, голова поднята и смотрит вперёд)!

Инвентарь: 10 стоек, 1 баскетбольный мяч для стандартного зала. Для зала уменьшенных размеров нужно 6 стоек, 1 баскетбольный мяч.

Общие методические указания

для ГНП

-перевод выполняется с руки на руку перед собой

-задание выполняется 3 дистанции (6 бросков) для  малого зала и 2 дистанции (4 броска) для стандартного зала. (26х14)

2) для УТГ

-перевод выполняется с руки на руку под ногой

-задание выполняется 4 дистанции (8 бросков) для  малого зала и 3 дистанции (6 бросков) для стандартного зала.

Фиксируется общее время и общее количество заброшенных мячей. В протокол записывается время, за каждый забитый мяч отнимается 1с.  

Схема передвижения игрока в стандартном зале (26х14)

  1. Передачи мяча

Игрок стоит лицом к центральному кольцу. Выполняет передачу в щит, подбирает мяч в высшей точке под кольцом и передаёт его помощнику №1  и начинает движение к противоположному кольцу, получает обратно мяч и передаёт его помощнику №2  и т. д. После передачи от помощника №3 игрок должен выполнить атаку в кольцо. Подбирает  мяч и повторяет тот же путь к противоположному кольцу. Тренеру обратить внимание не только на время прохождения дистанции но и на технику выполнения упражнения.  Не должно быть ошибок во время  ведения и передач: (пробежки, дв. ведение, потери мяча во время ведения и передач). Передачи должны быть точными и чёткими. Важен выбор помощников для выполнения упражнения!

ОМУ:

для ГНП

-передачи выполняются одной рукой от плеча или двумя руками от груди по воздуху.

-задание выполняется 3 дистанции (6 бросков) для  малого зала и 2 дистанции (4 броска) для стандартного зала.

2) для УТГ

-передачи выполняются одной рукой от плеча или двумя руками от груди об пол

-задание выполняются 4дистанции (8 бросков) ) для  малого зала и 3 дистанции (6 бросков) для стандартного зала.

Фиксируется общее время выполнения и количество попаданий.

В протокол записывается время, за каждый забитый мяч отнимается 1 с.

Инвентарь: 1 баскетбольный мяч и три помощник для стандартного зала (26х14). Для зала уменьшенных размеров 1 баскетбольный мяч и два помощника.

  1. Броски с дистанции

   Для ГНП

Игрок выполняет 10 бросков с 5-ти указанных точек 2 раза – туда и обратно.

Фиксируется количества попаданий.

Для УТГ

Игрок выполняет по 2 броска с 5 точек. С каждой точки: первый – в трёхочковой зоне, второй – в двухочковой. На выполнение задания даётся 2 мин. Игрок после броска сам подбирает и ведёт мяч к указанным точкам. Тренер должен следить за тем чтобы игрок не допускал технических ошибок во время подбора и ведения мяча (пробежка, дв. ведение и т.д.) Если баскетбольная площадка в спортивном зале меньших размеров, то броски из-за  линии дальних бросков не делаются, а делаются по два броска с 3,4 или 5 метров от кольца в зависимости от размеров зала с пяти указанных точек.

Фиксируется количество бросков и очков.

Схема расположения точек, с которых игрок осуществляет броски

  1. Штрафные броски

Для УТГ

Игрок выполняет 10 зачётных штрафных бросков с места предназначенного для пробития штрафных бросков. На каждый штрафной бросок отводится 5 секунд. Для выполнения упражнения потребуется помощник, который подбирает мячи под кольцом и подаёт их обратно в зону штрафных бросков.

(Стандартное расстояние от кольца до линии штрафного броска  4.2 м)

Рекомендуемая методика обработки результатов тестирования и критерии оценки

Индивидуальные результаты тестирования по физической и технической подготовки заносятся в отчётные протоколы.   С помощью таблиц нормативных оценок по физической и технической подготовки  распределяются по уровням готовности, которым соответствует

определённое количество баллов.

Уровень готовности

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

5 баллов и выше

От 4.5 баллов до 5 баллов

От 3 баллов до 4.5 баллов

2.5 баллов до 3 баллов

2.5 балла и ниже

Уровень готовности баскетболиста определяется путём вычисления среднеарифмети-

ческого значения суммы полученных баллов. Групповой уровень определяют путём суммирования средних баллов и последующего деления полученной суммы на число участников тестирования

Подведение итогов

 Тестирование проводится два раза в год. В начале учебного года тренер-преподаватель на основание  данных тестирования планирует учебно-тренировочный процесс. В конце года после повторного тестирования делается вывод о динамике показателей физической и технической готовности спортсменов. Эффективности работы, разрабатывают план работы на следующий год, индивидуальной летней работы.

По итогам тестирования готовится текстовая справка, диаграмма итоговая таблица.

Уровень готовности

Характеристика уровня

Высокий

Должный уровень подготовки спортсмена

Выше среднего

Базовый уровень, хорошее развитие

Средний

Базовый уровень, достаточное развитие

Ниже среднего

Базовый уровень, недостаточное развитие, корректировка планирования

Низкий

Низкое развитие, повторное прохождение программы, коррекционные занятия в группах ОФП и ЛФК

Учебно-тренировочный процесс в группе подлежит корректировке, если 15% учащихся-спортсменов  показали уровень готовности ниже среднего. Те же действия осуществляются тренером-преподавателем, если уровень ниже среднего выявлен по одному из качеств

Оценка и контроль соревновательной деятельности баскетболистов

Контроль соревновательной деятельности ведется на основе оценки соревновательной нагрузки и эффективности технико-тактических действий. В баскетболе наиболее простым способом соревновательная нагрузка определяется количеством соревнований количеством игр и временем, затраченным на их проведение.

Из-за высоких физической и психической нагрузок объем официальных матчей баскетболистов в детско-юношеском футболе – определяется двумя часами. Во время, затраченное на игру, входят подготовка к матчу, разминка перед матчем, время матча и время перерывов.

Оценка эффективности соревновательной деятельности проводится на основе педагогических наблюдений за технико-тактическими действиями звеньев команды и каждого игрока, по экспериментально-обоснованной методике.

Таблица соревновательной нагрузки

Группа/учащийся-спортсмен

Количество соревнований

Количество игр

Часов затраченных на игру

Показатель от утверждённого кал. плана

Оценка и контроль тренировочной деятельности

Контроль тренировочной деятельности ведется на основе оценки тренировочной нагрузки и эффективности тренировочной деятельности.

Нагрузка оценивается по показателям объема и интенсивности, при этом за показатель объема принимается суммарное количество выполненной тренировочной работы в часах, а за показатель интенсивности - ее напряженность (в баллах), которая определяется количеством технико-тактических действий, выполняемых в единицу времени, скоростью, темпом и др.

К показателям объема следует отнести количество:

• тренировочных дней;

• тренировочных занятий;

•  часов, затраченных на тренировочные занятия.

Таблица объёмов тренировочной нагрузки

Группа/учащийся-спортсмен

Тренировочные дни

Кол. в уч. году

Тренировочные занятия

Кол. в уч. году

Часы затраченные на занятия

Кол. в уч. году

Показатель от запланированного

объёма

Для более объективной оценки тренировочной нагрузки необходимо определение ее частных объемов по видам подготовки (физической, технической, тактической и игровой), по характеру и направленности.

Эффективность тренировочного процесса определяется по степени выполнения тренировочных заданий в занятиях, по динамике контрольных показателей технико-тактической и физической подготовленности, по результатам официальных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценок контроля успеваемости учащихся

Приведены основные критерии контроля успеваемости учащихся с помощью традиционной пятибалльной шкалы оценок, указаны основные условия, при которых оценка служит стимуляции интереса детей к занятиям му...

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

Критерии оценки текущего и итогового  контроля по предмету «Музыка» (с учетом видов деятельности и программных требований) Слушание музыки   Освоение  и систематизация знаний о ...

«Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки».

«Критерии оценок на уроках музыки. Педагогические размышления об оценке на уроках музыки»....

«ЕГЭ, ГИА и другие формы мониторинга, итогового контроля. Критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку и литературе»

Важным фактором, определяющим конкурентоспособность образовательной системы, является качество образования. При изменении характера и задач образования, при переходе на новые образовательные стандарты...

Аппарат контроля. Критерии оценки знаний и навыков учащихся по теме: «Хохломская роспись».

Блок уроков росписи по дереву. Хохломская роспись.Критерии оценки знаний и навыков учащихся по теме: «Хохломская роспись».Тест по изобразительному искусству...

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»

критерии оценивания учащихся на уроке музыки...

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка» (с учетом видов деятельности и программных требований)

Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка» (с учетом видов деятельности и программных требований). Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением...