«ЕГЭ, ГИА и другие формы мониторинга, итогового контроля. Критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку и литературе»
статья на тему
Важным фактором, определяющим конкурентоспособность образовательной системы, является качество образования. При изменении характера и задач образования, при переходе на новые образовательные стандарты необходимо менять и систему оценки его качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriterii_otsenki.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Калина Виктория Геннадьевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край
«ЕГЭ, ГИА и другие формы мониторинга, итогового контроля. Критерии оценки уровня подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку и литературе»
Выйти на уровень, соответствующий потребностям и запросам постиндустриального общества - основная цель реформ отечественной системы образования, проводимых в последние 20 лет. В связи с этим возникает вопрос: насколько конкурентоспособно российское образование в условиях технологического прогресса, процесса глобализации и усиления конкуренции в сфере образования?
Поскольку наша страна уже вошла в мировое сообщество и старается ориентироваться на соответствующие ценности, то и определение качества образования должно опираться на универсальные ключевые компетенции с учётом национальных особенностей развития образования и специфики социально-экономического контекста в целом.
Важным фактором, определяющим конкурентоспособность образовательной системы, является качество образования. При изменении характера и задач образования, при переходе на новые образовательные стандарты необходимо менять и систему оценки его качества. Принятая ещё в тридцатые годы 20-го века трёхбалльная система оценивания знаний обучающихся явно себя изжила. Во-первых, она не соответствует рекомендациям Болонского комитета; во-вторых, эта система субъективна: обучающийся находится в полной зависимости от отношения к нему преподавателя. В настоящее время модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам. Большая надежда в этом направлении возлагается на ФГОС, а чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования.
Одним из новых инструментов оценки качества образования на этапе школа – вуз является ЕГЭ. В 2009 году вступил в силу закон, согласно которому был введён централизованно проводимый Единый государственный экзамен, являющийся одновременно единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузе. Руководители вузов единогласно отмечают, что с одной из своих главных задач – обеспечить доступность к качественному образованию лучших учеников из всех регионов страны – ЕГЭ справился. Что же касается второй основной задачи ЕГЭ – стать инструментом более объективной и более эффективной оценки итогов обучения в школе, то её вряд ли можно считать полностью решённой: получая результаты тестов, вуз видит лишь некий средний балл, но не видит сильные и слабые стороны подготовки абитуриента по конкретным разделам учебной дисциплины; школьников стали готовить не столько по школьной программе, сколько по программе ЕГЭ, т.е. это не подготовка, а скорее дрессировка, натаскивание на решение заданий определённого типа; тестовая форма исключает возможность преподавателя оценить индивидуальные особенности ученика; изменилась мотивация к поступлению: раньше шли по призванию, а теперь главное – занять бюджетное место, т. е. неважно, где и в каком вузе учиться, лишь бы этот вуз был престижным. Хочется отметить и то, что в РФ сохраняется огромная разница в условиях обучения школьников, проживающих в крупных городах и в провинции, особенно в сельской местности, что высокие баллы по ЕГЭ зачастую есть результат занятий ребёнка с репетитором, а не итог обучения в школе по данному предмету и получается, что страдают дети из малообеспеченных семей. Наконец, нельзя не отметить и мнение бывшего министра образования А. А. Фурсенко: «…результаты ЕГЭ – это не показатель уровня образования российских детей»; «…качество образования и результаты ЕГЭ – это далеко не одно и то же».
Таким образом, ЕГЭ можно признать инструментом оценки качества образования на этапе школа – вуз при условии серьёзной доработки этого механизма. Единый государственный экзамен, оставаясь основным, не должен быть единственным способом проверки качества образования. Будущее за независимым оцениванием – это перспективная форма проверки знаний школьников. Выпускники каждой ступени, пройдя независимое оценивание, должны доказать, что они достойны обучаться на следующей ступени. Но и ЕГЭ и ОГЭ, должны иметь «человеческое лицо».
Важнейшей задачей каждой школы является эффективная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации. Это длительная и кропотливая работа учителя. Поэтому целесообразно её начинать с первого года изучения предмета. Чтобы эффективно подготовить школьника к итоговой аттестации учитель должен постоянно осуществлять мониторинг и контроль за усвоением обучающимися учебного материал по предмету.
Мониторинг –комплекс информационно-оценочных средств и структурированных процессов по поводу состояния качества системы образования.
Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации. По определению контроль — это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
Главной организационной формой обучения в средней школе является урок, потому что только на нём реализуется учебная программа. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. Если на уроках использовать эффективные виды и формы контроля знаний, то показатель качества знаний учащихся будет возрастать.
При подготовке к итоговой аттестации в 9 классе по русскому языку особое внимание необходимо уделить работе по аудированию. У школьников недостаточно сформирован комплекс умений, проверяемых при написании сжатого изложения. Существует проблема освоения учениками лексического богатства русского языка, поэтому в школе необходимо больше внимания уделять обучению разным видам чтения, особого внимания заслуживает медленное чтение. В процессе обучения нужно формировать аналитические навыки обучающихся, для чего следует усилить работу по разноаспектному лингвистическому анализу текста на уроках русского языка.
Учитель русского языка должен осознавать, что компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, но само формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности строится на основе предметных знаний о системе русского языка и об особенностях использования этой системы в разных условиях общения. Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе требует от учителя более активной работы и по обучению сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
Уже в 5-6 классах следует вовлекать в оценочную деятельность обучающихся, использовать не только оценку ученика учителем, но и взаимооценку учеников в коллективе по разработанным вместе с учащимися критериям, самооценку учащегося.
Обновление содержания литературного образования происходит с учётом необходимости обеспечения развивающего потенциала обучения, системно-деятельностного подхода в преподавании литературы, ориентации на комплекс умений, лежащих в основе компетенций с учётом тех требований, которые заложены в Федеральный государственный стандарт общего образования. Содержание образовательной области «Филология» базируется на основах фундаментальных наук и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей каждого народа – носителя языка, а также в процессе межкультурной коммуникации.
Итоговое сочинение в выпускных классах – это надпредметная форма итоговой проверки речевых компетенций, формируемых у школьников на большинстве из изучаемых ими предметов. Такая итоговая письменная работа должна проверять способность выпускника создавать развёрнутое, логически выстроенное и аргументированное высказывание по самостоятельно выбранной им из данного круга вопросов проблеме.
Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования обучающихся также является полноправным разделом примерной программы по литературе для основного общего образования.
Так, в 5 – 6 классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений; в 7 – 8 классе – не менее 5 сочинений; в 9 классе – не менее 6; в 10 – 11 классах – не менее 7.
Создание развёрнутого высказывания на литературную тему по-прежнему остаётся наиболее сложным и значимым для экзаменуемых видом работы. Закономерно, что результаты выполнения таких заданий имеют большое значение для выявления уровня подготовки выпускника по литературе и, следовательно, характеризуются высокой дифференцирующей способностью. Традиционно трудными для выпускников являются также «контекстные» задания. Главными предпосылками успешной сдачи экзамена по литературе следует считать знание текстов художественных произведений, обязательных для изучения.
Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным т.е. систематическим. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учёбе, позволяет выявить индивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход в обучении. Она даёт более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.
Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся необходимо сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с итогово-тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы, со систематическим освещением результатов контроля.
Все используемые формы контроля направлены на одно — включение в работу всех учащихся класса вне зависимости от их способностей и трудолюбия. Важен не тот метод, который используется учителем на уроке для осуществления контроля за знаниями учащихся, а его результативность, так как все виды и формы проверки знаний направлены на развитие самостоятельной когнитивной деятельности учащихся, на развитие внимания воображения, памяти, аналитических способностей, речи учащихся, на проверку знаний фактического материала и умений оперировать фактическим материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по информатике и ИКТ для оценки качества подготовки выпускников основной школы
Представлено 6 вариантов итоговых тестов по оценке качества подготовки выпускников основной школы. Каждый вариант содержит по 24 вопроса, с помощью которых учитель может проверить качество усвоения ма...
Технология уровней дифференциации в основной и средней школе.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ...
Основные требования к познавательной деятельности выпускников основной и средней школы по предмету «Мировая художественная культура» (базовый уровень)
В статье говорится о способах проверки уровня подготовленности учащихся по предмету МХК и о том, какими знаниями и умениями базового уровня должны овладеть выпускники основной и средней школы по...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2016-2021 г. учителя русского языка и литературы Гирфанова Р.Р.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2016-2021 г. учителя русского языка и литературы Гирфанова Р.Р....
Критерии оценки учебной деятельности уч-ся 5-9 кл. по русскому языку и литературе.
Критерии оценки учебной деятельности уч-ся 5-9 кл. по русскому языку и литературе....
Модель выпускника основной и средней школы
Модель выпускника основной и средней школы...
План работы с родителями по подготовке выпускников 9 класса к ОГЭ по русскому языку
План работы с родителями по подготовке выпускников 9 класса к ОГЭ по русскому языку...