Индивидуальный план самообразования
материал на тему
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план
повышения профессионального уровня
на межаттестационный период 2011-2016 г.г.
педагога ГБОУ «Чистопольский детский дом»
Реутиной Л.Р.
Повышение профессионального уровня педагога,
через его самообразование.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основными принципами самообразования являются:
- непрерывность;
- целенаправленность;
- единство общей и профессиональной культуры;
- взаимосвязь и преемственность;
- доступность;
- опережающий характер;
- перманентность перехода от низкой ступени к высшей;
- вариативность и др.
Объект: процесс повышения профессионального уровня педагога.
Предмет: самообразование педагога, обеспечивающее развитие профессионального уровня педагога.
Цель: разработка комплекса мероприятий направленных на формирование навыков самостоятельной работы по самообразованию.
Задачи:
- поддерживать интерес к самостоятельному решению конкретных проблем развития детей, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы;
- развивать умение анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути развивающей работы с детьми;
- способствовать раскрытию творческого потенциала.
Предполагаемые итоги реализации плана:
- умение ставить цели, задачи, планировать работу;
- умение работать с учебной, справочной, научно–методической литературой, с интернет – ресурсами (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, и т.п.);
- умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.;
- умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы;
- умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.
Основными нормативными документами, регламентирующими профессиональную компетентность педагога, являются:
-Конституция Российской Федерации;
-Конвенция ООН о правах ребенка;
-Закон Российской Федерации ''Об образовании";
-Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования.
Срок реализации плана: 5 лет (2011-2016 г.г.)
Пути решения поставленных задач: проанализировать необходимую литературу.
Условия для самообразования:
- познакомиться с теоретическими основами самообразования;
- приобретение методической литературы;
- предусмотреть в графике работы время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете;
- подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей в развитии;
- включить в план работы мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.;
- продумать участи в открытых мероприятиях учреждения, творческих объединений.
Формы работы по повышению профессионального уровня:
- работа над темой самообразования;
- тематические педагогические советы;
- методические объединения;
- взаимопосещение занятий;
- проведение открытых занятий, их анализ.
Технология организации повышения профессионального уровня:
1 этап – установочный.
Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) учреждения; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап – обучающий.
На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап – практический.
На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретический.
В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО; посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.
5 этап – итогово-контрольный.
На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.
Заключение:
Важным моментом работы по плану является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определение её значимости и необходимости, как для педагога, так и для образовательного учреждения в целом. Работа завершается значимым мероприятием - презентацией педагога по теме самообразования.
План повышения профессионального уровня:
Учебный год | Тема реализации плана | Распространение представления результатов | Методическая наработка |
2011-2012 | «Формирование трудовых навыков через духовно-нравственное воспитание» | Формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий на заседании методического объединения ГБОУ «Чистопольский детский дом». | Выбор цели работы, исходя из методической темы детского дома. Знакомство с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования. |
2012-2013 | «Инновационные технологии трудового воспитания во внеурочное время». | Участие в конкурсах; показательное занятие. | Организация работы по трудовому воспитанию детей во внеурочное время. |
2013-2014 | «Инновационные технологии трудового воспитания как средство повышения воспитанности детей». | Публикация в методической газете. | Накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. |
2014-2015 | «Инновационные воспитательные технологии формирование трудовых умений и навыков детей, в условиях детского дома». | Творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО; посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы. | Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; Осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. |
2015-2016 | «Формирование трудовых навыков через духовно-нравственное воспитание» | Презентация на педагогическом совете ГБОУ «Чистопольский детский дом». | Подведение итогов своей самостоятельной работы, обобщение, оформление, Результатов. |
Список использованной литературы:
- Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. — М., 1986.
- Евусяк, О. Учитель должен быть исследователем // Нар. образование. — 1997. — № 10.
- Елканов, С. В. Профессиональное самовоспитание учителя : кн. для учителя. — М., 1986. —143 с.
- Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.
- Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994.
- Школа развития и самосовершенствования : практический материал из опыта работы для руководителей школ, классных руководителей, воспитателей. — К., 1997. —48 с.
- Даутова, О. Б., Христофоров, С. В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития // Инновации и образование : сборник материалов конференции. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — Серия «Symposium», вып. 29. — С. 309-317.
- Коджаспирова, Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. — М. : Альфа, 1993. — 117 с.
- Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. — М., 2001.
- Левитес, Д. Г. Практика обучении: современные образовательные технологии. — Воронеж, 1998.
- Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М. : Академия, 1999.
- Запрудский, Н. И. Современные школьные технологии. — Минск : Сэр-Вит, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальный план самообразования по теме "Современные компьютерно-информационные технологии в процессе обучения экологии и географии"...
Индивидуальный план самообразования
Подробный план долговременного плана самообразования с указанием мероприятий, открытых занятий и результатов....
Индивидуальный план самообразования
При составлении индивидуального плана самообразования многие учителя сталкиваются с затруднениями. Надеюсь, что мой план послужит подспорьем для многих при составлении своего собственного плана самооб...
Индивидуальный план самообразования
Цели: повышение качества образовательного процесса; обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся. Задачи: развивать творчес...
Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»
Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение профессиональной подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...
Индивидуальный план самообразования
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для ...
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальный план самообразованияна 2011 - 2016 год учителя математики и информатикиТема самообразования «Тест как одна из форм контроля знаний, умений, навыков»...