Современное видение умной школы
статья на тему

Статья о техническом и технологическом обеспечении выполнения задач, которые стоят перед современным учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennoe_videnie_umn_oy_shkoly-1.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Современное видения «умной» школы

  1. Актуальность

В своем послании  Федеральному Собранию - 2009 (13 ноября 2009) Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в числе задач, стоящих перед образованием нашей страны, особо выделил следующие:

- "это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире";

- "сконструировать так называемое умное здание, то есть современное, где предусмотрены технологии обучения, укрепления здоровья..."[1].

   В табличной форме первую часть задач можно представить следующим образом:

Табл. 1

Задача

1

Раскрытие способностей каждого ученика

2

Воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире

   Одним из оснований для успешной реализации первой  задачи является

создание (конструирование) «умного» или интеллектуального учебного здания (комплекса зданий) со следующей основной "начинкой":

Табл. 2

Технологии (“начинка”)

1

Технологии более активного и высокотехнологичного обучения

2

Технологии массового и непрерывного укрепления здоровья

3

Технологии непрерывного повышения уровня культурно-воспитательной работы

4

Технологии расширения и повышения уровня взаимодействия с окружающим миром

    Президент в своем обращении не мог позволить углубиться в подробности, поэтому,  по нашему мнению, эта таблица должна быть несколько шире:

Табл. 3

Технологии ("начинки")

I

Школа и ученики

1

Технологии обучения

2

Технологии укрепления здоровья

3

Технологии управления

4

Технологии безопасности

5

Технологии контроля и управления жизнедеятельностью

6

Технологии непрерывного повышения уровня культурно-воспитательной работы

7

Технология дистанционного обучения

II

Школа и родители

1

Технологии оперативного информирования родителей

2

Технологии повышения уровня доверия

III

Школа и внешний мир

1

Технология «Школа как социокультурный центр микрорайона»

2

Технология «Школа как объект воздействия субъектов власти»

   2. Реальный опыт

2.1. Самодеятельный

Этот термин применен для подчеркивания того факта, что в настоящее время не ведутся ни научно-исследовательские, ни обобщающие реальную практику школы работы. Нет методик, нет рекомендаций, нет правоустанавливающих документов и т.д. по рассматриваемым ниже вопросам:

   - стихийное (самодеятельное) создание телестудий (аналоговых или цифровых) и не менее стихийное (самодеятельное) осуществление локальных, в том числе и общешкольных трансляций;

   - стихийное (самодеятельное) создание видеостудий, не менее стихийное (самодеятельное) "снятие" "кино" различной тематики (учебное, методическое, экологическое, по тематике МВД и т.п.);

   - стихийное (самодеятельное) развертывание массовой физкультурной деятельности, носящей характер релаксационной и неожиданно приносящий ряд положительных эффектов.

   Практически к самодеятельному реальному опыту можно отнести создание внутришкольных компьютерных сетей, компьютерных классов, систем безопасности и т.д.

   Поэтому нельзя не согласиться с Президентом, когда он говорит о "конструировании", т.е. методически обоснованном, т.е. педагогическом,  проектировании строящихся и вновь вводимых после капитального ремонта учебных зданий (комплексов зданий).

2.2. В официальном русле

   Реальный опыт в этом направлении связан в основном с компьютеризацией, которую постоянно пытаются выдать за информатизацию.

   Вершиной достижений в этом направлении (комплексном) является создание и применение в специальных отраслях гибких автоматизированных обучающих систем (ГАОС),  созданных д.п.н.  А.М. Зимичевым. В ГАОС удачно решены п.п. 1, 2 и 3 табл. 3. Однако этот грандиозный реальный и официально признанный опыт не получил широкого распространения.

   Все остальные достижения не носят концептуального характера, свойственного данному педагогическому достижению.

   Однако в 1998 году была создана фундаментальная  концепция информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденная министром общего и профессионального образования РФ академиком А.Н. Тихоновым и основанная как на  разработках ряда научно-исследовательских институтов  Министерства образования и учебных заведений страны, так и на опыте внедрения отдельных разработок в течение 1994-1997 годов. К сожалению, в этом издании достижению А.М. Зимичева осталось без внимания. Дальнейшие официальные документы создавались и создаются в русле данной концепции.

2.3. Национальная промышленность

   Несмотря на снижение производственных масштабов национальной учебной промышленности, она, российская учебная промышленность, продолжает работать и разработала целый ряд принципиально новых, созданных на базе концепции педагогического проектирования, образцов современной техники.

    Технические образцы, созданные с учетом требований ныне забываемых положений научной организации учебного процесса, значительно превосходят так называемые «презентационные» зарубежные образцы.

   Таким образом, в РФ производится достаточно широкий спектр технических средств обучения, активное применение которых позволяет решать задачи, сформулированные Президентом.

Примерный перечень образцов отечественного оборудования

для конструирования "умного» учебного здания.

Табл. 4 .

Тип оборудования

Решаемая (ые) задача (и)

I

Учебные

1

Типовые мультимедийные комплексы с высоким уровнем оснащенности (по типу цифровой студии, с обратной учебной видеосвязью, двухэкранной проекцией, с возможностью видеозаписи занятия, подключение к внутришкольной сети), эргономичности и сохранности

Технологии обучения,

технологии укрепления здоровья

2

Предметные мультимедийные комплексы с высоким уровнем оснащенности (по типу цифровой студии, с обратной учебной видеосвязью, двухэкранной проекцией, подключение к внутришкольной сети, с возможностью видеозаписи занятия со специальной информационной техникой), эргономичности и сохранности

Предметные технологии обучения,

технологии укрепления здоровья

3

Мультимедийные комплексы для актовых залов с высоким уровнем оснащенности (по типу цифровой студии, с обратной учебной видеосвязью, двухэкранной проекцией, с возможностью видеозаписи мероприятия, подключение к внутришкольной сети, с возможностью проведения телеконференций), эргономичности и сохранности

Предметные технологии обучения,

проведение собраний, конференций, семинаров, обучения родителей и т.д.

4

Мультимедийные комплексы для спортивных залов с высоким уровнем оснащенности (по типу цифровой студии, с обратной учебной видеосвязью, двухэкранной проекцией, с возможностью видеозаписи мероприятия, подключение к внутришкольной сети), эргономичности и сохранности

Предметные технологии обучения,

технологии укрепления здоровья

5

Автоматизированные школьные астрономометеокомплексы

Предметные технологии практического обучения,

факультативы

6

Специальное информацизационное оборудование для учебных лабораторий, например, 4-х канальные компьютерные измерительные системы, (физика, химия), многоспектровые приборы микроскопной визуализации  исследуемых явлений, языковые многофункциональные центры, специальное оборудование для школ  с банковским и криминалистическим уклоном и т.д.

Предметные технологии практического обучения

II

Методическое

1

Типовой мультимедийный комплекс для методического кабинета с высоким уровнем оснащенности (по типу цифровой студии с возможностью трансляции на все мультмимедийные комплексы школы,  с обратной учебной видеосвязью, двухэкранной проекцией, с возможностью видеозаписи занятия или выступления, возможностью перезаписи с фотоматериалов, для подготовки учебного и методического материала, для проведения занятий по программе "Юный видеожурналист" и т.д.

Обучение вновь поступивших учителей, повышение квалификации, создание учебного и методического материала

III

Информационное

1

1.Коридорные мониторы, подключенны к методическому кабинету- телестудии.

2.Все мультимедийные комплексы, подключенны к методическому кабинету.

3.Локальная сеть.

Предметные технологии обучения -обучение культуре, сангигиене и т.п..

Технологии укрепления здоровья

IY

Интегрированные системы безопасности

1

Цифровые системы видеонаблюдения и видеорегистрации с активным распознаванием ситуации

Технологии управления.

Технологии безопасности

2

Системы контроля и управления доступом

Технологии управления.

Технологии безопасности

3

Охранно-пожарная сигнализация

Технологии безопасности

4

Комплексы подключения к АИС ОБЖ

Технологии безопасности

5

Комплексы контроля и управления жизнедеятельностью (контроль и управление климатом, контроль электро-водо-газоснабжения и т.д.)

Технологии контроля и управления жизнедеятельностью

Y

Укрепление здоровья

1

Оборудование школы по типу «Школа-всепогодный массовый стадион»

Технологии массового и непрерывного укрепления здоровья

2

Коридорные мониторы, подключенные к методическому кабинету- телестудии, из которой во внеучебное время транслируются рекомендации по физически упражнениям и культурно-воспитательные программы

Технологии массового и непрерывного укрепления здоровья.

Технологии непрерывного повышения уровня культурно-воспитатель-ной работы

   Эту таблицу можно продолжить и расширить и далее,  в соответствии с содержанием таблицы 3. Но и этот перечень «кубиков» создает предпосылки проектирования и создания «умной» школы – интеллектуального учебного здания (комплекса зданий).

   

   3.Новые возможности

   Сегодня школы выбирают акценты и создают соответствующие профили в зависимости как от педагогической силы коллектива, так и от реалий окружающего мира, который меняется постоянно. Одним из важных изменений последнего времени является вступление России в ВТО, и существует вероятность широкого проникновения зарубежных конкурентов на внутренний рынок образования.

   С другой стороны, все больше российских детей получают образование за рубежом, влияя на рынок образования в России.

   В этих конкурентных условиях от коллективов школ  требуется искать новые подходы по закреплению контингента учащихся за счет повышения как качества образовательного процесса в целом, так и его привлекательности. Проектирование и комплексное оснащение учебных заведений по типу «интеллектуальное учебное здание (комплекс зданий)» и позволяет  добиться этого.

    Широкое применение современной наглядности на уроках и в работе с родителями, активное применение положительной обратной видеосвязи, систематический фронтальный контроль знаний, грамотное применение принципов функциональной музыки и видеомузыки, создание максимальных  возможностей для массовых физических упражнений на переменах как для учеников, так и для персонала школы и т.д. – это те новые возможности, которые безусловно позволят повысить качество учебного процесса.

    Новые возможности для повышения привлекательности школьной работы для учащихся появляются как в создании принципиально новых видов деятельности в стенах заведения, так и в составе оборудования, практически недоступного для бытового использования, например, такого как мультимедийная цветная мегапиксельная телевизионная лупа БТП-1332 (А) для юных историков, биологов, экологов, юристов и банковских работников.

   Новыми  видами деятельности в условиях «умной» школы можно назвать (в зависимости от профиля заведения) видеожурналистика (например, с поставкой материалов для трансляции по местному телеканалу), школьная телестудия, экологический патруль, «юный ДПСник» и т.д. Стоит ли говорить о привлекательности данных видов деятельности на уроках иностранного языка, литературы, истории, биологии?

   Для большей части учащихся будет чрезвычайно интересно применение в учебном и внеучебном  (особенно в школьных научных исследованиях) процессах таких удивительных приборов, как уникальный визуализатор магнитных проявлений МГС-УСБ (MGS-USB экспортный вариант), программно-аппаратный телевизионный комплекс  «ЭКСПЕРТ-МЕГА», позволяющий комплексно изучать объекты при различных подсветках (инфракрасной, ультрафиолетовой, лазерной и т.д.), телевизионная насадка на микроскоп МБС-9, автоматические школьные гидрометеостанции, совмещенные с компьютеризированными телескопами и подключенные к соотвествующим общегосударственным системам и т. д.  Данные приборы выпускаются серийно для специальных целей и поэтому доступны для оснащения школ.

   4. Заключение

   В свете всего вышеизложенного, необходимо отметить, что для выполнения задач, поставленных Президентом РФ, в нашей стране существуют следующие предпосылки:

- выпускается соответствующая отечественная материально-техническая продукция высокого уровня;

-  имеются успешные локальные практики по применению этой продукции.

   Совокупность этих положительных достижений достойна массового эффективного применения в учебных заведениях на всех предметах без исключения, хотя нельзя не отметить огромный потенциал технических средств обучения при обучении гуманитарным дисциплинам, в особенности, иностранным языкам.

   

       

Чернова Ксения Александровна,

Учитель английского языка, ГОУ гимназии №272

Мобильный телефон: 8(921)3050985

Электронный адрес: ksenia_cher@yahoo.com


[1] http://www.rg.ru/2009/11/13/poslanie-tekst.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности современных ИКТ в школе

Возможности использования ИКТ в школе...

Методическое письмо «Направления работы учителей по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся в деятельности педагогического коллектива школы, требования к речи учащихся, о письменных работах и тетрадях учащихся...

Что значит быть современным воспитателем в школе VIIIвида

Материал для выступлений на  пед.чтениях, пед.советах  ШМО воспитателей школы...

Проект победитель "Умная школа" республики Бурятия "Web-школа"

Аннотация к программе по информатизации «Web-школа»МОУ Таксимовская СОШ №3     Программа  рассчитана на 5 лет и включает в себя пять основных разделов:- расширение единого инф...

Мастер-класс на тему: «Начало Великой Отечественной войны – современное видение»

Цель мастер-класса: стремление найти общие подходы в использовании исторических фактов в ходе образовательной деятельности во время изучения темы «Начало Великой Отечественной войны»....

Современное видение интерактивных методов обучения на уроках биологии

Интерактивные методы обучения можно применять на всех этапах уроков биологии. Они универсальны, подходят для работы как со средним, так со старшим звеном школьников. Интерактивные методы обучения спос...

международный круглый стол «Методика преподавания языка и литературы в школе. Современное видение», 2022 год (сертификат)

международный круглый стол «Методика преподавания языка и литературы в школе. Современное видение», 2022 год (сертификат)...