Что значит быть современным воспитателем в школе VIIIвида
материал по теме

Кашапова Ландыш Раисовна

Материал для выступлений на  пед.чтениях, пед.советах  ШМО воспитателей школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_znachit_byt_sovremennym_vospitatelem.doc137.19 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на пед. чтение по теме:

«Что значит быть

современным воспитателем

в школе VIII вида»

Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством,... но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта.

А.Макаренко

Из более чем, тридцати тысяч профессий, существующих на Земле, педагогика относится к числу наиболее древних. Педагог оправдывает социальные ожидания только, когда его личность, общая и профессиональная культура является опережающими по сравнению с другими членами общества.

В средние века педагогами обычно были священники, монахи, в городских школах и университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от корня «питать», «питатель». Воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развития личности другого человека.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики, тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность.

Воспитание детей с умственной отсталостью осложняется нарушениями их познавательной деятельности и эмоционально - волевой сферы. Это обусловливает использование специфических организационных форм и методов воспитательной работы во вспомогательной школе, её коррекционную направленность.

Специальной задачей воспитания личностных качеств коррекционной школы является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности.

Коррекционное влияние воспитательной работы наиболее эффективно, когда она ориентирована на развитие у умственно отсталых детей высших психических функций, логического мышления и на формирование мотивов их практической деятельности. Коррекционная школа, так же как и массовая, реализует комплексный подход к воспитанию, т.е. обеспечивает тесное единство умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

«Умственное воспитание аномальных детей - формирование основ знаний, познавательных способностей, развитие и коррекция чувственного познания и мышления»....

Говоря об умственном воспитании учащихся коррекционной школы, необходимо, прежде всего, иметь коррекцию, частичное устранение, смягчение основных недостатков их умственной деятельности.

Умственное воспитание учащихся осуществляется в основном в процессе обучения.

Нравственное воспитание направлено на развитие нравственного сознания, нравственных чувств, навыков общественного поведения и моральных качеств.

В процессе нравственного воспитания у учащихся коррекционных школ воспитываются патриотизм, уважительное отношение к труду, коллективизм, чуткое отношение к людям, а также навыки и привычки нравственного поведения.

Трудовое воспитание в коррекционной школе содержит в себе богатые коррекционные возможности. Благодаря конкретности и доступности чувственному восприятию целей, задач и содержания трудовой деятельности у учащихся развивается мышление, формируется умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные способы работы.

Внимание уделяет коррекционная школа на эстетическое внимание, которое направлено на развитие способности, полноценно воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и в действительности. Эстетическое воспитание связано с умственным, трудовым, физическим и особенно с нравственным воспитанием.

Физическое воспитание направленно на укрепление здоровья, физическое развитие учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, точности и быстроты движений, ловкости, смелости, быстроты двигательных реакций. Занятия физической культурой создают, предпосылки для повышения работоспособности, организации санитарно-гигиенического режима, учения, труда и отдыха учащихся.

Деятельность воспитателя рассматривается как несложная в педагогическом отношении, в сравнении с преподаванием на уроках, как малозначительная по отношению к деятельности учителя. А между тем специальность воспитателя сложна, многообразна по своим требованиям к его личности и имеет специфические педагогические функции.

Основные обязанности воспитателя регламентирует Закон РФ «Об образование» и Положение об общеобразовательных школах. В этих документах отмечено, что воспитатель, учитывая режим, конкретные условия работы школы, разрабатывает и согласовывает с руководством школы режим работы группы. Воспитатель должен добиваться эффективной реализации задач воспитания в каждом из моментов этого режима: на самоподготовке, прогулке, при организации питания детей в кружковой, спортивно- оздоровительной работе. Если вы, набравшись мужества, пришли работать в сферу, где почти самая малая зарплата, где самые большие нервные затраты и максимальная потребность в самоотдаче, вы обязаны знать о каждом ребенке все.

Если вы любите детей, то не важно, что и сколько вы им отдали. Вы не должны об этом задумываться. Вы не должны испытывать сожалений. Вам просто нужно забыть, что вы им отдали. Пожелайте отдать ещё больше. Прежде чем наказать ребенка, совершившего проступок, задумайтесь, много ли вы ему дали как педагог и что для него сделали? Долг воспитателя - защищать ребенка. Ведь без вашей мудрости, без ваших советов многие малыши, подростки и юноши на своем жизненном пути будут спотыкаться и падать. Они никогда не смогут стать теми, кем могли бы стать, т.к. вы не пришли к ним на помощь не спасли уроками жизни, которые получили сами.

С классными руководителями воспитатель группы согласовывает проведение коллективных творческих дел, помогает им изучать индивидуальные особенности детей, принимает участие в организации работы с родителями.

В организации и проведении учебно-воспитательной работы воспитатель должен поддерживать постоянную связь с администрацией школы.

Совместно с библиотекарем школы воспитатель приобщает детей к чтению книг, организует их обсуждение, оказывает помощь при проведении занятий внеклассного чтения.

Кроме того, совместно с медицинским персоналом школы воспитатель обеспечивает надлежащий санитарно-гигиенический режим группы, по рекомендациям врача принимает меры к укреплению здоровья детей. Воспитатель оборудует и оформляет помещения группы, определяет рабочее место каждому ученику.

Учитель в своей работе является в основном организатором познавательной деятельности учащихся, для воздействия на личность школьника он использует формы и методы учебного труда. В дидактических ситуациях дети все время чувствуют превосходство учителя в знаниях, уме, опыте, и это в значительной степени сдерживает общение с ним.

Воспитатель же является организатором и участником всего многообразия деятельности детей: в познавательной работе (в условиях самоподготовки), играх, труде, общении. Это, несомненно, делает его более близким детям человеком, позволяет воспитателю создавать естественные ситуации для взаимодействия и сотрудничества с ними.

Учитель, особенно в начальных классах, - непререкаемый авторитет учебной ситуации. Он, выполняя учебный план и программу, с полным правом декларирует те знания, которые предлагает детям на уроке. Воспитатель же выступает организатором отношений детей: к тем знаниям, умениям и навыкам, которые формируются в условиях самостоятельной учебной работы, к товарищам, окружающим людям и событиям, к природе и искусству, к самому себе. Отношение невозможно продекларировать, навязать. Дети всегда избирательны в своих отношениях: нельзя заставить полюбить что-то или заинтересовать чем-то даже под страхом отметки. Но ещё в общении с воспитателем дети ждут проявления его собственного личностного отношения к тому, что он организует совместно с ними. Даже младшие школьники чувствуют неправильность ситуации, когда взрослые сохраняют жесткость и официальность после уроков, во второй половине дня. Детям хочется чувствовать себя свободнее в общении с воспитателем, они ждут от него теплых интонаций, шуток, оценки их детских суждений без обращений к классному журналу. Воспитатель выполняет некоторые функции семьи (организация питания и дневного сна в младших классах, забота о гигиене и здоровья детей) и поэтому предстает перед младшими школьниками не так академично, как учитель, а как бы в роли «второй мамы». Это делает отношения детей к воспитателю более теплыми, доверительными, что позволяет точнее отбирать средства и методы воспитательного взаимодействия.

Воспитатель неизбежно оказывается перед необходимостью постоянно проявлять творчество.

Известный педагог Ю.П. Азаров выделил ряд типичных практических умений, наличие которых в деятельности воспитателя характеризуют её как творческую:

  • « умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в        

          мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических  

          ситуациях;        

-       умение анализировать соотношение «цель - средство - результат»  

        применительно к выбору ситуации;

  • умение организовывать жизнь детей;
  • умение требовать и доверять;
  • умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
  • умение играть с детьми;
  • умение оценивать ситуацию с различных сторон;

-       умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;

  • умение в случайном факте увидеть существенное;

-       умение в одной и той же ситуации пользоваться разнообразными      

        приемами воздействия;

-       умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом,

        мимикой, движениями».

То, как воспитатель сориентируется на эти умения, какие будет считать первостепенно значимыми для себя, зависит от духовного уровня его личности и уровня педагогического мастерства.

Очевидно, что деятельность воспитателя не просто разнообразна, обширна, но и, как уже можно было заметить, многофункциональна.

Осваивая личностно ориентированную парадигму образования, воспитатель должен строить свои функции, исходя из потребностей развивающейся личности ребенка. Функции:

  • забота о здоровье детей;
  • забота об их успешности в сфере учения;
  • забота о развитии культуры общения в детской сфере;
  • забота о нормальной социализации детей;

-         забота о становлении индивидуальности каждого ребенка и его готовности к жизненному самоопределению.

Воспитатель призван преодолевать «педагогику урока»; за приделами уроков открывать детям огромный мир жизненных ценностей, переводя механизм опеки в механизм заботы. В этом чувствуется нечто неуловимо теплое, материнское. Если воспитатель не может найти с детьми общего языка, он должен настойчиво искать это взаимопонимание и обязательно достигнет успеха благодаря своей настойчивости, «Мы не можем делать Великие дела, Мы можем делать только маленькие дела, но с Великой любовью».

Творчество воспитателя, в отличие от других профессий не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается воспитание личности. Творчески работающий воспитатель, а тем более воспитатель - новатор, т.е. современный воспитатель, создает свою педагогическую систему, но они являются лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Творческий потенциал личности воспитателя формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

Многофункциональность деятельности воспитателя приводит к тому, что в общении с детьми, их родителями, он неизбежно проявляет себя в разных ролях. Совмещение несколько ролей обязательно для такого широкого общения, соединенного с личностным взаимодействием, которое составляет самую суть воспитания.

Человек, ставший педагогом, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственность за судьбу каждого ученика подрастающего поколения, общества и государства характеризуется педагогическая должность. Каким будут результаты труда педагогов сегодня - таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный подход в организации работы воспитателя коррекционной школы VIIIвида

Материал для выступлений ШМО воспитателей коррекционных школ VIIIвида...

Доклад на тему: Что значит быть воспитателем детского сада?

Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир....

"Что значит быть современной?!". Тренинговое занятие для девочек - подростков.

Цель мероприятия: формирование жизненных целей и ценностей, помощь в личностном самоопределении....

«Быть современным, значит быть толерантным!»

      Цели:1.     Улучшение психологического климата в группе.2.     Создание условий для формирования терпимости к различ...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Эссе "Что значит быть современным учителем"

Эссе "Что значит быть современным учителем"...

Эссе "Что значит быть современным учителем?"

Эссе по теме, что значит быть современным учителем?...