Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода
статья на тему
ФГОСы второго поколения и системно-деятельностный подход, который положен в основу ФГОСов -это уже совсем не ново. Они вошли и прочно закрепились в нашей жизни. Но до сих пор возникают вопросы о том, как же это применяется на практике. Данная статья включает в себя подробную характеристику оценки деятельности учителя на уроке при применении системно-деятельностного подхода в обучении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода.
Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объём информации. Подобная ситуация приводит к тому, что человек вынужден учиться на протяжении всей жизни. Умение учиться обеспечивается целенаправленным формированием у учащихся универсальных учебных действий. Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного стандарта.
Сейчас мне хотелось бы предоставить вашему вниманию диагностическую карту урока, разработанную согласно критериям и показателям системно-деятельностного подхода.
Как вы можете вдеть в таблице, в диагностической карте выделено шесть основных критериев: целеполагание, мотивация, содержание учебного материала и содержание образования, формы организации познавательной деятельности учащихся, методы обучения и рефлексия. В таблице также представлена информация, характеризующая работу учителя по пунктам, и дана соответствующая оценка, выраженная в количестве баллов за каждый уровень.
Итак, давайте подробнее остановимся на каждом из критериев.
1. Целепологание.
Если учитель сформулировал содержательную цель урока, то его деятельность в системно-деятельностном подходе оценивается как низкая, если посмотреть графу «количество баллов», то это 1-2 балла.
Формулирование учителем как содержательной, так и развивающей целей урока оценивается выше, в 3-4 балла, и рассматривается как средний уровень работы.
Уровень работы учителя оценивается выше среднего (5-6) баллов, если он чётко сформулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке, и как он делает это сам. Способность учителя формулировать все три цели урока (содержательную, развивающую и деятельностную) оценивается в 7-8 баллов.
Уровень работы учителя рассматривается как «хороший». Высокий уровень работы учителя (9-10 баллов) предполагает, что педагог помимо умения формулировать 3 вида целей может при необходимости изменить сценарий урока, добиваясь запланированного результата.
2. Мотивация.
Планирование и организация работы учителем по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительного этапа, позволяющего быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания расценивается как низкий уровень (всего 1-2 балла).
Если учитель в течение всего урока применяет формы, методы и приёмы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся, то его работа оценивается как средняя, в баллах – это 3-4 балла.
Работа учителя оценивается выше среднего, если он продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности, создаёт так называемую «точку удивления», условия для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием.
В том случае, если учитель добивается от учащихся самостоятельного формулирования цели урока как собственной учебной задачи и создаёт на уроке атмосферу сотрудничества, то уровень его работы можно расценивать как хороший, 7-8 баллов.
Уровень работы учителя считается высоким, на уроке он выполняет всё причисленное в предыдущем пункте, а так же создаёт «ситуацию успеха» для каждого ученика. Учащиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.
3. Содержание учебного материала и содержание образования.
Прежде чем мы перейдём к детальному рассмотрению данного раздела давайте разберёмся с тем, что же подразумевается под содержанием учебного материала и содержанием образования, что ясно понимать о чём идёт речь в разделе.
Содержание учебного материала (СУМ) – основной единицей СУМ в развивающем обучении является понятие (система понятий). Понятие – это закон, описывающий способ действия с предметом и дающий его обоснование: почему, на основании каких средств мы должны действовать с ним таким способом. Что ребёнок научился находить способы решения, возникающих перед ним задач, он должен овладеть принципами решения не конкретных задач, а общих. Способы действия являются той исходной формой, при которой в развивающем обучении понятия выделяются и становятся достоянием сознания и практического опыта ученика.
Содержание образования – это конкретный объём знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
Итак, разобрав оба понятия данного раздела, вернёмся к его характеристике. На самом низком уровне 1-3 балла оценивается способность учителя отбирать содержание учебного материала адекватно теме и содержательной цели урока.
Если же учитель отбирает содержание учебного материала не только адекватно содержательной цели урока, но и само содержание по объему носит необходимый и достаточный характер, материал подобран с учётом работы с мотивацией, то такая работа оценивается в 3-4 балла, то есть, это средний уровень.
Выше среднего оценивается работа педагога, если он различает понятия «содержание учебного материала» и «содержание образования». Единица содержания образования представляется учащимся наглядно.
Уровень работы учителя оценивается как хороший и высокий, если выстроенная учителем структура урока и логика подачи учебного материала позволяет учащимся успешно осваивать запланированные СУМ и СО. А так же единица содержания образования не даётся учащимся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяются, обсуждаются и моделируются в ходе рефлексии. При необходимости учитель может изменить сценарий урока, добиваясь запланированного результата.
6. Формы организации познавательной деятельности учащихся.
Работа с классом фронтально на всех этапах урока оценивается в 1-2 балла, это соответственно низкий уровень работы.
Использование парной и групповой видов работ для взаимопроверки и взаимопомощи учащихся, а так же выбор форм коммуникативного взаимодействия в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действия во внешней речи оценивается как средний уровень работы учителя.
Работа учителя оценивается выше среднего, если он организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределительную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе.
Уровень работы учителя считается хорошим или высоким, если учитель создаёт условия для выстраивания ребёнком индивидуальной траектории изучения предмета, работает по переменно с разными группами учащихся, дифференцируя их по уровню знаний.
5. Методы обучения.
Если на уроке преобладают вербальные и наглядные методы обучения – это низкий уровень работы учителя. В случае если учитель применяет современные наглядные средства обучения, ИКТ, текстовые технологии, учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и т.д., добывать информацию из учебника, справочников, Интернета, учит переводить информацию из одного вида в другой, то его работу можно оценить выше среднего (5-6) баллов.
Хороший и высокий уровень работы наблюдается у тех педагогов, которые применяют в своей педагогической деятельности интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию, а так же если учитель использует нетрадиционные формы урока.
6. Рефлексия.
Если учитель просто оценивает работу учащихся, комментируя оценки и подводя итоги урока, не привлекая учащихся, то в этом случае деятельность учителя оценивается как низкая.
Если учитель организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности, то есть, проводит самоанализ деятельности учащихся, то такую работу учителя можно оценить в 3-4 балла.
Самоконтроль и оценка деятельности учителя в соответствии с выбранными балами оценивается в 7-8 баллов.
Если учитель создаёт условия для выстраивания ребёнком индивидуальной траектории изучения предмета, домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов, полученных в ходе организованных учителем рефлексии учащихся их деятельности на уроке, то учитель получает за свою работу высший балл.
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта урока по критериям и показателям
системно-деятельностного подхода
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке | Оценка в баллах | Уровень работы учителя |
| ||
Учитель формулирует содержательную цель урока (формирование системы ценностей по данному предмету). | 1-2 | Низкий |
Формулирует содержательную и развивающую цели урока | 3-4 | Средний |
Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке, и как он это делает. | 5-6 | Выше среднего |
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). | 7-8 | Хороший |
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата). | 9-10 | Высокий |
| ||
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. | 1-2 | Низкий |
В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. | 3-4 | Средний |
Продумывает систему мотивации учащиеся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием. | 5-6 | Выше среднего |
Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества. | 7-8 | Хороший |
Добивается, чтобы учащиеся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Учащиеся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. | 9-10 | Высокий |
| ||
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока. | 1-2 | Низкий |
Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учетом работы с мотивацией. | 3-4 | Средний |
Различает понятия СУМ и СО. Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема, различие и т.д.) представлена обучающимся наглядно. | 5-6 | Выше среднего |
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла учащимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО. | 7-8 | Хороший |
Единица содержания образования (способ, схема, алгоритм, различие и т.д.) не дается учащимся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата. | 9-10 | Высокий |
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке | Оценка в баллах | Уровень работы учителя |
| ||
Работает с классом фронтально на всех этапах урока. | 1-2 | Низкий |
Использует парную или групповую работу учащихся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия учащихся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи. | 3-4 | Средний |
Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе. | 5-6 | Выше среднего |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. | 7-8 | Хороший |
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний. | 9-10 | Высокий |
| ||
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения. | 1-2 | Низкий |
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст – в таблицу, таблицу – в график, диаграмму). | 3-4 | Средний |
Организует самостоятельную работу учащихся, которая проверяется ими по эталонам. | 5-6 | Выше среднего |
Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию. | 7-8 | Хороший |
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления. | 9-10 | Высокий |
| ||
Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая учащихся. | 1-2 | Низкий |
Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?) | 3-4 | Средний |
Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать. | 5-6 | Выше среднего |
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает учащихся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям). | 7-8 | Хороший |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии учащихся их деятельности на уроке. | 9-10 | Высокий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Химии в 9-ом классе в рамках деятельностного подхода
Предлагаемый урок химии в 9-ом классе разработан в рамках деятельностного подхода в обучении...
Схема анализа урока открытия нового знания в рамках системно-деятельностного подхода
Критерии результативности урока на всех этапах урока...
анализ урока в рамках деятельностного подхода
Данный материал использую при подготовке к урокам...
Примеры методик парной работы в рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка.
Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обуче...
«Современный урок в рамках деятельностного подхода в свете реализации ФГОС»
Цель данного урока: формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности»; повышение у подрастающего поколения роли семьи, значимости сохранения семейных традиций, уважения к старшим....
Современный урок в рамках деятельностного подхода в свете реализации ФГОС
Нужно, чтобы дети, по возможностиучились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал....
Структура урока в рамках деятельностного подхода
Данный материал поможет учителю организовать урок в соответствии с ФГОС...