Анализ опыта учителя-блогера
статья на тему

Костылева Ольга Вячеславовна

Анализ работы коллеги учителя, ведущего учебный блог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kostyleva.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Костылева Ольга Вячеславовна,

учитель математики
ГБОУ СОШ №243 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга

 

АНАЛИЗ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ-БЛОГЕРА

В современную среду общения прочно включены такие ресурсы глобальной сети, как социальные сети, облака сервисов различных поисковых систем (Яндекс, Google и т.д.), Википедия и - блоги. Технологии Web 2.0 уже уверенно утвердились в повседневной жизни  как средства коммуникации (конечно, здесь речь прежде всего о социальных сервисах ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter, но в палитру нужно включить и сервисы, которые ориентированы на тематическое общение, в том числе и профессиональное), как удобные возможности быстрого поиска информации, как средства «коллективного авторства» (Wiki, Google-документы).

Сегодня уже не вызывает споров тезис о том, что возможности технологии Web 2.0 в педагогической практике и обширны, и эффективны с точки зрения достижения тех результатов обучения, которые закладываются в основу образовательных стандартов второго поколения. Активное участие в различных формах сетевых сообществ позволяет педагогу выйти на более высокий уровень профессиональной компетентности, при этом не только получить доступ к огромному количеству материалов, которые можно использовать в учебных целях, но и принять участие в формировании собственного сетевого содержания. Важно, что участие в новых формах деятельности оказывается возможным для любого учителя-предметника без специальных знаний и навыков в области информатики. Профессиональный рост осуществляется и благодаря    взаимному наблюдению за сетевой деятельностью коллег.

Однако, не исключая значимость самосовершенствования педагога, основное изменение учебного процесса на основе технологий Web 2.0 следует  связать с активным участием учеников в создании собственных материалов, с тем, что на первый план в процессе обучения выходит совместная созидательная деятельность.

Традиционна модель образовательного процесса, в которой воспроизведение и применение знаний учеником можно организовать, опираясь на устоявшиеся формы учебной деятельности. Но в этой же модели уже труднее организовать достижение таких образовательных целей, как умение анализировать, создавать что-то новое самому, оценивать результат. «Всё это невозможно без установки на свободную коммуникацию между учениками - обмен идеями и столкновение мнений, выбор и согласование способов и версий...» [1].

Учительский блог на основе платформы Blogspot.com открывает широкий спектр возможностей как для самого педагога, так и для других участников и читателей его блога, прежде всего - учеников. Анализ известных регулярно обновляемых профессиональных учительских блогов, проведённый авторитетным специалистом  в области использования технологий Web 2.0  в образовании Людмилой Рождественской, свидетельствует, что «учителя используют их для:

  • рекомендаций для учеников по изучению тех или иных тем;
  • обсуждения с учениками текстов изучаемых произведений;
  • просмотра учебных видеофильмов с лекциями или экранизациями, а то и видео-уроками, путем встраивания их в блог;
  • публикации опросников, онлайн- тестов, встроенных календарей, разнообразных слайдшоу;
  • репортажей о событиях в классе или на их уроке;
  • «послесловий» к собственным урокам, написанных часто в жанре рефлексий;
  • обмена полезными ссылками на ресурсы Интернета;
  • обмена знаниями в области ИКТ (как пример, обмен презентациями-«обучалками», созданными самими учителями);
  • обмена гаджетами с различными функциями (например, «лента исторических событий», интерактивная таблица Менделеева, онлайн-калькулятор, строящий графики функций и т.д.);
  • полезных советов родителям, интересующихся образованием своих детей...» [2].

Личный опыт автора статьи, пока не очень протяжённый во времени, позволяет уверенно идти к убеждению в том, что совместная работа учителя и учеников в рамках блога, над общими онлайн-документами – когда нужно общаться, реагировать на вопросы других или формулировать их самому – помогает не только достижению целей сугубо образовательных, но и способствует оптимизации микроклимата в классном коллективе, улучшает – и упрощает – взаимопонимание между учителем и учениками.

Блог моей коллеги Воронкиной А. В. учителя русского языка и литературы «В резонансе» - http://vrezonanse.blogspot.com/ - создан в качестве сопровождения уроков русского языка и литературы для учеников девятого класса школы №243 и для коллег, кому интересен опыт использования блога в работе учителя.

Основной функционал этого образовательного ресурса - расширение образовательного пространства учеников класса, организация элементов дистанционного обучения посредством размещения в нём дополнительных материалов к урокам литературы и русского языка, использование новых форм контроля и оценки.  

Встроенные видеоролики к темам уроков позволяют вынести значительную – и занимательную по форме – часть работы по теме в домашнее задание, предложив выполнить то или иное задание после просмотра в комментариях. Кроме того, подборка видеофрагментов к уроку удобна и доступна для работы в классе.

Формой работы по обобщению и повторению изученного будут и презентации, которые также могут быть удобно встроены в блог – к отдельному посту или в виде системы на отдельной странице  На отдельной странице можно также организовать «точки входа» в он-лайн упражнения.

В теле поста можно поместить ссылки на тематические интернет-ресурсы, например, на тексты произведений и критических работ. Работа в блоге может стать стартовой площадкой для организации исследовательской и проектной деятельности: совместный с учащимися сбор видеоматериалов, ссылок на интернет-ресурсы, обсуждение проблематики будущего проекта. Блог даёт учителю возможность представить информацию о тематических конкурсах и организовать участие детей в нём.

Формы организации предметного контроля с помощью блога также удобны и многообразны. Это могут быть, например, встроенные тесты в гугл-формах (примеры можно найти в постах «Горе о ума - вдогонку прочитанному»  или «Два письма – две встречи»); итоги такого тестирования выкладываются в гугл-документах,  доступных участникам. Также рефлексия итогов работы может проводиться в комментариях к постам или в отдельном посте с приглашением улучшить результат, как, например, в посте «По следам «Евгения Онегина».

В учительском блоге могут быть  представлены материалы, отражающие результат совместной работы в гугл-документах, результаты индивидуальных проектов и).

Материалы с элементами развивающей занимательности позволяют сделать пребывание в пространстве блога интересным не только развлечения ради, но и пользы для.  Формат гороскопа, формат игры со словом, формат анкеты привлекает  и элементом забавы, и возможностью расширения кругозора в предметной области).

Несомненно, животрепещущ вопрос о том, как организовать работу учащихся в предметном блоге. Не претендуя на универсальность, автор статьи берёт на себя смелость утверждать, что в истоке – личный интерес и «горение» к теме самого педагога. Взаимодействие с учителем информатики позволяет найти время на освоение технических умений для работы в блоге и в Гугл-документах. Последовательное использование материалов собственного блога на уроке убеждает учащихся в том, что этот учебный инструмент не «игрушка» учителя, а предметная образовательная среда наряду с учебником и тетрадью. И в этом контексте уже адекватно воспринимается как обязательное – и интересное, и «не-такое-как-всегда» - задание по материалам блога.

Использование учителем общения через более привычные учащимся социальные сервисы, например, «ВКонтакте», позволяет так или иначе включить в сферу их внимания образовательный контент собственного «производства». И уже находятся дети, которые увлекаются блогом, активно читают его, комментируют, предлагают свои идеи…

В перспективе – совместное блоготворчество и овладение новыми формами взаимодействия в образовательном процессе на основе современных интернет-технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы выбора снаряжения для лыжных походов детских туристских групп. Сравнительный анализ опыта использования.

Вопросы выбора снаряжения для лыжных походов детских туристских группСравнительный анализ опыта использования1. Лыжные стили2.1. Беговые лыжи2.2.Крепления2.3. Ботинки2.4. Палки2.5. Лыжная одежда...

Анализ опыта работы по теме Применение технологии сотрудничества на уроках русского языка

Презентация по теме Применение технологии сотрудничества на уроках русского языка....

Создание и использование контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ02. История: анализ опыта

Представленный в настоящей статье опыт создания и использования контрольно-оценочных средств по истории является попыткой ответить на вопрос: "Что проверять и как?". Предметом оценивания при проведени...

Использование ресурсов Интернета на уроках химии. Анализ опыта

Массовое внедрение Интернета в школьное образование в России – уже свершившийся факт. Огромно число информационных ресурсов по всем школьным дисциплинам. Опыт учителя химии определил основные направле...

Статья "Учитель - блогер! Личное мнение..." http://io.nios.ru/articles2/102/6/uchitel-bloger-lichnoe-mnenie

Статья "Учитель - блогер! Личное мнение..."  http://io.nios.ru/articles2/102/6/uchitel-bloger-lichnoe-mnenie...

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ПЕДАГОГ ГОДА – 2021». Описание педагогического опыта по теме «Учитель блогер»

Пояснительная записка к методическому семинару по теме: «Учитель – блогер».   Подготовил: учитель обществознания высшей квалификационной категории Нурга...