Тематический урок-игра по вопросам ЖКХ «Быть хозяином непросто»
классный час по теме
Предварительный просмотр:
Тематический урок-игра по вопросам ЖКХ «Быть хозяином непросто»
в рамках реализации проекта «Школа грамотности потребителя»
Цель и задачи урока:
- Способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
- Привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
- Создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
- Стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.
Ход урока
Учитель: - Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом – есть электричество – есть жизнь!
Учитель 2: -А если случится так, что электричество отключат? Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер,
Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.
Учитель 1: И то, что для нас играет такую огромную роль в жизни стремительно заканчивается. Нам не хватает энергии, и чем дальше, тем острее. Не хватает потому, что мы пока что теряем ее на каждом шагу. Теряем на несовершенных технологиях производства и доставки энергии, теряем дома, не умея эффективно ее использовать.
Учитель 2: А планета истощена. Она стучится к нам землетрясениями и ураганами, зимними ручьями и летними морозами. А мы все лежим на старой-престарой печи, ждем, пока над нами лично не грянет гром...
Учитель1: Но даже если представить, что мы вдруг чудесным образом отремонтировали все трубы, внедрили самые эффективные технологии, утеплились до невозможности... боюсь, нам все равно не хватит. Потому что одна проблема все-таки останется. Может быть, одна из самых главных. Это наш образ жизни.
Стихотворение читает Осьминушкина Дарья 8-а класс
Жить только для себя-не значит жить!
А потому должны мы постараться
Энергию разумно потребить,
не только правнукам должна она достаться.
Энергия повсюду на земле:
В запасах нефти, газа, древесины,
В ветрах могучих, в каменном угле
И в солнечных лучах, в морских глубинах.
давайте новый мир построим мы,
Где будет много радости и света,
Но свет от солнца, ветра и воды
И в будущем достигнем мы успеха,
А ветроустановки навсегда
Пусть атомные станции заменят,
Не будет загрязнений никогда,
И жизнь нам это к лучшему изменит.
Инсценировка по мотивам « Сказка о царе Салтане»
(Участники: Шишкина Т, Сажина К, Никифорова А, Червоннова Н, Зюляев Е)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
« Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
В тусклом свете не сидела б,
Люстра классная горела б.
День и ночь сиял бы свет
Очень долго, много лет».
« Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
Я б к колодцу не ходила,
Кран с водой установила б.
Лихо бы лилась вода-
Подходи, бери всегда»
« Кабы я была царица,- Третья молвила сестрица,-
Провела бы в каждый дом
Электричество, потом
Воду в каждую избу.
Газ, и свет, да и вода
Людям ведь нужны всегда.
Но при этом-то при всем
Счетчик надо в каждый дом»
Только вымолвить успела,
дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
« Здравствуй ,красная девица,-
Говорит он,-будь царица,
Будь хозяйкой в нашем царстве,
В тридесятом государстве.
С экономною женой-
Полной чашей дом родной!»
Учитель 1: сегодня мы предлагаем Вам задать себе вопрос «Рационально ли мы используем то, что мне так щедро даёт Земля? Хороший ли мы хозяева?» Ведь хозяин- это человек, который ведет хозяйство, хозяйственные дела. Хороший, расчетливый (Ожегов С.). Хороший хозяин – это человек, который бережно, экономно пользуется электричеством, водой, знает, как нужно поступать с бытовым мусором.
Учитель 2: Между тем, электроэнергия сегодня дорожает. Поэтому старый призыв «Экономьте электроэнергию!» стал ещё более актуальным.
Учитель 1: Ребята, а Вы знаете что входит в квитанцию на оплату ЖКХ? (дети отвечают). Правильно, в нее входит счет за электричество, вывоз мусора (ТБО), отопление, водоснабжение Ваших квартир.
Учитель 2: И о том, как правильно распоряжаться всеми этими благами цивилизации, мы с Вами сегодня и поговорим.
Учитель 1: Итак, начинаем нашу игру. Первый конкурс «Представление команд». Максимальное количество баллов за конкурс – 5.
Команды представляют: название, девиз, и эмблема.
Учитель 2: Второй конкурс «Разминка». Каждой команде предоставляется возможность на скорость ответить на 10 вопросов, за каждый правильный ответ 1 бал. Максимальное количество баллов за конкурс – 10.
«Разминка»
1 блок вопросов:
- Сколько орехов находится в пустом стакане? (Ни одного.)
- Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)
- Что находится в начале книги? (Буква «К».)
- Какой месяц в году самый короткий? (На этот вопрос существует два ответа. По количеству дней — февраль, так в нем чаще всего бывает 28 дней. А по числу букв в названии — май.)
- У трех родственных трактористов есть брат Сергей, у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
- Ответ: да, если трактористы - женщины.
- Сколько на березе яблок, если у нее восемь веток, на каждой из них по 5 яблок? (на березе нет яблок)
- Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
- Чем оканчиваются день и ночь?... (мягким знаком)
- Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит? На Ваших коленях...
2 блок вопросов:
- Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква «Ц».)
- Когда лошадь покупают, какой она бывает? (Мокрой.)
- Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного.)
- На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?)
- Вы сидите в самолете, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где вы находитесь? Ответ: На карусели.
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, страус не умеет говорить)
- Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (кошка)
- Какой знак нужно поставить между 4-мя и 5-ю, чтобы результат оказался больше 4-х и менше 5-ти? Запятую...
- Что можно приготовить, но нельзя съесть? Уроки...
- Без крыльев летят, Без ног бегут, Без парусов плывут. (Облака)
3 блок вопросов:
- Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)
- Если петух снесет яйцо, кому оно достанется? (Петухи яиц не несут.)
- Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные будут уже не натощак.)
- Какое слово всегда звучит неверно? («Неверно».)
- На какой вопрос нельзя ответить "нет"? Ответ: Вы живы?
- Как найти площадь Ленина? Ответ: Нужно длину Ленина умножить на ширину Ленина.
- Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой год)
- За чем мы едим? (за столом)
- Сколько будет 2+2*2? Шесть...
- Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 час 40 минут, а другой за 100 минут. Как такое может быть? Один час сорок минут равно ста минутам....
- блок вопросов:
- Ни огня, ни жару не имею, а всё сжигаю. (Молния)
- Вечером наземь слетает, ночью на земле пребывает, а утром опять улетает. (Роса)
- Какими нотами можно измерить расстояние? Ми-Ля-Ми....
- Китайские мастера боевых искусств говорили, что драка — для дураков, для умных — победа. А что, по их мнению, — для мудрых? Мир....
- Какие часы показывают правильное время всего два раза в сутки? (Те, которые остановились.
- Что было завтра, а будет вчера? (Сегодня.)
- Что не существует, но имеет название? (Ничего.)
- Что легче - килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково - оба по килограмму.
- Какое колесо машины не крутится при правом развороте? Ответ: Запасное.
- Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? (Твое имя.)
Учитель 1: Сохранение тепла в помещениях - проблема, стоящая перед многими организациями и частными лицами. Результаты теплотехнических испытаний показывают, что при рассмотрении жилого или промышленного объекта, потери тепла достигают до 40% через окна и двери, до 35% через стены, до 10% через пол и фундамент, до 15% через потолок и крышу.
Учитель2: Для решения этой проблемы используются так называемые активные и пассивные методы. К активным методам борьбы с холодом можно отнести установку различных дополнительных отопительных приборов и устройств, повышающих температуру в помещении. К пассивным методам - использование различного рода уплотнителей и утеплителей для сохранения достигнутой температуры.
Учитель 1: Как видно из выше сказанного, основная потеря тепла происходит через окна, поэтому, говоря о тепло сбережении, основное внимание мы уделяем именно этому элементу строительной конструкции.
1.Экономь своё тепло:
Ты одень балкон в стекло!
2.Чтоб снижать тепло потери
Уплотняйте окна, двери.
3.Открывайте батареи,
Будет лучше и теплее!
4.Если ветер в окна свищет
Или дождь в портьеры брызжет -
5.Значит, ясно нам одно:
Не заклеено окно!
6.И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
7.Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
8.А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.
Учитель2: и мы переходим к третьему конкурсу «Сохранения тепла в помещении». Перед вами карточки с правильными утверждениями, но будьте внимательны среди них есть и ошибочные предложения, которые вам нужно исключить. В любом случае не забывайте главную задачу этого конкурса: сохранить тепло в помещении!!!Итак приступайте. Максимальное количество балов – 6.
Правильные:
1) На ночь опускайте жалюзи, закрывайте шторы, чтобы уменьшить потерю тепла через окно.
2) Не преграждайте путь теплу от батареи, не мешайте теплому воздуху согревать комнату.
3) Прикрывайте вентиляционную решетку, если на улице сильный ветер.
4) Проклеивайте и протыкайте окна
5) Проветривайте помещение недолго, но интенсивно.
6) Установите теплоотражающий экран (фольгу) за батарею.
Неправильные:
1) Проветривайте свой квартиру несколько раз в день.
2) Не застекляйте лоджии и балконы без особой надобности.
3) Не проклеивайте окна и балконные двери. В оконные и дверные щели осуществляется вентиляции помещения
4) Располагайте приборы отопления с труднодоступных местах
5) Как можно чаще окрашивать батареи краской.
6) Не закрывайте двери в комнаты, где температура гораздо ниже.
Учитель1: А чтобы наши зрители – болельщики не заскучали, предлагаем Вам загадки. За правильно отгаданную загадку – жетон. Самые активные зрители будет награждены грамотами.
Когда наводят дружно
Порядок и уют,
Все, что совсем не нужно,
Мне люди отдают. (Мусорное ведро)
Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (лампочка)
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
Ночь –
Но если захочу,
Щелкну раз –
И день включу.
Ответ: Выключатель
Без меня вы никуда,
Из меня течет вода.
Думаете, главный чайник?
Нет, на кухне я начальник!
Если воду не нальете,
То и чаю не попьете. (кран)
В нашем доме под окошком
Есть горячая гармошка:
Не поет и не играет —
Дом она обогревает (Отопительная батарея)
ЗАДАЧА: В вашей квартире неисправен кран. Из него за 5 минут утекает 1 ведро воды. Сколько ведер воды утечет за 1 час? (12 ведер.) За 10 часов? (120 ведер.) За сутки? (288 ведер.)
Учитель2: подводим итоги конкурсов. Собираем карточки у учащихся.
Инсценировка (Зюляев Е. и Ерискин С)
Сын просит у отца роликовые коньки. Отец, грустно качая головой, говорит:
- «Сынок, очень сильно хотел купить тебе ролики, но вот пришла квитанция по оплате услуг ЖКХ, и такая большая сумма за электроэнергию, что придется отложить покупку роликов на следующий раз».
Сын: - «А если и в следующий раз будет большая сумма??»
Отец: - «Значит, опять придется отложить покупку!»
Сын задумался, - «Что делать???»
Обсуждая возникшую проблему, учащиеся приходят к выводу, что нужно разобраться с тем, что такое услуги ЖКХ, откуда они берутся, и как можно уменьшить плату за них.
Стихотворение «Ода электричеству», читает Осьминушкина Дарья
Учитель1. Современное общество, привыкнув к различным благам человечества и окружающему комфорту, в ситуациях внезапного отключения электричества, тепла и отсутствия привычных бытовых приборов чувствует себя крайне дискомфортно и неуютно.
Учитель2. Появление новых высокотехнологичных продуктов и мощных приборов, несомненно, облегчает нашу жизнь, делает ее интереснее и разнообразнее, но в тоже время предполагает рост потребления электроэнергии, ограничить который не представляется возможным, поскольку человек совершенно не готов пожертвовать своим благосостоянием, комфортом проживания и способами взаимодействия с обществом.
Учитель 1. А наша задача сегодня попробовать сэкономить электричество. Итак, четвертый конкурс «Электросбережение».
Учитель2. На столах у Вас картинки, на которых изображены электрические приборы и электротехника. Вы должны придумать чем можно заменить эти приборы в быту, чтобы сэкономить электричество. Максимальное количество баллов за конкурс – 7.
1) пылесос - веник
2) электрический чайник – чайник на плите
3) стиральная машина – тазик с водой
4) плойка для завивки – терма бигуди
5) электромясорубка – ручная мясорубка
6) кухонный комбайн – нарезка продуктов вручную
7) электрическая бритва – бритвенный станок
Учитель 1. Игра со зрителями.
1.Несла бабка на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось в корзине?
(ни одного, потому что дно упало)
2. Когда человек бывает в комнате без головы? (когда высовывает ее из окна)
3. По чему, когда хочешь спать, идешь на кровать? (по полу)
4. Ворона сидит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть?
(собака сидит на собственном хвосте)
6. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)
7. В каком месяце болтливая Машенька говорит меньше всего? (в феврале, он самый короткий)
8. Когда руки бывают местоимениями? (Вы-мы-ты)
10. В каких лесах нет дичи? (В строительных)
11. Какое колесо автомобиля не вращается во время движения? (Запасное)
12. Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)
13. Какой цветок имеет мужской и женский род?(Иван-да-Марья)
14. Назовите имя первой женщины в мире, освоившей летательный аппарат? (Баба-Яга)
15. Какая река самая страшная? (Река Тигр).
18. Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной - все надо положить).
19. У кого нет, тот не хочет ее иметь, а у кого она есть, тот не может ее отдать.
(Лысина)
20. Какой болезнью на земле никто не болел? (Морской)
24. Что бросают, когда нуждаются в этом, и поднимают, когда в этом нет нужды?
(Якорь).
25. Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла триста метров.
Как ей это удалось? (Веревка не была ни к чему привязана).
27. Какой рукой лучше размешать чай? (Чай лучше размешивать ложкой).
Учитель2. Собираем карточки с выполненными заданиями, сдаем на проверку жюри.
Учитель1. А сейчас поговорим об еще одной составляющей счетов ЖКХ – мусор.
Приложение: презентация «Мусор»
Учитель 2. Нашим командам было задано «Домашнее задание», которое заключалось в подготовке рекламы бытовых отходов. Итак, пятый конкурс «Вторая жизнь мусора». Максимальное количество баллов за конкурс – 7.
Выступление команд.
Учитель1. Последняя составляющая счетов ЖКХ – вода. Предлагаем Вам посмотреть видео «Вода. Как сэкономить воду». Внимательно слушайте советы, предлагаемые авторами, они Вам пригодятся в следующем конкурсе.
Приложение видео «Вода. Как сэкономить воду».
Учитель 2. И Вы уже догадываетесь о названии шестого задания нашей игры - «Экономия воды». Задача участников команд вспомнить и придумать как можно больше советов по экономии воды. Итак, у вас есть 3 минуты. Максимальное количество баллов за конкурс – по количеству советов, каждый совет оценивается в 0,5 балла.
Игроки команд выполняют задания и передают советы жюри для проверки.
Учитель 1. Зачем нужно экономить энергию? (ответы ребят) Правильно, для того, чтобы:
1. Сэкономить деньги своей семьи.
2. Экономить ресурсы нашей страны.
Учитель2. Научить экономить электроэнергию очень легко, начать стоит с выработки привычки не оставлять включенные приборы без необходимости. Приобретать в дом технику класса энергоэкономического. Не оставлять в сети аккумуляторов, например, от телефона, когда к ним ничего не присоединено. Энергию нужно экономить по многим причинам, это и экономия семейного бюджета, и разумное использование ресурсов.
Учитель 1. И мы переходим к заключительному конкурсу в нашем уроке-игре «Эконом». Выша задача из предложенных выбрать те, на которых написаны советы, которые помогут нам экономить тепло, электроэнергию, воду.
Ребята выполняют задания, жюри подводит итоги игры, выбирают лучшего болельщика(ов).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хозяин судьбы. Урок-игра
Внеклассное мероприятие по профилактике наркомании, проводится с целью рассмотрения сторон проблем наркомании, табакокурения, пьянства....
Урок-семинар для учащихся 8 или 9 класса “Легко ли быть хозяином?”
Эпиграф урока: «Жить только для себя-не значит жить!А потому должны мы постаратьсяЭнергию разумно потребить,не только правнукам должна она достаться.» Цели урока:·...
Мастер-класс "Правовые вопросы финансового быта"
Материал содержит презентацию с информацией по финансовой грамотности, практические советы для разрешения ряда бытовых финансовых проблем....
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
КТД "Добрым быть совсем непросто"
Коллективно- творческое дело " Добрым быть совсем непросто"...
Урок 10 Каким должен быть хозяин дома
Презентация к уроку на котором учащиеся попробуют дать оценку своей рачительности и попытаются ответить на вопрос: «Как надо действовать для того, чтобы стать настоящим хозяином дома?&raqu...