Статья "Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя"
статья на тему

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя

Е.Б.Булакина,

методист по начальному обучению МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан», учитель истории МБОУ «Гимназия № 2» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

   Изменения в социально-экономической и культурной сферах жизни общества предъявляют сегодня серьезные требования к личности педагога. Согласно прогнозам футурологов, для решения актуальных проблем школьного образования в XXI веке нужен учитель-мастер педагогического труда, высококвалифицированный, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственно предметной области, способный к творческому продуктивному труду.

   В эпоху глобализации образования знание становится ключевым ресурсом. Наряду с этим, в  школе закладывается фундамент, основа формирования личности будущего полноценного, конкурентоспособного гражданина государства, следовательно, роль  школы неоспорима.

   А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, научно обоснованный отбор претендентов на педагогическую работу, а также овладение системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и готовности к  педагогической деятельности.

   Профессиональное становление и развитие учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, оно продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

   Одним из главных условий совершенствования  профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации, а также специально организованная в районе и  школе система методической работы.

  Через методическую службу района и школы осуществляется становление и развитие творчества и педагогического мастерства учителя.

  Методическая служба включает в себя следующие главные направления:

  • повышение научной информативности в области знаний учебного предмета и смежных дисциплин;
  • совершенствование технологии обучения (преподавания и учения);
  • углубление общекультурной и психолого-педагогической подготовки.

  Единство и взаимосвязь указанных направлений обеспечивают развитие педагогического мастерства творчества педагога.

   Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии ее индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок, прежде всего необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, направленных на повышение уровня профессионализма учителей.

  Большую роль в совершенствования педагогического мастерства учителя играет муниципальное методическое объединение педагогов, работа которого направлена на реализацию единой методической темы:  «Формирование современной модели муниципальной  системы   образования как  условие для развития уровня профессиональной компетентности педагога и получения качественного образовательного результата», на использование продуктивных форм и методов организации учебного занятия, освоение альтернативных педагогических программ, знакомство с опытом работы коллег по внедрению современных педагогических технологий.

   В общем виде задачи методической работы в школе можно сформулировать как формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки; повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей. Участие учителей в методической, инновационной деятельности способствует в конечном итоге формированию личной педагогической системы, формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.

   В большинстве школ по инициативе руководителей или педагогов создаются  организационные координационные органы методической работы - методические советы. Методический совет школы определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей. Он определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях; разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев, общую программу методической работы в школе. Методический совет - это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение педагогического мастерства  учителя. 

   Проблемные семинары и практикумы ориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя. В районе проводятся различные семинары. Например,  в 2014 году были проведены семинары по темам: «Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности»; «Проектная и исследовательская деятельность  школьников».  Они стимулируют самообразовательную деятельность учителей, вводят их в круг педагогических инноваций. Содержание работы проблемных семинаров может составить изучение современных педагогических теорий. Их обсуждение будет во многом способствовать самообразовательной работе учителя.

    В целях  совершенствования педагогического мастерства учителя  района   в рамках проведения видеоконференцсвязи  регулярно  участвуют в  сеансах  ВКС на базе МБОУ «Гимназия № 3» (н-р,  по темам: «Системно-деятельностный подход как средство развития УУД в преподавании предметов гуманитарного цикла»,  «Применение метапредметного подхода в преподавании предметов гуманитарного цикла»,  «Проектирование урока в условиях реализации ФГОС НОО»).

   Научно-педагогические конференции, педагогические чтения (н-р, по теме «Опыт, педагогические открытия, практика»), творческие отчеты отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами методической работы.

   Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы.

Профессиональное развитие учителя  - это не только рост, становление, личностная реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное - это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира.

   В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием.

   Для достижения успехов в профессиональной деятельности учитель должен стараться максимально развивать свои внутренние силы, закалять свою волю и характер, мышление и потенциальные возможности.

   От того, насколько человек умеет управлять процессом собственной деятельности, зависит успешность и результативность его действий как самостоятельной личности.

   Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование учителя. Самообразование каждого учителя строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его.

   Самообразование, являясь самостоятельной познавательной деятельностью, требует от личности целенаправленного саморазвития – развития психических свойств, качеств, интеллектуальных, организационных умений и навыков. Но только на этом пути возможен рост личностный и рост профессиональный.

   Содействие развитию профессионализма учителей  считается важной деталью в повышении квалификации специалистов. Для разрешения данной цели организовываются мероприятия по совершенствованию знаний педагогических кадров в различных формах: тематические курсы повышения квалификации, семинары, научно-методические, научно-экспериментальные конференции, индивидуальные и групповые консультации.

   Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

1.Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:

а) организация методических объединений в районе и школах,

б) курсы повышения квалификации.

2.Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:

а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);

г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.

Список использованной литературы:

  1. Ушинский К.Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // Избранные  педагогические  произведения. – М.: Просвещение, 1968.
  2. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, и др. – М.2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование педагогического мастерства учителя через подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ

Рассматривается совершенствование педагогического мастерства учителей при подготовкее обучающихся к ГИА и ЕГЭ....

"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаетучиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учител...

"Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность"

quot;Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает  учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через ...

Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"

laquo;Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическим...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."

Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, де...