"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
статья по теме
"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает
учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)
"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" |
"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский) "Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся о днообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма. Автор многих методических пособий для педагогов В.М.Лизинский высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить" Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает: - постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин; - изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий; - ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания; В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Образование должно быть непрерывным, т.к. серьёзные изменения в жизни общества детерминированы современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию как культурному институту, поэтому на данном этапе оно рассматривается не только в качестве продукта социально-педагогической инфраструктуры, но и как непрерывный образовательный институт, представляющий собой перманентный процесс становления и самосовершенствования личности. В 1984 году ЮНЕСКО была предложена трактовка непрерывного образования: "Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира". В современных условиях выработаны основные критерии прфесионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод: учитель 21 века - это: - гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; - умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; - умеющий организовать рефлексивную деятельность; - обладающий высокой степенью профессиональной компетентности. На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться. А.Дистервег считал, что образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию. Эта мысль лежит в основе традиционного понимания самообразования как дополняющего основное образование, получаемое в образовательных учреждениях. Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства - вот приоритетная задача методической работы. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать неповторимость их педагогического стиля, а, в конечном счете - способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса. Если процесс образования: - осуществляется добровольно, - осуществляется сознательно, - планируется, управляется и контролируется самим человеком, - необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании. Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию: - Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации. - Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие. - Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека. - Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки. - Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем! - Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше. Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием. профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения); правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-коммуникативные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби. В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности. Определим источники получения знаний: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); интернет; видео, аудио; платные курсы; семинары и конференции; мастер - классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; курсы повышения квалификации; путешествия. Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? Составляющие процесса самообразования педагога: Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования. . систематический просмотр определённых телепередач; чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях; решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету; изучение информационно-компьютерных технологий; посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету; ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Продуктивность процесса самообразования Самообразование педагога будет продуктивным, если: в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию; педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности; педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала; программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности; педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству; осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. Результат самообразования. В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок. Результаты самообразования учителя отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно): - повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); - разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; - разработка новых форм, методов и приёмов обучения; - доклады, выступления; - разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; - выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; - разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; - создание комплектов; - педагогических разработок; - обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме). Выбор темы по самообразованию. Тема самообразования определяется, исходя из: 1) единой методической темы школы; 2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов; 3) педагогического стажа; 4) уровня профессиональной компетентности педагога; Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию. Самообразовательная работа постепенно может перейти в научно-исследовательскую. Однако в нашей школе в этом направлении активность педагогов невысокая, результативность научно-исследовательской деятельности педагогов находится на недостаточном уровне. Результаты исследовательской деятельности не находят дальнейшего практического применения, материалы наработанные нашими педагогами практически не публикуются в научно-методических изданиях. Одной из причин низкой активности наших педагогов в организации НИД является недостаточный уровень сформированности исследовательской компетентностиу педагогв. С целью повышения её уровня следует организовать семинар-практикум по развитию исследовательских умений педагогов в новом учебном году. Ведущая роль в организации самообразования принадлежит методической службе школы, т.к. главное её назначение - это организация методической работы, которая направлена на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса. Достижение данной цели осуществляется в ходе релизации ряда задач. В частности через осуществление выявления, обобщения и распространения эффективной педагогической практики учителей , формирование и развитие эффективной модели повышения уровня профессиональной компетентности педагогов через организацию самообразовательной деятельности. К личности учителя в современных условиях предъявляются очень большие требования. Профессиональная компетентность педагога - многоаспектное явление. В нее входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте. Способность понимать духовный мир своих воспитанников и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная культура, высокий уровень профессионально-речевой культуры - главные качества учителя, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности. Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО, психолого-педагогические семинары, курсы, деловые игры, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы души и ума. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой. Организациея самообразовательной деятельности по следующему алгоритму: 1. Выбор темы, определение целей, постановка задач согласно профессиональным потребностям; 2. Разработка плана по самообразованию; 3. Определение источников информации; 4. Изучение теоретических источников; 5. Организация и управление процессом обучения на основе наработанных материалов (подготовка и проведение открытых уроков, классных часов, информационных часов, мероприятий); 6. Систематизация наработанных материалов и их оформление, коррекция деятельности и объективная оценка ее результатов; 7. Подготовка отчета по теме самообразования; 8. Определение эффективности и перспективности дальнейшей деятельности. Темы самообразовательной деятельности учителей темы связанные с работой с высокомотивированными учащимися, развитием познавательных интересов и учебной мотивации; формы и методы организации работы с учащимися на уроке; внедрение в практику информационных технологий; внедрение современных педтехнологий; развитие личностных качеств и творческих способностей учащихся; инновационные подходы к организации работы с педкадрами и учениками; внедрение здоровьесберегающих технологий. Факторы, препятствующие саморазвитию - Недостаток времени; - Состояние здоровья; - Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач; - Недостаточная поддержка со стороны администрации; - Собственная инерция. Факторы, стимулирующие саморазвитие учителя. Интерес к работе; Возрастающая ответственность за результаты труда; Пример коллег; Новизна деятельности; Обучение на курсах; Пример и влияние администрации; Организация методической работы; Возможность получения признания в коллективе. Современный учитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях. |
Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя начального образования
Изменения в социально-экономической и культурной сферах жизни общества предъявляют сегодня серьезные требования к личности педагога. Согласно прогнозам футурологов, для решения актуальных проблем школьного образования в XXI веке нужен учитель-мастер педагогического труда, высококвалифицированный, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственно предметной области, способный к творческому продуктивному труду.
В эпоху глобализации образования знание становится ключевым ресурсом, а начальная школа в этих условиях – одним из важных источников знаний. Наряду с этим, в начальной школе закладывается фундамент, основа формирования личности будущего полноценного, конкурентоспособного гражданина государства, следовательно, роль начальной школы неоспорима. Об этом в одном из своих выступлений несколько лет назад отмечал Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, в частности, он говорил: «Начальная школа – основа воспитания» /1/.
А. С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, научно обоснованный отбор претендентов на педагогическую работу, а также овладение системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и готовности к педагогической деятельности.
Профессиональное становление и развитие учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является повышение его квалификации, а также специально организованная в школе система методической работы./2/
Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии ее индивидуализации и дифференциации. Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена рядом объективных и субъективных предпосылок, прежде всего необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентации, направленных на повышение уровня профессионализма учителей.
В общем виде задачи методической работы в школе можно сформулировать как формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки; повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей. Участие учителей в методической, инновационной деятельности способствует в конечном итоге формированию личной педагогической системы, формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.
В большинстве школ по инициативе руководителей или педагогов создаются организационные координационные органы методической работы -методические советы. Методический совет школы определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей. Он определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях; разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев, общую программу методической работы в школе. Методический совет -это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение педагогического мастерства учителя начального образования.
Проблемные семинары и практикумы ориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя. Они стимулируют самообразовательную деятельность учителей, вводят их в круг педагогических инноваций. Содержание работы проблемных семинаров может составить изучение современных педагогических теорий. Их обсуждение будет во многом способствовать самообразовательной работе учителя.
Школа передового опыта как форма методической работы реализует в основном цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. В связи с предоставлением школе больших прав в организации экспериментирования, поисковой работы все большее признание получает деятельность проблемных (инновационных) групп. Проблемная группа направляет свои усилия на изучение, обобщение и распространение передового опыта, разработку и внедрение собственной концепции или методической находки, проводит опытно-экспериментальную работу в соответствии с основными признаками научно-исследовательской работы.
Научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами методической работы.
Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. /3/
Профессиональное развитие учителя начальных классов -это не только рост, становление, личностная реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное - это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира.
В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием /4/.
Для достижения успехов в профессиональной деятельности учитель должен стараться максимально развивать свои внутрение силы, закалять свою волю и характер, мышление и потенциальные возможности.
От того, насколько человек умеет управлять процессом собственной деятельности, зависит успешность и результативность его действий как самостоятельной личности.
Одним из способов такого управления является рефлексия. Понятие рефлексии произошло от латинского слова (геflехio - обращение назад) и означает процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Педагогическая рефлексия выражает умение учителя дать объективную оценку себе и своим поступкам, понять свою роль и значение в педагогическом процессе, понять то, что он является ключевой фигурой в таком ответственном деле, как формирование личности учащегося.
Рефлексивное отношение учителей к своей деятельности является одним из важных факторов глубокого осмысления, осознания самого себя и на основе этого конструктивного самосовершенствования. Управляя педагогическим процессом, учитель анализирует собственные действия, их закономерности по отношению к другим субъектам объекта своей деятельности.
Как подчеркивает Н.Д.Хмель «Рефлексия осуществляется педагогом как контрольно-оценочная деятельность, направленная на себя. Педагог должен быть способен объективно и беспристрастно анализировать свои суждения, действия, поступки и, в конечном счете, свою профессиональную деятельность, с точки зрения соответствия результатов цели» /5/.
Личность, владеющая рефлексией, многократно проигрывает в уме тактику собственного поведения и поведения партнера по общению, легко изменяет свой образ действий в случае необходимости. Рефлексия помогает педагогу найти правильный подход к субъектам педагогического процесса, уметь регулировать свое психологическое состояние.
Учитель, обладающий рефлексией, является менеджером по отношению к самому себе и своим поступкам и исследователем по отношению к учащимся.
Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование учителя начального общего образования. Самообразование каждого учителя строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его.
Самообразование, являясь самостоятельной познавательной деятельностью, требует от личности целенаправленного саморазвития – развития психических свойств, качеств, интеллектуальных, организационных умений и навыков. Но только на этом пути возможен рост личностный и рост профессиональный.
В системе переподготовки специалистов РК, в институтах повышения квалификации работников образования функционируют кабинеты начального образования.
Основная работа кабинетов направлена в условиях модернизации системы современного образования на разрешение проблемы повышения квалификации и профессионального мастерства педагогов.
Кабинеты начального образования областных ИПК в своей деятельности руководствуются нормативно-правовыми документами МОН РК, «Государственной программой развития образования РК на 2011- 2020гг» направленные на обновление среднего образования, на развитие профессиональной компетентности педагогов при переходе на новую модель образования.
Темы, цели и задачи кабинетов направлены на развитие профессиональной компетентности педагогов при переходе на новую модель образования.
Работа кабинетов начального образования строится на основе принципов формирования педагогов новой формации, чему содействует программы курсов повышения квалификациии переподготовки специалистов начального образования. Имеют место в содержании мероприятий курса проблемные вопросы, связанные с переходом на 12-летнее обучение, с использованием педагогических и информационных технологий, развития личности, ориентированной на обучение, с изменениями в содержании образования. /6/
Основная деятельность кабинетов - организация, реализация системы курсовых мероприятий по повышению квалификации, оказание методической помощи педагогам, подготовка методических рекомендаций, пособий, видеоматериалов.
Содействие развитию профессионализма учителей начальных классов считается важной деталью в повышении квалификации специалистов. Для разрешения данной цели организовываются мероприятия по совершенствованию знаний педагогических кадров в различных формах: тематические курсы повышения квалификации, семинары, научно-методические, научно-экспериментальные конференции, индивидуальные и групповые консультации.
Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1.Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:
а) организация методических объединений в школах,
б) курсы повышения квалификации .
2.Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя:
а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);
б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);
в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);
г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков. /7/
Список использованной литературы
1.Большой педсовет // Казахстанская правда. -1998. – 5 декабря.
2. Закон РК «Об образовании»- Астана, 2007г.
3.Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, и др. – М.2007.
4.Ушинский К.Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968.
5.Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы: Ғылым, 1998.
6. Концепция непрерывного профессионально - педагогического образования педагога новой формации РК-Астана,2005.
7.Тотанова А.С. Педагогическое мастерство- Алматы, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование педагогического мастерства учителя через подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ
Рассматривается совершенствование педагогического мастерства учителей при подготовкее обучающихся к ГИА и ЕГЭ....
Выступление на педагогическом совете по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»
В работе представлены материалы выступления руководителя МО учителей математики, физики и информатики по теме: «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе мето...
Выступление на ГМО учителей математики "Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность"
Данный материал поможет Вам без проблем подготовмться к выступлению на ШМО или ГМО....
"Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность"
quot;Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через ...
"Совершенствование педагогического мастерства учителей через самообразовательную деятельность".
сов...
Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"
laquo;Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическим...
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."
Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, де...