ПДД. Тема: «На наших улицах».
консультация на тему

Телегина Светлана Алексеевна

ЦЕЛЬ:

Познакомить учащихся с городом, в котором они живут.

рассказать им об особенностях движения транспорта и пешеходов  по улицам города, микрорайона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdd._konspekty_zanyatiy.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «НА НАШИХ УЛИЦАХ».  

ЦЕЛЬ:

Познакомить учащихся с городом, в котором они живут.

рассказать им об особенностях движения транспорта и пешеходов  по улицам города, микрорайона.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Занятие начинается с беседы о городе, районе в котором живут учащиеся. Учитель рассказывает, что по улицам города движутся  транспорт и пешеходы. Транспорт движется по проезжей части улиц. Место пересечения улиц называется перекрёстком.

для движения пешеходов служит тротуар, ходить по нему надо шагом, придерживаясь правой стороны, не мешая другим пешеходам, в узких местах – уступать дорогу взрослым.

необходимо объяснить учащимся, что нужно соблюдать осторожность, проходя по тротуару мимо ворот. Из ворот может внезапно выехать автомобиль.

нужно соблюдать осторожность и при движении по тротуару мимо стоящего или подъезжающего к краю тротуара автомобиля: пассажиры транспорта могут внезапно открыть дверь кузова легкового автомобиля или кабины легкового автомобиля и ударить пешехода.

Используя  план микрорайона и модели транспортных средств (игра «Дорожные знаки»), учитель показывает и объясняет, как движутся транспорт и пешеходы по улицам, соблюдая правила дорожного движения.

Далее учитель говорит, что водители всех машин соблюдают определённые правила дорожного движения, знать и выполнять эти правила должны и пешеходы.

Изучать и знать правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Выполнять правила движения обязаны все – водители и пешеходы.

Если будут нарушены правила движения (правила перехода проезжей части улицы), может произойти  дорожное происшествие. Учитель обращает внимание на то, какой опасности могут подвергнуться дети, нарушая правила движения при переходе  через улицу.

В заключении учитель говорит о том, что дети теперь уже сами стали учениками и скоро будут ходить в школу одни, без сопровождения старших. Поэтому очень важно для них быть осторожными на улицах, особенно при переходе через её проезжую часть.

НЕОБХОДИМАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ:

Правила дорожного движения, тротуар, проезжая часть, перекрёсток, транспорт, светофор, пешеход, водитель, велосипедист, ворота.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Где должны ходить пешеходы?
  2. Почему нельзя ходить по проезжей части?
  3. Покажите на картинке проезжую часть улицы.
  4. Покажите на картинке тротуар.
  5. Покажите на картинке перекрёсток.
  6. расскажите, как надо ходить по тротуару.

ТЕМА: «МЫ ИДЁМ В ШКОЛУ».

ЦЕЛЬ:

Научить детей правильно переходить улицу и дорогу. помочь им выбрать наиболее безопасный путь в школу.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Показать на картинке и объяснить, как надо переходить улицу.

При переходе улицы или дороги идти только шагом и, прежде чем переходить улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины улицы, остановиться и посмотреть направо. Убедившись, что транспорта нет, можно закончить переход. Если не успели закончить переход и движение транспорта началось, то надо остановиться на середине улицы или на «островке безопасности» (их устраивают на широких улицах в середине пешеходного перехода).

Нельзя переходить улицу по диагонали.

Далее учитель, используя схему микрорайона, помогает учащимся выбрать кратчайший и наиболее безопасный путь в школу и из школы домой.

Необходимо отработать с учащимися правильные повороты головы («посмотри налево», «посмотри направо») и повторять в это время хором: «Я смотрю налево, не вижу автомобиля, я иду к середине улицы. Я смотрю неправо, не вижу автомобиля, заканчиваю переход улицы».

НЕОБХОДИМАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ:

Безопасность, шоссе, пешеходный переход, «островок безопасности», посмотреть налево, посмотреть направо, терпение, осторожность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Как надо переходить улицу?
  2. Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
  3. Чем может быть опасен перекрёсток?
  4. Расскажите о своём пути в школу.

ТЕМА: «НАШИ ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ».

ЦЕЛЬ:

Объяснить учащимся назначение светофоров, рассказать о значении сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Научить переходить улицу по зелёному сигналу транспортного светофора и разрешённому сигналу пешеходного светофора.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Показать учащимся картинку с изображение трёхсекционного светофора и объяснить значение каждого сигнала для водителя и пешехода.

При красном сигнале запрещается движение транспорта и пешеходов через перекрёсток. При зелёном сигнале разрешается движение транспорта и пешеходов через перекрёсток. Жёлтый сигнал означает «Внимание!». Он включается при смене сигналов светофора. Движение транспорта и пешеходов через перекрёсток запрещается.

На некоторых перекрёстках с интенсивным движением пешеходов дополнительно к транспортным светофорам устанавливают пешеходные светофоры со световыми сигналами.

Пешеходные светофоры, в отличие от транспортных, имеют два сигнала: зелёный с надписью «Идите» или с силуэтом  идущего человека и красный с надписью «Стойте» или  с силуэтом стоящего человека. (Пешеходные светофоры применяют только в тех случаях, когда при сигнале «Идите» путь пешехода не пересекается движущим транспортом.)

Зелёный сигнал «Идите» или идущего человека обеспечивает полную безопасность пешеходов.

Красный сигнал «Стойте» или силуэт стоящего человека запрещает движение пешеходов, это соответствует красному сигналу светофора.

НЕОБХОДИМАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ:

Стоп, внимание, сигнал, пешеходный светофор, стойте,  идите.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Что означает красный сигнал светофора?
  2. Что означает жёлтый сигнал светофора?
  3. Что означает зелёный сигнал светофора?
  4. Какой сигнал  пешеходного светофора запрещает переходить улицу?
  5. При каком сигнале пешеходного светофора можно переходить улицу?

ТЕМА: «МЫ – ПАССАЖИРЫ».

ЦЕЛЬ:

Познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом; показать, как его нужно обходить.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель  рассказывает детям, что трамвай, троллейбус, автобус нужно ожидать на тротуаре или на посадочной площадке. Посадка на общественный транспорт проводится в порядке очереди при полной остановке транспорта. Входить в салоны автобусов и троллейбусов и вагоны трамваем надо через заднюю дверь, выходить через переднюю дверь. Войдя в салон (вагон), надо взять билет и пройти вперёд. При выходе из трамвая надо посмотреть направо и, убедившись в полной безопасности, идти к тротуару.

При выходе на остановке из автобуса или троллейбуса надо пройти тротуар, дойти до пешеходного перехода или перекрёстка и, убедившись в безопасности, выходить на проезжую часть для перехода улицы.

Стоящий трамвай обходят спереди (так как в этом случае виден встречный трамвай) и также только по пешеходному переходу. Из легкового автомобиля, как и из автобуса, выходят только в сторону тротуара. При выходе из легкового автомобиля необходимо осторожно открывать дверь, чтобы не задеть пешехода.

НЕОБХОДИМАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ:

Общественный транспорт, вагон, посадочная площадка, посадка.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Где нужно ожидать трамвай, троллейбус, автобус?
  2. Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
  3. Через какую дверь нужно входить в автобус, троллейбус, трамвай?
  4. Как нужно вести себя в общественном транспорте?
  5. Как надо обходить стоящие трамвай, автобус, троллейбус?

ТЕМА: «ГДЕ МОЖНО ИГРАТЬ?»

ЦЕЛЬ:

Убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороги).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель, используя наглядные пособия, рассказывает и показывает, где движется транспорт по улицам и дорогам, где должны играть дети. На макете улицы располагают на проезжей части дороги модели транспорта, на тротуаре – фигуры пешеходов.

Перемещая фигуры пешеходов на проезжую часть улицы при движении моделей транспорта, демонстрируя несколько опасных положений.

Надо привести учащимся пример. Рассказать о конкретном случае. когда ученик играл в неположенном месте. на проезжей части дороги, и на него наехал транспорт, восстановить обстановку на схеме при помощи фигур пешеходов и моделей транспортных средств.

Во время беседы объяснить учащимся, что игры и катания на коньках, санках, велосипедах разрешаются в специально отведённых местах: на детских площадках во дворах, в парках, на стадионах и т.п.

Обратить внимание учащихся, что в городах в места, специально отведённые для игр детей, въезд транспорта запрещён знаками, и игры можно проводить безопасно.

После занятия дети должны твёрдо усвоить, где можно устраивать игры, кататься на санках, коньках, велосипедах.

ИГРА (в классе).

Школьники делятся на две группы (транспорт и пешеходы). Каждому из группы «транспорт» дают табличку с названием вида транспорта: «велосипед», «автомобиль», «мотоцикл» и т.д. Пешеходам дают таблички: «школьник», «пешеход».

Команда «Движение!» подаётся для тех, у кого таблички с названием вида транспорта. Команду «Тротуар!» подают для пешеходов. Дети должны чётко реагировать на свою команду.

По команде «Движение!» учащиеся поднимают вверх таблички с названиями: «автомобиль», «мотоцикл» и т.п. По команде «Тротуар!» то же проделывают пешеходы. Зазевавшиеся получают штрафные очки.

Затем игру проводят во дворе на размеченной площадке (повторяют несколько раз).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Где можно кататься на самокате и детском велосипеде?
  2. Почему опасно цепляться за автомобиль
  3. Почему нельзя играть на улице?
  4. Почему нельзя кататься на санках с горок на улице?

ТЕМА: «МЫ УЧИМСЯ СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ».

ЦЕЛЬ:

Предупредить учащихся об увеличении опасности весной  на улицах и дорогах в связи с увеличением в это время года числа машин и пешеходов. Закрепить знания учащихся по правилам дорожного движения с помощью настольных игр.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель рассказывает учащимся, что с приходом тёплых солнечных дней на улицах и дорогах увеличивается количество автомобилей и пешеходов. С увеличением числа машин возрастает опасность на дороге. Дети устраивают на улицах различные игры и развлечения и, увлекаясь игрой, часто выбегают на проезжую часть улиц и дорог, забывая об опасности.

Теперь, чтобы перейти улицу, надо быть более внимательным и осторожным. Опасность увеличивается и потому, что на дорогах по утрам скользко. (Днём, когда ярко светит солнце, снег и лёд на дороге подтаивают, а ночью вновь подмораживает.) Водителю на такой дороге сразу остановить машину невозможно, и неожиданное появление перед автомобилем школьника может привести к несчастному случаю. Нередко в такие моменты, спасая жизнь нарушителя, страдают водитель и окружающие.

После беседы учитель делает вывод, что с наступлением весны на улице нужно быть особенно дисциплинированным и осторожным, строго выполнять правила дорожного движения.

ИГРА  (в классе).

С помощью набора фигур и схем, настольных игр учащиеся закрепляют знания по правилам дорожного движения. Учитель, создавая на схеме при помощи фигур пешеходов и моделей транспорта и средств регулирования различные дорожные ситуации, учит детей ориентироваться в них.

Если решающий задачу затрудняется в ответе, ему помогают другие учащиеся. В игре учащиеся применяют полученные знания по правилам движения, самостоятельно разбирают различные игровые дорожные ситуации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Почему с наступлением весны надо быть особенно осторожным на улице?
  2. Почему опасно переходить улицу перед близко идущим транспортом?
  3. Какие весенние игры ты знаешь и где можно в них играть?

ТЕМА: «ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ПО УЛИЦЕ И ДОРОГЕ».

ЦЕЛЬ:

Закрепить знания и навыки движения учащихся по улицам и дорогам.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель говорит о том, что все пешеходы должны ходить только по тротуару. Каждый тротуар, как и проезжая часть, разделяется как бы на две полосы. Пешеходы идут в двух направлениях, придерживаясь правой стороны, в этом случае один поток пешеходов не будет мешать движению другого. Даже на улицах с интенсивные пешеходным движением не будет создаваться помех.

Если же часть пешеходов будет ходить против пешеходных потоков или нарушать порядок движения (бежать, толкаться, носить громоздкие предметы, ходить в пачкающей одежде), то другие пешеходы будут вынуждены сходить на проезжую часть и, таким образом, создавать опасную обстановку. Здесь можно рассказать детям, что в древние времена на Руси поселения были разделены друг от друга большими расстояниями. Узкие дороги проходили через густые леса. Тогда опасно было двигаться без оружия. Когда пешеходы встречались, они освобождали друг другу дорогу, придерживаясь правой стороны. Причём в сторону встречного была обращена левая часть тела, прикрытая щитом. С течением такое правостороннее движение стало привычным.

В местах большого пешеходного движения нельзя останавливаться на тротуарах группами.

На улицах, не имеющих тротуаров, пешеходам разрешается ходить по краю проезжей части.

Проходя по тротуару мимо ворот, нужно быть осторожным: из ворот может выехать транспорт. В местах  времени такое правостороннее движение стало привычным.

В местах большого пешеходного движения нельзя останавливаться на тротуарах группами. На улицах, не имеющих тротуаров, пешеходам разрешается ходить по краю проезжей части.

проходя по тротуару мимо ворот, нужно быть осторожным: из ворот может выехать транспорт. В местах постоянного выезда автомобилей устанавливается специальная табличка (иногда световая): «Берегись автомобиля».

На дорогах пешеходы должны ходить по пешеходным дорожкам, а где их нет – по обочине или могут воспользоваться велосипедной дорожкой, если по ней нет интенсивного движения велосипедистов.

Если пешеходная дорожка, обочина или велосипедная  дорожка отсутствует  или движение пешеходов по ней невозможно, разрешается идти по краю проезжей части в один ряд. Вне населённых пунктов по краю проезжей части можно идти только  навстречу движению транспорта и, увидев движущееся транспортное средство, при необходимости сойти с проезжей части.

Далее учитель объясняет учащимся, что группу детей разрешается водить по улицам только по тротуарам, а на дорогах – по пешеходным дорожкам, а при их отсутствии в светлое время суток – по обочине.

С наступлением зимы, несмотря на то, что снег убирают, улицы становятся скользкими. Поэтому во время движения пешеходы должны быть предусмотрительны и осторожны: можно подскользнуться и неожиданно упасть на проезжую часть дороги. А водителю транспорта на скользкой дороге труднее остановить автомобиль.

Надо также учитывать то, что долгота дня зимой резко сокращается, рано темнеет. В условиях плохой видимости как водители, так и пешеходы должны быть особенно осторожны.

В весеннее время года днём пригревает солнце, снег тает, а ночью наступают заморозки, улицы становятся скользкими, а кроме того, увеличивается количество транспорта на улицах и дорогах. Это также необходимо учитывать и принимать меры предосторожности.

Каждый учащийся должен овладеть искусством быть пешеходом и не только знать и уметь, но и точно выполнять все требования правил дорожного движения, уметь себя правильно вести на дорогах и улицах.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. По какой стороне тротуара должны идти пешеходы?
  2. Где надо ходить по улице, если нет тротуаров?
  3. Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
  4. Почему надо быть особенно осторожным на улице в зимнее (весеннее) время?

ТЕМА: «ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА УЛИЦ И ДОРОГ».

ЦЕЛЬ:

Закрепить  изученные правила о переходе улиц и дорог.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель рассказывает о несчастном случае, происшедшем в результате неправильного перехода улицы учащимся, обращает внимание детей на соблюдение правил перехода улиц и дорог и излагает правила.

Переходить улицу нужно только по подземным переходам, пешеходным мостикам, в отведённых для этого местах, обозначенных разметкой (пешеходный переход) или дорожным (указательным) знаком «Пешеходный переход», а если их нет, то на перекрёстках по линии продолжения тротуаров или обочин. Это является границей перекрёстка, на перекрёстке скорость транспорта уменьшается.

Запрещено переходить перекрёсток по диагонали. Его надо переходить только по линиям границы перекрёстка, проходя поочерёдно улицы. Таким же образом переходят несколько улиц при движении по площади.

Если на перекрёстке переход обозначен по одной стороне, то пересекать проезжую часть надо только по нему; по другой стороне перекрёстка, где нет обозначений, переходить улицу нельзя. Прежде чем сойти на проезжую часть улицы, проверьте, не приближается ли транспорт. До перехода проезжей части убедитесь, что слева нет приближающегося транспорта, а затем начинайте переходить улицу. Дойдя до середины, посмотрите направо и, пропустив транспорт, закончите переход. Пересекая проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться без необходимости. Тот, кто не успел закончить переход улицы, должен остановиться на «островке безопасности», а при его отсутствии – на середине проезжей части улицы.

При переходе узких улиц очень опасно останавливаться на середине улицы, поэтому лучше подождать, пока ни с той, ни с другой стороны не будет видно приблищающегося транспорта.

Прежде чем перейти перекрёсток, посмотрите, регулируется ли движение и какими средствами оно регулируется. А затем руководствуйтесь сигналами регулирования.

Если движение очень интенсивное и переход через улицу может быть опасным, попросите кого-нибудь из взрослых помочь перейти улицу. Не забудьте поблагодарить их за это.

При подходе к улице с односторонним движением надо установить, в какую сторону идёт транспортный поток. Если поток транспорта движется слева направо, то при переходе улицы надо посмотреть налево, пропустить приблищающейся транспорт и, если транспорта нет, перейти улицу, не делая остановки на середине улицы.

Если транспортный поток движется справо налево, то при переходе улицы надо посмотреть направо, пропустить приближающийся транспорт и, если транспорта нет, перейти улицу, не делая остановки на середине улицы, постоянно глядя в правую сторону.

На загородной дороге, шоссе (вне населённых пунктов) при отсутствии обозначенных пешеходных переходов разрешается переходить дорогу только на участках, где она хорошо просматривается в обе стороны под прямым углом. Переход через дорогу в населённом пункте разрешается только по обозначенным пешеходным переходным переходам или в местах, где стоит указательный знак «Пешеходный переход», а если нет, то на перекрёстке дороги лишь при полной уверенности в безопасности перехода.

В тех местах улиц и дорог, где построены подземные переходы, надо пользоваться только ими. Если через дорогу установлен переходный мостик, то при переходе дороги необходимо пользоваться только им.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. В каких местах можно переходить улицу?
  2. Когда надо начинать переход улицы?
  3. Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
  4. Как надо идти по пешеходному переходу?
  5. Почему нужно, перед тем как переходить улицу, посмотреть налево?
  6. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
  7. В каких местах можно переходить дорогу?

ТЕМА: «КАК ПЕРЕХОДИТЬ УЛИЦУ НА РЕГУЛИРУЕМОМ ПЕРЕКРЁСТКЕ».

ЦЕЛЬ:

Научить детей переходить регулируемый перекрёсток.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель объясняет, что перекрёсток, на котором движение регулируется светофором или регулировщиком, называется регулируемым перекрёстком, приводит примеры таких перекрёстков.

При переходе улицы надо строго следить за сигналами светофора или регулировщика. Пешеходы должны сочетать свои действия с сигналами светофора или жестами регулировщика. Учитель показывает, какие положения регулировщика соответствуют зелёному, жёлтому и красному сигналам светофора.

Зелёный сигнал светофора разрешает движение через перекрёсток. Этому сигналу соответствует такое положение регулировщика, при котором он стоит к пешеходам боком.

Жёлтый сигнал светофора предупреждает водителей машин и пешеходов о предстоящей смене сигналов. Если регулировщик поднял руку с жезлом вверх, независимо от положения корпуса это соответствует сигналу светофора.

Если жёлтый сигнал светофора или соответствующий ему жест регулировщика застанет пешехода при переходе улицы, то необходимо дойти до середины улицы или «островка безопасности» и ждать разрешающего сигнала.

Красный сигнал светофора запрещает переход. Этому сигналу соответствует такое положение регулировщика, при котором он обращён к пешеходам лицом или спиной.

Учитель включает сигналы светофора, а один из учащихся показывает положения и жесты регулировщика, соответствующие этому сигналу. Надо объяснить учащимся, что если они подходят к перекрёстку, где движение регулируется светофором и регулировщиком, то они обязаны выполнять указания регулировщика.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Можно ли переходить улицу при жёлтом сигнале светофора?
  2. Что надо делать, если жёлтый сигнал загорелся, когда ты дошёл до середины улицы? Когда прошёл середину улицы?
  3. Кому даёт команды пешеходный светофор?
  4. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?
  5. При каком сигнале светофора (регулировщика) можно переходить улицу?

ТЕМА: «КАК ОБХОДИТЬ СТОЯЩИЙ ТРАМВАЙ, ТРОЛЛЕЙБУС, АВТОБУС, АВТОМОБИЛЬ».

ЦЕЛИ:

Научить детей правильно обходить стоящий транспорт.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Из числа нарушений, совершаемых учащимися, к несчастным случаям чаще всего приводит внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта. Поэтому правила обхода стоящего транспорта рекомендуется иллюстрировать примерами из жизни и анализировать их.

Часто на улицах можно видеть остановившиеся  у тротуара машины: грузовики, автомобильные краны, такси и другие автомобили. На загородных дорогах тоже можно встретить остановившуюся машину. Пешеходам, чтобы перейти дорогу, часто приходится их обходить.

Чтобы перейти улицу или дорогу, часто бывает нужно обойти остановившийся на остановке автобус, троллейбус, трамвай. Как безопаснее обойти эти машины? Учитель рассказывает случай из жизни. Однажды молодая женщина с девочкой ехали в автобусе. В руках женщина держала большую хозяйственную сумку. Автобус подъехал к остановке, открылись двери, и пассажиры стали выходить на улицу. Как только женщина с девочкой вышли из автобуса, они сразу повернули налево и перед самым автобусом стали быстро переходить проезжую часть. И в этот миг на улице раздался визг тормозов автомобиля и послышался испуганный крик женщины. Оставляя на мостовой чёрные полосы от колёс, машина остановилась. Женщина оказалась почти вплотную к автомобилю, от испуга она не могла слова сказать, девочка плакала. Что произошло?

Вслед за подъезжающим к остановке автобусом ехала легковая машина. Автобус остановился, пассажиры стали выходить на тротуар. Шофёр  легковой машины сбавил скорость и стал проезжать мимо автобуса. Женщина с девочкой вышла из автобуса и, обходя автобус спереди, пошла через мостовую. Высокий автобус загораживал ей улицу слева, она не видела, что к тому месту, где она с девочкой переходит дорогу, приближается машина. Шофёр легковой машины подъехал к автобусу сзади, он тоже не мог видеть женщину с девочкой, но на всякий случай уменьшил скорость автомобиля, чтобы в случае необходимости можно было быстрее остановить его.

Вот и получилось, что женщина с девочкой, обходя автобус спереди, не видели приближающуюся машину, а шофёр вёл машину медленно, он только подъехал к девочке и женщине. На этот раз всё обошлось благополучно, нарушители правил движения отделались лишь лёгким испугом, но могло быть и хуже.

Чтобы таких случаев не происходило, надо помнить:

Стоящий трамвай, троллейбус, автобус, автомобиль ни сзади, ни спереди обходить для перехода проезжей части улицы нельзя. Если вы ехали на трамвае, троллейбусе, такси (легковом автомобиле), то, выходя на остановке из этого транспорта, надо отойти на тротуар или обочину и, если необходимо перейти на другую сторону улицы, воспользоваться подземным переходом или пешеходным мостиком, а если их нет, то переходить улицу по пешеходному переходу (обозначенному разметкой или дорожным указательным знаком «Пешеходный переход»).

В тех местах, где пешеходные переходы не обозначены, следует пройти до перекрёстка и переходить улицу по линии тротуаров или обочин. Переходя улицу по пешеходному переходу или на перекрёстке, необходимо соблюдать правила перехода, руководствуясь сигналами светофора или регулировщика. За городом, если нет поблизости обозначенного пешеходного перехода, дорогу следует переходить только тогда, когда автобус отойдёт от остановки и дорога будет хорошо просматриваться в обе стороны. Так должны переходить улицу и дорогу и пассажиры, сошедшие с транспорта, и пешеходы.

ТЕМА: «ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

ОБЯЗАННОСТИ ПАССАЖИРОВ».

ЦЕЛИ:

Познакомить учащихся с основными видами транспортных средств, движущихся по улицам и дорогам, объяснить обязанности пассажиров транспорта.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель говорит, что дороги и улицы городов заполняют различные виды транспорта: автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью.

К специальным автомобилям относятся автокраны, пожарные, медицинские и др.

Грузовые автомобили предназначаются для перевозки грузов и подразделяются по грузоподъёмности.

Пассажирский транспорт включает легковые автомобили, трамваи, троллейбусы, автобусы.

Легковые автомобили служат для перевозки пассажиров, они подразделяются по типу кузова и рабочему объёму двигателя.

Трамваи и троллейбусы относятся к городскому (общественному) электротранспорту и предназначаются для перевозки пассажиров по определённым маршрутам по расписанию.

Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров, подразделяются на  городские, пригородные и междугородные.

Далее учитель разъясняет учащимся правила пользования городским общественным транспортом. Трамвай, троллейбус, автобус нужно ожидать на специально отведённой посадочной площадке т.е. на остановке. Выходить на проезжую часть запрещено.

Садиться в автобус, троллейбус, трамвай и другие  транспортные средства можно лишь после полной их остановки. Как правило, посадка производится через задние двери, а высадка через передние. Но сейчас имеются и такие машины, в которых есть по нескольку дверей. Через какие надо входить? Через какие выходить?

Ни в коем случае нельзя прыгать в автомобили, трамваи на ходу, цепляться сзади за транспорт. Войдя в вагон, нужно пройти в середину салона, не мешать пассажирам садиться в транспорт. Если в салоне имеются свободные места, пассажиры должны занять их, нельзя толпиться в проходе. При этом следует помнить, что передние места отводятся для пассажиров с маленькими детьми на руках, инвалидам и престарелым пассажирам. Их нужно всегда уступать им. Пассажир, которому нужно выходить на ближайшей остановке, должен заблаговременно перейти поближе к выходной двери.

В салоне запрещается шуметь, шалить, громко разговаривать. Необходимо помнить, что шум неприятен для пассажиров, отвлекает от работы. Запрещается во время движения отвлекать от работы водителя вопросами, спрашивать названия остановок и т.д.

Некоторые пассажиры при движении, особенно в тех случаях, когда в салоне много людей, прислоняются к дверям. Это строго – настрого запрещается, так как при езде двери могут открыться, пассажир может выпасть из транспорта. При движении автобуса, троллейбуса, трамвая нельзя высовываться из окон вагона или выставлять какие – либо предметы. Дело в том, что движущиеся рядом машины могут приблизиться к вагону и нанести пассажиру травму.

И, конечно, запрещается возить в трамваях, троллейбусах, в автобусах пачкающие предметы, острые или колющие инструменты, громоздкие вещи, ездить в грязной одежде. Если нужно перевезти колющий или режущий предмет, его необходимо тщательно упаковать.

При езде в транспорте общего пользования следует выполнять все указания кондуктора или водителя. Высаживаться из машины можно лишь при полной остановке транспортного средства. Пассажир, который сошёл с автобуса, трамвая или троллейбуса, не должен долго задерживаться на мостовой; надо посмотреть направо и, если на проезжей части нет  приближающихся машин, сейчас же идти на тротуар.

Многие жители городов пользуются легковыми автомобилями, такси. Садиться в них и высаживаться можно лишь со стороны тротуара или обочины дороги.

ТЕМА: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ НА УЛИЦЕ (ДОРОГЕ)».

ЦЕЛЬ:

Углубить знания учащимися правил поведения на улице.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Выполнение правил движения пешеходов – это элемент культуры поведения человека. Учитель рассказывает, что некоторые учащиеся думают, будто на улице никто не обращает на них внимания, никто не замечает их и поэтому можно вести себя как хочется – прыгать, бегать, шуметь, останавливаться группами на тротуарах и т.п. Это далеко не так – на улице следует вести себя так же, как и в других общественных местах.

Правила поведения на улице должны знать и обязательно выполнять все учащиеся:

- по улице надо ходить подтянуто, умеренным шагом и только по тротуару или пешеходному переходу, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать другим;

- нельзя ходить в ряд по нескольку (более двух) человек или большой группой, - это мешает другим;

- нельзя играть на проезжей части улицы (дороги), - это не место для игр;

- при встрече с товарищем нельзя останавливаться для разговора на середине тротуара, надо отойти в сторону;

- бросать бумажки, кожуру от фруктов и т.п. запрещается. Для этого есть урны и мусорные ящики, кроме того, прохожие могут наступить на кожуру от фруктов, поскользнуться и упасть;

- с наступлением заморозков нельзя кататься на тротуарах, превращать их в каток: пешеходы – взрослые и дети могут поскользнуться и упасть;

- в узких местах на тротуаре надо уступать дорогу взрослым; надо всегда быть внимательным к старшим, помогать им;

- нельзя толкаться, из-за этого другие могут сойти на проезжую часть улицы и подвергнуть свою жизнь опасности;

- если вы случайно толкнёте кого – нибудь или наступите кому – нибудь на ногу и т.п., то необходимо вежливо извиниться;

- к людям, которые мешают пройти, обращайтесь со словами: «Пропустите, пожалуйста»;

- если видите, что ваш товарищ или кто – либо из младших собирается нарушить правила движения, остановите их;

- без разрешения дорожных органов и органов милиции нельзя проводить на дороге никаких массовых мероприятий;

- если вы увидите на дороге неисправности, угрожающие безопасности движения, немедленно сообщите об этом дорожным органам и органам милиции;

- надо беречь зелёные насаждения вдоль дороги, снегозащитные устройства, устанавливаемые дорожные знаки и таблички дополнительных средств информации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Расскажите, как надо вести себя на тротуаре.
  2. Почему опасна брошенная на тротуар кожура от фруктов?
  3. Кому надо уступать дорогу на тротуаре в узких местах?
  4. Какие правила поведения на улице вы запомнили?

ЦИКЛ   БЕСЕД   ПО   ПДД.

Цели и задачи:

  1. Дать необходимое количество знаний, умений и навыков по ПДД.

  1. Изучать комплекс дорожных знаков, как для водителя, так и для пешехода.

  1. Учить школьников на практике применять правила дорожного движения.

ПРАВИЛА

ДОРОЖНОГО

ДВИЖЕНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения. Тема: Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город).

Урок природоведения 5 класс в школе  VIII вида. Раздел I Окружающий нас мир. Тема: Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, де¬ревня (село, город)...

Конспект комплексной организованной образовательной деятельности по теме "Наша улица".

Конспект разработан для детей с нарушением интеллектуального развития (разновозрастная группа)....

Урок по природоведению в 5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)".

Урок  по природоведению     в 5 классе коррекционной школы  VIII вида по теме "Дом, в котором мы живем. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город)"....

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий. Тема: Коллективная работа: Улица нашего города.

Методическая разработка занятия, с презентацией. На занятии использовались следующие современные технологии: Коллективная деятельность, здоровьезберегающая, игровая, информационно-коммуникативная техн...

Внеклассное мероприятие по теме "Их именами названы наши улицы. Улица Челюскинцев"

Выступление 5 класса об улице Челюскинцев в г. Орехово-Зуево в рамках школьного мероприятия "Их именами названы наши улицы", приуроченное к празднованию 100-летия г. Орехово-Зуево...

Экологический проект Номинация: «Чистый город!» Тема: «Мусор на наших улицах»

Проблема мусора на сегодня признается одной из самых важных экологических проблем для человечества. О ней можно прочитать в интернете, увидеть по телевизору. В России также уже  не первый го...

"Наши улицы - наши герои"

В рамках тематической недели "День Победы" проходят различные мероприятия с целью воспитания у детей нравственно-патриотических качеств и чувства гордости за подвиг своего народа, уважение и...