урок в 4 классе тема "Подвиг"
план-конспект урока на тему

Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_podvig_konkurs.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Серго-Ивановская основная школа»

Разработка конспекта урока  ОРКСЭ

по теме «ПОДВИГ»

                                                                                   Подготовила:

                    учитель истории, обществознания

                    и ОРКСЭ

                                                                                      Лисина Н.А.

Тема урока

Подвиг

Цель урока

Мотивация учащихся на готовность к бескорыстной жертвенности и духовному самосовершенствованию.

Задачи урока

Обучающая: Сформировать у обучающихся представления о значении подвига для отдельного человека так и для русского народа и взаимосвязи слов: «подвиг», «жертва», «подвижник».                                                                                                      Развивающая: развивать навыки совместной работы; навыки работы с текстом и словарем

 Воспитывающая: Учить анализировать жизненные ситуации и  выбирать формы поведения в соответствии с нравственными ценностями

Планируемые результаты

                                    Личностные: воспитание патриотических чувств, доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу, окружающим, стремления совершать добрые поступки, понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического)

                                    Метапредметные: развивать умение постановки проблемы и поиска ее решения; умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;  развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах;  учить анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные ценностные ориентации и формы поведения 

Предметные:   формирование представлений о сути жертвенного отношения христиан к        Богу, человеку, миру - раскрыть смысл понятий «подвиг», «жертва», «подвижник», продолжить знакомство учащихся с основными понятиями православной культуры.

Ключевые понятия урока

Подвиг, жертва, подвижник.

Межпредметные связи

Русский язык, история

Ресурсы:

Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс, словари; тексты нравственно-этического содержания, компьютерное оборудование.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Учитель предлагает улыбнуться друг другу и начать урок

2. Мотивация.                                                                                                               Учитель предлагает послушать притчу о двух волках.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: – А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

3. Определение цели урока. Как вы думаете, о чём мы будем сейчас говорить? (предполагаемые ответы: « о доброте», «о том, что надо делать добро, а не зло»). На доске открывается заранее написанная тема урока – «Подвиг». Прочитайте, как называется тема нашей беседы. (Один ученик читает вслух). Подберите родственные слова к слову «подвиг» («двигаться», «движение»). Объясните, как вы понимаете, что такое подвиг? (Предполагаемые ответы: «мужественный поступок», «когда на войне спасают других, а сами погибают»). Куда движется человек, совершающий подвиг? («К добру, добрым делам и поступкам»).

4. Актуализация знаний и получение новой информации. Работа со словарями в парах – поиск определения слова подвиг. Учитель формулирует вывод: «Подвиг – это преодоление всего злого, что живёт в твоём сердце: гордыни, зависти, жадности, лени, неблагодарности». Настоящий подвиг требует мужества, невероятного количества сил, порой даже не столько физических, сколько моральных. Такой человек живёт по принципу: «Кто, если не я?»

Разбор слова по составу.

- Какие слова являются однокоренными слову подвиг? (Движение, подвижник)

-  Всякое ли движение является подвигом?

- А как называют человека, который совершил подвиг?

(Ответы детей - Герой)

Задание: - На листе бумаги, которая есть у вас на столах, запишите 5 качеств характера, которыми должен обладать герой.(Листы вывешиваются на доске, и каждая группа доказывает, почему именно эти качества присущи герою). Составляется психологический портрет героя

5. Этап постановки проблемы и ее решения при помощи исследования.

Можем ли мы объяснить значение слов «жертва», «подвижник» с точки зрения православной культуры?

Дети высказывают своё мнение.

Ответы детей (Жертва преступления; Жертва насилия; Подвижник – человек, который побуждает кого-нибудь к действию).

Наблюдение: У детей вызывает затруднение значение этих слов в соответствии с православным пониманием. 

Учитель:  Давайте займемся с вами исследовательской работой, чтобы разобраться со значением понятий «жертва» и «подвижник».

 Каждая группа получает определенное задание, с которым она работает, а позже выступает на определенном этапе урока.

Ребята 1 группы работают с учебником, читают текст на стр.63 “Епископ Акакий” и занимаются исследовательской деятельностью, которая поможет решить возникшие перед нами проблемы.

Дети читают текст и определяют, какие наши гипотезы подтвердились, а какие дополнили наши исследовательские проблемы.

Ребята 2 группы работают с учебником, читают текст стр.63 «О подвиге любви» рассказанную Митрополитом Антонием Сурожским, обсуждают вопрос «Слово «подвиг» связано только с военным временем?».

Ребята 3 группы работают со словарями, находят значения слов «жертва», «подвижник».

5. Подведение итогов работы по группам:

Учитель:  Так кто же такой, по вашему мнению, «подвижник»?

Ответы детей (Подвижник – человек, который через тяжелые испытания совершает подвиг и т.д.)

Учитель:  А теперь послушаем определение из словаря, которое подготовили ребята 3 группы.

Жертва – это что – то по настоящему дорогое и ценимое, которое отдают навсегда без принуждения и без сожаления. Подвижник – это человек, который совершает духовный подвиг. С подвижниками связано много религиозных легенд. Лицо, в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность, целиком отдающий себя делу.

Учитель: Почему Акакий был «подвижником», в чем проявился его героизм? Выслушиваются мнения групп (Акакий переплавил золотые сосуды в монеты, выкупил пленников, накормил их и дал деньги на путь к дому. В результате чего наступил мир).

Учитель: Ребята, как вы думаете, слово “подвиг” связано только с военным временем?

Дети приходят к выводу о том, что героем можно быть и в наше время. И в наше время можно совершить подвиг.

Учитель читает стихотворение.
Что значит подвиг в мире людском -
Долг, верность, совесть, любовь?
Что заставляет идти напролом
В бурях стихий вновь и вновь?
Мальчик, ребенок, бывало, спешит
Помощь отцу оказать:
Он с ноготок, а коня норовит
Сам из ухаба поднять.
Девочка – кроха, избу метёт,
По воду к речке бежит,
Тихо ступает, тихо поёт -
Матушкин сон сторожит.
Это ль не подвиг детской души
Милостью сердца служить?
Подвиг – не идол, стоящий в тиши,
Это – движение Быть.

6. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:  Ребята, а что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие новые определения и понятия нам встретились?

Ответы детей (Мы познакомились с понятиями  «подвиг», «жертва», «подвижник»; Мы не должны быть эгоистами, жадными; Мы должны жертвовать собой ради других; Мы должны совершать подвиги; Мы узнали, что подвиги совершаются и в наше время; В жизни всегда есть место подвигам).

Учитель:  Ребята, а знаете ли вы, что такое «трудовой подвиг»?

Ответы детей (Трудовой подвиг совершают люди, которые много трудятся на благо своей Родины).

Учитель: Все достижения нашей страны в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без подлинного героизма людей, которые работали в очень тяжелых условиях, не жалея сил. А знаете ли вы о трудовом подвиге ваших родственников? 

Цитирование учителем стихотворного отрывка:
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг – в терпенье,
В любви, и в мольбе.

7.  Обсуждение и запись домашнего задания.

Домашнее задание по выбору:

1.Подготовить сообщение на тему «Труд в жизни моей семьи».

2.Подготовить сообщение на тему «В наши дни всегда есть место подвигу».


Литература.

Основная:

Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»

Дополнительная:

  • книга для учителя
  • словари: С. И. Ожегов «Словарь русского языка», А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»;
  • притча «О двух волках»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...