урок в 4 классе тема "Подвиг"
план-конспект урока на тему
Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_podvig_konkurs.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Серго-Ивановская основная школа»
Разработка конспекта урока ОРКСЭ
по теме «ПОДВИГ»
Подготовила:
учитель истории, обществознания
и ОРКСЭ
Лисина Н.А.
Тема урока | Подвиг |
Цель урока | Мотивация учащихся на готовность к бескорыстной жертвенности и духовному самосовершенствованию. |
Задачи урока | Обучающая: Сформировать у обучающихся представления о значении подвига для отдельного человека так и для русского народа и взаимосвязи слов: «подвиг», «жертва», «подвижник». Развивающая: развивать навыки совместной работы; навыки работы с текстом и словарем Воспитывающая: Учить анализировать жизненные ситуации и выбирать формы поведения в соответствии с нравственными ценностями |
Планируемые результаты | Личностные: воспитание патриотических чувств, доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу, окружающим, стремления совершать добрые поступки, понять, что подвижничество – составная часть любого служения (семейного, профессионального, военного, священнического) Метапредметные: развивать умение постановки проблемы и поиска ее решения; умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе работы в парах; учить анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные ценностные ориентации и формы поведения Предметные: формирование представлений о сути жертвенного отношения христиан к Богу, человеку, миру - раскрыть смысл понятий «подвиг», «жертва», «подвижник», продолжить знакомство учащихся с основными понятиями православной культуры. |
Ключевые понятия урока | Подвиг, жертва, подвижник. |
Межпредметные связи | Русский язык, история |
Ресурсы: | Кураев А. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры», 4 класс, словари; тексты нравственно-этического содержания, компьютерное оборудование. |
Ход занятия:
1. Организационный момент. Учитель предлагает улыбнуться друг другу и начать урок
2. Мотивация. Учитель предлагает послушать притчу о двух волках.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: – А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»
3. Определение цели урока. Как вы думаете, о чём мы будем сейчас говорить? (предполагаемые ответы: « о доброте», «о том, что надо делать добро, а не зло»). На доске открывается заранее написанная тема урока – «Подвиг». Прочитайте, как называется тема нашей беседы. (Один ученик читает вслух). Подберите родственные слова к слову «подвиг» («двигаться», «движение»). Объясните, как вы понимаете, что такое подвиг? (Предполагаемые ответы: «мужественный поступок», «когда на войне спасают других, а сами погибают»). Куда движется человек, совершающий подвиг? («К добру, добрым делам и поступкам»).
4. Актуализация знаний и получение новой информации. Работа со словарями в парах – поиск определения слова подвиг. Учитель формулирует вывод: «Подвиг – это преодоление всего злого, что живёт в твоём сердце: гордыни, зависти, жадности, лени, неблагодарности». Настоящий подвиг требует мужества, невероятного количества сил, порой даже не столько физических, сколько моральных. Такой человек живёт по принципу: «Кто, если не я?»
Разбор слова по составу.
- Какие слова являются однокоренными слову подвиг? (Движение, подвижник)
- Всякое ли движение является подвигом?
- А как называют человека, который совершил подвиг?
(Ответы детей - Герой)
Задание: - На листе бумаги, которая есть у вас на столах, запишите 5 качеств характера, которыми должен обладать герой.(Листы вывешиваются на доске, и каждая группа доказывает, почему именно эти качества присущи герою). Составляется психологический портрет героя
5. Этап постановки проблемы и ее решения при помощи исследования.
Можем ли мы объяснить значение слов «жертва», «подвижник» с точки зрения православной культуры?
Дети высказывают своё мнение.
Ответы детей (Жертва преступления; Жертва насилия; Подвижник – человек, который побуждает кого-нибудь к действию).
Наблюдение: У детей вызывает затруднение значение этих слов в соответствии с православным пониманием.
Учитель: Давайте займемся с вами исследовательской работой, чтобы разобраться со значением понятий «жертва» и «подвижник».
Каждая группа получает определенное задание, с которым она работает, а позже выступает на определенном этапе урока.
Ребята 1 группы работают с учебником, читают текст на стр.63 “Епископ Акакий” и занимаются исследовательской деятельностью, которая поможет решить возникшие перед нами проблемы.
Дети читают текст и определяют, какие наши гипотезы подтвердились, а какие дополнили наши исследовательские проблемы.
Ребята 2 группы работают с учебником, читают текст стр.63 «О подвиге любви» рассказанную Митрополитом Антонием Сурожским, обсуждают вопрос «Слово «подвиг» связано только с военным временем?».
Ребята 3 группы работают со словарями, находят значения слов «жертва», «подвижник».
5. Подведение итогов работы по группам:
Учитель: Так кто же такой, по вашему мнению, «подвижник»?
Ответы детей (Подвижник – человек, который через тяжелые испытания совершает подвиг и т.д.)
Учитель: А теперь послушаем определение из словаря, которое подготовили ребята 3 группы.
Жертва – это что – то по настоящему дорогое и ценимое, которое отдают навсегда без принуждения и без сожаления. Подвижник – это человек, который совершает духовный подвиг. С подвижниками связано много религиозных легенд. Лицо, в своих поступках и занятиях проявляющее героизм, самоотверженность, целиком отдающий себя делу.
Учитель: Почему Акакий был «подвижником», в чем проявился его героизм? Выслушиваются мнения групп (Акакий переплавил золотые сосуды в монеты, выкупил пленников, накормил их и дал деньги на путь к дому. В результате чего наступил мир).
Учитель: Ребята, как вы думаете, слово “подвиг” связано только с военным временем?
Дети приходят к выводу о том, что героем можно быть и в наше время. И в наше время можно совершить подвиг.
Учитель читает стихотворение.
Что значит подвиг в мире людском -
Долг, верность, совесть, любовь?
Что заставляет идти напролом
В бурях стихий вновь и вновь?
Мальчик, ребенок, бывало, спешит
Помощь отцу оказать:
Он с ноготок, а коня норовит
Сам из ухаба поднять.
Девочка – кроха, избу метёт,
По воду к речке бежит,
Тихо ступает, тихо поёт -
Матушкин сон сторожит.
Это ль не подвиг детской души
Милостью сердца служить?
Подвиг – не идол, стоящий в тиши,
Это – движение Быть.
6. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Ребята, а что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие новые определения и понятия нам встретились?
Ответы детей (Мы познакомились с понятиями «подвиг», «жертва», «подвижник»; Мы не должны быть эгоистами, жадными; Мы должны жертвовать собой ради других; Мы должны совершать подвиги; Мы узнали, что подвиги совершаются и в наше время; В жизни всегда есть место подвигам).
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, что такое «трудовой подвиг»?
Ответы детей (Трудовой подвиг совершают люди, которые много трудятся на благо своей Родины).
Учитель: Все достижения нашей страны в годы Великой Отечественной войны были бы невозможны без подлинного героизма людей, которые работали в очень тяжелых условиях, не жалея сил. А знаете ли вы о трудовом подвиге ваших родственников?
Цитирование учителем стихотворного отрывка:
Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг – в терпенье,
В любви, и в мольбе.
7. Обсуждение и запись домашнего задания.
Домашнее задание по выбору:
1.Подготовить сообщение на тему «Труд в жизни моей семьи».
2.Подготовить сообщение на тему «В наши дни всегда есть место подвигу».
Литература.
Основная:
Учебник А.В.Кураев «Основы православной культуры»
Дополнительная:
- книга для учителя
- словари: С. И. Ожегов «Словарь русского языка», А. Н. Тихонов «Школьный образовательный словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»;
- притча «О двух волках»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...