"Традиционная казачья культура"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества города Белово»
Традиционная казачья культура
(мастер класс)
Исполнитель:
Василькова Лилия Александровна,
педагог дополнительного образования,
МОБУ ДОД ЦДТ города Белово
Белово 2012
Содержание
Введение 3
1 Традиционная народная казачья культура 6
2 Легенды, сказания, былины казаков 9
3 Песенные и плясовые традиции казачества 12
4 План – конспект мастер – класса 13
Заключение 20
Список литературы 21
Введение
Культура есть почитание света.
Культура есть любовь к человечеству.
Культура есть сочетание жизни и красоты.
Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.
Культура есть орудие света…спасение…двигатель…сердце.
Н.К. Рерих
История казачества неразрывно связана со служением России. Казаки всегда были государственными людьми, воинами, тружениками, самоотверженно защищающими интересы Отечества, родную землю, веру предков. Многие столетия Россия укреплялась казачьей верой, доблестью и славой, воинским и трудовым служением.
Впервые слово казак становится известным у половцев, народов тюркского происхождения, с XI века. На языке половцев «казак» означало «стража, передового, ночного и дневного». (запись термина)
Вовлечение казачества как военной силы в политическую борьбу между большевиками и их противниками привело к гибели десятков тысяч казаков в 1917-1920 гг. Трагический исход для многих из них был предопределен как красным террором со стороны советской власти, так и использованием их белоказачьим генералитетом. Недоверие казачества к новой власти и борьба против нее были вызваны во многом непоследовательностью политики большевиков, стремлением превратить казака в простого крестьянина. Последующие годы были самыми страшными в истории казачьего войска. После Гражданской войны начинается раскулачивание, расказачивание и репрессии. Происходит разрушение традиций, уклада хозяйственной жизни и быта казачества. Казачество, как особая сословная и военная сила государства перестало существовать.
С 1989 года начали создаваться общественные организации, целью которых провозглашалось возрождение казачества. Союзы казаков, историко-культурные общества казаков выдвигали главными требованиями реабилитацию казачества, возрождение традиционной системы землепользования и хозяйствования, самоуправления и др. Для многих обществ, организаций казаков характерно стремление воссоздать структуру казачьего войска и органов власти. Иерархию военных чинов, наградную систему знаки отличия и др.
Казачество традиционно было одним из столпов российской державности. Сегодня оно возрождается, формируется как социальное движение, вновь доказывает свою способность решать важные для страны задачи.
Казаки – значительная, хорошо организованная этносоциальная общность. В традициях, идеологии, образе жизни казачества совмещаются важнейшие национальные приоритеты: производительная продуктивная экономическая деятельность, основанная на личном и коллективном качественном производительном труде; защита Отечества и правопорядка; активное и ответственное гражданское поведение; сохранение и воспроизводство духовного и культурного наследия; общественное самоуправление; укрепление традиционной семьи. Эти качества общественной жизни, присущие казачьей семье и общине, в современных условиях могли бы стать значимыми моделями социального поведения, успешной и свободной деятельности, конструктивного жизнеустроения для всего общества.
Казак – свободный человек, ответственный гражданин, умелый хозяйственник, бесстрашный воин. Его культурно-исторический генотип содержит личностные качества, которые должны стать преобладающими в российском обществе. Именно такие качества гражданина способны обеспечить устойчивое и эффективное развитие России в современных условиях.
Культура казачества – это культура пограничья. Многие века казаки расширяли и охраняли границы России. Современная модернизация, в философском смысле – это расширение пределов национальной жизни, освоение новых социально значимых пространств духовной, культурной, гражданской, социально-экономической деятельности. Традиционная культура пограничья сформировала у казаков способность жить, трудиться, сохранять себя и Россию в условиях враждебного окружения. Сегодня основная опасность для страны – это коррупция, безответственность, гражданская апатия, потребительство как образ жизни, эгоизм, аморальность. Россия внутри себя разделена. Эти негативные, неправовые, несправедливые границы необходимо снимать и в процессе модернизации создавать свободное, нравственное, духовно консолидированное, экономически эффективное общество с наилучшими условиями для жизни, творчества, развития человека.
Возродится казачество, умножится его былая сила – возродится и Россия!
Цель:
• Воспитание духовно-нравственных качеств личности.
Задачи:
• Привитие интереса обучающихся к историческому прошлому, обычаям и традициям казаков.
• Воспитание любви к родному краю, бережному отношению к его прошлому.
• Воспитание патриотизма у учащихся.
Традиционная народная казачья культура
Православие – духовная основа казачества.
Казаки всегда были верными слугами Богу и Отчеству. Так повелось издревле. Свои подвиги и само свое предназначение они рассматривали как ратное служение Христово. «От древних времен мы, войско запорожское, никакого иного намерения не имеем, токмо единаго тогожде единомыслия и стояния против неприятелей за сохранение церквей святых и за целость всего православного народа»,- так говорили запорожские казаки. В казачьей культуре Православие тесно переплеталось с воинскими традициями: бой воспринимался как священнодействие, а сами казаки рассматривали себя как воины Христовы на страже Земли Русской.
Казаки всегда отличались крепкой верой. Казак без веры не казак. Вера спасает, оживляет, творит. Сила казачества не в лампасах и не в чубе, а в казачьем духе, в казачьей психологии свободного человека, чувстве собственного достоинства, в безграничной любви к родному краю, России, бережном отношении к традициям предков, в трудолюбии, предприимчивости, умении защищать свои права. Современное возрождение казачества – самое убедительное доказательство того, что казачий дух, никогда не менявший своего верного отношения к Православию и Отечеству, воссоздает сегодня институты, формы, традиции казачьей жизни, возвращает к жизни и самих казаков. Верой возрождается казачество.
Базовые казачьи ценности
Современный казачий воспитательный идеал раскрывается в системе православно-ориентированных базовых казачьих ценностей, в полной мере учитывающих особенности казачьих культурных традиций и составляющих основное содержание воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах:
- Патриотизм – любовь к России, к своему краю; служение России и казачеству; любовь к русскому языку, истории и культуре России, истории и культуре казачества; бережное сохранение и творческое развитие духовных, культурных, воинских, трудовых традиций казачества.
- Православие – христианская вера, христианский идеал; любовь к Богу и любовь к человеку как важнейшие заповеди христианства; духовный мир и духовное развитие личности; православные ценности и традиции; христианское мировоззрение..
- Казачья доблесть – служение Богу, Отечеству и казачеству, православная вера, казачье православное братство, долг, честь, достоинство, смелость, самоотверженность, честность, верное слово, воинское мастерство, трудолюбие, целеустремленность, духовные, культурные, воинские, трудовые традиции казачества, социальное служение, ответственность за настоящее и будущее своей страны.
- Социальная солидарность – свобода личная и национальная; казачье православное братство; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, общественное благо, общенациональные интересы.
- Гражданственность – свобода деятельности и организации во благо человека, народа, казачества, России; права и обязанности гражданина; диалог и социальное соработничество личности, общества и власти; закон и правопорядок; поликультурный мир.
- Семья – основа жизни казака, казачьего и российского общества, скрепленная любовью и верностью, почитанием родителей, уважением к своему роду, заботой о старших и младших, заботой о продолжении рода, достатком, здоровьем духовным, социально-психологическим, физическим членов семьи.
- Образование и наука - образование в течение всей жизни; научное знание; стремление к знанию и истине; научная картина мира; научный подход к решению практических задач.
- Воинское служение, труд и творчество – воинская служба как священный долг казака; трудолюбие; непрерывное личностно-профессиональное развитие; самореализация казака в воинской службе, труде, творчестве, профессии.
- Искусство – красота, гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; добро; этическое, эстетическое развитие казака.
- Природа – родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание, забота о природе.
- Человечество – диалог национальных культур, сотрудничество народов, мир во всем мире; многообразие культур и народов; международное сотрудничество; прогресс человечества.
Культура казачества тесно связана с Православием, основана на христианских ценностях и включает воинские, трудовые, семейно-бытовые традиции, самобытное казачье народное искусство, православно-казачью ментальность, идеалы, обычаи и ритуалы казачьего образа жизни. Педагогический потенциал казачьей культуры, особо значимый в современных условиях, заключается в направленности на воспитание свободного человека с чувством собственного достоинства, в приоритете нравственных и моральных установок, доминанте патриотизма, гражданственности, служения, ориентации на традиционные семейные ценности. Культура казачества содержательно наполняет весь образовательный процесс в кадетских корпусах и классах. Она обеспечивает решение важнейшей задачи кадетского воспитания – формирование у обучающихся казачьей идентичности, казачьего самосознания, казачьего духа.
Один из ключевых компонентов казачьей культуры – традиционная казачья система воспитания, имеющая народные и православные корни, основанная на ценностях свободного развития личности, народовластия, Православия (в том числе участия в церковных Таинствах), служения Отечеству. Казачьей педагогике свойственна действенность – воспитание в деле, в военной службе и трудовой деятельности.
Легенды, сказания, былины казаков
Слово БЫЛИНЫ происходит от слова БЫЛЬ. Былины - это песни, в которых поется о том, что произошло в давнем времени. Былины, как мифы, не имеют авторов. Они создавались народом, исполнялись народными сказителями по памяти, как сохранилось от предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя. На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины - слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа.
В былинах много исторически достоверных примет. В них воспевается Киев-град, упоминается Чернигов, Муром, Галич и другие древнерусские города. В ряде былин события разворачиваются в древнем Новгороде. Былины настолько достоверен в деталях реальной жизни, что по их описаниям историки восстанавливают старинный облик зданий, судят о том, как жили наши предки. Однако нельзя думать, что в былинах все изображается так, как было в действительности. В былинах много вымысла, фантазии. В них мы встречаем много отголосков мифов, сказок. Былины - это поэтические художественные произведения. Они правдивы не в исторических фактах, но в народном понимании истории, народном представлении о долге, чести, справедливости.
Прежде всего, былины - это героические песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. Группа (цикл) былин, посвящённых событиям, связанным с Киевом, называется КИЕВСКИМИ. Другая группа былин - былины НОВГОРОДСКИЕ. В них изображена жизнь второго центра Древней Руси - Новгорода, герои этих былин - новгородцы. В них нет изображения вражеских нашествий, битв, они рисуют мирную жизнь. Это объясняется историческими условиями. Новгород был вольным городом, власть князя в нем была ограничена, многие вопросы общей жизни решались на новгородском вече. Находясь на выгодном торговом пути, Новгород вел большую торговлю со многими странами Европы. На его земли не нападали степные кочевники, его мало коснулось монголо-татарское нашествие.
Былины поэтически передают представления народа о событиях IX - XVII столетий.
Герой былины
Основное качество былинного героя - "богатырство". Это огромная, фантастическая сила. Внешне богатырь - обыкновенный человек, соразмерный окружающему человеческому миру, но он обладает сверхъестественной физической силой. Внешне богатыри явно проигрывают рядом с будущим соперником (Идолищем, Соловьём-разбойником), но именно "нормальный" человек-богатырь противостоит чудовищу, чужеземному богатырю, вражеским полчищам и побеждает их один или во главе небольшой богатырской дружины.
В основе своей богатырская сила составляет единство трех величин: возможностей самого богатыря, особенных качеств его коня и чудесных свойств оружия. Утрата коня приводит его хозяина на край гибели, и конь же чудесным образом спасает его, помогает излечится от ран, возвращает его к богатырским делам.
Добывание коня - важнейшее дело в богатырской жизни. Герой должен найти или вырастить единственного коня, ему предназначенного, в этом ему помогают другие герои, обладающие вещим знанием. Нераздельность богатыря и коня подчеркивается тем, что и богатырь должен соответствовать своему коню: особым образом ухаживать за ним, уметь укротить его, понимать его поведение. В былине "Первые подвиги Ильи Муромца" богатырю предстоит сдвинуть камень, чтобы найти предназначенного ему коня вместе с оружием, вышедший из-под камня конь спрашивает Илью, сможет ли он им владеть, и богатырь тут же показывает свое умение.
Возможности коня оказываются частью богатырской силы. Он проявляет свои фантастические способности, пока не отъединен от хозяина. Он участвует в уничтожении врага, но его принадлежность к богатырскому миру проявляется не только в его физической силе и умении воевать - он мудр и прозорлив, часто наделен речью и даром предвидения, предупреждает хозяина о предстоящих опасностях и возможной беде.
Оружие становится силой лишь в руках богатыря. В былинах оружие иногда обладает своей особой силой, но все-таки главным является подвиг богатыря. Это отличает сказочное оружие от былинного. Главное дело богатырь совершает сам.
В отличие от сказочного героя, истинная сущность которого долгое время оказывается скрытой под разными личинами, былинный герой рано заявляет о себе. Богатырское детство, отмеченное необыкновенно быстрым ростом младенца, проявлением физической мощи, богатырскими "шалостями", ранними мужскими занятиями (охота, война). К богатырским подвигам герой может приступить лишь по достижению известного возраста. Он совершает свой подвиг лишь в назначенный срок. Иногда богатырь владеет силой не с самого начала, но получает ее позже, как, например, Илья Муромец.
Песенные и плясовые традиции казачества.
Казачий фольклор издревле интересовал многих исследователей Донского края. Трудно сказать, к какому времени можно отнести его зарождение, но казачьи напевы и поэтические сказания появились на Дону еще в конце XI века.
Известный историк и исследователь казачьего фольклора А. П. Скорик утверждает, что «свои чувства казаки выражали в песенном фольклоре. Истоки донской казачьей песни уходят вглубь столетий. В песнях рассказывалось, прежде всего, о героях-донцах, прославивших себя и своих сподвижников на ратном поле. Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной своей реке - Дону, к щедрой природе родного края. Сколько песен сложено о Доне - казачьей реке? А как он уважительно величается:
Ой ты, батюшка наш,
славный тихий Дон.
Дон - кормилец наш,
Дон Иванович!
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая».
Не меньше поэтической почести посвящено казакам в военных действиях на Кавказе, в русско-турецкой войне, а также героям Дона – атаманам Краснощекову и Денисову, Платову и Орлова-Денисову, Ефремову и Бакланову; легендарным бунтарям донским Ермаку Тимофеевичу и Степану Разину. Например, в исторических заметках 1892 года А. Пивоваров приводит старинную казачью песню, редко встречающуюся позже в литературе, о побегах казаков из турецкого плена:
Водалече, воздалече, в чистом поле
Пролегала не дорога, тропа малая;
Шли по ней два невольничка молодые,
Увидали два невольничка молодой камыш,
Они просили камыш-траву ночлег себе:
«Прими ты нас, гостями себе,
Дозволь ты нам суконные онучи просушити,
Ременные бахилочки тут провялити!»
Легли тут добрые молодцы в камыш траву.
Со вечера камыш-травушка приутихла,
Со полуночи камыш-травушка зашумела,
На заре камыш-травушка речь заговорила:
«Вставайте вы, невольнички молодые,
За вами есть черкесская зла погоня,
Росланбек-Мурза с узденями недалеко!»
Встрепенулись добры молодцы, в ход пустились,
Перед балкою они Камышеной очутились;
Дошли вниз по ней молодцы до трясины,
Схоронились в ней молодцы со всем телом.
Росланбек злодей до балки той доезжает,
Не нашедши их, - за Кубань реку завертает. [6. C. 18-20]
План – конспект мастер – класса
- Вводное слово.
- Ознакомление с целью и задачами мастер-класса.
- Теоретическая часть мастер-класса.
- Практическая часть.
- Заключение, подведение итогов.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с традиционной казачьей культурой. Узнаем, кто такие «казаки», как они жили, как воевали, какие песни пели, какие сказки рассказывали своим детям.
История казачества неразрывно связана со служением России. Казаки всегда были государственными людьми, воинами, тружениками, самоотверженно защищающими интересы Отечества, родную землю, веру предков. Многие столетия Россия укреплялась казачьей верой, доблестью и славой, воинским и трудовым служением.
Впервые слово казак становится известным у половцев, народов тюркского происхождения, с XI века. На языке половцев «казак» означало «стража, передового, ночного и дневного».
В семье казака маленького мальчика сызмальства воспитывали в казачьих традициях. Чтобы узнать, какой из мальца вырастет воин, в 1 год мальчика садили верхом на коня без всякого седла и смотрели, как он держится на коне. Если он крепко цеплялся за гриву коня ручонками, говорили старики: «Бравый казак будет!» Если же мальчик начинал плакать, испугавшись коня, казаки толковали: «Не воин!»
До семи лет мальчик в семье казака воспитывался на женской половине. По достижении семилетнего возраста казак брал свою постель и переходил на мужскую половину дома, и с этого момента ни мать, ни бабка, ни сёстры не имели права маленького казака, в знак наказания, даже шлёпнуть, он полностью находился в воспитании старших мужчин в доме.
Пока казачок рос, ему прививались различные навыки владения оружием, например: сначала с прутиком он «боролся» с бурьяном за огородом, затем крёстным отцом или дедом для казачонка выстругивалась деревянная шашечка, с которой он играл со своими сверстниками, овладевая приёмами владения шашкой. Одновременно с этим в руки мальчику давали и настоящую шашку, «ставили руку». Молодому казаку предлагалось на вытянутой руке держать шашку параллельно земле как можно дольше, упражнение на выносливость. Затем упражнение усложнялось: из кувшина тонкой струйкой на шашку лилась вода, мальчик должен был шашкой «разрубить» струйку воды так, чтобы не было брызг. Разумеется, что к 18-ти годам молодой казак овладевал всеми приёмами владения шашкой, и в 18 лет ему дарилась собственная шашка, с которой он не расставался уже ни когда. А в 21 год казак надевал погоны, а на шашку надевался темляк, что говорило о том, что казак достиг совершеннолетия и готов к воинской службе на благо Родины. И только по достижении 60 лет казак прошедший долгий жизненный путь, вышедший из боёв героем, снимал погоны, что говорило: «не воин»
Казаки владели оружием так же хорошо, как и японцы. Существует в казачьем быту такая притча: «Давным-давно, сошлись на поле брани два воина: казак и самурай. Бьются час, силы равны. Бьются два часа, опять силы равны. Ни кто не хочет уступать. Бьются весь день, силы на исходе. Оба изранены, кровью истекают, но ни один, ни другой не собираются друг другу уступать. И когда стало ясно, что силы равны, решили воины помириться и протянули друг другу руки. В знак примирения обменялись воины своим оружием: казак подарил самураю свою шашку, а японский воин казаку – японский меч – катану. И теперь эта историческая реликвия хранится в музее на Дону, а русская казачья шашка уехала в музей в Японию.
Казака отличает от простого мужика выправка, разудалый нрав, и, конечно же, знаменитые лампасы на шароварах. А вот откуда пошли эти лампасы рассказывает легенда. Однажды царь прислал казакам подарок – обоз с тканью: синей и красной. Синей ткани было много, а красной ткани – мало. И распорядился царь: «Красной тканью наградить самых лучших казаков!» Посовещались казаки и пишут царю ответ, что все казаки лучшие! Тогда царь снова присылает указ: «Наградить красной тканью самых геройских казаков!» И снова у казаков ответ о том, что все казаки – герои. И тогда царь издаёт такой мудрый указ о том, чтобы разделили казаки ткань поровну. И вышло так, что синей ткани досталось каждому много на шаровары, а красной ткани – мало, только по узенькой ленточке. И с этих пор шаровары у казаков имеют лампасы. Вот такая красивая легенда…
Говоря о легендах, нельзя не вспомнить и о казачьих сказках. Хочется рассказать вам одну сказку, записанную со слов казака, собирателя казачьего фольклора, почетного гражданина своего города Мариинска, лауреата премии «Душа России» Ю.М. Михайлова. Сказка эта о добре, о том, как малое добро может вернуться большим, значительным добром. Итак, «Сказка про муравья».
Идёт казак по степи и вдруг слышит, кто-то плачет. Посмотрел казак по сторонам: нет ни кого, присмотрелся повнимательнее, видит, сидит муравей на краю лужицы и плачет.
- О чем плачешь, муравей?- спрашивает казак,
- Да вот, разлилось море широкое передо мной, никак до дому не добраться!
– Да разве это горе? – спрашивает казак, - я тебе сейчас помогу.
Взял казак соломинку и перекинул через лужицу. Перебрался муравей по соломинке через лужицу и говорит: «Вот спасибо, казак, спас ты меня! Теперь я смогу до своего дома добраться!»
- Да что тут особенного, отвечает казак, - подумаешь, соломинку перекинул! « Для кого соломинка, а для кого и жизнь! - отвечает муравей, - может и я тебе пригожусь».
Идёт казак дальше. Вдруг повстречались казаку на пути абреки, схватили казака, скрутили, связали и повели в плен. Сидит казак в темнице, печалится. Вдруг слышит голосок: «Что, казак, опечалился?» - спрашивает муравей. «Да вот, видно пришла моя погибель, не выбраться мне из темницы» - отвечает казак.
–Не печалься, казак, - говорит муравей, - сейчас я тебе помогу!
Перебрался муравей казаку за спину, перегрыз верёвки и освободил казака. Пошёл казак дальше. Вдруг видит, снова абреки настигают его. Схватили и на расстрел повели. Привели на крутой берег реки и готовятся к расстрелу. Стоит казак и кручинится, а муравей в это время взобрался абреку на голову и во время выстрела взял и ужалил абрека в глаз! Абрек промахнулся, а казак в это время спрыгнул с крутого берега в воду и переплыл реку. Шёл, шёл казак по степи, долго шёл, есть нечего и пить нечего, кончились у казака силы. Лёг он на землю и думает: «Ну, вот и кончилась моя жизнь бесславно, видно здесь и помру» Вдруг слышит казак тоненький голосок: «Не печалься, казак, я тебе помогу!» Это муравей собрал своих друзей-сородичей, муравьёв, и они собрали с поля казаку зернышки ржаные и принесли казаку. Набралась целая горсточка ржаных зёрнышек. Казак перетёр зёрнышки в ладонях, слепил лепёшечку и съел. Вернулись к казаку силы, и добрался, наконец, казак до своего казачьего отряда. Там его обогрели, накормили, и подумал казак, что рано он собрался помирать. Отдыхает казак и вдруг слышит опять голосок:
- Ну что, казак, пригодился я тебе?- спрашивает муравей.
- Да, - отвечает казак, - очень помог! Спасибо тебе, муравей!
- Да, что особенного. Зёрнышки собрали и принесли…
- Да, - говорит казак, - для кого зёрнышко, а для кого и жизнь!
Вот такая сказка о добре: сделаешь малое добро, а вернётся обратно большим добром!
Ещё со времён запорожских казаков бытовало такое мнение о казаках, что казаки только поют, да пляшут. А не знали люди, что именно песни казаков несли в себе всю информацию о нелегкой воинской жизни, это и прославление казачьей доблести, славных побед над врагом, и тоску по Родине, по матери, по жене и детям. А в пляске казак смолоду отрабатывал умение двигаться, быть ловким и проворным. Как казак умел двигаться в пляске, так он и умел ловко в бою изворачиваться от врага. Недаром казачья поговорка гласит: « Плясать - не работа, а кто не умеет, то срамота» Поэтому, с ранних лет мальчишки учились плясать у старших товарищей.
Ну, а мы с вами сейчас посмотрим, как наши казаки пляшут, и сами попробуем выполнить несложные движения и разучить некоторые дроби и проходочные шаги.
Итак, все казачьи шаги или дроби рассчитаны на очень сильные удары в пол: «удар на добивание» Представьте, что казак после долгого похода верхом на лошади, сошёл с коня и первым делом стряхивает с сапог пыль. Постучим ногами об пол, ноги при этом чуть согнуты в коленях, это первое движение.
Усложняем движение. Шагаем левой ногой вперёд, правая остаётся на месте, совершая выворот пяткой в сторону. Затем шагаем с правой ноги, левая остаётся на месте совершая выворот в сторону. А теперь шагаем без остановки. Этот шаг называется «Медвежий» из-за необычной выворотности при ходьбе. Используют его в пляске мужчины – казаки.
Ещё один проходочный шаг приставной с пятки. На раз – правой ногой наступаем на пятку, два – левой ногой приставляем к правой на всю ступню, на три – удар правой ногой рядом с левой. На четыре – пауза. Затем всё повторяется, но с левой ноги. А теперь попробуем двигаться непрерывно в небольшом темпе, под музыку. Очень хорошо! Этот шаг используют как мужчины казаки в пляске, так и женщины – казачки.
А теперь поучим некоторые казачьи дроби, так как ни одна казачья плясовая песня не обходится без пляски. В этом весь характер казака, вся удаль и задор. Все казачьи дроби можно просчитать на счёт «семь». Итак, первая дробь, которую мы разучим - называется «казачий ключ»:
Исходное положение: ноги вместе в шестой позиции, руки на поясе. На раз, удар правой ногой всей ступнёй об пол и сражу же приподнять над полом. На два, подскок на левой ноге. На три, опустить правую ногу на пол и встать на неё. На четыре, удар левой ногой об пол всей ступнёй. На пять, подскок на правой ноге. На шесть, опустить левую ногу и встать на неё. На семь, удар правой ногой, «поставить точку». Можно попробовать повторить эту дробь, но с левой ноги.
А теперь разучим дробь «крест на крест»:
Исходное положение то же: ноги вместе в шестой позиции, руки на поясе. На раз, заводим правую ногу за левую спереди и встаем на неё, приподнимая левую. На два, возвращаемся на левую. На три, возвращаем правую ногу в исходное положение. На четыре, заводим левую ногу вправо спереди и встаём на неё, приподнимая правую. На пять, возвращаемся на правую ногу. На шесть, левую ногу ставим в исходное положение. На семь, удар правой ногой «ставим точку» Также полезно попробовать сделать это же упражнение с другой ноги.
А теперь, закрепляем полученные навыки и все дружно под бравую казачью песню повторим все выученные движения. А помогут нам в этом ребята из ансамбля «Златница».
Какие молодцы!
Как вы помните, из моего рассказа, молодые казачата с детства учились владеть оружием шашкой и нагайкой. И, уж конечно, достигнув совершеннолетия, в разудалой пляске, во время вечёрки казаки щеголяли мастерством владения как шашкой, так и нагайкой. Однажды, в старину, шведский пан вызвал на дуэль русского казака Степана, а накануне, на вечёрке, выхваляясь перед молодыми казачками, Степан у костра под пляску развлекался с двумя шашками. И так он ловко этими шашками владел, что пан посмотрел на казака и отказался от дуэли.
Наши молодые казаки тоже умеют владеть шашками и нагайками, и сейчас они нам это покажут.
Заключение.
Ну, вот и подошёл к концу наш мастер-класс. Сегодня вы узнали много нового о казаках, об их традициях, об их жизни. Давайте вместе подведём итоги и вспомним о том, о чём, говорили. А для этого мы ответим на вопросы:
- Кто такие «казаки»? (Предполагаемый ответ: государственные люди, воины, труженики, самоотверженно защищающие интересы Отечества, родную землю, веру предков.)
- Как в семье воспитывался маленький казак?
- Для чего сажали на коня годовалого ребёнка?
- Во сколько лет казаку разрешалось иметь свою собственную шашку?
- Во сколько лет надевались погоны и во сколько – снимались?
- Какую роль в жизни казака играли казачьи песни и пляски?
- Что вам больше всего запомнилось на нашем мастер-классе?
Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс по традиционной казачьей культуре пригодится вам, участникам фольклорных коллективов, в дальнейшем изучении русской песенной культуры.
До свидания, до новых встреч!
Список литературы:
1. Власкина Т.Ю., Архипенко Н.А., Калиничева Н.В. Народные знания донских казаков // Научный альманах «Традиционная культура», № 4 (16), 2005.
2. Газета «Донские областные ведомости», № 182; 03. 09. 1909 г.
3. Газета «Донские областные ведомости», № 214; 04. 10. 1913 г.
4. «Голос казачества». Независимый военно-общественный журнал, посвященный нуждам и интересам казачества»; № 6, 8 ноября 1911 г.
5. Донской календарь на 1876 год. /Составитель и издатель Ф. Трамлин. – Новочеркасск, 1875 г.
6. Донские казаки. Краткий сборник рассказов из военной жизни донцов, о их храбрости, находчивости в бою, преданности долгу и прочее / Составитель и издатель А. Пивоваров. – Новочеркасск, «Донская типография», 1892 г.
7. Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II/А. П. Скорик, Р. Г. Тикиджьян и др. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.
8. Савельев Е.П. Казак. Сборник песен и стихотворений о боевой жизни казаков. – Новочеркасск, 1905 г.
9. Сухоруков В. Д. Частная жизнь донцов в конце XVII и в первой половине XVIII века // Донские казаки в походе и дома. – Ростов н/Д: Донское слово, 1991.
10. Сухоруков В.Д. Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях. Исторический очерк. - Новочеркасск: Издание редакции газеты «Донская речь», 1892. – 99 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование "Образ лошади в казачьей культуре и литературе"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №6городского округа город УрюпинскВолгоградской области Исследованиена тему:« Обр...
Программа факультатива «Основы традиционной русской культуры»
Программа факультативного курса "Основы традиционной (православной) русской культуры" рассчитана на учащихся 5,6 классов, количество часов в каждом классе – 34. Данная программа - один из ...
фестиваль казачьей культуры
Кубань была заселена людьми около 500 тысяч лет назад…Шли годы, столетия… Эпохи сменялись эпохами. Кубань оставалась «дорогой жизни» и местом обитания многих племен и народов. Волнами они накатывали ...
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре
О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь...
Духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций казачьей культуры на примерах Казачьей кадетской школы имени графа И.И. Воронцова-Дашкова
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколе...
Традиционный казачий костюм
Традиционный казачий костюм...
Мастер-класс "Знакомство с казачьей культурой"
Мастер-класс "Знакомство с казачьей культурой"...