пространство синергетики
статья на тему
высказывание после чтения книги Г.Г.Малинецкого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostretsova_e.m._prostranstvo_sinergetiki.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Познакомившись с книгой Г.Г. Малинецкого "Пространство синергетики"
По мнению автора XXI век - это век человека. Развитие возможностей и способностей людей и коллективов становится направленным. Но уже с середины XX в. ситуация начала стремительно меняться. Новые науки, технологии, профессии стали рождаться на стыках существовавших дисциплин или специальностей, подчас довольно далеких: биологическая физика, математическая психология, компьютерная графика, молекулярный дизайн, а также многое, многое другое. Предполагается, что сочетание нанотехнологий и биотехнологий с информационными и когнитивными технологиями даст новое качество. Наиболее остро стоит потребность в междисциплинарности, в специалистах.
Междисциплинарное взаимодействие – отличительная черта современной науки и других типов интеллектуального производства. Сегодня в большинстве наук решение крупной проблемы невозможно без междисциплинарного взаимодействия ученых. И его отличие состоит в том, что оно может происходить без институциональных преобразований, на уровне личного общения и даже в форме безличного заимствования результатов и методов других наук. Авторы рассматривают междисциплинарные подходы, а также сами применяют междисциплинарные методы при решении философских проблем.
Первым междисциплинарным подходом стала «общая теория управления и связи в человеке, машине и обществе», или кибернетика. Основоположник этого подхода американский математик Норберт Винер. Ее термины: «обратная связь», «черный ящик», «большая система», «цена игры», «контур управления» — стали общеупотребительными.
Следующая «междисциплинарная эпоха» началась в 1970-х гг. и оказалась связана с именами немецкого физика-теоретика Германа Хакена и лауреата Нобелевской премии по химии 1977 г. бельгийского ученого Ильи Романовича Пригожина.
Теория самоорганизации, или синергетикой (от греческих слов, обозначающих совместное действие). Герман Хакен вложил в этот термин два смысла.
Во-первых, это подход, показывающий, как у системы (целого) возникают новые свойства, характеристики, стратегии, которыми не обладают ее элементы (части). Во-вторых, это междисциплинарный подход, развитие которого требует совместных усилий ученых-естественников, гуманитариев, математиков, а сейчас можно добавить и инженеров, управленцев, системных аналитиков. Проанализировав понимаешь, каким нелегким было становление синергетики в научном сообществе, разделенном на рамки, и при наличии системы образования, ориентированной на конкретные знания, умения, навыки, а не на общее видение, постановку проблем и перенос идей и методов из одной области в другую.
Большое влияние на развитие синергетики оказал выдающийся исследователь, специалист по термодинамике и статической физике, философ и блестящий лектор И. Р. Пригожин. С ним связан масштаб тех вопросов, которые сегодня задает себе синергетика. Если не привлекать для объяснения того, что установили ученые, высшие силы, то нам самим надо многое понять и представить. Как «возникла» Вселенная (и существует ли она в единственном экземпляре или есть целый набор «миров»)?
Идеи теории самоорганизации, синергетики оказались очень важными и востребованы в российском обществе.
Синергетика сегодня представляется междисциплинарным подходом, лежащим на пересечении сферы предметного знания, математического моделирования и философской рефлексии. Синергетика говорит сегодня на языке математических моделей. Этот язык успешно осваивают активные ученые - гуманитарии. Синергетика начала оказывать все большее влияние на разные сферы деятельности и вызывать все больший интерес. Сейчас этим подходом интересуются очень многие — от студентов до политиков, от менеджеров до активно работающих исследователей. Синергетика прошла большой путь. Тридцать лет назад на нее смотрели как на забаву физиков-теоретиков, увидевших сходство в описании многих нелинейных явлений. Двадцать лет назад, благодаря ее концепциям, методам, представлениям были экспериментально обнаружены многие замечательные явления в физике, химии, биологии, гидродинамике. Сейчас этот междисциплинарный подход все шире используется в стратегическом планировании, при анализе исторических альтернатив, в поиске путей решения глобальных проблем, вставших перед человечеством. Для того, чтобы принимать сегодня эффективные дальновидные решения в разных сферах жизнедеятельности, необходимо заглядывать на 20-30 лет вперед.
Все это требует серьезного научного прогноза, опирающегося на компьютерные модели, на когнитивные технологии, на анализ больших информационных потоков. При этом прогнозы должны быть междисциплинарны. В нынешнем мире существует тесная связь смыслов, ценностей, проектов будущего и социально-психологического состояния общества, его экономики, военного, промышленного, научного потенциалов. Поэтому, прочерчивая оценки будущего, приходится принимать во внимание состояние и перспективы развития разных сфер жизнедеятельности. И выделять главное.
Лица, принимающие решения, могут учитывать не более 5-7 факторов, не более 5-7 медленно меняющихся во времени переменных. Но выявление этих факторов и переменных, прогноз наиболее вероятных последствий принимаемых решений — результат серьезного научного анализа, постоянной деятельности по проектированию будущего.
В настоящее время одним из наиболее плодотворных и перспективных междисциплинарных подходов является синергетика, или теория самоорганизации. Один из выводов синергетики состоит в том, что будущее
не единственно, и это открывает возможности для управления будущим, для его конструирования.
Проектирование будущего является одной из главных, стратегически важных технологий. Более того, многие страны — Япония, Китай, США, Германия и другие — имеют долгосрочные прогнозы, исходя из них выбирают стратегию, а на этой основе строят политику.
Естественно, если Россия будет вставать с колен и двигаться вперед, то ей понадобятся и большие проекты, и видение будущего, и государственное планирование, и коллективы, которые могут взять на себя этот круг проблем.
На сегодняшний день синергетика представляет собой одну из наиболее значимых альтернатив в сфере междисциплинарного диалога между естественными и социально-гуманитарными науками. В России данное течение (во многом благодаря высокому уровню разработок в математике и физике) приобрело особую популярность. В настоящей книге рассматриваются новые идеи, направления и проблемы в области междисциплинарных исследований, появившиеся в последнее десятилетие. Книга может служить путеводителем по миру междисциплинарных исследований, здесь достаточно разнообразие подходов и направлений, объединенных под общим названием «синергетика».
Рассказ о проблемах синергетики, научных школах и людях, занимающихся ими, делает книгу интересной для широкого круга читателей — от школьников и студентов до руководителей и исследователей.
В своей педагогической деятельности я буду опираться на идеи методологии синергетики. В них заложены основы «синергетики образования» (Г.Шеффер), вскрываются синергетические закономерности образовательной деятельности, показано, что синергетический подход основывается на доминировании в образовательной деятельности самообразования, самоорганизации, самоуправления и заключается в стимулирующем или побуждающем воздействии на субъекта с целью его самораскрытия и самосовершенствования в процессе сотрудничества с другими людьми и с самим собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных
Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии...
Привітання на семінар (синергетика)
http://youtu.be/0wWF0N4zLIw - посилання на відео...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ СИНЕРГЕТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОЙ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
В МБОУ «Гимназия № 5» в течение четырёх лет под руководством к.п.н. И.Н. Бабич работает лаборатория «Синергетическая модель образования в словесности», в состав которой входят учителя и учащиеся...
Статья Пути повышения качества в образовании на уроках русского языка и литературы через использование интерактивной технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС)
В статье представлены формы и методы работы по повышению качества в обучении русскому языку и литературе на основе технологии «Биоинформатика и синергетика» (БиС), показаны возможные пути ...
Интегрированный урок по синергетике.
Урок может быть проведен в 10 (11) классе....
Биоинформатика и синергетика. Особенности технологии
Данная презентация поможет разобраться в сложностях технологии БиС....
Статья "Проявление закономерностей синергетики в экологическом образовании"
Современное понимание сути экологического образования позволяет считать его процессом получения и формирование системы знаний человека об экологических закономерностях природных явлений. Как следствие...