Организация системно- деятельностного подхода на уроках математики в 5-х классах
статья (5 класс) на тему
особенности системно-деятельностного подхода, который определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик-ученик, ученик-группа.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация системно- деятельностного подхода на уроках математики в 5-х классах
Современные дети живут в условиях ежедневного обновления огромного объема информации. В процессе работы с ней учащиеся осознают, что человек должен учиться на протяжении всей жизни.
Особенно актуально для школьника и то, что знания не должны передаваться механически, а достигаться формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость такого формирования нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.
Работая в составе творческой группы пилотной площадки по опережающему введению ФГОГ ООО на первоначальном этапе я провела анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения Стандарта, изучила литературу по данному вопросу. Данная работа позволила выявить особенности системно-деятельностного подхода, который определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик-ученик, ученик-группа.) Основой организации учебного процесса в программе «Учусь учиться» является дидактическая система деятельностного метода обучения, которая используется на трёх уровнях: базовом, технологическом и системно-технологическом.
Базовый уровень технологии деятельностного метода позволияет повысить качество усвоения знаний по математике, способствовует развитию мышления учащихся. Ведь учитель не преподносит знания в готовом виде, а организует «открытие» его самими детьми. Сейчас учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога.
Используя в своей педагогической деятельности основные элементы и идеи развивающего обучения, я выдвинула на первый план следующие задачи в обучении учащихся:
- обеспечение умственного развития;
- обеспечение познавательной самостоятельности детей (не давать никаких готовых знаний, вооружить детей такими средствами умственного труда, которые помогут им самим добывать знания);
- формирование умений учиться.
- Активное включение самого ученика в учебно-познавательную поисковую деятельность, организованную на внутренней мотивации.
- Организация совместной деятельности.
- Переход от сообщения знаний и их запоминания к частичному или полному самостоятельному поиску.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: деятельности ,непрерывности, преемственности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Организуется подготовка и мотивация к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
3. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
4. Реализация построенного проекта.
Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения первоначальной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
5. Первичное закрепление
Учащиеся фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на новый способ действий.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используя индивидуальные формы работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Обязательно проводим рефлексию.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Учителем подбираются задания, в ходе решения которых используется изученный материал, позволяющий ввести новые способы действий в дальнейшем.
Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
В ходе работы над проектом была разработана технологическая карта урока математики, основанная на системно-деятельностном подходе.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1 | Погружение в деятельность | ||||||
Предлагает учащимся выполнить устные вычисления и заполнить рабочий лист | Выполняют вычисления и заполняют рабочий лист | Актуализация знаний по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел». | Выполняют общую задачи | Формирование коллективной ответственности | Выполняют последовательные действий с учетом конечного результата | Проектирование маршрута работы на уроке, | |
Организует диалог, побуждающий к выдвижению проблемы: предлагает ученикам составить логические цепочки к математическим терминам – корень, слагаемое, вычитаемое. | Строят логические цепочек рассуждений | Построение рассуждений об объектах об свойствах и связях | Участвуют в диалоге | Умение выражать свои мысли, устанавливать и сравнивать разные точки зрения | Сличают результат с эталоном | Прогнозирование своей деятельности на дальнейших этапах урока | |
Предлагает назвать основные объекты и метод, в котором они используются | Анализируют объект, выделяя существенные признаки | Умение анализировать и сопоставлять | Обмениваются знаниями | Достаточно полно и точно выражать свои мысли | Называют алгоритмы нахождения неизвестных компонентов арифметических действий | Находить и формулировать учебную проблему, составлять план работы на уроке | |
2 | Организация деятельности | ||||||
Предлагает классифицировать уравнения по арифметическим действиям в них, и сформулировать известные им алгоритмы нахождения неизвестных компонентов | Сравнивают различные объекты по компонентам | Выявление существенной для решения уравнения информации | Организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно | Умение ставить перед собой задачу | |
3 | Осуществление деятельности | ||||||
Предлагает трем учащимся решить уравнения: 1)на нахождение неизвестного слагаемого; 2)на нахождение неизвестного уменьшаемого; 3)на нахождение неизвестного вычитаемого. | Овладевают общим приемом решения уравнений методом компонент | Умение применять известные алгоритмы в новых ситуациях | Сотрудничают в поиске способов решения | Умение сотрудничать в коллективе, умение выслушивать мнение других членов коллектива | Сравнивают свой результат с результатом отвечающих у доски; корректируют свою работу в соответствии с эталоном | Самоконтроль выполнения своей деятельности | |
Предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу: решить уравнения с последующей взаимопроверкой в процессе сравнения с эталоном решения(на слайде) | Применяют алгоритм для получения результата | Умение применять разработанные алгоритмы | Контролируют результат работы партнера | Умение сотрудничать в малых группах | Удерживают цель деятельности до получения конечного результата | Умение управлять своей деятельностью, самостоятельность | |
Проанализировав выполненную работу, назовите правила действий с положительными и отрицательными числами и их свойства | Осуществляют анализ объекта и применяют правила работы с ним | Умение выделять необходимую теоретическую информацию в данной ситуации | Инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации | Умение принимать мнение других, критично относиться к своему мнению | Оценивают весомость приводимых доказательств и рассуждений | Умение оценивать свои и чужие рассуждения | |
4 | Рефлексия | ||||||
Подведение итогов в ходе фронтального опроса | Перечисляют основные объекты и правила работы с ними; | Умение устанавливать связь между теорией и практикой в зависимости от конкретной ситуации | Положительно относятся к результатам своей и коллективной деятельности | Умение радоваться своим и коллективным успехам. | Проводят оценку, самооценку, контроль | Умение оценить товарища, оценить себя | |
Предлагает проанализировать свою деятельность и назвать ошибки, допущенные при выполнении задания, и способы их устранения | Перечисляют виды своей деятельности и формулируют правила, на которые были допущены ошибки | Умение работать с моделями | Обоснованно выражают свои мысли, управляют своим действиями | Выявление проблем, поиск и оценка способ деятельности | Осуществляют самоанализ и самокоррекцию | Приобретают навык рефлексии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно – деятельностный подход на уроках математики и информатики в рамках стандартов нового поколения ФГОС
Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному о...
Мастер - класс "Организация системно-деятельностного подхода на уроках математики".
Мастер - класс...
Системно - деятельностный подход на уроках математики
Обобщение опыта работы по данной технологии...
Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».
laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики» В современных ус...
Мастер- класс по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики"
Данный мастер- класс проводила на курсах повышения квалификации. Можно провести на заседании ШМО, ММО, РМО, а также педсовете....
мастер-класс"Системно-деятельностный подход на уроках математики"
мастер-класс"Системно-деятельностный подход на уроках математики" показывает различные приемы, позволяющие вовлечь учащихся в деятельность на уроке. Показывает применение практической направленности....
Программа работы мастер-класса по теме: «Применение элементов технологии системно – деятельностного подхода на уроках математики»
Тема: Применение элементов технологии системно – деятельностного подхода на уроках математики Цель: Повысить мотивацию коллег к овладению методами и формами системно-деятельностного п...