"Жизнь дана на добрые дела". Опыт работы ЦДЮТТ "Охта" по духовно-нравственному воспитанию
статья на тему
В статье дано описание опыта работы ЦДЮТТ "Охта" с детьми, родителями и социальными партнерами в рамках программы педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса "Жизнь дана на добрые дела", 2013 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhizn_dana_na_dobrye_dela.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»
ОПЫТ РАБОТЫ ЦЕНТРА ДЕТСКОГО ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
Виноградова Лариса Юрьевна (педагог-организатор)
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского юношеского технического творчества «Охта» (ГОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта»)
Санкт-Петербург
Необходимость решения вопросов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, по мнению администрации, методического и педагогического коллектива ЦДЮТТ «Охта», не подлежит сомнению. Чтобы перед ребёнком не открывалась «дорога в никуда», взрослые должны помочь ему организовать свободное время. Особенное эмоциональное удовлетворение приносят те события жизни Центра, в которых, по сложившейся традиции, принимают активное участие и взрослые, и дети, где каждому отводятся своя роль и своё место. Чёткое планирование на целый учебный год детских праздников, игр, конкурсов, соревнований при активном участии в них родителей помогают привнести в жизнь ребенка духовно-нравственное воспитание. Так, выполняя в игре разнообразные социальные роли, дети углубляют свои знания в области взаимоотношений и своей роли в коллективе, расширяют кругозор и накапливают тем самым определённый нравственный опыт. Именно во внеурочной обстановке глубже проявляются и познаются личностные качества, черты характера ребёнка, его индивидуальность и отличие от других детей. Проанализировав ситуацию с помощью мониторинга образовательного процесса в 2010-2011 учебном году и выявив слабые стороны в работе Центра с родителями, администрация решила разработать что-то принципиально новое. Так появилась Программа педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса совместной работы с родителями «Жизнь дана на добрые дела» в рамках конкурса «Уроки верности и любви», посвященного Ксении Петербургской.. Но как привлечь родителей к участию в Программе? Наша Программа уникальна по своему наполнению, и главное в ней то, что она учит любви, добру, нравственности, патриотизму, работа в ней строится по трем направлениям (семья, система образования, общество; творческое начало воспитания; сотворчество - совместный поиск истины). Радостно, что работа педагогического коллектива по программе духовно-нравственного образования с каждым годом становится все более осмысленной, серьезной, творческой. Основная идея нашей Программы - привить детям нравственные основы семьи, уважение к родителям и умение совершать добрые дела на примере жизненного пути святой Ксении Петербургской. Непосредственная цель данной Программы - в совместной работе педагогов Центра с родителями достичь познания и понимания в духовно–нравственном воспитании детей, создать условия родителям познакомиться не только с педагогами–профессионалами, но и между собой, дать как можно больше информации о Центре, об обучении, воспитании и других интересующих родителей вопросах. Обязательно дать родителям высказаться. Воспитательный процесс Центра детского творчества способствует личностному развитию обучающихся и включает в себя формирование взаимоотношений в коллективе, общественной активности, эстетического вкуса, ценностных предпочтений, интеллекта и познавательной активности.
По направлению «Просвещение и работа с воспитанниками Центра» предполагается реализация тех духовно-нравственных программ и проектов, ценность которых определяется уровнем интереса к ним самих детей, их роли в развитии позитивного отношения к действительности, коррекции ценностных ориентиров личности. В рамках этого направления мы провели: занятия духовно-нравственного развития «Урок верности и любви» совместно проводимые с Епархией Александро-Невской лавры; организацию познавательного досуга в детских объединениях Центра, «Интеллектуально-познавательная игра «Грамотность всему голова!» (проводится один раз в четверть). Целью игры является развитие мотивации к познавательно-досуговой деятельности, создание условий для раскрытия потенциальных способностей и талантов подростков; акции «Спорт против наркотиков», «Свеча памяти», «Посадка цветов ко Дню семьи»; мероприятия, посвящённые 67-й годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады: выставка рисунков воспитанников Красногвардейского района, показ документальных и художественных фильмов «Блокада», «Зелёные цепочки»; проект «Утерянные храмы Охты» в рамках недели «Культура детям» совместный с библиотекой Красногвардейского района имени Гоголя.
При работе по направлению «Работа с педагогами дополнительного образования Центра» администрация и массово-методический отдел создал условия, влияющие на развитие творческого и духовно-нравственного потенциала педагогов. Педагоги участвовали: в проведение мастер-классов с детьми-пациентами онкологической больницы №6; в презентации книги Н. Виноградовой «Наедине с собой» (совместная работа с библиотекой Красногвардейского района имени Гоголя), в арт-проекте «Создай дерево толерантности», в показе спектакля в ДОУ района театральной студии «Лукоморье», в проведение мастер-классов для ветеранов ВОв (совместный проект с Муниципальным Образованием «Большая Охта»).
Работа с родителями воспитанников также представляла собой целый блок мероприятий: мы изучали мнения родителей (законных представителей) при разработке структуры и направлений учебно-воспитательного процесса - в совместной работе с родительским комитетом и попечительским советом; привлекали родителей (законных представителей) обучающихся к организации совместных мероприятий («День семьи»), к диагностической работе (анкетированию) - (мониторинг качества образования Центра), к участию в жизнедеятельности Центра детского творчества («Урок верности и любви», проводимый совместно с Епархией Александро-Невской лавры), к сотрудничеству с педагогическим коллективом в организации массовых мероприятий (парад образовательных учреждений Красногвардейского района, посвящённый Дню семьи), к участию в управлении через родительские собрания; изучали семьи обучающихся, характер и степени влияния на жизненные ценности и устремления детей, становление их привычек и желания заниматься в Центре детского творчества через участие в конкурсе открыток «Яркий мир»; разъясняли родителям (законным представителям) образовательную концепцию и основные идеи ЦДЮТТ «Охта».
Педагоги уверены, что наши воспитанники, участвующие в таких конкурсах, станут нравственно цельными личностями, чем бы они дальше ни занимались в жизни. Вот почему всем нам крайне необходимо поддерживать и развивать творческие способности детей с самого раннего возраста, воспитывать людей, несущих культурное и нравственное наследие и традиции прошлых поколений. Тогда юное поколение не будет бесцельно и равнодушно смотреть на жизнь, а станет проявлять социальную активность и принимать участие в возрождении величия и славы России. Мы надеемся, что положительные результаты нашей работы окажутся полезными коллегам, работающим в данном направлении. С программой «Жизнь дана на добрые дела» наш Центр попал в число участников V Всероссийского конкурса воспитательных систем от Санкт-Петербурга и будет представлять наш город среди лучших программ по духовно-нравственному воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока нравственности "Жизнь дана на добрые дела"
Урок нравственности предназначен для младших школьников....
«Люблю ли я Россию так же, как полюбила ее английская принцесса?» Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка.
Я хочу поделиться своим опытом по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка. В России много святых, которые верою побеждали врагов видимых и невидимых, ...
Программа работы с родителями "Жизнь дана на добрые дела"
Способствовать формированию в семье условий для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей в семье, повышение ее интеллектуального и культу...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на основе комплексного подхода к преподаванию предметов ОПК и ОРКСЭ
Программа составлена для 10-11 классов социально-педагогического профиля....
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Лапшихинская средняя школа» Ачинского района через коллективное творческое дело в рамках проектной деятельности.
Статья нацелена на актуализацию наших знаний о проектной деятельности как инструменте духовно-нравственного развития и вос...
Статья. Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию, социализации и профориентации в проекте "Дети-детям".
Задача педагогического тандема-учителя и воспитателя заинтересовать обучающихся, вовлечь детей в обсуждение важных, интересных, творческих, жизненных вопросов и ситуаций. Затем перейти от обсуждения к...
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию, социализации и профориентации в проекте «Дети-детям»
Данная практика позволяет учащимся с ОВЗ получить опыт профессиональных проб. Практика включает в себя определенные шаги: поиск необходимой информации по выбранной теме, выполнение творчес...