ПРОГРАММА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЙ
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа кружковых занятий для 4 класса коррекционной школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_t.v.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 2»
Согласовано. Утверждаю
Заместитель директора по ВР Директор школы
_________ Бардышева Е.Ю. ____________ Слепов Г.Е.
«___» августа 2014 года
ПРОГРАММА
кружковых занятий «Мир оригами»
в 4 классе на 2014- 2015 учебный год
Воспитатель: Владимирова Т.В.
Цивильск – 2014
Пояснительная записка.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные выпускники школ, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения, быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Требования эти актуальны и для выпускников коррекционных школ. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами.
Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.
В России свой путь развития. Большинство взрослых отечественных оригамистов - педагоги, а юные складыватели - их ученики. Можно предположить, что оригами в России в ближайшее время быстрее всего будет распространяться именно в среде преподавателей и будет рассматриваться ими как прием обучения и развития многих навыков у ребят.
Оригами развивает у детей с проблемами умственного и физического развития следующие навыки и способности:
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
- способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
- совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
- составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
- использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по схемам способствует развитию навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.
- занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.
- кроме того, занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, при помощи оригами можно отрабатывать различные поведенческие модели, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта.
Цель программы :
Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи:
- Научить детей делать поделки из бумаги по японской методике оригами: познакомить с основным приемом складывания, научить читать технологическую карту, схемы;
- Развивать у детей способность работать руками под контролем сознания (совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, развивать глазомер).
- Развивать мыслительные процессы в ходе конструирования: соотнесение наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
- Развивать у детей пространственное и творческое воображение, художественный вкус.
- Развивать уверенность в своих силах и способностях. (Неуспевающих на занятиях кружка «Оригами» нет).
- Совершенствовать трудовое умение ребенка, формировать культуру труда. Расширять коммуникативные способности детей.
- Способствовать созданию игровых ситуаций на уроках (игра - драматизация и т.д.).
- Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.
Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д.
I. Организационный момент (подготовка к занятию, установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).
П. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений).
• повторение базовых форм;
повторение действии прошлого занятия
• повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники
безопасности.
III. Введение в новую тему.
- загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
- показ образца;
- рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
- повторение правил техники безопасности.
IV. Практическая часть.
- показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
- самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
- оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
V. Анализ работ учащихся (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Предполагаемые результаты:
1. Учащиеся должны овладеть навыками:
- разметки листа бумаги;
- резания;
- складывания базовых форм.
2. Учащиеся должны знать:
- что такое оригами;
- историю возникновения оригами;
- основные приемы работы, способ складывания.
- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов.
- правила техники безопасности.
3. Учащиеся должны уметь:
- подбирать бумагу нужного цвета;
- пользоваться чертежными инструментами, ножницами:
- выполнять разметку листа бумаги;
- пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
- складывать фигурки;
- анализировать образец, анализировать свою работу;
- составлять композицию из готовых поделок.
- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Методическое обеспечение программы:
- Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги».
- Фирсова Л.М. «Игры и развлечения».
- Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги».
- Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка».
- Афонькины С.Ю. и Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома».
- Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами».
- Черныш И. В. «Удивительная бумага».
- Соколова С.В. «Оригами для детей».
- Соколова С. А. «Оригами. Игрушки из бумаги».
- Панфилов А.М. «Оригами бумажный конструктор».
Тематическое планирование кружка «Мир Оригами»
Номер урока | Тема | Количество часов | Примерная дата проведения |
Вводное занятие. Из истории оригами. Правила безопасной работы. | 1 | сентябрь | |
Оригами - древнейшее искусство. Просмотр фильма. Рассказ о японских журавликах. | 1 | сентябрь | |
Разучивание базовых форм. Условные знаки, принятые в оригами. Складывание полоски гармошкой. «Цветы и листья». | 1 | сентябрь | |
Разучивание базовых форм. Условные знаки, принятые в оригами. Складывание прямоугольника «гармошкой». «Осенний мотив». | 1 | сентябрь | |
Разучивание базовых форм. Складывание различных геометрических фигур. Закладки для книг. | 1 | октябрь | |
Домашние и дикие животные. Делаем собачку, котенка. | 1 | октябрь | |
Делаем « лягушку» Рассказ из жизни лягушек. | 1 | октябрь | |
Рассказ «Воробьишко» М.Горький Оригами «Птицы» | 1 | октябрь | |
Беседа «Из истории морского флота». «Лодочка». | 1 | ноябрь | |
Б. Житков «Морские рассказы» Оригами «Кораблик» | 1 | ноябрь | |
Б. Житков «Морские рассказы» Оригами «Яхта» | 1 | ноябрь | |
«Катамаран». Рассказ о разнообразии плав средств | 1 | ноябрь | |
Беседа о зиме. Вырезаем снежинки. | 1 | декабрь | |
«Скоро Новый год!» Изготовление елочных подвесок. | 1 | декабрь | |
Изготовление елочной гирлянды. | 1 | декабрь | |
Изготовление раскрывающейся открытки с елкой. | 1 | декабрь | |
Рассказ о пингвинах. Оригами «Пингвин». | 1 | январь | |
Сервировка стола. Салфетка «Сердце», «Трилистник» | 1 | январь | |
Сервировка стола. Коробка для сладостей. | 1 | январь | |
Рассказ об истории праздника «День Святого Валентина» Изготовление валентинок. | 1 | февраль | |
Беседа об истории и особенностях праздника «23 февраля». Изготовление открыток ко Дню защитника Отечества. | 1 | февраль | |
Рассказ о китах. Оригами «Кит». | 1 | февраль | |
Рассказ о пингвинах. Оригами «Пингвин». | 1 | февраль | |
Беседа о празднике «8 Марта»: традиции, история. Изготовление раскрывающейся открытки к Международному женскому дню. | 1 | март | |
Рассказ о цветах. Игра «Узнай цветок». «Трава и листья» | 1 | март | |
Из истории тюльпанов. Оригами «Тюльпан» | 1 | март | |
Рассказ о лилиях. Оригами «Лилии» | 1 | март | |
«Зимующие и перелетные птицы». Синица. | 1 | апрель | |
Беседа «Из истории авиации». Мастерим самолеты. | 1 | апрель | |
Беседа «День космонавтики». Оригами ракета. | 1 | апрель | |
31 | Рассказ об аквариумных рыбках. Оригами «Рыбка» | 1 | апрель |
32 | Беседа о ветеранах ВОВ. Изготовление открыток ко Дню Победы. | 1 | май |
33 | Женские украшения. «Фенечки. Браслет» | 1 | май |
34 | «Лето в гости к нам спешит». Оригами бабочка | 1 | май |
35 | Выставка поделок. | 1 | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружкового занятия в 1 классе "Домовята"
Программа для внеурочной деятельности для занятий с учащимися 1-х классов. Главные идеи:1.Формирование культуры общения.2.Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению,сделать чт...
программа кружкового занятия во 2 классе "Домовята"
Программа составлена для внеурочной работы для учащихся 2 классов. Цели занятий: Учить детей общению друг с другом. ...
Рабочая программа кружкового занятия
Программа кружка по математике для учащихся 8 класса "За страницами учебника математики"...
Рабочая программа кружковых занятий по математике в 11 классе
Тематическое планирование кружковых занятий для подготовки к ЕГЭ в 11 классе...
Рабочая программа кружковых занятий по математике в 9 классе
Тематическое планирование кружковых занятий по математике в 9 классе по подготовке к ОГЕ...
Рабочая программа кружковых занятий "Компьютерная графика" для учащихся 5-7 классов.
Рабочая программа кружковых занятий "Компьютерная графика" для учащихся 5-7 классов....
Рабочая программа кружковых занятий по русскому языку в 6 классе "Зри в корень, или Тайны словообразования"
По программе Т.А. Ладыженской изучение словообразования приходится на 6 класс, поэтому актуальным является проведление занятий по этой теме с углублением, что позволдит в дальнейшем учащимся пис...