«Применение метода проектов в преподавании предметов общеобразовательного цикла в условиях СПО»
статья на тему
Данная работа состоит из двух частей. В первой части рассмотрен метод проектов как вид учебной деятельности в арсенале инновационных средств и методов в современной системе образования; рассмотрена история возникновения метода проектов; представлено теоретическое обоснование метода проектов в целом. Во второй части работы представлена система действий, которая может использоваться на уроках преподавателем общеобразовательных дисциплин. Работа дополнена презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_metoda_proektov_v_prepodavanii_predmetov_obshcheobrazovatelnogo_tsikla_v_usloviyah_spo.doc | 110.5 КБ |
metod_proektov.ppt | 255 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИРАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Практико-ориентированный проект
«Применение метода проектов в преподавании предметов общеобразовательного цикла в условиях СПО»
Группа: ПТ 2-12
Выполнил: Лакруа Ирина Евгеньевна
Проверил: к.п.н. Мухорина Наталья Борисовна
Коломна 2012
Содержание.
1. Введение………………………………………………. стр. 3
2. Теоретическое обоснование…………………………. стр. 5
3. Практическая часть…………………………………… стр. 9
4. Заключение……………………………………………. стр. 13
5. Литература…………………………………………….. стр. 16
Введение.
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»
Бернард Шоу
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и планировать действия, сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Для решения данных задач широкие возможности открывает совместная проектная деятельность обучающихся и педагога.
Цель проекта – рассмотреть особенности метода проектов в преподавании дисциплин общеобразовательного цикла.
Гипотеза.
Обращение профессионального образования к технологии учебного проектирования позволяет активизировать деятельность учащихся на всех этапах обучения при изучении как специальных, так и общеобразовательных дисциплин. Для предметов общеобразовательного цикла вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать. Преподавание таких предметов (философия, этика, история, литература и др.) не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеаудиторную деятельность учащихся СПО.
Задачи:
1) рассмотреть метод проектов как вид учебной деятельности в арсенале инновационных педагогических средств и методов;
2) в процессе анализа учебно-методической литературы систематизировать знания о изучаемой технологии и особенностях применения методики проектного обучения в учебно-воспитательном процессе;
4) дать научно-методическую базу для применения метода проектов.
Методы исследования.
1. Анализ психологической и педагогической литературы по данной теме.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Анализ и обобщение педагогического опыта.
Проект состоит из двух частей. В первой части рассмотрен метод проектов как вид учебной деятельности в арсенале инновационных средств и методов в современной системе образования; рассмотрена история возникновения метода проектов; представлено теоретическое обоснование метода проектов в целом. Во второй части работы предсталена система действий, которая может использоваться на уроках преподавателем общеобразовательных дисциплин.
Теоретические основы метода проектов.
В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие «инновации». Русский аналог этому слову – нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса.
Существует устойчивое мнение, что инновационный урок сформировался на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это отчасти верно, однако главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет.
Во-первых, увеличился объем новой информации из разных областей науки: философии, истории, географии, литературы, психологии, технологии производства, иностранных языков и т.д. Какую часть от этого объема предлагать учащимся; где и как им выбрать необходимую информацию, меняющуюся по содержанию и значимости практически каждый день? Эти вопросы сформулировала задачу – обучить учащихся умению искать информацию, определять, с какой целью она применяется и распространяется, отличать род информации.
Во-вторых, изменились условия организации обучения: образовательные программы, планы, учебники; формы обучения; оснащения кабинетов техническими средствами. В связи с новыми требованиями социально-экономического характер, влияющими на процесс развития как групповой, так и индивидуальной деятельности учащихся, изменилась и структура организации учебно-воспитательного процесса.
В-третьих, изменились требования к профессиональной компетенции учителя, подходы к обучению.
Исходя из этого, мы можем сказать, что инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения учащихся на определенный период времени.
Выделяют следующие виды инновационных уроков: уроки на основе групповой технологии; проблемные, исследовательские; дифференцированного обучения; уроки-тренинги; уроки на основе проектной деятельности.
Метод проектов как вид учебной деятельности занимает основное место в арсенале инновационных педагогических средств и методов в современной системе профессионального образования.
Метод проектов возник во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США, где слушатели выполняли проект по определенной теме (например, «Как мистер Чейз стрижет своих овец электрическими ножницами»), в ходе которого они получали не только теоретические знания, но и приобретали практические умения и навыки. Подробное освещение метод проектов получил в трудах американских педагогов Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрика. и др. Дьюи (американский философ и педагог) в начале 20 века использовал метод проектов в прагматической (от греч. прагма – дело, действие) педагогике. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Где? Каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
В России метод проектов привлек внимание педагогов в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 20-е годы советская школа активно внедряла и использовала метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развитие ученика – после распространения издания брошюры Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» в 1925 году. Но в 1931 году постановление ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, в связи с недостаточной продуманностью и последовательностью внедрения этого метода в школах. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности учащихся. Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов становится в настоящее время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть остается прежней – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммы знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным». Сейчас часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике обучения.
Метод проектов – определенная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то это технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Основная цель метода проектов – интегрировать профессиональную подготовку обучаемых по разным учебным дисциплинам для установления более прочных межпредметных связей, а также для более тесного взаимодействия теории с практикой в ходе педагогического процесса. Дидактическая ценность метода проектов заключается в использовании самостоятельной проектировочной деятельности учащихся как основного средства их профессионального развития.
Метод проектов позволяет решить следующие дидактические задачи:
- задействовать в подготовке учащихся межпредметные связи;
- более полно реализовать взаимосвязь теории и практики в учебной деятельности учащихся;
- повысить уровень усвоения учащимися знаний и умений;
- повысить активность учащихся как субъектов образовательного процесса, усилить роль самообразования, самообучения, саморазвития;
- целенаправленно формировать базовые компетентности, ключевые компетенции и метапрофессиональные качества учащихся.
Характерными особенностями метода проектов являются интегрированность, проблемность и контекстность. Первая означает оптимальный синтез сложившихся концепций усвоения знаний и теорий обучения. Вторая характеризует проблемность решаемых учащимися задач. Третья особенность – контекстность – означает интеграцию учебной, научной и практической деятельности будущих специалистов (А.А. Вербицкий).
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи; результат, найденный способ решения носит практический характер, имеет прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих учащихся.
Учебный проект с точки зрения учителя – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у учащихся специфические умения и навыки проектирования и исследования.
Обращение профессионального образования к технологии учебного проектирования позволяет активизировать деятельность учащихся на всех этапах обучения при изучении как специальных, так и общеобразовательных дисциплин.
По своей целевой направленности общеобразовательные предметы могу быть разделены на две большие группы: первая группа – это предметы, формирующие систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся (литература, история, философия, география, биология, химия, физика, математика), вторая группа предметов ориентирована на формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и др.), в данную группу входят предметы: иностранный язык, информатика, экология и т.д.
Для предметов общеобразовательного цикла вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать. Преподавание таких предметов (философия, этика, история, литература и др.) не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеаудиторную деятельность учащихся.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию преподавателя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – преподавателя, учащегося (или группы учащихся) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом – это решение данной проблемы.
Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать преподавателю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др.
Практическое применение метода проектов.
Преподавание общеобразовательных дисциплин в форме сухого «разжевывания» основных понятий, чтения текстов учебников, репродуктивных вопросов и ответов не соответствует возрастным особенностям обучающихся колледжа, современным тенденциям обучения и воспитания. Подобные методы становятся неприемлемыми и неэффективными.
Как построить урок, чтобы он был интересным и эффективным? Как сделать так, чтобы и учащемуся, и самому преподавателю занятия приносили радость познания, открытия, радость общения? Безусловно, достичь этого можно, применяя новые методики, сочетая различные формы и методы обучения, плотно насыщать содержание. Организация учебной деятельности обучающихся с использованием метода проекта позволяет сделать преподавание общеобразовательных дисциплин занимательным, полезным, интересным и эффективным.
Однако, планируя уроки, преподавателю общеобразовательных дисциплин нужно принимать во внимание очевидный факт: «нельзя объять необъятное». Поэтому учащихся необходимо знакомить преимущественно с вершинами творчества, подбирать материал (помимо «базового ядра»), основываясь на интересах и особенностях конкретного учащегося, конкретной группы.
Чем нужно руководствоваться преподавателю общеобразовательных дисциплин, конструируя урок-проект? Во-первых, есть ряд тем, которые не составят труда для самостоятельного изучения, но с помощью метода проектов научат овладевать новыми знаниями, новой информацией; во-вторых, метод проектов эффективен при обобщении знаний; в-третьих, при решении проблемы, на которую автор (например, литературного произведения) не дает прямого ответа. Темы проектов могут быть привязаны к темам, которые изучаются на уроках в настоящий момент, а могут носить обобщающий характер.
При организации урока основной упор делается на два момента: планирование деятельности и самостоятельные действия учащихся. В процессе обучения проектному методу меняется роль преподавателя и учащихся: преподаватель выступает в роли консультанта и помощника, учащиеся – в роли активных участников.
Проектный метод предполагает защиту «продукта», у учащихся формируются умения выступать перед публикой, отстаивать свою точку зрения, излагать свое видение проблемы. В ходе презентации учащиеся не только рассказывают о ходе работы и показывают его результат, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы. Это незаменимые умения для человека, желающего добиться успеха практически в любой профессии.
Презентации, созданные учащимися, можно в дальнейшем использовать как методический материал на уроке в другой группе.
В отличие от традиционного процесса обучения, постороенного на основе движения познания обучающегося от теории – к практике, технология учебного проектирования строится в соответствии с иной логикой познания: от практики – к учению. Основным мотивом проектной деятельности для обучающегося становится не столько процесс познания, сколько стремление решить конкретную проблему, разработать необходимые рекомендации, которые будут использованы на практике. При этом ценность проекта заключается в возможности включить обучающихся в самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие не только расширение их кругозора, жизненного опыта, но и овладение различными способами творческой, исследовательской деятельности.
Вариант урока-проекта по литературе.
Цель – создание обложки к трилогии А. Блока «Теза», «Антитеза», «Синтез», в которых были проиллюстрированы три периода «вочеловечивания»: «от мгновения слишком яркого света – через необходимый болотистый лес – к отчаянию, проклятиям, «возмездию» и… - к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру…»
Через символы, цвет, композицию студенты должны отразить:
1-ая группа («Теза») – мировую гармонию, «несмутимую» Душу Мира, Вечную Женственность, которая может примирить небо и землю, спасти от катастрофы мир через его духовное обновление;
2-ая группа («Антитеза») – динамическое начало, стихию, врывающуюся в жизнь и вступающую в конфликт с Душой Мира, остроконфликтный мир повседневной жизни;
3-ья группа («Синтез») – новую, более высокую ступень осмысления действительности, отвергающую предыдущие и в то же время соединяющую в себе по-новому некоторые их черты.
В каждой группе должны быть учащиеся, имеющие аналитические способности, хорошо знающие творчество Блока, умеющие рисовать и выразительно читать стихи.
Можно выделить следующие этапы разработки проекта:
- обсуждение ситуации, выявление проблемы;
- выдвижение гипотез решения проблемы;
- выявление возможных источников информации;
- обсуждение оформления результатов;
- работа в группах над поиском фактов и аргументов;
- обсуждение методов;
- корректировка выводов;
- рефлексия, выдвижение новых проблем.
К защите проекта учащиеся должны представить:
- устный комментарий к обложке: описание этапа жизненного пути поэта, его мировоззрения, мироощущения на этом жизненном этапе;
- эпиграф к обложке;
- рисунок на обложку книги, отражающий настроение, символы этапа творчества;
- выразительное чтение одного из стихотворений сборника, к которому создается обложка.
На заключительном этапе урока-проекта, целесообразно провести рефлексию, предложить студентам в течение нескольких минут заполнить таблицу:
«Я» (как работал, ошибки) | «Мы» (насколько я помог группе, насколько сокурсники, преподаватель помогли мне) | «Дело» (понял ли материал, что узнал, что запомнил, смогу применить) | Оценка в баллах (по десятибалльной системе) |
Исследовательский мини-проект «Сила воли».
Проект может быть проведен на уроках этики. Проводится индивидуально и только по желанию учащихся. Цель проекта – исследование силы воли.
Каждому учащемуся дается задание: «Попробуйте в течение недели:
- не употреблять сладкого;
- никуда не опаздывать;
- вставать на час раньше, чем всегда;
- воздерживаться от грубых ответов на замечания родителей и других старших;
- не говорить ничего плохого о других людях.
При этом каждый день вести записи, отвечая на вопросы:
1) Что сегодня удалось, а что – не удалось?
2) Если не удалось то, что помешало?
3) Если удалось, какие трудности пришлось преодолеть?
По итогам исследования ответить на вопрос: «Что было для меня самым сложным и почему?»
Мини-проекты «В помощь учителю» - это тесты, кроссворды, выполненные в виде презентации. Их можно также использовать на уроках.
Заключение.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной значимой практической или теоретической проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
Введение в педагогические технологии проектной деятельности учащихся позволяет преподавателю не только и не столько учить, сколько помогать учащимся учиться, направлять его познавательную деятельность. На уроках-проектах учащийся сам выстраивает свои знания, формирует ценности, открывает новое в себе и в окружающем мире. Уроки-проекты вовлекают учащихся в интересную, творческую интеллектуальную деятельность, учат работать в команде. Предполагают активную позицию учащихся, способствуют развитию речи, вербального интеллекта, необходимого для успешной социализации каждого выпускника.
Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. При этом реализуется принцип личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм проекто-исследовательской деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Кроме этого, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.
В курсе философии, этики, литературы, истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке, по любой теме, так как отбор тематики проводится с учетом практической значимости для учащихся. На уроках общеобразовательных дисциплин студенты колледжа способны осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации по теме проекта, ее творческое преобразование в материальный продукт (реферат, веб-сайт, плакат и т.п.), его презентация и защита.
Метод проектов в настоящее время находит широкое применение в профессиональном образовании. Он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
На уроках общеобразовательных дисциплин метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.
Выводы.
Проект – это метод обучения. Может применяться на уроке и во внеурочное время. Ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает учащимся опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Проект – это достойная форма организации учебного процесса, может стать альтернативой классно-урочному обучению. Проект – это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений.
Проектное обучение занимает достойное место среди педагогических технологий, определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения
Проектная деятельность – метод, без которого невозможен современный образовательный процесс.
Литература.
1. Борисовская М.В. Проектная деятельность в личностном самоопределении обучающихся средней школы // Методист. 2012. № 3. С. 60 – 63.
2. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / М.Н. Гуслова. – М.: «Академия», 2010. – 288с.
3. Дилян В.И. Учить – интересно! // Справочник заместителя директора школы. 2009. № 12. С.53 – 61.
4. Зеер Э.Ф. Личносто-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. – М. : «Академия», 2010.- 176 с.
5. Митяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Митяш. – М.: «Академия», 2011. – 144 с.
6. Никитина Н.Н. и др. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002.- 288 с.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат и др. – М.: «Академия», 2001. – 272 с.
8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: «Академия», 2009. – 192с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Джон Дьюи (1859 – 1952) - американский философ, психолог, педагог. Уильям Херд Килпатрик (1871 - 1965 ) – американский педагог, основоположник метода проектов
Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, значимая и знакомая для ребенка.
1905г. – активное использование проектных методов в практике преподавания под руководством С.Т. Шацкого. 20-е годы 20в. – активное внедрение и использование методов проекта. 1931г. – осуждение метода постановлением ЦК ВКП(б) Метод проектов в России . С.Т. Шацкий
Проект – буквально брошенный вперед. Алгоритм проектирования как метода образовательной деятельности. замысел реализация рефлексия
Метод проектов Определенная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельной действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Педагогическая технология, включающая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Дерево целей проектной деятельности Ц=0 Генеральная цель Создание продукта или услуги, обладающего субъективной или объективной новизной, имеющего общественную или личностную значимость Ц=1 Обучающая цель Овладение проектно-технологическими знаниями, умениями, навыками, технологической культурой Ц=2 Развивающая цель Становление познавательных, творческих способнос- тей,произвольности психических процессов и деятельности,эстетического восприятия окружающего мира,познавательного отношнения к действительности Ц=3 Воспитательная цель Аккуратность,целеустремленность,самостоятельность,трудолюбие,требовательность к себе,рефлексию и др.
Характерные особенности метода проектов интегрирован- ност Ь проблемность контекстность
Виды проектов По количеству участвующих студентов По характеру поисковой деятельности В зависимости от сферы применения По характеру разрабатываемой проблемы По количеству учебных дисциплин По продолжительности выполнения
По количеству участвующих Индивидуальные проекты Парные проекты Групповые проекты
По характеру поисковой деятельности Исследователь ские Творческие Информацион ные
От сферы применения Производственные (технические) Социальные
По характеру разрабатываемой проблемы Теоретически ориентированные проекты Практически ориентированные проекты
По количеству учебных дисциплин Монопредмет ные проекты Межпредмет ные проекты Надпредмет ные проекты
По срокам выполнения Краткосрочные проекты Среднесрочные проекты Долгосрочные проекты
Этапы проекта 1. Поиск или формулирование проблемы 2. Организация творческих групп 3. Планирование работы над проектом 4. Поиск и сбор информации 5. Анализ информации 6. Оформление и представление проекта 7. Анализ и оценка результатов
Поиск информа ции Планиро- вание Проблема Портфо лио Презента ция Продукт Проект
Телепере дача Реклама Научная конферен ция Спектакль Ролевая игра Пресс- конферен ция Презента ция Видео фильм Виды презентаций проектов Виды презентаций проектов.
Литература 1. Зеер Э.Ф. Личносто-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. – М. : «Академия», 2010.- 2. Никитина Н.Н. и др. Основы профессионально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002.- 288 с. 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат и др. – М.: «Академия», 2001. – 272 с.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода проектов в преподавании информатики
В статье раскрывается методика применения метода проектов в процессе преподавания предмета «Информатика». Уделяется внимание этапам работы над проектом, раскрываются результаты деятельности. На конкре...
Применение метода проектов в преподавании физики
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных пробле...
Применение метода проектов в преподавании информатики
В статье описано эффективность метода проектов на уроках информатики....
"Применение интегрированного подхода в преподавании предметов естественнонаучного цикла"
Цель интегрированного преподавания - научить школьников видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём....
Опыт применения метода проектов в преподавании информатики и ИКТ в средней школе
Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентирует на применение фактических знаний и приобретение новых знаний для активного включения в освоение новых способов человеческой деятель...
Методические рекомендации для студентов ГБПОУ КО «ККМТ» по выполнению и защите индивидуального проекта по учебным предметам общеобразовательного цикла
Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта предназначены для обучающихся 1-2 курса всех специальностей/профессий очной формы обучения.Индиви...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации и выполнению индивидуальных проектов при освоении предмета общеобразовательного цикла «Астрономия»
Методические указания предназначены студентам колледжа.Рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (...