Использование соревновательно-игрового метода на уроках физической культуры
материал по теме

Сосюра Сергей Николаевич

Повседневная жизнь требует от занимающихся всесторонней физической подготовленности, равномерного, комплексного развития физических качеств. Именно такой подход приводит к благоприятным сдвигам в физической подготовленности занимающихся, увеличению силы и выносливости, повышению скорости движений,  достижения высокого уровня развития ловкости и гибкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sorevnovatelno-igrovogo_metoda.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Использование соревновательно-игрового метода

на уроках физической культуры.

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.

К выводам активного применения игрового метода я пришел давно. Особенно этот  метод эффективен на уроках в младших классах. Ведь малышей проще всего организовать любыми играми, так как у них есть  «моторчик Карлсона». В начальной школе сам факт выполнения упражнения должен сопровождаться игрой, только так можно заинтересовать ребёнка в развитии определённых качеств и навыков. Если ребёнок не будет бояться, что за плохое выполнение того или иного упражнения его ждёт наказание, он  будет  ходить на занятия с удовольствием, ведь  интерес к занятиям воспитывается с детства. Игра в начальных классах позволяет повысить мотивацию у ученика.

Игровая деятельность имеет особенно важное  значение в период наиболее активного формирования характера – в детские и юношеские года. Играя дети, усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. В этот период игровой метод  приобретает  характер универсального метода физического воспитания. Хочу отметить, что, несмотря на соответствующий уровень системной сформированности подвижных игр, процесс их развития не прекратился, а неустанно продолжается… Свидетельством этого есть постоянное пополнение сокровищницы народных подвижных игр, забав и развлечений новыми элементами («всадники», «биатлон», «боуллинг» и другие).

В основных задачах общеобразовательной и профессиональной школы подчеркнуто, что очень важно воспитывать молодое поколение физически, духовно развитым, закаленным, готовым к работе и обороне нашей Родины. Среди большого количества разнообразных средств физического воспитания широко используются подвижные игры, которые оказывают содействие решению наставительно-оздоровительных задач.

В связи с этим, изучение национальных традиций и внедрение адекватных подвижных игр, забав и развлечений в современную практику учебно-воспитательной работы оказывают содействие не только национально – культурному возрождению, а и формированию полноценной национальной системы физического воспитания, повышению эффективности воспитательного процесса в целом. В своей работе я часто применяю игры народов Севера: «тройной прыжок», «прыжки через нарты», «бег с палкой», а так же известные русские игры: «лапта», «перестрелка» и другие игры.

 На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали многие педагоги, великие писатели и другие известные общественные деятели. Школой подготовки детей к жизни называет игру А.С.Макаренко: « игра имеет важное  значение в жизни ребенка, это сопоставимо с тем, чем для взрослого является трудовая  деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, такой он будет  и в работе. Подчеркивал, что «игра может воспитывать качества будущего работника и гражданина». Подчеркивал, что игра может воспитывать качества будущего работника и гражданина.  Большое значение игре придавал выдающийся специалист в деле физического развития детей П.Ф.Лесгафт, считая, что игра есть упражнение, с помощью которого ребенок готовится к жизни. А.М.Горький считал игру ценным средством воспитания не только физического, но и умственного, указывая на ее связь с социальной средой, которая окружает ребенка. Он говорил, что игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и как он  изменяется. Ведь для детей игры – это их непосредственная жизнь, а учитель с помощью игр формирует в них черты характера. Но красной нитью высказывания всех великих людей является  забота о здоровье ребенка.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Согласно данным Минздравсоцразвития России не менее 60% обучающихся имеют ту или иную паталогию здоровья. В настоящее время только 14% обучающихся в старших классах могут считаться здоровыми. До 80% выпускников школ ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья, свыше 40% допризывной молодежи не соответствует требованиям, предьявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Поэтому основной своей задачей считаю осознанного отношения в укреплении своего здоровья с раннего возраста, приобщения к здоровому образу жизни, к адаптации в социальной среде.

Цель и задачи игрового метода

В настоящее время очень важна проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Я стараюсь его успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания, привития необходимых умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Процесс физического воспитания я строю  так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся. Но самое главное в нашей работе, я считаю, мотивация учащихся, личная заинтересованность в укреплении своего здоровья.

http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_586/5/d-4508/4508_html_mcd74d6d.gif

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, современных технических средств обучения.

Цель: развитие двигательной активности детей путем соревновательно – игрового метода.

Задачи:

1. Формирование ценностного отношения детей к своему здоровью.

2. Укрепление здоровья (содействует нормальному физическому развитию детей).

3. Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.

4. Развитие двигательных способностей.

5. Приобретение необходимых знаний в области физкультуры и спорта.

6. Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

7. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Обновление физического воспитания немыслимо без коренного изменения отношения к нему. Мне, учителю физкультуры, предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют большинство физически трудных упражнений выполнять легко, как бы играя и соревнуясь, тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которых делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях – спортивных секциях, я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно-игровой. Он в совокупности многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности, как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством данного метода является так же возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовки учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными. Соревновательно–игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает у детей радость, способствует движению в обучении вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности. Для закомплексованных детей задание даю проще, что позволяет ученику последовательно продвигаться в учении, работать с увеличением объема усвояемого материала. Форма контроля этого метода – новый подход к повышению успеваемости (оцениваю двигательную активность ребенка на уроке). Этот метод ориентирован на обучение без принуждения, я считаю это немаловажным в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность – обязательное присутствие соревновательно–игровой деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от детей проявления максимальных психологических и физических усилий. Порой ребенку приходится победить самого себя, т.е. проявить те лучшие физические и психические качества, о которых он и не подозревает или стесняется показать при посторонних. Этот метод помогает ребенку полностью раскрыться.

Игровой метод, как направление в учебно-воспитательном процессе.      Повседневная жизнь требует от занимающихся всесторонней физической подготовленности, равномерного, комплексного развития физических качеств. Именно такой подход приводит к благоприятным сдвигам в физической подготовленности занимающихся, увеличению силы и выносливости, повышению скорости движений,  достижения высокого уровня развития ловкости и гибкости.

      Подвижные игры как бы аккомулируют многие  двигательные действия. Ни одну из игр нельзя рассматривать как средство развития какого-то одного качества в чистом виде. В играх с элементами силовой борьбы, как правило, незримо присутствуют и развиваются качества выносливости и ловкости. Без этого не мыслимо персональное и коллективное единоборство.  Наблюдая за игрой, я стараюсь изучить личность ребенка и направлять его поведение. Наблюдая за играющими, я интересуюсь не только тем, как учащиеся проявляют  себя в игре, но и тем, почему они так поступают, каковы мотивы их поступков.

Ребенка, начинающего обучение в школе, особенно интересует все то, что можно выразить движением, однако им еще относительно трудно выделить отдельные движения и точно регулировать их. Младшие школьники быстро устают, хотя также и быстро восстанавливаются. Особенно утомляют детей однообразные упражнения, а более других привлекают упражнения, которыми можно овладеть в короткие сроки, а одна из черт игрового метода – способность решать задачи в кратчайшие сроки с полной мобилизацией двигательных способностей.

Я использую игровой метод в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости. В игровом методе можно выделить подражательно-игровой и классический игровой методы. Этот метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми спортивными играми, например футболом, волейболом, подвижными играми. Он может быть применен на базе любых физических упражнений.

Большой воспитательный эффект дают подвижные игры. Подвижные игры следует выбирать такие, которые воспитывают у обучающихся высокие морально - волевые качества и укрепляют здоровье, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно - важных двигательных привычек и умений. Таким образом, подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая есть непременным условием каждой коллективной игры. Обучение детей целесообразно начинать из простых, некомандных игр, потом перейти к переходным и завершить сложными - командными. К более сложным играм(спортигры)  следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изученному ранее. Это поможет закрепить привычки и умения. Для решения определенных задач, поставленных перед игрой, необходимо провести подготовку. При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от простого к сложному.

Игровая деятельность, как форма и метод обучения школьников, является наиболее продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе в современной методике физического воспитания. Школьники, проявляя нередко наблюдательность, склонны к предметному, образному мышлению, и поэтому их деятельность должна организовываться в соответствии с образным и условным «сюжетом», что и помогает выполнять упражнения непринужденно, поддерживает интерес к таким занятиям. Большой интерес представляют попытки предоставления возможности  учащимся самим придумывать новые подвижные игры, это позволяет развивать творческие способности детей, варьировать различные виды нагрузки, делает уроки физкультуры более увлекательными и интересными.

Игра сама по себе является формой стихийного поведения ребенка, а методом является комплекс  вспомогательных действий, направленный на придание играм упорядоченного характера и достижение определенных воспитательных и развивающих задач при большой свободе двигательной деятельности в атмосфере радости. Я считаю, что этот метод является также весьма действенным средством для воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.     Современные школьные программы по физическому воспитанию направлены  на формирование у учащихся здорового образа жизни, привитие интереса к этой деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей.

Итак, каждый урок начинается с подготовительной части, т. е. на уроке физкультуры все начинается с построения учащихся. Строевые и порядковые упражнения даю на технику выполнения по группам (чья группа допустит меньше всего ошибок).

Затем идут общеразвивающие упражнения. Дети соревнуются на выполнение большего количества упражнений за определенный промежуток времени. Выполнение происходит по команде – самостоятельно, без подсчета учителя. Дети считают сами. При выполнении любых комплексов ребята соревнуются за качество выполнения. Здесь показ учителем обязателен. Затем выполняют незначительное количество повторений, идет исправление ошибок, после чего следуют соревнование «на лучшее выполнение». Далее в подготовительной части урока, обязательно даю упражнения в движении. Такие, которые будут способствовать выполнению более сложного задания в основной части, т.е. подводящие. И здесь присутствует соревновательный метод. Учащиеся соревнуются в технике освоения и выполнения данного упражнения и исправления ошибок. Всё делается ненавязчиво.

а) Основная часть урока:

Идет решение главной задачи – обучение какому-либо двигательному действию, закреплению или его совершенствованию. Я считаю, что четкое объяснение техники выполнения любого упражнение и правильный показ учителем обязателен (особенно, если урок ведется в начальном и среднем звене). В старших классах учитель может опираться на хорошо подготовленного ученика, который может правильно осуществить показ упражнения после методически правильного объяснения преподавателя. Затем идет распределение последовательности выполнения задания учащимися, поэтапное обучение от простого к сложному. Овладев необходимыми умениями и навыками, соответствующими данной теме урока, дети могут применить их на практике. Соревнуемся: кто выполнит задание быстрее и техничнее (качественнее). А если это игра, то с изучением правил и исправлением ошибок.

б) Гимнастика

Играть и соревноваться в гимнастике можно также успешно, как и в других видах физической подготовки. Суть метода – прежде всего сопоставление сил в процессе соперничества, борьбы за первенство, победы или возможно более высокого достижения, как отдельных учащихся, так и команд. Чтобы повысить заинтересованность учащихся в качественном выполнении порядковых и строевых упражнений даю задание на их выполнение в соревновательно-игровой обстановке. Делю класс на отдельные команды и провожу соревнование на лучшее выполнение этих упражнений, а учащиеся при этом оценивают друг друга. При выполнении общеразвивающих упражнений команды соревнуются на выполнение большего количество упражнений за определенный промежуток времени, как на месте, так и в движении. Например, даю задание: кто раньше выполнит 10 наклонов, отжиманий, приседаний, какая команда в сумме больше выполнит наклонов, отжиманий и т.д. Общеразвивающие упражнения включаю в эстафеты. После передвижения на одной - двух ногах, через определенное количество шагов, ученики должны выполнять какие-либо упражнения без нарастающего итога и с нарастающим итогом в арифметической прогрессии, после чего могут передвигаться к своей колонне, передавая эстафету следующему учащемуся.

в) Легкая атлетика

Легкая атлетика, как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Однако легкоатлетическим упражнения присуща циклическая деятельность, состоящая из монотонных движений, притупляющих интерес учащихся к занятиям. Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательно-игровой метод, цель которого повысить заинтересованность учащихся в выполнении однообразных упражнений. Разнообразное применение соревновательных упражнений и различных игровых заданий позволяет мне скучную монотонную работу в легкой атлетике сделать увлекательной и интересной. На уроке даю учащимся следующее задание: бег с определение лидера, меняю возрастание объема и интенсивности физической нагрузки в соревновании или игре; провожу соревнования в условиях, приближенных к реальным. Регулярно поощряю не только сильных, но и слабых учащихся, сумевших добиться своих личных результатов.

г) Лыжная подготовка

Лыжная подготовка – важный прикладной вид физического воспитания, связанный с умением передвигаться на лыжах по снегу. Играя и соревнуясь, учащиеся успешно приобретают необходимые навыки передвижения по дистанции, куда входят спуски и подъемы, а так же закрепляются умения применять технику лыжных ходов с учетом рельефа местности. Соревновательные упражнения учащимся даю на учебном кругу, такие как техника скольжения, обгона. Спуски, подъемы и повороты – соревнуемся на пологом склоне. На длинных дистанциях развиваю выносливость. Эстафеты, «салки» и другие.

д) Спортивные игры

На первый взгляд, может показаться, что роль игрового метода в освоении спортивных игр незначительно и его использование мало эффективно, так как спортивные игры очень эмоциональные и содействуют физическому развитию учащихся сами по себе. Но это не так, потому что для овладения умениями и навыками игр в совершенстве требуется развитие специальных, физических и психологических качеств. Для этого я включаю элементы изучаемой спортивной игры в соревновательные упражнения,  подвижные игры и эстафеты (пятнашки мячом, броски на технику, попадание в цель, набивание, переноска мячей, передачи). Задания усложняю, меняю игры: «Не давай мяч водящему», «Борьба за мяч», «Броуновское движение» и т.д.

Изучая каждую спортивную игру в отдельности, подбираю игровые задания, способствующие развитию определенных умений и навыков.

Применение соревновательно–игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся, а сами занятия сделать более интересными. Он помогает оживить уроки, а самое главное: решить основную проблему двигательной деятельности (активности) учащихся любого возраста  и полового различия.

При применении игрового метода стараюсь избегать механического переноса моделей игр (описанных в пособиях и сборниках) в практику учебной работы, а формы игрового метода модифицировать и модернизировать в зависимости от конкретных задач занятия, формы построения занятий и имеющихся условий, подготовленности детей.

Соревновательно-игровые методы физического воспитания находят большое применение в практике работы по физической культуре и спорту с учащимися общеобразовательных школ. С практикой введения третьего часа физической культуры появилась необходимость в практических руководствах, позволяющих не только шире применять соревновательно-игровые методы, но и правильно, научно их обосновывать.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Применение соревновательно-игровых методов позволяет:

- реализовать идеи развития ловкости, быстроты и скоростно-силовых качеств.

- совершенствованию координации движений, развитие смекалки и изобретательности.

- необходимость действовать с полной отдачей сил решает задачи не только двигательных качеств, но и так называемой скоростной технике - незаменимого компонента для выполнения упражнений с максимальной быстротой и точностью, с соблюдением правил рациональной техники.

- соревновательно-игровые методы исключительно эмоциональны, но требования строго соблюдать установленные правила дисциплинирует учащихся, приучает их управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества.

Длительность работы над опытом.

Работа над данной проблемой ведется на протяжении всей педагогической деятельности.

Возможность широко варьировать содержание игр и соревнований от самых простых до серии сложных заданий позволяет широко применять их к самым разнообразным группам учащихся на уроках.

Использование соревновательно-игровых методов на уроках позволяет связывать в единую систему: «Урок - внеклассная работа», с системой внеклассной воспитательной работы. Данная методика позволяет эффективно довести до учащихся необходимые теоретические сведения по физической культуре, достичь определенных успехов.

Основные результаты деятельности учителя за последние 2 года;

2012-2013 учебный год: 1 место,2 место, два 3 места в муниципальном этапе Всероссийской  олимпиаде  школьников;

2013-2014 учебный год: 1 место,2 место, 3 место в муниципальном этапе Всероссийской  олимпиаде  школьников;

2012 год в соревнованиях на муниципальном этапе: 2 место  во «Всероссийской Школьной лиге  КЭС-баскет»,3 место по легкой атлетике, 1 место по мини-футболу, 2 место по лыжным гонкам, 2 место - «Президентские состязания» среди 7-х классов, 3 общекомандное место в Спартакиаде образовательных учреждений г.Нягани;

2013 год в соревнованиях на муниципальном этапе: 2место(д), 3место(ю)  во «Всероссийской Школьной лиге  КЭС-баскет», 2 место по мини-футболу, 2 место по лыжным гонкам, 2 место  по  настольному теннису, 3 место  по  футболу «Кожаный мяч», 3 общекомандное место в Спартакиаде образовательных учреждений г.Нягани.

Часто общаюсь с коллегами, делюсь своим опытом, перенимаю у учителей других школ, ведь у каждого учителя есть своя изюминка при проведении занятий. Исследую биометрические показатели физического развития учащихся для совершенствования работы по физическому воспитанию школьников. Большую помощь в выборе игровых нагрузок оказывает круглогодичный мониторинг развития здоровья и основных показателей двигательных качеств учащихся.

В своей работе придерживаюсь советов, заповедей, откровений, которые помогают в создании ситуаций успеха на уроке и во внеурочной деятельности:

Люби детей! Шепелявых, конопатых, чумазых и порою злых. Часто несправедливых. Не соответствующих твоим ожиданиям и мечтам. Помни, дети – это лучший народ в каждом народе!

Век живи – век учись! Учитель учит, пока он учится. Когда перестает учиться, в нем умирает учитель. Педагогическая копилка – в голове и в папке-картотеке. Не забывай – и у детей есть чему поучиться!

Золотое правило: учитель физической культуры играет вместе с детьми. Как играем, так и живем!

 

Сосюра Сергей Николаевич

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования города Нягани

«Средняя общеобразовательная школа № 4»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование подвижных игр на уроках физической культуры.

В данной статье раскрываются преимущества использования подвижных игр на уроках физической культуре....

Мастер-класс "Использование нестандартного инвентаря на уроках физической культуры"

Мастер-классс "Использование нестандартного инвентаря на уроках физической культуры" предназначен для учителей физической культуры. Раскрывает суть моей работы с нестандартным инвентарем....

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»...

Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"

В уроке использованы  множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....

Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".

Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....