Проект по рассказу Л. Андреева "Кусака"
презентация к уроку (7 класс) на тему
Проект по литературе по рассказу Л. Андреева "Кусака". О милосердии к животным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.76 МБ |
![]() | 1.76 МБ |
![]() | 101.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найдите лишнее слово. Задумавшись Задумавшиеся Задуманная Задумывающиеся
Цели Образовательные: активизировать знания по теме “Деепричастие”; формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.
Для всего в русском языке есть великое множество слов. К.Г. Паустовский
Самостоятельная Самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие часть речи часть речи
Прочитайте текст, выпишите деепричастия, докажите, что они относятся к данной части речи. МОРЕ Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, взбегавших одна на другую на пологий берег песчаной косы. Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький
Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Пословица
2. Напишите деепричастия, образованные от глаголов: 1. Оглядываться (несов.в.) 2. Сверкать(несов.в.) 3. Уметь(несов.в.) 4. Купить (сов. в.) 5. Прочитать (сов. в.) 6. Увидеть (сов. в.) 7. Назначать (несов.в.) 8. Оторваться (сов. в.) 9. Освободить (сов. в .) 10. Стучать (несов. в.) 11. Играть (несов. в.) 12. Ехать (несов. в.) к у п и в о г л я д ы в а я с ь с в е р к а я у м е ю ч и п р о ч т я у в и д я н а з н а ч а я о т о р в а в ш и с ь о с в о б о д и в с т у ч а е д у ч и и г р а ю ч и 3. 1. 2. 12. 11. 10. 9. 8. 7. 6. 5. 4.
Задание: выписать суффикс, определить вид деепричастия 1. Закапав 2. Любя 3. Делая . 4. Выполняя . 5. Убравши . 6. Искавши 7. Повысив. 8. Играючи. 9. Держа 10. Услыша. 1. – В; сов. 2. – Я; несов. 3. – Я; несов. 4. – Я; несов. 5. – ВШИ; сов. 6. – ВШИ; сов. 7. – В; сов. 8. – ЮЧИ; нес. 9. – А; несов. 10. – А; несов.
Задание 2. Слитно или раздельно 1. ( НЕ ) брежный 2. ( НЕ) годуя 3. (НЕ) увидя 4. (НЕ ) вспаханный 5. (НЕ )виданный 6. (НЕ ) навидя 7. (НЕ ) спеша 8. (НЕ ) просмотренный мною 9. (НЕ ) сверкая 10. (НЕ ) стуча 1. Слитно 2. Слитно 3. Раздельно 4. Слитно 5. Слитно 6. Слитно 7. Раздельно 8. Раздельно 9. Раздельно 10. Раздельно
Выборочно – распределительный диктант Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья. Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида
КЛЮЧ Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида пригорюнившись отражаясь убежав качая устремив облетая погрузившись ощущая прислушиваясь
Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г. Паустовский
Охарактеризуйте схемы Что делая? х 1. ГЛАГОЛ , деепричастный оборот,… - . - . - . - . - . - . - . - . - . - Что сделав? х 2. …, деепричастный оборот, ГЛАГОЛ - . - . - . - . - . - . - . - . - . -
Задание: правильно или нет расставлены знаки препинания. Некоторое время постоял он на крыльце , наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг. 2. Тяжело дыша , отец подошёл к дивану и , не раздеваясь , лёг. 3. Вера пела по утрам , умываясь в ручье , днём , работая в поле , вечером , возвращаясь к домику лесника. + + -
4. Женька сидел , подняв колени к подбородку и обхватив их , узкие штаны его вздёрнулись , открывая тонкие ноги. 5. Марья Павловна стояла подле него , прислоняясь к берёзе и заложив назад руки. + +
Сопоставьте два четверостишья И.А. Бунина и выясните, почему в первом запятая стоит перед словом синея, а во втором синея выделяется с обеих сторон. К прибрежью моря длинная аллея Ведет вдали как будто в небосклон: Там море поднимается , синея Меж позабытых мраморных колонн… Вечерняя безмолвная аллея Зовет меня к скалистым берегам, Где море поднимается , синея, К пустынным и далеким небесам.
Хорошие речи приятно и слушать. Пословица
“ Подскажи словечко”. Не … броду,не суйся в воду. Не … несчастья, счастья не увидишь. Не … семени, хлеба не добудешь. … человека, уважаешь себя.
Задание: Устранить повторы, делающие речь неблагозвучной. Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море, которое колыхалось и волновалось. Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком, окна которого выходили в сад.
Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни. Подсказка Ключ Исправьте грамматические ошибки
Подсказка 1 Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.
КЛЮЧ 1 Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни.
Исправьте грамматические ошибки Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли. Подсказка Ключ
Подсказка 2 Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.
КЛЮЧ 2 Глядя вдаль, она грустит.
Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Аленушке. Подсказка Ключ
КЛЮЧ 3 Рассматривая картину, мы чувствуем отношение художника к одинокой Аленушке.
Дорогие ребята! Желаю Вам успеха в выполнении самостоятельной работы.
Поделитесь своим впечатлением об уроке, использовав для этого неоконченные предложения: Мне стало известно, что... Меня особенно привлекло и заинтересовало... Я полностью понимаю, что... То, что мне стало известно, может повлиять на... Считаю нужным сделать следующее...
Домашнее задание Повторить теорию параграфы 141 - 144. Все ученики заполняют сравнительную таблицу «Причастия и деепричастия»;
спасибо за урок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найдите лишнее слово. Задумавшись Задумавшиеся Задуманная Задумывающиеся
Цели Образовательные: активизировать знания по теме “Деепричастие”; формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.
Для всего в русском языке есть великое множество слов. К.Г. Паустовский
Самостоятельная Самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие часть речи часть речи
Прочитайте текст, выпишите деепричастия, докажите, что они относятся к данной части речи. МОРЕ Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, взбегавших одна на другую на пологий берег песчаной косы. Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький
Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Пословица
2. Напишите деепричастия, образованные от глаголов: 1. Оглядываться (несов.в.) 2. Сверкать(несов.в.) 3. Уметь(несов.в.) 4. Купить (сов. в.) 5. Прочитать (сов. в.) 6. Увидеть (сов. в.) 7. Назначать (несов.в.) 8. Оторваться (сов. в.) 9. Освободить (сов. в .) 10. Стучать (несов. в.) 11. Играть (несов. в.) 12. Ехать (несов. в.) к у п и в о г л я д ы в а я с ь с в е р к а я у м е ю ч и п р о ч т я у в и д я н а з н а ч а я о т о р в а в ш и с ь о с в о б о д и в с т у ч а е д у ч и и г р а ю ч и 3. 1. 2. 12. 11. 10. 9. 8. 7. 6. 5. 4.
Задание: выписать суффикс, определить вид деепричастия 1. Закапав 2. Любя 3. Делая . 4. Выполняя . 5. Убравши . 6. Искавши 7. Повысив. 8. Играючи. 9. Держа 10. Услыша. 1. – В; сов. 2. – Я; несов. 3. – Я; несов. 4. – Я; несов. 5. – ВШИ; сов. 6. – ВШИ; сов. 7. – В; сов. 8. – ЮЧИ; нес. 9. – А; несов. 10. – А; несов.
Задание 2. Слитно или раздельно 1. ( НЕ ) брежный 2. ( НЕ) годуя 3. (НЕ) увидя 4. (НЕ ) вспаханный 5. (НЕ )виданный 6. (НЕ ) навидя 7. (НЕ ) спеша 8. (НЕ ) просмотренный мною 9. (НЕ ) сверкая 10. (НЕ ) стуча 1. Слитно 2. Слитно 3. Раздельно 4. Слитно 5. Слитно 6. Слитно 7. Раздельно 8. Раздельно 9. Раздельно 10. Раздельно
Выборочно – распределительный диктант Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья. Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида
КЛЮЧ Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида пригорюнившись отражаясь убежав качая устремив облетая погрузившись ощущая прислушиваясь
Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г. Паустовский
Охарактеризуйте схемы Что делая? х 1. ГЛАГОЛ , деепричастный оборот,… - . - . - . - . - . - . - . - . - . - Что сделав? х 2. …, деепричастный оборот, ГЛАГОЛ - . - . - . - . - . - . - . - . - . -
Задание: правильно или нет расставлены знаки препинания. Некоторое время постоял он на крыльце , наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг. 2. Тяжело дыша , отец подошёл к дивану и , не раздеваясь , лёг. 3. Вера пела по утрам , умываясь в ручье , днём , работая в поле , вечером , возвращаясь к домику лесника. + + -
4. Женька сидел , подняв колени к подбородку и обхватив их , узкие штаны его вздёрнулись , открывая тонкие ноги. 5. Марья Павловна стояла подле него , прислоняясь к берёзе и заложив назад руки. + +
Сопоставьте два четверостишья И.А. Бунина и выясните, почему в первом запятая стоит перед словом синея, а во втором синея выделяется с обеих сторон. К прибрежью моря длинная аллея Ведет вдали как будто в небосклон: Там море поднимается , синея Меж позабытых мраморных колонн… Вечерняя безмолвная аллея Зовет меня к скалистым берегам, Где море поднимается , синея, К пустынным и далеким небесам.
Хорошие речи приятно и слушать. Пословица
“ Подскажи словечко”. Не … броду,не суйся в воду. Не … несчастья, счастья не увидишь. Не … семени, хлеба не добудешь. … человека, уважаешь себя.
Задание: Устранить повторы, делающие речь неблагозвучной. Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море, которое колыхалось и волновалось. Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком, окна которого выходили в сад.
Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни. Подсказка Ключ Исправьте грамматические ошибки
Подсказка 1 Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.
КЛЮЧ 1 Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни.
Исправьте грамматические ошибки Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли. Подсказка Ключ
Подсказка 2 Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.
КЛЮЧ 2 Глядя вдаль, она грустит.
Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Аленушке. Подсказка Ключ
КЛЮЧ 3 Рассматривая картину, мы чувствуем отношение художника к одинокой Аленушке.
Дорогие ребята! Желаю Вам успеха в выполнении самостоятельной работы.
Поделитесь своим впечатлением об уроке, использовав для этого неоконченные предложения: Мне стало известно, что... Меня особенно привлекло и заинтересовало... Я полностью понимаю, что... То, что мне стало известно, может повлиять на... Считаю нужным сделать следующее...
Домашнее задание Повторить теорию параграфы 141 - 144. Все ученики заполняют сравнительную таблицу «Причастия и деепричастия»;
спасибо за урок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема исследования Отношение к животным у Л . Андреева является одним из критериев нравственности
Эпиграфы: « Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент-Экзюпери «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...» Антуан де Сент-Экзюпери. «Сердце в людях бывает слепое». А. Платонов. «Глаза без души слепы, уши – глухи» (пословица).
Основополагающий вопр ос Является ли отношение к животным одним из критериев нравственности?
А как вы понимаете слово нравственность? Давайте подберём к этому слову слова – ассоциации. Составим кластеры. (Результаты исследования). нравственность добро тепло сердечный нежность милосердие сочувствие
А как вы понимаете слово безнравственность ? Давайте подберём к этому слову слова – ассоциации. Составим кластеры. (Результаты исследования). безнравственность зло бессердечность лёд камень жестокость Холодное сердце
Является ли отношение к животным одним из критериев нравственности? Результаты опроса 9 6
План Введение В рассказе раскрываются нравственные проблемы . Основная часть Описывая тяжёлую жизнь Кусаки, автор пробуждает у людей сочувствие. Через сюжет рассказа Л . Андреев раскрывает проблему милосердия. Проблема доверия . Заключение
Безнадёжность — так можно определить жизнь беззащитных, слабых существ при таком отношении со стороны людей. В рассказе Л.H. Андреева раскрываются различные нравственные проблемы. Главным героем рассказа является собака, которая учится доверять людям, но финал произведения трагический — Кусака одна и вновь никому не нужна. Описывая тяжёлую жизнь Кусаки, те лишения, которые она терпит, автор пробуждает у людей сочувствие. Писатель ставит перед читателем ряд вопросов. Что такое жалость? Когда и как нужно проявлять милосердие? Правильно ли поступили люди по отношению к Кусаке? На все эти вопросы автор не даёт однозначного ответа. Проблемы заявлены, а дело читателя — понять, насколько герои рассказа и он сам могут разрешить данные вопросы
В образе Кусаки Л.H. Андреев изобразил униженное существо, готовое многое простить людям. Но люди слепы. Они не понимают своей вины перед Кусакой. Однажды мужик- пропойца от нечего делать приласкал бездомную собаку, а потом ему надоело и он ударил её ногой: «Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». Родители Лели не готовы взять бездомную собаку домой в город. Они даже не задумываются над тем, что будет делать Кусака без них, как она выживет зимой: «А Кусаку придется оставить. Бог с ней!». Люди совершают поступки, совсем не думая о последствиях. Ведь каждое живое существо может оказаться в такой ситуации, в которой оказалась Кусака: одна, никому не нужная, всеми забытая.
Через сюжет рассказа Л. Андреев раскрывает проблему милосердия. Нельзя быть такими чёрствыми, думать только о себе. Вот как Лелина мать объясняет, почему Кусаку нельзя взять с собой: « Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка!» Люди не просто готовы бросить собаку на произвол судьбы, но и забывают элементарно попрощаться с ней: «И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой».
Ещё одну проблему ставит Л.Н. Андреев в своём рассказе — проблему доверия. При таком отношении людей Кусака никому никогда не сможет больше доверять: «И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно...». Безнадёжность — вот как можно определить жизнь беззащитных, слабых существ при таком отношении со стороны людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...
Проект по рассказам А.П. Чехова, урок литературы, 6 класс
В данной публикации содержится паспорт проекта по рассказам А.П. Чехова, содержащий цель, задачи, этапы работы над проектом, перечень ууд, формируемых при работе над поектом,а также готовый прод...

Проект "Как рассказать детям о Москве"
Проект "Как рассказать детям о Москве". Помогает дошкольникам познакомиться с достопримечательностями Москвы....

Дж. Лондон. Краткие Сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Тв. работа № 13. Творческий проект «Сценарный план рассказа Дж. Лондона».
Машрутный лист дистанционного урока...
Проект по рассказу Е.Носова "Кукла"
Исследовательская проектная работа на основе художественного текста...
Индивидуальный проект обучающегося 11 класса. Проектная работа (исследовательский проект) на тему: «О чём нам может рассказать капля крови, или зачем сдавать анализы?»
Представленный материал содержит реферат, презентацию и проектный продукт (буклет)....