Программа элективного курса по математике для учащихся 5-6 классов
рабочая программа (5, 6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_el.kura_5-6klass.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №20»
Проблемно-методический центр
технических дисциплин
Программа
элективного курса
«За страницами учебника математики»
для учащихся 5-6 классов
Составлена учителем математики и информатики Деевой И.В
Утверждена Рекомендовано к утверждению
НМС МОУ «Гимназия №20» на заседании ПМЦ технических
«___»___________ ______г. дисциплин МОУ «Гимназия№20»
«____»____________ _______ г.
Заместитель директора по НМР: Руководитель ПМЦ:
______________Кочкина Т.П. _______________ Петрунин О.А.
г. Донской
2008г.
Пояснительная записка
Наряду с традиционными уроками математики, важное значение в обучении отводится элективным курсам, которые способствуют повышению интереса к математике как учебному предмету. Целями изучения данного курса являются:
- формирование умения самостоятельно и творчески мыслить;
- углубление представлений учащихся об истории развития математики, её достижениях в настоящее время;
- выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики;
- подготовка учащихся к изучению курсов алгебры и геометрии;
- развитие логического мышления.
Настоящий курс рассчитан на учащихся 5-6 классов и предполагает 1 занятие в неделю (всего 34 часа).
Программа курса содержит следующие разделы:
• Исторические сведения;
• Арифметические и логические головоломки;
• Логические задачи;
• Введение в геометрию;
• Введение в алгебру;
• Элементы комбинаторики;
• Теория множеств.
Курс «За страницами учебника «Математика»» содержит как занимательные задачи, так и основные теоретические сведения. Данный курс позволяет расширить знания учащихся о системах счисления, познакомить их с происхождением математических знаков, возникновением таких математических понятий, как «уравнения», «дроби», с ролью Пифагора и Магницкого в развитии математики как науки.
Разделы «Арифметические и логические головоломки» и «Логические задачи» позволяют развивать логику, нестандартное мышление, повысить заинтересованность учеников.
Для подготовки учащихся к изучению курсов алгебры и геометрии включены разделы «Введение в алгебру» и «Введение в геометрию».
Для достижения целей курса учителю необходимо строить занятия, сочетая познавательный материал с занимательным, чтобы заинтересовать учеников, способствовать развитию творческих способностей.
Содержание
5 класс
I Исторические сведения (5)
- Системы счисления.(1)
- Цифры и числа. Происхождение математических знаков.(1)
- Пифагор и его школа.(1)
- Арифметика Магницкого.(2)
II Арифметические и логические головоломки. (11)
- Весёлые вопросы.(1)
- Восстановление чисел и цифр в арифметические записи. Закономерности при нахождении цифр, заменяемых буквами.(2)
- Числовые головоломки.(1)
- Особенности быстрого счета.(1)
- Угадывание задуманного числа.(1)
- Магические квадраты. Теория построения квадратов.(1)
- Логические задачи (с различной комбинацией истинных и ложных высказываний).(2)
- Метод исключения при решении логических задач.(1)
- Арифметические парадоксы. Прямое и противоположное утверждения.(1)
III Введение в алгебру (10)
- Делимость натуральных чисел.(2)
- Простые и составные числа.(1)
- Единицы длины, площади, объёма, массы, времени.(2)
- Решение задач на движение.(2)
- Обыкновенные и десятичные дроби. Решение задач на дроби.(3)
IV Введение в геометрию (8)
- Простейшие геометрические фигуры. Треугольник.(1)
- Задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги.(1)
- Задачи на разрезание.(1)
- Задачи на складывание фигур.(1)
- Геометрия путешествий. Поиск кратчайшего маршрута.(1)
- Геометрические головоломки.(1)
- Математические задачи со спичками.(1)
- Лабиринты в реальной жизни и математических моделях.(1)
6 класс
I Теория множеств (5)
- Множество. Подмножество. Объединение и пересечение множеств.(2)
- Круги Эйлера. Выделение элементов множеств. Решение задач на множества.(3)
II Логические задачи (6)
- Задачи на переливание.(1)
- Задачи на взвешивание.(1)
- Задачи с использованием циферблата часов.(1)
- Задачи на перемещение наименьшего числа спичек.(1)
- Верные и неверные высказывания.(1)
- Необходимые и достаточные условия.(1)
III Элементы комбинаторики(5)
- Размещения и перестановки.(1)
- Метод перебора.(1)
- Сочетания с повторением и без повторения.(1)
- Использование закономерностей при решении задач.(2)
IV Введение в алгебру(10)
- Уравнения. История возникновения. Решение уравнений.(2)
- Задачи на проценты.(2)
- Неравенства. Решение неравенств.(2)
- Решение задач на дроби.(2)
- Пропорции. Решение пропорций.(2)
V Введение в геометрию (8)
- Окружность. Круг.(1)
- Четырехугольник. Многоугольники.(1)
- Сравнение площадей геометрических фигур.(1)
- Координатная плоскость. Решение занимательных задач с использованием координатной плоскости.(2)
- Зеркальное отражение.(1)
- Параллельность и перпендикулярность. Параллелограмм.(1)
- Симметрия.(1)
Литература:
- Учебник «Арифметика 5» / Никольский С.М., Потапов М.И., Решетников М.Н., Шевкин Н.В., М: Просвещение,2007г.
- Учебник «Математика 6», / Никольский С.М., Потапов М.И., Решетников М.Н., Шевкин Н.В., М: Просвещение,2007г.
- Задачи по математике для любознательных / Д.В. Климченко, М: Просвещение, 1992г.
- Сборник задач по математике для 4-5 классов / Пономарев С.А., Стратилатов П.В., Сырнев Н.И., М: Просвещение 1979г.
- Готовимся олимпиадам по математике/ Фарков А.В., М: Издательство «Экзамен», 2007г.
- Живая математика / Перельман Я.И., М: Триада-Литера,1994 г.
- Старинные занимательные задачи/ Олехнин С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.Н., М: Дрофа, 2002г.
- Занимательная шкатулка / Нагибин Ф.Ф, Канин Е.С., М: Просвещение, 1988г.
- Занимательная математика в базовой школе/ Гуцанович С.А., Минск: Тетра Системе, 2004г.
Требования к знаниям и умениям
Исторические сведения
В результате изучения курса учащиеся должны:
- иметь представление о школе Пифагора, задачах, которые в ней решались, о роли «Арифметики» Магницкого и задачах, собранных в ней;
- знать историю происхождения математических знаков, уравнений, историю возникновения дробей;
- иметь представление о различных системах счисления.
Арифметические и логические головоломки, логические задачи
В результате изучения курса учащиеся должны:
- уметь восстанавливать цифры и числа в арифметической записи, находить закономерность при нахождении цифр, замененных буквами;
- уметь составлять магические квадраты;
- уметь решать логические задачи, задачи на переливание, взвешивание, с использованием циферблата часов;
- уметь определять необходимые и достаточные условия, верные и неверные высказывания.
Введение в геометрию
В результате изучения курса учащиеся должны:
- получить начальные представления о геометрических фигурах;
- уметь сравнивать площади геометрических фигур;
- уметь решать геометрические головоломки;
- уметь решать задачи с использованием координатной плоскости;
- иметь представление о параллельных и перпендикулярных прямых.
Введение в алгебру
В результате изучения курса учащиеся должны:
- знать признаки делимости натуральных чисел, понимать отличие «простых» и «составных» чисел;
- уметь находить НОД и НОК натуральных чисел;
- уметь решать задачи на движение, дроби, проценты, пропорции;
- знать единицы длины, площади, объёма, массы, времени, уметь переводить из более мелких единиц в более крупные;
- уметь решать уравнения.
Элементы комбинаторики
- понимать термины «размещение», «перестановка»;
- знать, в чем заключается метод перебора;
- уметь решать простейшие задачи с использованием закономерностей.
Теория множеств
В результате изучения курса учащиеся должны:
- правильно употреблять термины «множество», «подмножество»;
- уметь находить объединение и пересечение множеств, выделять элементы множеств, решать простейшие задачи на множества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов « Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, расчитана на 70 часов (35 ч в 10 классе, 35 ч в 11 классе). Цель курса - создание условий для формирования и развития у обуча...
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"...
Программа элективного курса по математике для учащихся 10-го класса "Практикум по математике"
Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и ...
Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов "Решение нестандартных задач"
Программа разработана в рамках профильного обучения 10-11 классов (социально-экономический профиль)....
Элективный курс по математике для учащихся 9-го класса.
Работа с одаренными детьми...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов "Математика: избранные вопросы "
Программа элективного курса рассчитана на 68 часов и предназначена для учащихся 10-11 классов, изучающих математику на базовом уровне. Цель курса - создание условий для развития у обучающихся нав...
Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 5-6 классов "Школаюных математиков"
Для занятий кружка «Школа юных математиков» предлагаются часы, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами...