Рефлексия
материал на тему

Летуновская Евгения Николаевна

Выступление на педсовете "Особенности организации современного урока математики в свете требований ФГОС основного общего образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx18.2 КБ
Файл prezentatsiya_k_pedsovetu.pptx139.46 КБ

Предварительный просмотр:

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Но при традиционной системе обучения не каждый школьник способен освоить программу. По своим природным способностям, темпу работы и т. д. учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы, формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях учащиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые испытывают возрастающие затруднения.

Как заинтересовать математикой?  Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую любознательность.

-          Сказки,  математические сочинения,  диктанты,  игры со словами, использование пословиц,  поговорок, содержащих  числительное,  конкурс художников, кроссворды, кодирование ответов заданий, использование приема «умышленной ошибки», приема конкретной ситуации, приема «толстых» и «тонких» вопросов, приема «эффекта 30 секунд», использование метода «мозгового штурма», использование принципа Ходжи Насреддина: «Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают», принципа В. Н. Сорока-Росинского: «Поменьше учителя — побольше  ученика», составление задач по аналогии, составление задач на заданную тему, чтение рисунков и графиков, изготовление нитяных моделей, приема «короткой» задачи, применение метода хоровых ответов, — это те «педагогические уловки», которые активизируют мыслительные процессы учащихся, помогают им приобретать опыт в креативной и когнитивной деятельности.

-          Инструментом активизации мыслительной деятельности учащихся является и рефлексия, т. е. контрольно-оценочное, критическое рассмотрение человеком особенностей своих мыслительных действий, направленных на поиск решения задач. Ее желательно проводить на различных этапах урока. Необходимо учить обучающихся  реализации рефлексивного алгоритма.

«Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, какую пользу сегодня извлек).

«МЫ» (комфортно ли было работать, какие затруднения были в общении, были ли моменты радости, почему).

«ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные трудности, о чем хотелось бы поговорить подробнее).  Умение пользоваться алгоритмом помогает школьникам приобретать личностный опыт, развивает их индивидуальность.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в. , чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно

Проведение рефлексии (в данном случае в устной форме) помогает выявить ценностное и критическое отношение школьников к полученной информации всех познавательных стилей мышления и к занятию в целом при помощи вопросов.

В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. 

(смайлики, светофорик)

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока.

Ещё один вид – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

 Я на своих уроках использую оценочные листы.

Также в конце урока прошу по кругу закончить предложения.

Бывает, провожу анкетирование (требует больше времени)

Используя рефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. 
Рефлексия помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности

Анализ   урока

-          Занятие достигло поставленных целей, если:

1)      созданы условия для саморазвития и самореализации личности;

2)      обучаемые с обоснованием выполняют исследование решения задач, самостоятельно выстраивая причинно-следственные связи;

3)      применяют знания и способы действий в измененных и новых ситуациях;

4)      могут найти ошибку в рассуждениях и исправить ее;

5)      самостоятельно могут оценить свой путь от представления к пониманию.

-          Таким образом, решая проблему активизации мыслительной деятельности обучаемых, детей нужно учить учиться, создавать условия для «выращивания» нового знания, для саморазвития и самореализации.

 При составлении программы в каждой теме надо указывать, что , как и зачем может достичь ученик. Не нужно каждый урок доказывать своим ученикам, какой вы умный и талантливый. Помогите им поверить в то, что именно они могут быть одаренными и успешными. Удачи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Мичуринска Тамбовской области Педагогический совет Особенности организации современного урока математики в свете требований ФГОС основного общего образования Учитель математики Летуновская Е.Н.

Слайд 2

Рефлексия- размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).

Слайд 3

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в. , чтобы не чувствовать себя изгоем.

Слайд 4

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно

Слайд 5

Приемы организации рефлексии на уроке: В начале урока традиционно может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения , место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода.

Слайд 6

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, умений, навыков. В конце урока также весьма продуктивен этот вид рефлексии, он позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока.

Слайд 7

Ещё один вид – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

Слайд 8

Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке я повторил… Я научился… Мне понравилось… Вызвало затруднения… У меня не получилось… Мне нужно будет выучить… Я поставил себе оценку за работу на уроке…

Слайд 9

Мои впечатления от урока: Было интересно, все получилось Было трудно, но я справился Я старался, но у меня ничего не получилось Было скучно, я чуть не заснул

Слайд 10

Вопросы к самоанализу: Почему я не решил (или решил) данное задание Я был на верном пути, но растерялся (Внимание, самообладание) Обращался ли я к дополнительной литературе (Это первые шаги к саморазвитию.) Обсуждал ли с кем-либо решение (Один ум хорошо, а два лучше.) Что полезного, ценного я узнал сегодня на уроке . Чему научился Что у меня получилось и не получилось. Какая помощь мне нужна. (Японская мудрость гласит: «Учить других всегда почетно, учиться у других никогда не зазорно».) Что нужно сделать, чтобы добиться успеха. (Углублять и расширять теоретические знания, учиться размышлять, овладевать способами действий.)

Слайд 11

Лист самооценки учащегося Критерии Оценка Готовность к уроку Активность на уроке Личный вклад в работу группы

Слайд 12

Лист самооценки учащегося 1. на уроке я работал активно пассивно 2. своей работой на уроке я … доволен не доволен 3. урок для меня показался коротким длинным 4. за урок я устал не устал 5. мое настроение стало лучше стало хуже 6. материал урока мне был понятен полезен интересен не понятен бесполезен скучен 7. домашнее задание мне кажется легким интересным трудным неинтересным

Слайд 13

Анализ урока Урок достиг поставленных целей, если : созданы условия для саморазвития и самореализации личности; обучаемые с обоснованием выполняют исследование решения задач, самостоятельно выстраивая причинно-следственные связи; применяют знания и способы действий в измененных и новых ситуациях; могут найти ошибку в рассуждениях и исправить ее; самостоятельно могут оценить свой путь от представления к пониманию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страница рефлексии

Портфолио, на мой взгляд, позволяет учителю перевести дух и оглянуться назад, проанализировать собственную деятельность. Портфолио больше нужно самому педагогу, чем проверяющим. А ещё это возможность ...

Самоанализ и рефлексия учащихся в рамках предпрофильной подготовки

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Правильный выбор профессии – это выбор с учетом сво...

рефлексия на уроках математики

Тема урока:«Теорема о трех перпендикулярах» Цель урока.Расширить знания  учащихся  по теореме о трех перпендикулярах, выработать умения применять теорему к решению задач. Зад...

Урок рефлексии в 6 классе по теме "Применение распределительного свойства умножения"

 Образование на современном уровне переживает период перехода от обучения, ориентированного на усвоение определенной суммы знаний, к формированию личности, способной к саморазвитию. ...