"Правовой эрудит"
план-конспект на тему

Открытое мероприятие по правовому просвещению по программе "Знатоки права". Проведено в форме турнира знатоков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoy_erudit_otkrytoe_zanyatie.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Бюджетное учреждение

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

СТАЦИОНАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

(ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРАВА)

Воспитатель: Степанова Т.И.

п.г.т. Игрим

2012 год

Цель  и задачи:

  • правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у воспитанников  правовой культуры;
  • воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма;
  •  формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека;
  •  формирование навыков практического использования знаний;
  •  развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей;
  • воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма;
  •  воспитание уважения  к сопернику,  находчивость, умение работать в команде.

В предлагаемой ниже игре участвуют две  команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют две группы поддержки.

Игра проходит в форме конкурса.

Ход

 Вступительное слово            

Ведущий:

   Уважаемые гости и члены жюри! Дорогие ребята, мы с вами начинаем турнир знатоков «Правовой эрудит».  Ребята! Мы с вами знакомились с международными и российскими документами, защищающими права ребёнка и человека. В ходе сегодняшнего турнира мы с вами вспомним и покажем, чему мы научились и как на практике сможем защитить свои права и соблюсти права других людей. Итак, мы начинаем наш турнир.

    Вами заранее были придуманы названия команд, девизы и эмблемы.  Наш турнир будут оценивать (называются члены жюри). Прошу команды на сцену!

Основная часть (игра команд)

1. Приветствие команд

Команды представляют свои  названия, девизы и эмблемы

 (Конкурс оценивается  по пятибалльной системе)

  2. Разминка

В качестве разминки предлагаются следующие вопросы:

  • Какие международные и российские документы защищают права детей?
  • Как называется документ, который определяет права ребёнка во многих странах?
  •  Кто считается ребенком?
  • Имеет ли ребёнок право на труд?
  • Кто обязан защищать права детей и подростков?
  •  Назовите символы, которые есть у каждого государства.
  • Где дети имеют право свободно выражать свое мнение?
  • Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения своего мнения?

(После завершения разминки жюри оценивает ответы команд.  За каждый  правильный ответ – 1 балл.)

3. Конкурс «Оденьте дерево»

На доске вывешивается дерево, на котором отсутствуют листья и плоды. 
У одной команды на столе зеленые листочки, а у другой яблочки. 
Задание командамнапишите на каждом листочке и яблоке, какими правами обладает человек, и прикрепите его к дереву.
(За каждое названное право по 1 баллу).

Ведущий:

Вот теперь наше дерево заполнено, посмотрите, какое оно стало красивое, а все это благодаря вашим знаниям о правах человека. 
А теперь давайте посмотрим, как вы умеете их применять и распознавать!

4. Конкурс «Незаконченные фразы»

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающиеся различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

( За каждую законченную фразу 1 балл).

Фразы 1 команде:
1) Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на ……………………
(свободное передвижение)

2) Буратино, схватил крысу Шушару за хвост, нарушил её право на …………………
(личную неприкосновенность)

3) Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу и царя Берендея, нарушил его право на ……………………
(владение имуществом)

Фразы 2 команде:
1) Балда из сказки А.С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …………………
(труд)

2) Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на …………………
(неприкосновенность жилища)

3) В сказке «Иван-царевич и серый волк», братья убили Ивана, нарушив его право на ………………
(личную неприкосновенность, или на жизнь).

5.Конкурс «Всякая всячина»

(Команды должны ответить на 5 вопросов. Каждый правильный ответ по 1 баллу).

 

Вопросы 1 команде

Вопросы 2 команде

1.

Кто является главой Российской Федерации?
(президент)

Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ?
(Конституция)

2.

В каком году была принята ныне действующая конституция?
(1993)

Когда отмечается День прав человека?
(10 декабря)

3.

Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком?
(человек до 18 лет)

С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?
(16 лет, по некоторым преступлениям с 14 лет)

4.

С какого возраста паспорт действует бессрочно?
(С 45 лет)

Каков возраст был у получавших паспорт граждан СССР?
( с 16 лет)

5.

Как называется лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного права?
(истец)

Решение суда о виновности или невиновности подсудимого.
(приговор)

6. Конкурс «Кроссворд»        

           Командам предлагается разгадать кроссворд

2

1

5

3

4

6

7

По горизонтали:

1.Противоправное виновное умышленное или неосторожное действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

          3.Решение, принятое в ходе судебного заседания.

          6.Нормативный акт, принятый высшим представительным (то есть избранным всем народом) органом государства.  

          7.Мера воздействия против совершившего преступление, проступок.

По вертикали:

1.Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

2.Столкновение, серьёзное разногласие, спор.

4.Определённый круг действий, возложенный на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

5.Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.

       

7. Конкурс «Ответственность»

Команда получает карточки с описанием различных ситуаций. Нужно разложить карточки на 4 группы по видам юридической ответственности, которая наступает в каждом из этих случаев:

  • Дисциплинарная
  • Административная
  • Уголовная
  • Гражданско-правовая.

(За каждую правильно положенную карточку команда получает 1 балл)

Карточки для 1 команды

Карточки для 2 команды

1.

Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная)

Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой его квартиру

 (гражданско-правовая)

2.

Пассажир автобуса не оплатил проезд

(административная)

Гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная)

3.

Ученик разбил стекло в школе (гражданско-правовая)

Солдат не исполнил приказ командира

(дисциплинарная)

4.

Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная

Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовная)

5.

Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении (уголовная)

Суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля (уголовная)

6.

Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (гражданско-правовая ответственность).

Ученик нахамил учительнице во время урока (административная)

7.

Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (уголовная)

В мастерской отказались отремонтировать бракованный магнитофон

(гражданско-правовая).

8.

Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова
(административная)

Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора.
(
административная)

9.

Гражданка не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья 
(гражданско-правовая)

Водитель превысил скорость

(административная)

10.

Ученик опоздал в школу

(дисциплинарная)

Ученик 11класса на перемене в туалете предлагал ученикам 5 класса наркотики

(уголовная)

Конкурс 8. «Квалифицируй преступление»

Команды получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений.

(За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл).

Задания для 1 команды

Преступления

Юридическое название

Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!»

Вандализм

Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

Кража

Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»

Угон

Вася сообщил в полицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма

Задания для 2 команды

Преступления

Юридическое название

1.

Коля заставил малыша дать 10 рублей

Вымогательство

2.

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения

Хулиганство

3.

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Оскорбление

4.

Витя отобрал у Кости CD-плейер

Грабеж

  1. Конкурс «Правовой словарик избирателя»


Команды получают листочки, на которых написаны определения, их задача –  правильно найти слово, которое подходит к этому определению

(За каждое правильное определение команда получает 1 балл).


 - свободы каждого человека, которые необходимы в свободном обществе: свобода собрания, совести, религии и слова, а также право на справедливый суд____________________________________________________________

- способ устройства общества, при котором народ сам правит страной
__________________________________________________________________

- основной закон государства, который определяет жизнь в стране и отношения между гражданином и государством _______________________________________________________________

- выборный глава местного самоуправления___________________________

-официальный документ, листок для голосования_______________________

- избрание путём голосования_________________________________________


(
слова для справок: Конституция РФ, мэр, выборы, гражданские свободы, бюллетень, демократия.)


10. Конкурс «Лестница твоих прав»

Ведущий:
А сейчас последний заключительный конкурс, который называется «Лестница твоих прав»


С рождением человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности: конституционные, семейные, гражданские и прочие. Однако их осуществление возможно лишь по мере взросления. Человек как

 бы поднимается вверх по лестнице. 
Лестница вам дана, здесь указан возраст. Ваша задача: найти права, которые вы имеете, и будете иметь в данном возрасте, и поставить рядом с годом. 



55-60 лет 

-  имеет право на пенсию по старости


35 лет   

-  имеет право быть избранным Президентом


21 год 

- имеет право быть избранным депутатом в Государственную 
Думу
 


18 лет 

 - становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности; 
- может работать 40 часов в неделю и выбрать себе любую работу;
- надлежит призыву в Российскую армию;
- имеет право принимать участие в выборах


14 лет 

 - получает паспорт гражданина РФ;
- с согласия родителей может выбирать себе место жительства;
- вправе совершать любые сделки ( с согласия родителей);
- вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, другими доходами;
- имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;
- может вступать в молодёжные общественные объединения;
- подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные 

преступления;
- может быть исключён из школы за нарушения


10 лет 

 - вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, 

затрагивающего его интересы;

- может вступать в детские общественные объединения


6 лет

 - вправе посещать школу;
- вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки;
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными 
представителями для определённой цели или для свободного распоряжения


с рождения 

 - приобретает право на гражданство;
- имеет право на имя, отчество, фамилию;
- имеет право жить и воспитываться в семье;
- знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных
интересов;
- на имя ребёнка может быть открыт счёт в банке.


Заключительная часть


Ведущий:

 Наш турнир подошёл к концу, а сейчас наше уважаемое и  справедливое жюри подведёт итоги, и мы узнаем, какая из команд получила наибольшее количество голосов. Давайте пригласим их на сцену. 
( жюри объявляют результаты, поздравляют победителя).

Член жюри:

 Ребята, благодарим вас за участие в турнире, будем надеяться, что эти знания пригодятся вам  в дальнейшей жизни. Успехов вам!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....

Викторина "Правовой эрудит"

Мероприятие по правовому воспитанию. Викторина, в которой участвует две команды. Изчение Конвенции ООН....

Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...

Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча

Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и  обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...

Игра по обществознанию "Правовой эрудит"

В игре участвуют команды учащихся  8 классов в составе 5 человек. Конкурс состоит из двух блоков:1 блок «Юридическая консультация» а) заполнение схемы;б) решение тестовых заданий;2 блок...

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).

             Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...