"Правовой эрудит"
план-конспект на тему
Открытое мероприятие по правовому просвещению по программе "Знатоки права". Проведено в форме турнира знатоков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoy_erudit_otkrytoe_zanyatie.docx | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Бюджетное учреждение
«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»
СТАЦИОНАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
(ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРАВА)
Воспитатель: Степанова Т.И.
п.г.т. Игрим
2012 год
Цель и задачи:
- правовое просвещение, формирование в неформальной, игровой обстановке у воспитанников правовой культуры;
- воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма;
- формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека;
- формирование навыков практического использования знаний;
- развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей;
- воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма;
- воспитание уважения к сопернику, находчивость, умение работать в команде.
В предлагаемой ниже игре участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие детей и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни. Болельщики формируют две группы поддержки.
Игра проходит в форме конкурса.
Ход
Вступительное слово
Ведущий:
Уважаемые гости и члены жюри! Дорогие ребята, мы с вами начинаем турнир знатоков «Правовой эрудит». Ребята! Мы с вами знакомились с международными и российскими документами, защищающими права ребёнка и человека. В ходе сегодняшнего турнира мы с вами вспомним и покажем, чему мы научились и как на практике сможем защитить свои права и соблюсти права других людей. Итак, мы начинаем наш турнир.
Вами заранее были придуманы названия команд, девизы и эмблемы. Наш турнир будут оценивать (называются члены жюри). Прошу команды на сцену!
Основная часть (игра команд)
1. Приветствие команд
Команды представляют свои названия, девизы и эмблемы
(Конкурс оценивается по пятибалльной системе)
2. Разминка
В качестве разминки предлагаются следующие вопросы:
- Какие международные и российские документы защищают права детей?
- Как называется документ, который определяет права ребёнка во многих странах?
- Кто считается ребенком?
- Имеет ли ребёнок право на труд?
- Кто обязан защищать права детей и подростков?
- Назовите символы, которые есть у каждого государства.
- Где дети имеют право свободно выражать свое мнение?
- Являются ли постоянные споры с учителем проявлением свободы выражения своего мнения?
(После завершения разминки жюри оценивает ответы команд. За каждый правильный ответ – 1 балл.)
3. Конкурс «Оденьте дерево»
На доске вывешивается дерево, на котором отсутствуют листья и плоды.
У одной команды на столе зеленые листочки, а у другой яблочки.
Задание командам: напишите на каждом листочке и яблоке, какими правами обладает человек, и прикрепите его к дереву.
(За каждое названное право по 1 баллу).
Ведущий:
Вот теперь наше дерево заполнено, посмотрите, какое оно стало красивое, а все это благодаря вашим знаниям о правах человека.
А теперь давайте посмотрим, как вы умеете их применять и распознавать!
4. Конкурс «Незаконченные фразы»
Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающиеся различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
( За каждую законченную фразу 1 балл).
Фразы 1 команде:
1) Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на ……………………
(свободное передвижение)
2) Буратино, схватил крысу Шушару за хвост, нарушил её право на …………………
(личную неприкосновенность)
3) Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу и царя Берендея, нарушил его право на ……………………
(владение имуществом)
Фразы 2 команде:
1) Балда из сказки А.С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …………………
(труд)
2) Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на …………………
(неприкосновенность жилища)
3) В сказке «Иван-царевич и серый волк», братья убили Ивана, нарушив его право на ………………
(личную неприкосновенность, или на жизнь).
5.Конкурс «Всякая всячина»
(Команды должны ответить на 5 вопросов. Каждый правильный ответ по 1 баллу).
№ | Вопросы 1 команде | Вопросы 2 команде |
1. | Кто является главой Российской Федерации? | Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? |
2. | В каком году была принята ныне действующая конституция? | Когда отмечается День прав человека? |
3. | Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка считается ребенком? | С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? |
4. | С какого возраста паспорт действует бессрочно? | Каков возраст был у получавших паспорт граждан СССР? |
5. | Как называется лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного права? | Решение суда о виновности или невиновности подсудимого. |
6. Конкурс «Кроссворд»
Командам предлагается разгадать кроссворд
2 | |||||||||||||
1 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
3 | 4 | ||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
По горизонтали:
1.Противоправное виновное умышленное или неосторожное действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
3.Решение, принятое в ходе судебного заседания.
6.Нормативный акт, принятый высшим представительным (то есть избранным всем народом) органом государства.
7.Мера воздействия против совершившего преступление, проступок.
По вертикали:
1.Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.
2.Столкновение, серьёзное разногласие, спор.
4.Определённый круг действий, возложенный на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
5.Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, регулятор общественных отношений.
7. Конкурс «Ответственность»
Команда получает карточки с описанием различных ситуаций. Нужно разложить карточки на 4 группы по видам юридической ответственности, которая наступает в каждом из этих случаев:
- Дисциплинарная
- Административная
- Уголовная
- Гражданско-правовая.
(За каждую правильно положенную карточку команда получает 1 балл)
Карточки для 1 команды | Карточки для 2 команды | |
1. | Рабочий опоздал на работу (дисциплинарная) | Суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим водой его квартиру (гражданско-правовая) |
2. | Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная) | Гражданин из мести поджег дом соседа (уголовная) |
3. | Ученик разбил стекло в школе (гражданско-правовая) | Солдат не исполнил приказ командира (дисциплинарная) |
4. | Пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная | Учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее (уголовная) |
5. | Гражданин купил ворованную вещь, зная о ее происхождении (уголовная) | Суд признал вину подростка, укравшего вещи из автомобиля (уголовная) |
6. | Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (гражданско-правовая ответственность). | Ученик нахамил учительнице во время урока (административная) |
7. | Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (уголовная) | В мастерской отказались отремонтировать бракованный магнитофон (гражданско-правовая). |
8. | Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова | Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора. |
9. | Гражданка не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья | Водитель превысил скорость (административная) |
10. | Ученик опоздал в школу (дисциплинарная) | Ученик 11класса на перемене в туалете предлагал ученикам 5 класса наркотики (уголовная) |
Конкурс 8. «Квалифицируй преступление»
Команды получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений.
(За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл).
Задания для 1 команды
№ | Преступления | Юридическое название |
Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!» | Вандализм | |
Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете | Кража | |
Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» | Угон | |
Вася сообщил в полицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | Заведомо ложное сообщение об акте терроризма |
Задания для 2 команды
№ | Преступления | Юридическое название |
1. | Коля заставил малыша дать 10 рублей | Вымогательство |
2. | Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | Хулиганство |
3. | Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | Оскорбление |
4. | Витя отобрал у Кости CD-плейер | Грабеж |
- Конкурс «Правовой словарик избирателя»
Команды получают листочки, на которых написаны определения, их задача – правильно найти слово, которое подходит к этому определению
(За каждое правильное определение команда получает 1 балл).
- свободы каждого человека, которые необходимы в свободном обществе: свобода собрания, совести, религии и слова, а также право на справедливый суд____________________________________________________________
- способ устройства общества, при котором народ сам правит страной
__________________________________________________________________
- основной закон государства, который определяет жизнь в стране и отношения между гражданином и государством _______________________________________________________________
- выборный глава местного самоуправления___________________________
-официальный документ, листок для голосования_______________________
- избрание путём голосования_________________________________________
(слова для справок: Конституция РФ, мэр, выборы, гражданские свободы, бюллетень, демократия.)
10. Конкурс «Лестница твоих прав»
Ведущий:
А сейчас последний заключительный конкурс, который называется «Лестница твоих прав»
С рождением человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности: конституционные, семейные, гражданские и прочие. Однако их осуществление возможно лишь по мере взросления. Человек как
бы поднимается вверх по лестнице.
Лестница вам дана, здесь указан возраст. Ваша задача: найти права, которые вы имеете, и будете иметь в данном возрасте, и поставить рядом с годом.
55-60 лет
- имеет право на пенсию по старости
35 лет
- имеет право быть избранным Президентом
21 год
- имеет право быть избранным депутатом в Государственную
Думу
18 лет
- становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности;
- может работать 40 часов в неделю и выбрать себе любую работу;
- надлежит призыву в Российскую армию;
- имеет право принимать участие в выборах
14 лет
- получает паспорт гражданина РФ;
- с согласия родителей может выбирать себе место жительства;
- вправе совершать любые сделки ( с согласия родителей);
- вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, другими доходами;
- имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;
- может вступать в молодёжные общественные объединения;
- подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные
преступления;
- может быть исключён из школы за нарушения
10 лет
- вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса,
затрагивающего его интересы;
- может вступать в детские общественные объединения
6 лет
- вправе посещать школу;
- вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки;
- сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными
представителями для определённой цели или для свободного распоряжения
с рождения
- приобретает право на гражданство;
- имеет право на имя, отчество, фамилию;
- имеет право жить и воспитываться в семье;
- знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных
интересов;
- на имя ребёнка может быть открыт счёт в банке.
Заключительная часть
Ведущий:
Наш турнир подошёл к концу, а сейчас наше уважаемое и справедливое жюри подведёт итоги, и мы узнаем, какая из команд получила наибольшее количество голосов. Давайте пригласим их на сцену.
( жюри объявляют результаты, поздравляют победителя).
Член жюри:
Ребята, благодарим вас за участие в турнире, будем надеяться, что эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни. Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....
Викторина "Правовой эрудит"
Мероприятие по правовому воспитанию. Викторина, в которой участвует две команды. Изчение Конвенции ООН....
Методическая разработка внеклассного мероприятия к неделе правовых знаний "Сказочно- правовая викторина" для учащихся 5-6 классов.
Игра "ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ"...
Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"
Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и ра...
Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча
Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Игра по обществознанию "Правовой эрудит"
В игре участвуют команды учащихся 8 классов в составе 5 человек. Конкурс состоит из двух блоков:1 блок «Юридическая консультация» а) заполнение схемы;б) решение тестовых заданий;2 блок...
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...