Эссе: "Имидж педагога как наглядное проявление его профессиональной культуры"
материал по теме

Абелян Нуне Аркадьевна

Современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем.  Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает, достигая карьерных высот. Все это, безусловно, может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного  подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения и к педагогу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

«Имидж педагога как наглядное проявление его профессиональной     культуры»

2015 г

Педагог – профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это профессия, предполагающая способность успешно функционировать, проявляющаяся в социально-психологической модели типа «человек-человек». Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – только первая ступень профессионализма. На втором месте стоит такое качество, как современный имидж. Имидж способствует успешной презентации своих профессиональных и личностных качеств, то есть  то представление, которое человек, неосознанно или намеренно, создает о себе в глазах других людей.

Современные дети, их родители более серьезно относятся к имиджу педагога. Условия работы в сегодняшних образовательных организациях требуют от педагогов поиска путей повышения их репутации и авторитета в глазах окружающих, и без сознательного построения своего профессионального имиджа, естественно, не обойтись. Грамотно созданный имидж вызывает уважение у учащихся и, безусловно, повышает авторитет педагога. По данным Е. Русской, в списке десяти профессионально значимых качеств педагога в конце ХХ века имидж занимает второе место с точки зрения учащихся и лишь восьмое с точки зрения самих педагогов.

Имидж – своеобразный человеческий образ, включающий в себя умение общаться, искусство говорить, слушать и, что особенно важно, помогающий выстраивать отношения с окружающими. «Педагогический словарь» даёт определение имиджа преподавателя как «эмоционально-окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими». Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит во многом от самого педагога, но немаловажную роль в формировании имиджа играет не только сам человек, но и те, кто окружают его.

Общество, порождая требования к профессиональному имиджу педагога, безусловно, влияет на его содержание. Таким образом, для того чтобы современный педагог смог всесторонне реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение, необходимо работать над своим имиджем, учитывая все структурные элементы имиджа.

В создании имиджа педагога большую роль играет педагогическая этика, изучающая характер нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатывающая основы педагогического этикета – специфические правила общения, манер, поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием. Педагогическая этика включает в себя такие неотъемлемые составляющие, как профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь, педагогический авторитет, педагогическая совесть и педагогический такт, правильно работая над которыми педагогу можно добиться прекрасного имиджа профессионала.

Но особое внимание следует уделить первостепенной составляющей имиджа педагога – визуальной привлекательности. Весь облик педагога должен быть современным, внушающим уважение и доверие. Внешность педагога является либо продолжением его достоинств, либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере. Успешная «самоподача» требует усилий  по поддержанию созданного впечатления. Здесь значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж,  и модная стрижка или укладка. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Интерес к личности педагога, таким образом, – средство активизации интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свой собственный имидж, который включает и визуальную привлекательность.

Вот несколько выдержек из высказываний учеников, ярко иллюстрирующих важность и значимость имиджа педагога в достижении профессиональных задач: «Когда учитель хорошо одет, мы проникаемся невольным уважением к нему». «То, как учитель одет, влияет на запоминание материала. Я думаю, здесь такой механизм: если она со вкусом, современно одета, мы ей верим».

Формирование личного обаяния  педагога приносит хорошие плоды: формирует позитивное отношение учащихся к нему, делает общение с ним приятным и комфортным. Поговорка гласит: «Встречают по одежке, провожают по уму». Для учащихся информация,  полученная от зрительного образа педагога, является «банком данных», на котором они выстраивают своё отношение к нему. И чем точнее создан визуальный образ педагога, тем легче учащимся общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык с учениками.

Однако не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение  формирует имидж педагога. Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Учащиеся очень чутки к речевым особенностям педагога. Поэтому владение  речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая педагога. Она включает в себя способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает одобрение или поощрение, – речь педагога на уроке должна быть всегда обращена к учащимся и отличаться внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли его ясное, простое, понятное для учащихся. Поэтому очень важно правильно выбрать стратегию вербального воздействия на аудиторию.

Подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к выводу, что современный педагог может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать, работая над своим имиджем. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает, достигая карьерных высот. Все это, безусловно, может быть осуществлено на основе личностно-деятельностного  подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу, ведь как высказывался древнегреческий философ Ксенофонт: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация этика в профессиональной культуре педагога

презентация к проекту "этика в профессиональной культуре педагога"...

"Профессиональная культура педагога как условие развития личности учащегося"

Представлены основные взгляды на  значимые качества  педагога общеобразовательной школы, его профессиональной культуры и их влияние на развитие личности учащихся....

"Профессиональная культура педагога"

Доклад,  подготовленный для выступления на  I международном научно-методическом семинаре "Специальное и интегрированное образование: организация, содержание , технологии"...

Эссе "Имидж педагога"

Эссе посвящено созданию имиджа педагога....

Памятка педагогам "Рекомендации педагогу в случае проявления агрессии у учеников"

В памятке даны рекомендации  педагогам по работе с  обучающимися, проявляющими  признаки  агрессивного поведения....

Консультация педагогов "Профессиональная культура речи педагога"

Консультация педагогов и молодых специалистов "Профессиональная культура речи педагога" информирует педагогических работников об основных требованиях к культуре речи смовременного преподават...