Доклад на методическом объединении классных руководителей
материал на тему
Доклад на методическом объединении классных руководителей на тему: «Подросток и вредные привычки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_klassnyh_rukovoditeley.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на методическом объединении классных руководителей на тему: «Подросток и вредные привычки».
- Здравствуйте!
Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я вам всем желаю здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.
Одного мудреца спросили:
«Что является для человека наиболее ценным
и важным в жизни: богатство или слава?».
Подумав, мудрец ответил: «Ни
богатство, ни слава не делают человека
счастливым. Здоровый нищий счастливее
больного короля».
Рано или поздно многие люди с возрастом приобретают те или иные пагубные привычки. Какие-то из них могут показаться безобидными, другие наоборот - несут в себе опасность, не только скатиться вниз по наклонной плоскости, но и подрывают здоровье, делая это предательски незаметно, как говорится - до первого звонка. И самая страшная беда в том, что такие негативные пристрастия становятся «популярными» у подрастающего поколения.
Вредные привычки подростков, практически все и всегда, нацелены на подрыв их физического здоровья - курение, употребление алкогольных напитков и, конечно, наркотики. Уже давно, стоило бы начать проявлять беспокойство и за психическое состояние современной молодежи: такие явления, как шопинг-мания и компьютерная игровая зависимость, не только расшатывают нервную систему подростка, но и полностью отрывают его от реальной жизни, формируя в его сознании ложные ценности и приоритеты.
Откуда берется все это? Кто, прививает нашим детям тягу к курению или алкоголю?
Можно конечно посетовать на засилье рекламы и поискать виноватых на стороне. Но как часто некоторые курящие взрослые невольно демонстрируют свое удовлетворение от глубокой затяжки во время перекура? А ведь ребенок может стать тому свидетелем, и в его памяти отложатся соответствующие поведенческие образы.
И если такое случается регулярно, то велика вероятность того, что по прошествии короткого периода времени у молодого человека появится желание продемонстрировать нечто подобное в кругу своих приятелей - по его мнению, это должно будет выглядеть «очень круто».
Аналогичная картина и с алкоголем: вкупе это может привести в конечном итоге к более страшным последствиям для молодых людей, перерасти в токсикоманию или наркотическую зависимость.
Борьбу с таким пагубным явлением, как вредные привычки подростков, надо неустанно вести по всем фронтам, используя для этого доступные методы и ресурсы.
Начиная с семьи, в школе, и других учебных заведениях, необходимо активно проводить профилактическую работу с молодежью. Собственным примером, демонстрировать преимущества нормального, здорового образа жизни. Разъяснять все отрицательные перспективы такого рода зависимостей и пристрастий.
Следует помнить, что все начинается с малого - с первой затяжки и с первого глотка пива, так что профилактику вредных привычек у подростков стоит начинать именно в семье, когда, казалось бы, еще нет видимых причин для беспокойства, и чем раньше - тем лучше.
- Подростки, пристрастившиеся к алкоголю, табаку или наркотикам зачастую просто не понимают, какой непоправимый вред они наносят своему здоровью. Желание забыться, погрузится с головою в мир галлюцинаций или просто покрасоваться перед друзьями своим якобы крутыми пристрастиями, создают благодатную почву вредным привычкам подростков.
- Нельзя пускать ситуацию на самотек. Подростку достаточно один раз попробовать наркотик, чтобы «подсесть» на него по «полной программе». Необходимо быть очень внимательным к ребенку, особенно в период переходного возраста. При малейших подозрениях на наркозависимость следует, не откладывая, обратиться за помощью к специалистам, пока еще существует возможность исправить ситуацию на ранней стадии.
Что же делать родителям в такой ситуации?
- В первую очередь необходимо ненавязчиво и главное не в принудительной форме объяснить ребенку реальную информацию о злоупотреблении алкоголем и его последствиях.
- Как и в любой другой сложной ситуации, профилактика всегда лучше, чем лечение. Поэтому такие беседы лучше начинать с самого раннего возраста (с 5-8-летнего возраста, когда ребенок начинает проявлять осознанный интерес к окружающему его миру). Тогда вероятность того, что ребенок не столкнется с этой проблемой, становится гораздо выше. Второе «золотое» правило не делать из алкогольных напитков строгого запрета. Ведь, как известно, запретный плод сладок.
Какие же вопросы должны обсуждаться в первую очередь:
- что такое алкоголь, табак и наркотики;
- то, что некоторые люди злоупотребляют алкоголем, курят и
употребляют наркотики, несмотря на доказанную вредность этих привычек для здоровья;
- что любое вещество, поступающее в организм кроме продуктов
питания, может оказаться крайне опасным для здоровья,
- что необоснованное применение лекарственных препаратов может
привести к значимым нарушениям функций организма, ослабить здоровье, а иногда обусловить смертельный исход;
- что все вредные привычки являются, по сути, самостоятельными
заболеваниями, сопровождающиеся развитием трудно устранимой психической и физической зависимостью.
Полезным является проведение ролевых игр, которые разыгрывают ситуации, в которых подросток может подвергнуться давлению со стороны друзей по употреблению алкоголя, лекарств или курения и нахождение выхода из таких ситуаций. Разрешите использовать ребенку в качестве извинения, что «мама или папа убьют меня, если узнают, что я пил…курил… и т.п.».
Хорошо всем известные вредные привычки: курение, избыточное питание, чрезмерное потребление крепкого чая и кофе являются, по сути, грубым нарушением нормального режима жизнедеятельности организма. Не забудем и про пристрастие к алкоголю. Этот порок особенно опасен и совершенно несовместим с занятиями физической культурой. (Имейте в виду, что у подростков особенно быстро развивается привыкание к спиртному).
Профилактике вредных привычек на классных часах отвожу огромную роль. Целью данных мероприятий является формирование у учащихся негативного отношения к социальным порокам и развитие у подростков стойкой негативной установки по отношению к употреблению психо-активных веществ. В качестве обучающих средств использую как традиционные, хорошо известные методы активного социального обучения, так и оригинальные элементы групповой работы: ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ - способ организации общения учащихся класса, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон. Метод позволяет обучить участников анализу реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначность решения большинства проблем. АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ - стимулирует обращение к опыту других, стремление приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. РОЛЕВАЯ ИГРА - метод, суть которого заключается в разыгрывании ролей.
Участники разыгрывают роли, позволяющие им полностью выражать свои чувства и мысли. Осознание приводит к действию, а его выполнение приводит к расширению осознания самого себя. ИНФОРМИРОВАНИЕ - это вмешательство, при котором ведущий подсказывает и помогает участникам, когда они сами сталкиваются с трудностями, предоставляет обратную связь и поддерживает их в процессе взаимодействия.
Мной была разработана тематика классных часов и родительских собраний по теме: «Факторы влияющие на здоровье». Проведены классные часы по темам:
- «Вред курения»,
- «Алкоголизм. Физическая и психическая зависимость»,
- «Рискованное поведение. Ответственность за свое здоровье и безопасность»,
- «Хорошие и плохие вещества. Правда и ложь о сигаретах, алкоголе и наркотиках»
- «Что такое характер и что нужно делать для его воспитания»,
- «Без кайфа жизни нет? Почему люди курят и употребляют алкоголь?»,
- «Что такое здоровье и как его укреплять»,
- «Свобода или зависимости? Мой выбор».
Тематика родительских собраний по проблеме формирования здорового образа жизни:
« Здоровье ребенка в руках взрослых»
«Алкоголизм, семья, дети»
«Пагубное влияние курения табака на здоровье человека»
«Социальный вред алкоголизма».
Неоднократно проводилось анкетирование с детьми и их родителями.
Уважаемые классные руководители, предлагаю вам поучаствовать в ролевой игре.
Кого же обвинить и как нам быть
(ролевая игра - представление)
Цель: в игровой форме показать вред курения.
Ход мероприятия:
Секретарь суда:
Внимание! Вниманье привлекаем!
Мы суд над сигаретой начинаем!
Судья: Но для начала пусть всё будет так:
Послушаем, что скажет нам табак.
Табак: К вам я из Америки пробрался
И очень прочно прописался.
Туземцы употребляли меня для церемонии,
Чтобы во всём достичь Согласья и гармонии.
Потом я по Европе зашагал
В сигарах, трубках, сигаретах...
Всюду поклонников собрал.
Судья: Мы знаем хорошо об этом.
Зачем, скажи, себя так славишь?
Ведь никотином ты своим Калечишь жизнь,
Людей ты травишь.
Жак Нико (указывая на табак) :
Я думаю, он добрый, славный,
Полезен для страдающих.
Мы все уверены в том были,
Он болеутоляющий.
Свою вину я признаю
И с вами я согласен.
Но пощадите, я не знал,
Что никотин опасен.
Судья: Все будете за вред в ответе.
Послушаем, что скажет нам свидетель.
Мальчик-свидетель:
Он боль, как будто, сразу утолил,
Меня чуть-чуть приободрил.
Потом к себе так приручил,
Что я уже с утра о нём мечтаю,
Уроки делать без него не начинаю.
Я поднимаю здесь вопрос один:
«Зачем нас травит никотин?»
Никотин: Ну вот, опять виною - никотин.
Да разве я один за всё в ответе?
Вы лучше обратитесь К красотке - сигарете.
Сигарета: Да, я такая, посмотрите, красивая и стройная.
И, если только захочу,
Всех сделаю безвольными.
Судья: Ты, конечно, тоже виновата.
И к тебе придёт тот час расплаты
За то, что дымом и ментолом привлекаешь.
И от здоровой жизни отрываешь.
Ведь появилось много мест,
где ты, красотка, под запретом.
Надеюсь, знаешь ты об этом?
Сигарета: Пусть так, но знаю я одно,
Что люди курят всё равно.
Пыхтят повсюду тут и там:
В тамбуре, в подъездах, даже в школе.
Пример тому хороший (иль плохой?)
Вот этот школьник, мальчик Коля.
Судья: Путь к истреблению тебя
Тернист и долог...
Послушаем, что скажет нам психолог.
Психолог: Я так скажу: плохих соблазнов в жизни много.
От человека всё зависит,
Какой идти дорогой.
Ведь каждый знает, что курение –
от бед, проблем не лучшее спасение.
Своим здоровьем будешь ты держать ответ.
И не убавишь, а добавишь себе бед.
Если безволен, то придёшь ты к сигарете.
Судья: Так, значит, человек за всё в ответе?
Что же, его придётся наказать.
Врач-нарколог: Позвольте прежде
Мне совет вам дать.
Сначала надо им помочь.
Хочу я в кабинет свой пригласить
Ребят, что так зависят от курения.
Проявим выдержку, терпение,
Дадим им время и возможность потрудиться –
От пагубной привычки излечиться.
Судья: Вердикт таков:
«Не будем тратить много слов,
Курильщиков всех наших собираем,
К врачу-наркологу их отправляем.
Дадим возможность им исправиться
И от курения избавиться,
Чтоб со здоровьем все не знали бед
Без никотина жили много лет».
Врач: Я вижу, у курильщиков унылый очень вид.
Судья: Но приговор мой окончательный,
Обжалованью он не подлежит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом объединении классных руководителей на тему: «Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания»
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно ...
Доклад для районного методического объединения классных руководителей
Роль классного руководителя в работе с одарёнными детьми...
Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).
Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...
Доклад на заседании методического объединения классных руководителей
Структура индивидуального портфолио обучающегося...
Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей.Тема: «Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников»
Выступление на МО классных руководителей, ноябрь 2015г....
Использование здоровьесберегающих технологий в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Доклад на методическом объединении классных руководителей.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....
Использование здоровьесберегающих технологий в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Презентация к докладу на методическом объединении классных руководителей.
В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребенка. Не секрет, что особенно важен вопрос использования здоровьесберегающих технологий в коррекц...