Рисуночный тест "Мое дерево"
методическая разработка на тему
Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых.
Дерево показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рисуночный тест "Мое дерево" | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисуночный тест «Мое дерево»
Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых.
Дерево показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне.
При выполнении теста очень важно отслеживать последовательность изображения деталей, все комментарии, самопроизвольно сделанные тестируемым во время рисования, а также его эмоции.
Задание к тесту
Необходимо дать тестируемому лист бумаги для рисования, простой карандаш, ластик и попросить его нарисовать себя в образе дерева. После того как рисунок будет готов, предложите написать о жизни дерева: что оно чувствует, как ему живется в настоящий момент в лесу?
Интерпретация рисунка «Мое дерево»
Определение наклонностей и особенностей характера человека
1. Человек, нарисовавший пальму или дерево экзотической породы, склонен к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Он любит приключения, при которых получает массу новых впечатлений.
2. Того, кто нарисовал ель, отличают хорошие организаторские способности. Но в то же время, по характеру такой человек может быть эмоционально неуравновешен и испытывать чувство отверженности.
3. Люди, рисующие дуб, честны и прямолинейны, относятся к независимым натурам.
4. Человек, изобразивший березу, – ранимый, эмоциональный и чувствительный.
5. Плакучая ива говорит о неудовлетворенности жизненной ситуацией рисующего, сниженном настроении, поиске позитивных контактов, стремлении обрести твердую опору.
6. Нарисованная яблоня может выражать у женщины желание иметь ребенка, в некоторых других случаях подчеркивает инфантильность личности рисующего.
7. Дерево с пышной кроной рисуют обычно люди с развитой интуицией.
8. Человек, изобразивший дерево с голыми ветками, обладает чертами детской непосредственности.
9. Если изображается дерево с птицами на ветвях, под солнцем или луной, то это говорит о склонности человека обдумывать любые жизненные ситуации.
Расположение рисунка
1. Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.
2. Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.
3. Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.
4. Расположение дерева в верхней части листа указывает на желание избавиться от депрессивного состояния.
5. Расположение дерева в нижней части листа говорит о чувстве самобичевания и депрессивном состоянии.
6. Если человек повернул лист бумаги по горизонтали и при таком расположении листа нарисовал дерево, то это указывает на его рассудительность и независимый характер.
Некоторые особенности рисунка
1. Дополнительные объекты на рисунке говорят об эмоциональности и хорошем воображении человека.
2. Если вокруг дерева прорисован пейзаж, то это указывает на чувствительность и сентиментальность рисующего.
3. Нарисованные два дерева показывают на отношение рисующего к окружающему миру и его жизненную позицию.
4. Множество деревьев – нежелание подчиняться общепринятым нормам.
Размеры рисунка
1. Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.
2. Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.
Характерные детали рисунка
1. Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.
2. Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.
3. Сломанное дерево – пережитое потрясение.
4. Недорисованная вершина дерева указывает на большие незавершенные планы.
5. Дерево, раздвоенное от ствола, рисуется обычно теми, у кого очень сильны родственные связи с сестрами и братьями и которые чаще всего разорваны или утрачены. Также такие деревья часто рисуют близнецы.
6. Ветка вместо дерева говорит об инфантильности человека.
7. Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.
8. Если ветви дерева направлены вверх, то это указывает на оптимистический настрой и энтузиазм, иногда на стремление автора рисунка к власти.
9. Ветви, идущие в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.
10. Если ствол изображается без ветвей, это говорит о трудностях в установлении контактов.
11. Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, которые нуждаются в утверждении себя и укреплении своего места в жизни.
Изображение листвы
Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также говорят о психологической защищенности человека в этих контактах.
1. Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающими и о его контактности.
2. Если нарисованная листва скудная и чахлая – контакт с внешним миром очень слабый.
1. Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.
2. Листва, изображенная схематично, похожая на пустой круг говорит о непроявленной агрессивности.
3. Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.
4. Листва, направленная вверх, – стремление к лидерству и наличие цели.
5. Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.
6. Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.
7. Листва дерева, прорисованная кривыми линиями, означает открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.
8. Листва в виде узора – обаяние, приветливость, женственность, доброжелательность.
9. Листва-сетка выказывает желание уйти от неприятностей и проблем.
Ствол дерева
1. Ствол, оторванный от земли, – недостаток контакта с внешним миром.
2. Ствол, расширяющийся книзу, – поиск устойчивого и стабильного положения в окружающем мире.
3. Ствол, сужающийся книзу, – изоляция и стремление укрепить свое Я.
4. Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.
5. Ствол, нарисованный из одной линии, означает нежелание реально смотреть на вещи.
6. Ствол, не связанный с ветвями, – попытка убежать от реальности в мечты.
7. Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и хорошем интеллекте.
8. Если дерево изображается таким образом, что высота ствола больше величины кроны, можно говорить о преобладании у человека интереса к конкретным вещам, его умении жить в настоящем моменте.
9. Если размер кроны доминирует по отношению к размеру ствола – у автора рисунка хороший самоконтроль.
10. Ствол с наклоном влево рисует человек, пасующий перед агрессией.
11. Ствол с наклоном вправо означает, что человек ищет поддержки.
12. Ствол, как бы вырастающий из круга, изображает человек, чувствующий себя защищенным только в своем окружении.
13. Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или операции, а также о сексуальных переживаниях и травмах. Если дупло с птицами, то это указывает на потребность в защите и уюте.
Корни
Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек, и свидетельствуют о его любознательности, импульсивности.
1. Нарисованные корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует, или спрятанное.
2. Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто увидеть интересующее.
3. Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.
Штриховка
Штриховка дерева имеет большое значение при интерпретации рисунка. Она может быть ярче или бледнее, иметь различную форму. Исходя из этого и множества других признаков, можно делать определенные выводы о психологическом состоянии человека.
1. Затемнение листвы, ствола, корней является признаком тревожного состояния.
2. Однородная, не слишком интенсивная штриховка говорит о повышенной чувствительности.
3. Горизонтальные штрихи свидетельствуют о женственности, слабости, развитом воображении.
4. Вертикальные штрихи – признак настойчивости и решительности.
ВАЖНО!
Если вы применяете тест «Мое дерево» к себе самому, вы можете выявить психологические проблемы, эмоциональное состояние и жизненные ресурсы, которые даже не осознаете. Пусть полученное знание придаст вам силы и послужит толчком к осуществлению изменений в себе и своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисуночные тесты
Такого рода рисуночные тесты показывают, кто из членов семьи наиболее близок ребенку, с кем бы он хотел проводить (проводит) больше времени....
диагностика личностных особенностей младших школьников методом рисуночных тестов
Среди диагностических средств, используемых в психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным...
Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей учащихся ОВЗ.
Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципах проекции. Рисунок - это всегда какое - сообщение, зашифрованное в образах. Моя методическая разработка...
«Рисуночные» игры
Рисование — очень полезное и увлекательное занятие, с помощью которого ребёнок познаёт секреты красок, карандашей, кисточек, мелков и ...
методическое пособие : Технология "Рисуночное письмо" как средство обучения биологии в разделе "Животные"
Методическое пособие для учителя.Технология "Рисуночное письмо " как средство обучения биологии в разделе "Животные".При изучении раздела животные можно применять рису...
Развитие и коррекция эмоциональной сферы с использованием рисуночных методик
В современном мире существует множество разнообразных техник для развития познавательных процессов, моторных функций и качеств ребенка.Одной из задач школьного психолога является обеспечение обра...
Применение ассоциативного рисуночного теста для психологической диагностики учащихся 5-6 классов.
Опыт примения рисуночного ассоциативного теста для экспресс диагностики в 5-6 классах....